РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
рабочая программа на тему
для специальностей
11.02.01 «Радиоаппаратостроение»
11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ras_at_metrologiya.doc | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО РО «Ростовский-на-Дону колледж радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
для специальностей
11.02.01 «Радиоаппаратостроение»
11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)»
2014
СОГЛАСОВАНО
Начальник учебного отдела
Е. Н. Круглова
«__» ___________ 2014 г.
ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией
Промышленных технологий
Председатель
___________ Л.П. Панченко
«__» ___________ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебно-методической работе
_____________ Н.Е. Анисимова
«___» ___________ 2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 11.02.01 «Радиоаппаратостроение», 11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отрослям)»
Разработчики:
Ирина Сергеевна Ермолаева - преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО РО «РКРИПТ»
Рецензенты:
_________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, квалификационная категория, должность
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, квалификационная категория, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
Специальность | Укрупненная группа специальностей |
11.02.01 «Радиоаппаратостроение» | 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» |
11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)» | 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» |
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при профессиональной подготовке кадров технической направленности при наличии среднего (полного) общего образования и при повышении квалификации и переподготовке при наличии среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
В структуре программы подготовки специалистов среднего звена учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате изучения обязательной части цикла студент должен
уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- применять документацию систем качества;
- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации.
знать:
- основные понятия метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно - методических стандартов.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 72 час,
в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
-самостоятельной работы студента 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
лабораторные занятия | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 24 |
в том числе: | |
Работа с конспектом и учебной литературой. Подготовка сообщений, докладов, создание презентаций по теме. Выполнение индивидуальных заданий. Работа с нормативной документацией. Подготовка к практическим занятиям. | |
Форма промежуточной аттестации по дисциплине – дифференцированный зачёт |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Метрология, стандартизация и сертификация »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов. | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Метрология | 21 | |||
Тема 1.1. Правовые основы, цели, задачи, объекты, средства метрологии. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Правовые основы, цели и задачи метрологии в РФ и зарубежных странах. | |||
2 | Принципы, объекты и средства метрологии. Метрология и её составляющие. | |||
3 | Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). | |||
4 | Закон « Об обеспечении единства измерений». | |||
5 | Ответственность за нарушение законодательства. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Изучение содержания нормативных документов. | ||||
Тема 1.2. Основные понятия и определения в области метрологии. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Основные понятия и определения метрологии. | |||
2 | Виды измерений. Средства измерений и их классификация. | |||
3 | Принципы измерений. Методы измерений. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Определение сферы практического применения изученных понятий на конкретных примерах. | ||||
Тема 1.3. Единицы измерений. Аксиомы метрологии. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Физические величины. Размерность физической величины. | |||
2 | Единицы физических величин. Основное уравнение измерений. | |||
3 | Международная система единиц СИ. Кратные и дольные единицы. | |||
4 | Основные, дополнительные, производных и внесистемные единицы. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Подготовка докладов по теме. | ||||
Тема 1.4. Статические и динамические характеристики средств измерений. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Метрологические характеристики средств измерений. Диапазон измерений. | |||
2 | Предел измерения. Цена деления шкалы. Функция преобразования. | |||
3 | Чувствительность. Основные расчетные зависимости. | |||
4 | Точность, сходимость и воспроизводимость измерений. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Изучение дополнительных статических и динамических характеристик, используемых в практике радиоэлектронных измерений. | ||||
Тема 1.5. Погрешности измерений. Нормирование погрешностей. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Погрешности измерений и их классификация. | |||
2 | Расчет абсолютной, относительной и приведённой погрешностей СИ. | |||
3 | Систематические, случайные и грубые погрешности. | |||
4 | Основные и дополнительные погрешности. | |||
5 | Нормированное значение. Классы точности средств измерений. | |||
6 | Аддитивная и мультипликативная составляющие в общей погрешности. | |||
