Практико-ориентированный подход в преподавании ветеринарных дисциплин
методическая разработка на тему
Данный материал может быть полезен для преподавателей в качестве опорной сетки при составлении программ и КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методичка | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Методическая разработка
на тему «Практикоориентированный подход в преподавании ветеринарных дисциплин»
Выполнил преподаватель
Малухина Н. И.
___отсутствует____
(имеющаяся квалификационная категория)
_____ первая____
(заявленная квалификационная категория)
Дуван - 2015
Введение.
Практико-ориентированный подход в обучении студентов нашего техникума является довольно актуальным, так как современный рынок труда ждет специалистов, которые обладают не только пакетом теоретических знаний, но и большим практическим опытом. Дипломированный специалист должен прийти на производство и безоговорочно начать решать производственные задачи разного характера.
Практико-ориентированный подход, как и следует из его названия, делает акцент на подготовке студентов к будущей карьере, нахождении своего места в жизни. Данный подход должен дать студенту как можно более приближенное к повседневной жизни представление о мире и его законах и развить у молодого человека необходимые навыки хозяйственной жизни, т. е. научить выпускника выживать в условиях рынка.
Сегодня в подготовке специалистов среднего специального образования продолжает доминировать знаниевый подход. Студенты немало знают, но почти ничего не способны сделать в плане реальных начинаний. Поэтому я считаю, что обучение через практико-ориентированный подход - это первый шаг обретения учащимися разных типов деятельности: проектировочной, организационной, управленческой, оформительской, аналитической. Это знакомство происходит в реально-деятельном режиме.
Значимой чертой организации практико-ориентированного подхода в обучении ветеринарии является включение студентов в различные формы научно-исследовательской деятельности.
Выпускники нашего учебного заведения могут работать не только ветеринарными фельдшерами, но ветеринарно-санитарными экспертами, старшими ветеринарными фельдшерами, зоотехниками, фельдшерами отдельных направлений в ветеринарии, техниками по искусственному осеменению животных, вести частную ветеринарную деятельность.
Как показывает педагогический опыт, обучение ветеринарии через практико-ориентированный подход является продуктивной деятельностью, которая позволяет соединить теоретическое и практическое образование. Знания и навыки в этом случае рассматриваются как необходимые инструменты при планировании, выполнении и оценки студентом собственных действий. Такая связь между практическими действиями и обучением - важное условие для формирования у обучающихся общих и специальных компетенций, которые говорят о его готовности к ветеринарной деятельности.
Критериями такой готовности в личностно-психологическом плане выступают: самостоятельность, способность к инициативной деятельности, эмоционально-волевая направленность, комплекс умений, позволяющий успешно включиться в ветеринарную деятельность.
Для полноценного обучения ветеринарным качествам, по моему мнению, необходимы условия, при которых студент сможет получить не только теоретические знания, но и представления, опыт взаимодействия, проявить собственные чувства. В связи с этим особым разделом в обучении ветеринарии я выделяю формирование у студентов коммуникативных умений: ориентироваться в производстве; ориентироваться в ситуации общения; различать виды общения и выбирать адекватный способ взаимодействия с партнерами.
Система практико-ориентированной деятельности - органический элемент образовательной системы, ее педагогического пространства, в котором рождается потребность у студентов в жизненном, профессиональном самоопределении в соответствии с их задатками, способностями, профессиональными намерениями; происходит приобщение студентов к культурным ценностям. Именно в практико-ориентированной деятельности могут проявиться наиболее полно индивидуальные способности студента, свобода его выбора.
Целью исследования является выявление дидактических основ практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке по инновационным образовательным технологиям.
Гипотеза исследования: качество специализации преподавателя по инновационным технологиям повысится, если при обучении использовать:
- основные психолого-педагогические закономерности практико-ориентированного подхода;
- дидактические особенности и принципы проектирования содержания учебного материала в соответствии с практико-ориентированным подходом;
- методику преподавания исходя из особенностей практико-ориентированного подхода.
Аналитическая часть.
Практико-ориентированный подход – это метод преподавания и обучения, позволяющий студентам сочетать учебу в техникуме с практической работой. Студентов ставят в реальные рабочие условия, в которых они получают соответствующие практические и социальные навыки, необходимые для успешной работы.
