Доклад "Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности 08.02.01"
статья по теме
Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoopredeleniya_studentov.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Мурыгина Марина Павловна
преподаватель
СГОБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Смоленская область, г. Рославль
Использование практико-ориентированного подхода к организации учебного процесса студентов позволяет решать задачи их профессионального самоопределения. Учебные практики, начиная с первого курса, формируют у студентов профессиональные навыки и умения. Студенты 3-4-го курсов в рамках производственной практики могут реализовать собственные проекты, что позволяет подготовить востребованного специалиста.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает: – освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;
– практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.
Современное состояние среднего профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции специалистов, их нравственности, культуре, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования. Знания, умения и навыки современными работодателями рассматриваются в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества при производстве продукции и предоставлении услуг.
Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во- первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни.
Во-вторых, позволяет создавать условия для профессионального самоопределения студентов.
Многие исследователи уделяют большое значение практике в процессе профессионального образования. Особенности и виды практик зависят от специальности, учебного плана и общей организации учебного процесса.
Ю. К. Бабанский говорит о том, что именно в процессе практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности [1, с.37].
В свою очередь К. Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой [3, с. 251].
Ю. Н. Глазунова рассматривает практику в качестве связующего звена между теоретическим и практическим обучением студентов и говорит о приоритетном значении данного вида деятельности. Она создала дидактическую модель профессиональной подготовки специалистов социальных специальностей, которая строится на основе принципов интеграции, детерминации, развития [2. с.64].
Дисциплина Ценообразование и проектно-сметное дело входит в состав ПМ. 02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.
В целом в преподавании МДК 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.
Общей задачей МДК в области практического обучения является подготовка квалифицированного специалиста среднего звена, для работы в строительных организациях города и области, способного адаптироваться в современной условиях и творчески участвовать в развитии данной отрасли.
Качественное обновление содержания технического образования специалистов среднего звена, переход на разноуровневость и вариативность образовательных программ, реализация принципа практико-ориентированной подготовки, развитие умений и навыков работы в конкретном производственном режиме, обеспечение высокого качества подготовки специалистов по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», их конкурентоспособность, требуют выполнения задач повышенного уровня в области практического обучения.
В соответствии с новым Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и программой разработанной на основании ФГОС III поколения предусмотрены практические занятия, производственная и преддипломная практики.
Практическое занятие - это процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность совершенствования в профессиональной деятельности.
Данное понимание практического занятия позволяет рассматривать его в качестве одного из основных условий профессионального определения специалиста, выполняющего интегрирующую функцию между теоретическим и практическим обучением будущих специалистов.
Специфика обучения в ярко выраженной направленности студентов на работу с людьми, понимание индивидуальных особенностей клиентов, готовность к бесконфликтному решению проблем и т. д. Все эти особенности работы будущих техников следует учитывать в ходе теоретических, практических занятий, а также в ходе организации и прохождения ими производственных практик. В связи с этим уместно использование практико-ориентированного подхода, и в том числе для решения задачи профессионального самоопределения.
В моем исследовании я хочу показать возможности практико-ориентированного обучения в ходе достижения успешного профессионального самоопределения студентов специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на МДК 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.
Основным элементом такого подхода являются практические занятия. Объём и содержание всех видов практик определяется планом.
При разработке и организации практические занятия необходимо особое внимание уделить педагогическим принципам. Это связано с тем, что они направляют деятельность преподавателей, реализуя нормативную функцию дидактики. Учёт принятых принципов позволяет более точно достигать поставленных в ходе практики целей. Принципы обучения возникли из потребностей педагогической практики как результат её обобщения.
При организации учебных практик по специальности я придерживаюсь следующих принципов:
соответствия - новой деятельности в ходе обучения опирается на предыдущий опыт;
свободы выбора – предоставление студентам в ходе практики права выбора деятельности в соответствии с их индивидуальными особенностями, при этом важным условием является осознанная ответственность за этот выбор;
сотрудничества – каждый студент осознаёт себя полноценной личностью, стремящейся к приобретению новых знаний и умений, а преподаватель поддерживает это и строит свои отношения со студентами на основе диалога;
преемственности и перспективности – обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков, определяет отбор содержания и методов теоретического обучения;
системности и последовательности − знания, умения и навыки формируются в определённом порядке, каждый новый элемент учебного материала логически связан с предыдущими знаниями и имеющимся опытом, что позволяет достичь больших результатов;
связи теории с практикой – подразумевает практическую проверку полученных теоретических знаний студентов в ходе конкретной профессиональной деятельности.
При организации практического занятия должны учитываться указанные принципы, и я предполагаю, что это будет способствовать более успешному профессиональному самоопределению студентов.
Профессиональное самоопределение студентов понимается, как сложный личностный процесс, при котором происходит прогнозирование дальнейших планов образования в зависимости от личных особенностей каждого студента и установление личностного смысла профессиональной деятельности в условиях новых социально-экономических потребностей общества на основе опыта, полученного в процессе практико-ориентированного обучения.
Практические занятия в колледже по МДК 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов, проходят в учебных мастерских, условия и оборудование которых максимально приближенны к производственному помещению и позволяют отрабатывать следующие профессиональные компетенции и сформировать профессиональные качества студента:
ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.
ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов.
Для ПК 2.1 и 2.2 – это внимательность, собранность, сосредоточенностью, точность, высокий самоконтроль, ответственность. Например: вести геодезический контроль в ходе выполнения технологических операций, осуществлять подготовку строительной площадки соответствии с проектом организации строительства
(ПОС) и проектом производства работ (ППР), контроль за технологической последовательностью производства работ.
ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.
Профессиональные качества для ПК 2.3: внимательность, собранность, сосредоточенностью, точность, высокий самоконтроль, ответственность.