7 | Методы нормирования погрешностей средств измерений. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Расчет погрешностей средств измерений. | ||||
Тема 1.6. Обработка результатов измерений. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Методы обработки результатов многократных измерений. | |||
2 | Расчетные зависимости. Моментные и интервальные характеристики. | |||
3 | Построение и анализ гистограммы. | |||
4 | Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов). | |||
5 | Доверительная вероятность. Распределение Стьюдента. | |||
Практические занятия | 2 | |||
№ 1 | Обработка результатов измерений. | |||
Самостоятельная работа студентов | 2 | |||
Подготовка к практическому занятию. | ||||
Раздел 2. Стандартизация. | 33 | |||
Тема 2.1. Правовые основы, цели, задачи, объекты и средства стандартизации. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Исторические основы развития стандартизации. Понятие стандартизации. | |||
2 | Цели и задачи стандартизации. Правовая база стандартизации. | |||
3 | Нормативные документы в области стандартизации. Отраслевые стандарты. | |||
4 | Виды стандартов. Технические регламенты. Государственные стандарты. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Изучение ст. 1 и 2 Закона РФ «О техническом регулировании». | ||||
Тема 2.2. Основные понятия и определения в области стандартизации и качества. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Основные понятия и определения в области стандартизации. | |||
2 | Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно - методических стандартов. | |||
3 | Структура стандартов. | |||
Практические занятия | 2 | |||
№ 2 | Изучение структуры стандартов. | |||
Самостоятельная работа студентов | 2 | |||
Подготовка к практическому занятию. | ||||
Тема 2.3. Национальная система стандартизации. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Государственная (национальная) система стандартизации РФ (ГСС РФ). | |||
2 | Общая характеристика системы и направления её реформирования. | |||
3 | Основные положения национальной системы стандартизации. | |||
4 | Документация национальной системы стандартизации. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Изучение соответствующих статей Закона РФ «О техническом регулировании». | ||||
Тема 2.4. Принципы и методы стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Основные принципы стандартизации в соответствии с Законом РФ. | |||
2 | Основные методы стандартизации: унификация, симплификация, типизация, агрегатирование, специализация, комплексность, динамичность, взаимозаменяемость. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Создание презентаций по теме. | ||||
Тема 2.5. Параметрическая стандартизация. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Научная база стандартизации. Параметрическая стандартизация. | |||
2 | Математическая основа параметрической стандартизации. | |||
3 | Ряды предпочтительных чисел. Предпочтительные числа по рядам Е. | |||
4 | Система предпочтительных чисел по рядам R. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Сравнение частоты членов рядов R5 и R10, выбор по заданным условиям из ряда предпочтительных чисел соответствующих членов ряда. | ||||
Тема 2.6. Международная и региональная, межгосударственная и государственная система стандартизации в СНГ и РФ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Международная, межгосударственная в СНГ и региональная система стандартизации. | |||
2 | Государственная система стандартизации РФ. Основные положения. | |||
3 | Правила оформление текстовых документов. | |||
Практические занятия | 2 | |||
№ 3 | Оформление текстовых документов в соответствии с действующими нормативными документами. | |||
Самостоятельная работа студентов | 2 | |||
Подготовка к практическому занятию. | ||||
Тема 2.7. Понятие качества и его оценка. Классификация и номенклатура показателей качества продукции. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Качество продукции. Система показателей качества продукции. | |||
2 | Методы оценки. Стандартизация в управлении качеством продукции. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Изучение управления качеством в жизненном цикле продукции. | ||||
Тема 2.8. Международная система стандартов по обеспечению качества (серия стандартов ИСО 9000). | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Международные стандарты ИСО серии 9000. | |||
2 | Основные требования стандартов. Стандарты и руководящие документы. | |||
3 | Требования к качеству, оценивание, характеристики и метрики качества в соответствии с международными стандартами. | |||
4 | Структура и содержание системы государственных и международных стандартов в области качества. | |||
5 | Применение документации систем качества в РФ. | |||
Практические занятия | 2 | |||
№ 4 | Определение показателей качества продукции. | |||
Самостоятельная работа студентов | 2 | |||
Подготовка к практическому занятию. Работа с конспектом и учебной литературой. | ||||
Раздел 3. Сертификация. | 18 | |||
Тема 3.1 Правовые основы, цели, задачи, объекты и средства сертификации. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Основные цели и принципы сертификации. Нормативно – правовая база. | |||
2 | Организационно – методические принципы и практика сертификации на национальном, региональном и международном уровнях. | |||
3 | Роль дисциплины в сфере профессиональной деятельности. Аккредитация. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Изучение содержания нормативных документов. Подготовка сообщений по теме. | ||||
Тема 3.2 Основные понятия и определения в области сертификации. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Основные понятия и определения сертификации. Объекты сертификации. | |||