Существует множество моделей этого подхода, таких как сэндвич-курсы (учебная программа включает год профессиональной работы в сочетании с учебой), кооперативные программы, представляющие одну из старейших форм обучения в высшем образовании (опыт работы интегрируется в общую учебную программу, не являясь дополнительным годом), модель получения практического опыта путем когнитивного ученичества (студенты получают возможность наблюдать и впитывать организационную культуру рабочего места), совместные промышленно-университетские курсы (совместно разработанные и финансируемые крупной компанией), и т.д. В общем, как утверждает Дэвид Грей, можно различать «учебу для работы» (например, определение на работу при участии в «сэндвич»-программе); «учебу на работе» (например, компания организует у себя тренинг или программы профессионального развития) и «учебу через работу» (при наличии официальной аккредитации) (Gray D., 2001).
Отличительные черты
- Сосредоточенность на анализе опыта работы, а не только на приобретении технических навыков.
- Обучение происходит в результате деятельности и решения проблем в рабочей обстановке, и таким образом, базируется на реальных проектах и проблемах.
- Коллективный подход к обучению.
- Способствует получению новых знаний и навыков.
Преимущества и вызовы
Преимущества:
- Эффективное развитие профессиональных и общих навыков.
- Студентам легче получить работу и повышение в стартовой зарплате.
- Развитие и сохранение численности студентов в университете.
- Дополнительные возможности для карьерного роста.
- Содействие взаимодействию техникум - регион для активизации инновационной деятельности.
- Подготовка студентов к вхождению в члены сообщества.
Вызовы следующие:
- Развитие эффективного партнерства с бизнесом, промышленностью и региональными институтами.
- Развитие эффективных моделей взаимодействия техникум-промышленность-сообщество.
- Для планирования и вовлечения всех участвующих сторон требуется много времени.
- Развитие педагогических подходов, эффективно сочетающих академические и практические аспекты этого метода обучения.
- Эффективные методы оценки, подходящие к проблемно-ориентированному подходу, в центре которого находится студент.
Компетенции преподавателя
- Знать модели практико-ориентированного обучения.
- Уметь устанавливать продуктивные партнерства с представителями бизнеса, членами сообщества, студентами и родителями.
- Знать, как разрабатывать эффективную программу (скроенную специально под специфическую модель практико-ориентированного подхода), включая ее планирование, внедрение, оценку и корректировку плана обучения студента.
- Понимать потребности различных типов учащихся.
- Эффективно сотрудничать с наставниками на рабочем месте.
- Уметь продвигать эффективное партнерство между работодателями и университетом.
Основные этапы планирования и реализации
Модель практико-ориентированного подхода определяет основные компоненты его развития и реализации. Тем не менее, существуют базовые стратегии, которые являются общими для этого подхода. Они включают:
- Определение потребности в программе.
- Знание основных качественных компонентов:
- программа координируется квалифицированным заинтересованным преподавателем-координатором;
- студенты зачисляются на основе потребностей, интересов и профессиональных задач;
- базы практик разрабатываются преподавателем-координатором с тем, чтобы обеспечить получение трудового опыта, имеющего прямое отношение к студенческим карьерным нуждам и целям;
- учебный процесс планируется и соотносится с опытом работы и профессиональными потребностями студентов;
- разрабатываются четкие правила и распределяются полномочия по руководству программой;
- разрабатываются оценочные мероприятия, с помощью которых преподаватель-координатор может вести мониторинг программы;
- консультационный комитет помогает в планировании, развитии и реализации программы;
- письменные соглашения по проведению студенческих тренингов и планы практик тщательно разрабатываются и согласуются всеми участвующими сторонами;
- преподавателю-координатору предоставляется достаточно времени (минимум ½ часа на студента в неделю) для координации и контроля студенческой практики;
- с преподавателем-координатором заключается длительный контракт, чтобы он мог помогать наставнику на рабочем месте, разрабатывать планы тренинга, контролировать студентов и соответствующие мероприятия; результаты итогового анализа используются для улучшения будущих программ, основанных на практико-ориентированном подходе;
- соответствующие условия создаются для преподавателей-координаторов;
- преподаватели-координаторы знают преимущества практико-ориентированного подхода и содействуют его распространению в широкой аудитории.