Например: определять объемы выполняемых работ; вести списание материалов в соответствии с нормами расхода, оформлять документы на приемку работ и исполнительную документацию (исполнительные схемы, акт на скрытые работы и т.д.) с использованием информационных технологий.
ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ. Профессиональные качества для ПК 2.4 - внимательность, высокий самоконтроль, ответственность. Например: правила составления смет и единичные нормативы, энергосберегающие технологии при выполнении строительных процессов.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.
Профессиональные качества для ПК - внимательность, высокий самоконтроль, ответственность. Профессиональное качество проверяется путем обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области проектирования зданий и сооружения.
В области практики по профилю специальности (технологическая) - закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение первоначального практического опыта.
Для организации производственной практики имеются как рабочие места, так и реальные практические задачи.
В данном случае практика развивает интерес к профессиональной деятельности, повышает мотивацию к дальнейшему обучению, активизирует развитие у студента склонностей и способностей, а также способствует формированию своей профессиональной направленности.
Практика способствует овладению творческим подходом к решению возникающих задач, углублению полученных теоретических знаний и практических навыков по МДК 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов, получению опыта работы, формированию устойчивого интереса студентов к специальности, активизации развития склонностей и способностей, установлению ценностно-мотивационной направленности студентов. Производственная практика позволяет применять полученные знания и умения при выполнении профессиональных обязанностей мастера (прораба).
В области преддипломной практики – завершение обучения и овладения ими первоначальным профессиональным опытом, проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности по итогам государственной аттестации, где предусматривается выполнение дипломных проектов.
Организация практики студентов, позволяет сделать образовательный процесс непрерывным, поступательным, системным, что ведёт к повышению эффективности подготовки молодых специалистов.
В ходе своего исследования я провела анкетирование студентов 4-го курса по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (11 человек). Все студенты отмечают значительную роль учебной и производственной практик для эффективного образования.
На вопрос какова роль учебной практики по МДК 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов
54,55% студентов утверждают, что это возможность проверить прочность теоретических знаний, способствует формированию профессиональных компетенций,
45,45% студентов отмечают возможность подтвердить правильность выбранной профессии, и никто из студентов не отметили, что практика ничего не значит 0,0%.
На вопрос какова роль производственной практики по МДК 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов
72,73% студентов считают, что это возможность теоретические знания применить на практики,
27,27% окончательно определиться с выбранной специальностью, несколько студентов отметили, что практика является одним из способов самореализации.
На вопрос где вы себя видите 9,09% студентов, отметили в качестве инженера ПТО (сметчик), в роли линейных ИТР (мастеров, прорабом) (54,55% студентов), несколько студентов видят себя директорам предприятия (9,09% студентов) и главой холдинга (9,09% студентов), не будут работать по профессии 18,18% студентов.
На вопрос готовы ли вы к профессиональной деятельности
36,36% студентов отметили готовность к профессиональной деятельности,
54,55% студентов сказали о необходимости получения еще более полной информации и практического опыта,
оставшиеся 9,09% заявили о своей неготовности к профессиональной деятельности.
По результатам анкетирования видно, что успешному профес - сиональному самоопределению способствует использование активных форм проведения учебной практики, создание и реализация студенческих проектов в ходе производственной и преддипломной практики, самостоятельный выбор базы прохождения практики, создание условий для реализации студенческих проектов, планирование и проведение итогов практики в ходе сотрудничества преподавателей и студентов. Также необходимо отметить,
что в процессе практики студенты используют обозначенные мной принципы обучения. Это говорит о том, что они действительно способствуют профессиональному самоопределению.
В настоящее время на рынке труда сложилась такая ситуация: для того чтобы получить достойную и интересную работу, необходимо постоянно преодолевать внешние препятствия, самосовершенствоваться.
Современное общество сегодня предъявляет достаточно высокие требования: сегодня нужен не просто выпускник, которого на месте научат, что и как делать, а специалист, уже готовый начать самостоятельную профессиональную деятельность, причем с инновационными идеями. Поэтому перед студентами нашего времени стоит трудная, но решаемая задача: стать хорошим специалистом.
Таким образом, с учетом современных требований, применение практико-ориентированного подхода в ходе профессионального образования будущих специалистов способствует их успешному профессиональному самоопределению.
Список литературы
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общественной школе. М.: Просвещение, 1985. 148 с.
- Глазунова Ю. Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов. Дис. на соис. учен.степ. д-ра пед. наук. М., 2001. 185 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика 1990. Т 5. 528 с.
- Прашкевич Ю.А. Новые образовательные стандарты как условие формирования конкурентоспособности будущих рабочих // «Профессиональное образование. Столица»
- № 02 2011г
- Дороничева Р. М., Иващенко Г. А. Практико-ориентированный
подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в
системе СПО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической
науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,
декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С.167-170.
—URLhttps://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Роль преподавателя в профессиональном самоопределении студентов"
Статья посвещена всестареннему воздействию педагога на личность студента, для формирования последующего профессионального самоопределения будущего среднего медицинского персонала....
Учебно-исследовательская работа как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа
Профессиональное самоопределение - важнейшая составляющая компетентного специалиста...
Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа
Профессиональное самоопределение – это выбор молодёжью своего профессионального пути, а именно профессии, образовательной организации, места работы. Необходимым условием успешного профессиональн...
Специфика развития профессионального самоопределения студентов Тульского региона
Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов мож...
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
Сегодня в системе среднего и высшего образования реализуется новая образовательная модель, особенностью которой является личностно- ориентированный характер. Изменения, происходящие в системе образова...
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Представлена рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение, разработанная для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Програм...
Методические рекомендации для практических занятий по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Методические рекомендации для практических работ по ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программированиеразработаны на ос...