Новые – практико-ориентированные подходы к формированию учебной мотивации студентов педагогического колледжа.
опыты и эксперименты
Преодоление разрыва между требованиями образовательного учреждения и уровнем подготовки выпускника педагогического колледжа, стало основной задачей стоящей перед системой профессионального образования. Это обусловлено тем, что подготовка педагогических кадров долгие годы была ориентирована на формирование у выпускника системы необходимых знаний и умений, исполнительских функций, на его готовность выполнять лишь стандартные педагогические операции. Сегодня современной школе нужен инициативный, творчески мыслящий профессионал, способный системно ставить и рационально решать педагогические и производственные вопросы, творчески используя всю палитру педагогических технологий и возможностей образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_popovichenko.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые – практико-ориентированные подходы к формированию учебной мотивации студентов педагогического колледжа.
Поповиченко Татьяна Николаевна,
преподаватель психолого – педагогических дисциплин
Преодоление разрыва между требованиями образовательного учреждения и уровнем подготовки выпускника педагогического колледжа, стало основной задачей стоящей перед системой профессионального образования. Это обусловлено тем, что подготовка педагогических кадров долгие годы была ориентирована на формирование у выпускника системы необходимых знаний и умений, исполнительских функций, на его готовность выполнять лишь стандартные педагогические операции. Сегодня современной школе нужен инициативный, творчески мыслящий профессионал, способный системно ставить и рационально решать педагогические и производственные вопросы, творчески используя всю палитру педагогических технологий и возможностей образовательного учреждения.
Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки. Перед педагогическим коллективом колледжа встали новые задачи, и от их решений зависит успешность реформирования всего образования. Мы считаем, что ключом к успешному овладению профессией может стать мотивация. Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом, необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила. И нет более побудительной силы в системе образования, чем производственная востребованность. Поэтому формирование учебной мотивации студентов для нашего колледжа является одной из приоритетных задач. Для повышения мотивации студентов к обучению мы используем различные методы и формы: Мотивирование студентов преподавателем. Активизация связки, студент -преподаватель. Мотивация личным примером. Формирование положительного отношения к профессии. Использование на уроках активных методов обучения. Заинтересованность личным опытом студентов и др.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на двух направления нашей работы:
1. Участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
2. Введение в процесс обучения комплекса практико-ориентированных задач.
1. Конкурсы – это прекрасные индикаторы профессиональной компетентности учащихся и педагогов профессиональной школы, и условие для совершенствования профессионального мастерства, стимулирующее саморазвитие личности студента и педагога. Для работы в этом направлении необходимо создание творческой среды и вовлечение студента в творческую деятельность, формирование у него опыта такой деятельности в процессе его профессиональной подготовки посредством создания специальных дидактических условий, в том числе и организации конкурсов профессионального мастерства. Одним из таких условий, безусловно, является игровая, творческая, соревновательная атмосфера конкурсов профессионального мастерства, что особенно актуально именно на уровне профессионального образования при подготовке будущего высококвалифицированного педагога. На протяжении 4 лет наш колледж является активным участником движения WorldSkills Russia.
Основная цель движения — показать престижность рабочих профессий, дать возможность молодым работникам получить практические навыки и высокую квалификацию, востребованную на современном рынке труда.
Мы рассматриваем конкуры профессионального мастерства как форму внеучебной работы, которая способствует решению ряда важных педагогических задач и в первую очередь: мотивации педагогов и обучающихся на саморазвитие.
2. В.В. Путин, выступая на Совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России 23 декабря 2013 года, сказал: « Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики – это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, одна из ключевых задач развития. Поэтому считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходил эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».
«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утверждённый Распоряжением правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года №349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения». Дуальная система профессиональной подготовки строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях сфер в рамках официально признанного профессионального обучения, то есть осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании.
Успешной реализации задач социального партнерства способствует система новых принципов организации профессионального образования. В основу выделения данных принципов учеными положена глубоко интегративная, по сути своей, идея: «Работодатель определяет чему учить, образовательные учреждения – как учить».
Наш колледж начал осуществлять подготовку специалистов по дуальной системе обучения в 2018году. В рамках дуального обучения была сформирована группа на базе второго курса в количестве 25 студентов. В учебном плане дуального обучения соотношение практики и теории составляет 60% и 40%
Проект привлекателен тем, что студенты приобретают навыки работы и опыт на производстве под руководством наставника, более качественно готовятся к демонстрационному экзамену. Проект обеспечивает реальную заинтересованность студентов в изучении дисциплин, мотивирует их к обучению. По итогам первого семестра можно сделать вывод том, что ожидаемые результаты реализации проекта подтвердились:
1.Выросла заинтересованность студентов в обучении
2. Как следствие, улучшилась успеваемость.
3. Студент под руководством наставника активно принимает участие в практической деятельности на производстве.
Введение в процесс обучения комплекса практико-ориентированных задач и активных методов оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
В процессе работы по этим двум направлениям мы увидели определённые дидактические преимущества конкурсов разных уровней. Однако пока ещё слабое взаимодействие учебных заведений с производством негативно сказывается на потенциале конкурсов в плане мотивации творческой активности учащихся и повышения качества их профессиональной подготовки.
Чемпионат WorldSkills Russia способствует реализации дуального подхода и более эффективному взаимодействию социальных партнёров. Причём на уровне творческо – педагогическом, которое определяется нами как сотрудничество колледжа , школы и детского сада в реализации совместной творческой профессиональной подготовки квалифицированного педагога, обеспечивающее его компетенции, адекватные требованиям современного рынка труда, и отвечающее интересам личности, общества и государства.
Поэтому перед нами встала новая задача: Как через систему наставничества более качественно подготовить учащихся к конкурсам профессионального мастерства. Ключевой фигурой в организации творческо-педагогического взаимодействия колледжа школы и детского сада, на наш взгляд, является наставник. Он должен уметь не только проектировать учебный процесс, но и эффективно взаимодействовать с социальными партнёрами, работодателем и прежде всего – с методистом колледжа в условиях реального педагогического процесса. Таким же высоким уровнем профессионализма должен владеть руководитель практики в школе. Это прежде всего высший квалификационный разряд, опыт педагогической и наставнической деятельности, склонность к науке и творчеству. Важнейшей задачей является подбор руководителей практики и наставников .
На наш взгляд Дуальный подход в подготовке студента к чемпионату профессий WorldSkills Russia будет способствовать более эффективному творческо-педагогическому взаимодействию колледжа школы и детского сада, которые смогут обеспечить решение главной задачи системы профессионального образования – формирование новой модели обучения и как следствие – формирование квалифицированного специалиста новой формации и высокого качества.
Список литературы:
1.Аманжолова А.Е. Проблемы и пути повышения учебной мотивации студентов А., 2015г
2. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
3.Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С Мотивы выбора профессии педагога как условие формирования учебно–профессиональной мотивации студентов
4.Вестник магистратуры. 2014 1№ 3-1(30). С.80-82
5.Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.
6.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб. Питер, 2000. – 512 с.
7.Профессиональный стандарт педагога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа
В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....
Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии
В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...
Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.
В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......
Формирование ИКТ - компетенции студентов педагогического колледжа через работу с немецкоязычными видеоматериалами
В данной статье рассматриваются вопросы развития ИКТ - компетенции студентов через работу с немецоязычными видеоматериалами. Статья дополнена конкретным практическим материалом из опыта работы препода...
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)
«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...
Создание практико-ориентированной среды, как фактор формирования профессиональной подготовки студентов ДПИ
Статья о проблеме сегодня в СПО - создание практико- ориентированной среды студентов обучающихся на отделении ДПИ...