- Разработку и следование инструкциям и составляющим практико-ориентированного подхода. Студенческие планы обучения должны разрабатываться на основе сотрудничества между преподавателем-координатором, студентом и работодателем.
Важные примечания:
- Надлежащее планирование имеет первостепенное значение для всех практико-ориентированных программ. Все участвующие стороны должны иметь четкое представление о времени, усилиях и затратах, связанных с внедрением специфической практико-ориентированной программы.
- Необходима эффективная организация и координация осуществляемого сотрудничества между многочисленными партнерами.
- Необходимо, чтобы методология, учебный план и способы реализации практико-ориентированных программ были полностью разработаны и выполнены.
- Эффективные тренинговые программы необходимы для всех сторон, включая преподавателей, администраторов и наставников на рабочих местах; подготовка наставников и мониторинг соответствующих учебных показателей имеет большое значение для успеха практико-ориентированной программы.
- Необходимо разрабатывать эффективные стратегии для нахождения и привлечения потенциальных работодателей, которые хотели бы участвовать в программе, и стратегию поддержания мотивации и интереса работодателей.
Практическая часть.
Суть концепций практико-ориентированного обучения заключается в создание условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Это способ организации обучения, содержание, иногда и формы организации которого прямо ориентированны на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего:
- на способы самостоятельного постижения знаний;
- на развитие способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности;
- на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования;
- на гуманистическую направленность образование процесса.
Такой подход культивирует творческое, теоретическое мышление, а это, на мой взгляд, при сложившихся современных условиях главное.
. Изучив материалы научно-методической литературы, в своей работе применяю элементы системы эффективности уроков, позволяющие использовать принципы наглядности, осознанности и интереса в обучении, связи теории с практикой, применения знаний в необычных ситуациях, а также системы поэтапного обучения с использованием элементов проблемно-поисковой творческой деятельности учащихся, обучению их приемам эффективной учебной работы.
Считаю, что применение в современном учебном процессе интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками, обеспечивает развитие личности ребенка, практическое осмысление полученных знаний и умений в практико-ориентированном образовательном процессе и социализацию выпускников.
Качество знаний, умений и навыков учащихся зависит во многом не только от методов и приемов обучения, но и от структуры и форм организации учебной деятельности, мотивационного аспекта и потребности в получении практических знаний.
Высказывание великого педагога К.Д. Ушинского, считавшего, что необходимо, чтобы «дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал», является основополагающим моей педагогической деятельности и позволяет мне эффективно достичь положительных результатов не только в обучении и воспитании, но и в социализации студентов. Исходя из этого, я и определила тему своей работы следующим образом: « Практико-ориентированное обучение в преподавании ветеринарных дисциплин».
Свою роль в этом вижу в следующих деятельностных направлениях:
- отбор и анализ содержания программного и дополнительного материалов по предмету;
- организация учебного познания как исследование с помощью активных форм и методов учебной и внеклассной работы;
- предоставление учащимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы;
- обучение методам научного познания и технологиям учебного исследования;
- обеспечение процесса исследования необходимыми инструментально-дидактическими средствами;
- отведение демонстрационному эксперименту главной роли в исследовательской деятельности;
- оказание помощи учащимся в планировании, в ходе исследования, решения проблемы и оценке результатов работы.
В основе опыта работы лежит традиционная система формирования знаний по ветеринарным дисциплинам, с использованием инновационных, методических и дидактических подходов к развитию знаний обучающихся.
Проблемное обучение выступает необходимым компонентом формирования научно-мировоззренческого мышления учащихся, особенно старшеклассников, оптимальной формой которого является проблемно-инструментальная методика. В ней прослеживается относительная завершённость мышления, где начало - исходная проблема, окончание когнитивный продукт.
В этой системе просматриваются весомые приёмы, выводящие на умелое распознавание студентами мировоззренческих задач и самостоятельное умение их ставить, на поиск метода, соответствующего задачам, на применение метода и оценки полученного результата, что через мировоззренческий аспект получает практико-ориентированную направленность.