2 | Основные принципы и специфика сертификации соответствия продукции и услуг. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Рассмотрение на конкретных примерах сферы практического применения понятий сертификации. | ||||
Тема 3.3 Порядок и правила системы сертификации РФ. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Правила и порядок проведения сертификации. Основные этапы и процедуры. | |||
2 | Организационно – методическое обеспечение работ по сертификации. | |||
3 | Гармонизация российской системы сертификации с европейскими и международными правилами. | |||
4 | Проведение испытаний. Сертификат и знак соответствия. | |||
5 | Структура Федеральных законов и постановлений правительства РФ, регламентирующих вопросы сертификации. | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Изучение технологии проведения сертификационных испытаний и оформления документов для выдачи сертификатов. | ||||
Тема 3.4 Продукция (услуги) подлежащая обязательной сертификации. Добровольная сертификация. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Обязательная и добровольная сертификация. | |||
2 | Продукция (услуги), подлежащая обязательной сертификации. | |||
3 | Основы сертификации соответствия продукции и услуг. | |||
4 | Нормативные документы по сертификации. | |||
5 | Содержание и сфера применения Федерального закона РФ «О сертификации продукции и услуг», анализ систем сертификации | |||
Практические занятия | 2 | |||
№ 5 | Определение подлинности товаров на российском рынке | |||
Самостоятельная работа студентов | 2 | |||
Подготовка к практическому занятию. | ||||
Тема 3.5 Схемы сертификации и их применение. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Основные схемы сертификации в системе сертификации ГОСТ Р. | |||
2 | Назначение каждой схемы и сфера их применения. | |||
3 | Информационное обеспечение в сфере сертификации в РФ и сфера применения Федеральных законов РФ «О защите прав потребителей», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О стандартизации». | |||
Самостоятельная работа студентов | 1 | |||
Выбор схемы сертификации, по которой целесообразно сертифицировать заданную группу продукции. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-демонстрационные пособия;
-учебная доска.
Технические средства обучения:
-компьютер;
-мультимедийный проектор;
-интерактивная доска.
Лицензионное программное обеспечение.
Microsoft Office Word 2010.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Зайцев С. А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник. – М.: ОИЦ «Академия», 2013
2 Ильянков А. И., Марсов Н. Ю. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практикум. – М.: ОИЦ «Академия», 2013
Дополнительные источники:
1 Дворяшин Б. В. Метрология и радиоизмерения: Учеб. пособие для студ. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
2 Ю. И. Борисов, А. С. Сигов, В. И. Нефёдов и др. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2009
3 ГОСТ 2.105 -95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
4 ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
5 ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
6 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О техническом регулировании"
7 Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об обеспечении единства измерений"
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
студент должен уметь: | |
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | – выполнение практических работ № 1, 2, 3. |
- применять документацию систем качества. | – выполнение практической работы № 4; – расчётное задание. |
- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации | – выполнение практической работы № 5; – практическое задание. |
студент должен знать: | |
- основные понятия метрологии, стандартизации и сертификации; | – тестовый контроль; – теоретическое задание; – практическое задание; – расчётное задание; – внеаудиторная самостоятельная работа; – дифференцированный зачет. |
- основные положения систем (комплексов) общетехнических стандартов и организационно - методических стандартов; | – выполнение практической работы № 2; – тестовый контроль; – внеаудиторная самостоятельная работа; – дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" для специальности СПО
Одобрена цикловой комиссиейтехнических дисциплинПротокол №__ от «___»____________2012г.Председатель комиссии:__________________ Г.М. Мосунов...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля иоценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программуучебной дисциплины «Метролог...
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология, стандартизация и сертификация» (2 курс СПО)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Метрология, стандартизация и сертификация. Специальность 15.02.08 "Технология машиностроения".
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности профессионального образования 15.02.08 «Технология машиностроения» б...
КОС по учебной дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"
Контрольно-оценочные средства, предназначенные для контроля умений и знаний обучающихся по учебной дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" специальность 21.02.08 «Прикладная геоде...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока проверки и оценки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
В представленной методической разработке изложена методика проведения урока проверки и оценки знаний, умений и навыков с применением элементов технологий личностно - ориентированного, проблемног...