Так, например, вводное повторение, имеющее интерактивный информационный режим или используемый демонстрационный эксперимент, необходимый для загрузки в оперативную память студентов тех знаний, на фундамент которых будут настраиваться новые.
В изучение нового материала (основной объем) через лекционное преподнесение вводится практическая или демонстрационная работа, которая позволяет компактно передать учащимся дидактическую единицу предмета.
При проведении семинаров для изучения дополнительно объема материала, в котором одни студенты должны разобраться во всем и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим –достаточно усвоить основы знаний использую дифференцированное обучение, систему индивидуальных заданий, возрастающих по сложности, информационные носители, расширяющие знания материала.
В своей работе стремлюсь к установлению обратной связи, получению постоянной информации об успешности студента. Для диагностики текущего состояния использую срезовый и тестовый тематический контроль.
Домашнее задание возможно, как для всей группы, так и для отдельных студентов. Выполнение его проверяется систематически, что позволяет скорректировать знания учащихся.
Учащиеся понимают, что систематическая работа на уроке и дома гарантирует им положительны оценки.
Новизна в методах обучения и воспитания, используемых мной на уроках, состоит в том, что преподаватель:
- переходит с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности учащегося;
- мотивирует познавательную деятельность за счет интереса, практической направленности, взаимопонимания и взаимоуважения к личности, добивается положительного отношения к дисциплинам;
- организует самостоятельную работу на уроке и систематическую, индивидуальную домашнюю работу студентов;
- использует коллективные формы работы на уроке;
- организует постоянный контроль результатов самостоятельной работы на уроке и дома, оказывает оперативную помощь;
- создает ситуацию успеха, планирует и предлагает студенту посильные задания с поэтапным возрастанием их сложности;
- организует самоанализ собственной деятельности, корректирует направленность и содержание практической деятельности.
Оснастить человека знаниями, достаточными для успешной социализации, на сколько-нибудь длительное время становится все трудней, сроки обучения увеличиваются, а его эффективность падает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. Но еще важнее - знание о том, как добыть информацию, интегрировать её или создать. И то и другое и третье – результаты деятельности. Таким образом, изменяются как характер учебного процесса, так и способы деятельности преподавателя. Студент перестает быть пассивным преемником, а становится активным субъектом образовательной деятельности. И преподаватель перестает быть транслятором информации. Его функциями становятся: постановка задач, организация деятельности студентов, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия выполнению стандарта. Он превращается в менеджера, организатора коммуникаций, и эксперта. Резко растет эффективность обучения. Действительно, содержание, за 5 минут рассказанное преподавателем, еще через 5 минут будет наполовину забыто, а через неделю от него останется в памяти одна двадцатая часть. Если студент приложил личные усилия к добыванию этого содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая свою позицию в спорах с товарищами, соглашаясь с более убедительными доводами, оно станет достоянием студента надолго. Соответственно возрастают возможности в реализации личностно - и практико-ориентированного образования.
За высокую эффективность приходится, однако, платить. Прежде всего – необходимостью учителю постоянно совершенствовать себя. Как отмечает Джемисон Маккенди, переход от традиционных моделей обучения, «мудрец на подмостках», к личностно и практико-ориентированным стратегиям и деятельности типа «советчик под рукой» - требует длительного, профессионального развития.
Передо мной, идущей в техникум с желанием научить, передать свои знания, поделиться жизненным опытом со студентом, возникает ряд проблем, над которыми мне предстоит трудиться, может быть, всю свою жизнь. Вот некоторые из них:
- как обеспечить успешность каждого студента в обучении;
- как сохранить здоровье учащихся, уйти от значительной перегрузки в учебном процессе;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а абстрактно-логическое с приобретением практических навыков в их применении;
- как успешно работать на уроке со всей группой и одновременно с каждым студентом.
Разрешить поставленные задачи можно путем применения практико-ориентированного, дифференцированного подхода на личностном уровне, через раскрытие индивидуальности студента в специально организованной учебной деятельности, чтобы работа студента на уроке и дома обеспечивала его личностное самоопределение, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией или сферой деятельности, а также применением в обыденной жизни знаний по ветеринарии.
Ставя перед собой задачу, добиться возникновения у студентов познавательного интереса и активизации мышления, следует помнить, что существует два взаимосвязанных пути её решения:
- через содержание учебного материала;
- через организацию учебной деятельности учащихся.
Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, экспериментальным доказательством выдвинутых идей, задач важного практического содержания, с использованием литературы и других художественных произведений.
Второй путь – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; озвучивание ими учебных презентаций; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; уроков-конференций, семинаров и КВН.
Развитие творческого теоретического мышления и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе усвоения учащимися методов творческой деятельности, Метод не сама цель, а способ её осуществления. Методы, которые я использую на своих уроках работают на главную цель – развитие творческого мышления. Ведущая роль отводится методам творческой деятельности (гностические, логические):
- Метод синектики (логический) - решение творческих задач путем поиска (изучение строения и жизнедеятельности микроорганизмов; как происходит возникновение заболевания; какие способы и методы применяются для лечения и профилактики того или иного заболевания и т.д.); символическая аналогия - изображение поисковой задачи в виде символа или схемы; и т.д.);
- Метод моделирования изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью презентаций;
- Метод причинно-следственного анализа метод позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения (Например: «В чём секрет механизма действиятуберкулёзной, палочки сибирской язвы? Почему происходит заживление ран по первичному натяжению, по вторичному или под струпом?
- Метод эвристических вопросов( в рамках эвристического метода)- ещё Цицерон предлагал всё излагать через словесную формулу «кто?-что?-где?-чем?-зачем?-как?-когда?». Например тема «Инфекция». Сколько труда вкладывают студенты, чтобы выучить определение инфекции…Я попыталась предложить им алгоритм. Результаты превзошли все ожидания: не было студента, который бы не знал данное определение и не понимал его сущности.
ФАКТ инфекции- состояние заражённости организма
ПРИЧИНА проникновение в организм возбудителя
ПОВОД снижение иммунитета
СОПУТСТВУЮЩИЕ СОБЫТИЯ переохлаждение
АНАЛОГИ И СРАВНЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ возникновение болезни (Грипп) с вытекающими симптомами.
Известный педагог З.А. Сухомлинский писал: «Нет, и не может быть детей, которые не хотели бы учиться… Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться все крепче, и разорвать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников трудиться».
Психологи считают, что познавательный интерес занимает у учащихся, ведущее место среди мотивов и факторов, стимулирующих учение. «Нет ни одной проблемы в познавательной учебной деятельности, которую можно было бы решить без опоры на интерес». Вот почему проблема развития познавательного интереса у учащихся важна и актуальна. Пути решения ее разнообразны. Даже давно известные методические приемы могут открыть новые перспективы в решении этой проблемы. Например, интересный эмоциональный рассказ преподавателя порождает удивление новым, сопереживание, радость познания. А успехи в самостоятельной учебной деятельности, маленькие самостоятельные открытия поддерживают постоянный интерес учащихся к учению, стимулируют их развитие и самосовершенствование.
А это значит, что учащиеся не пассивные слушатели, а активные собеседники. Важно обучать студентов умению самим формулировать проблемные вопросы. Знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от их познавательного интереса, от их активного участия в учебной деятельности.
Заключение.
Повышение эффективности урока – важнейшая проблема волнующая всех преподавателей. Но полная отмена традиционного комбинированного урока – это тоже не выход из положения. Данная методическая работа трактует речь должна идти о придании тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех студентов, повышающих интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов
В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональны...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ
Основной задачей по повышению профессиональной компетентности выпускников нашего техникума и их конкурентоспособности является увеличение практики и решение задач в области их будущей проф...
Доклад "Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности 08.02.01"
Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...
Новые – практико-ориентированные подходы к формированию учебной мотивации студентов педагогического колледжа.
Преодоление разрыва между требованиями образовательного учреждения и уровнем подготовки выпускника педагогического колледжа, стало основной задачей стоящей перед системой профессионального образ...
Важен ли практико-ориентированный подход в преподавании общеобразовательных дисциплин в системе СПО?
Одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются практико-ориентированные технологии, которые направлены на формирование личностных компетенций буд...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ
В методических рекомендациях рассматривается возможность реализации практико-ориентированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования ...
Методическая Разработка "Практико-ориентированный подход в преподавании химии и биологии"
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержан...