РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕХЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
статья на тему
Предварительный просмотр:
Терентьева Алла Александровна
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Нурлатский аграрный техникум»
преподаватель г .Нурлат
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕХЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В условиях быстро меняющейся экономики и при нынешних темпах развития науки невозможно подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста в отрыве от реального производства, не обеспечивая ему возможность осваивать современные технологии, без использования новейшего оборудования и материалов, с которыми ему придется работать после окончания учебного заведения. При этом под конкурентоспособностью следует понимать соответствие профессиональной подготовки выпускника требованиям, предъявляемым работодателем.
Для начала отвечу на два важнейших вопроса:
- Какого специалиста желает получить работодатель? Владеющего новейшими технологиями, способного применять свои знания на практике, активного, способного постоянно учиться, что обеспечит высокий уровень функционирования и развития производства.
- Каким образом образовательное учреждение может подготовить конкурентоспособного выпускника? Кроме наличия современно оснащенной материально-технической базы, постоянного развития профессиональной компетентности педагогов и обновления содержания образовательных программ, потребуются, в т. ч., и различные формы социального партнерства.
В рамках данной статьи под социальным партнерством будет пониматься особый тип научно-методического, педагогического и экономического взаимодействия школы, образовательного учреждения с институтами рынка труда (работодателями), позволяющий включать работодателей в процесс профессиональной подготовки специалистов, что помогает образовательному учреждению максимально удовлетворять запросы потребителей образовательных услуг.
Таким образом, качество подготовки специалиста и его конкурентоспособность напрямую зависят от успешности социально-образовательного партнерства.
В Техникуме совместно с районным отделом образования проводится профориентационная работа с школьниками нашего района. Это - комплекс социально-политических, педагогических и медицинских мер в выборе профессии, профессиональном становлении.
- Профориентационные услуги получают учащиеся 30 средних общеобразовательных школ.
- Ежегодно получают услуги:
- учащиеся выпускных классов школ из г. Нурлат и Нурлатского района,
- несовершеннолетние граждане, подростки, направленные для получения профориентационных услуг медико-социальной экспертной комиссией.
Цели и задачи социального партнерства по направлению профориентационной деятельности:
- объединение усилий заинтересованных сторон;
- разработка современных, максимально приближенных к реалиям сегодняшнего дня и ближайшей перспективе методов, методик и технологий профессиональной ориентации;
- расширение информационного поля клиентов;
- осуществление воспитательного подхода в профориентации;
- установление более тесной связи между образовательными учреждениями и предприятиями.
Социальными партнерами Нурлатского аграрного техникума (далее ГАПОУ «НАТ» являются ОАО «Нурлатское АТП», ООО «Нурлатское УТТ», ООО «Нурлатское молоко», ЗАО «Нурлатский сахар», ООО «Промочистка», ООО «Татнефть-ТрансСервисНурлат», ОАО «РИТЭК», Агрофирма «Южная», ООО «Агро-Развитие», ООО «Татнефть- УРС», ООО «Соцторгсервис, ОАО Нурлатская сельхозтехника, ОАО “Нурлат сэтэ”,КФХ “Сулейманов А.И.”, ОАО «Колос».
Как проводится подготовка специалистов в ГАПОУ «НАТ»
В настоящее время в нашем Техникуме производится подготовка по десяти профессиям и специализациям: Ежегодно между аграрных организаций и образовательным учреждением заключается договор о взаимном сотрудничестве с перечислением обязательств сторон.
Совместная методическая и техническая работа с партнерами.
При участии сотрудников организаций осуществляется анализ квалификационных требований, предъявляемых к специалистам аграрного направления, определяется содержание образовательных дисциплин, разрабатываются учебные планы и программы, рецензируются рабочие планы и учебно-методические материалы, программы практик, консультации по применению вновь разработанных методик, составляются рекомендации по обновлению материально-технической базы. Преподаватели и студенты работают в тесном контакте со школами района и специалистами предприятий ООО Нурлатское УТТ, ОАО Нурлатская сельхозтехника, ОАО “Нурлат сэтэ”,КФХ “Сулейманов А.И.”, ОАО «Колос».
Партнеры помогают техникуму тем, что:
- проведение совместных научно-практических конференций:
- исследования по наиболее актуальным вопросам профориентационного направления;
- создание условий для осуществления профессиональных проб для
- учащихся школ в учебных заведениях города;
- создают условия для проведения производственных и преддипломных практик;
- проводят стажировки и консультации для преподавателей и студентов;
- участвуют в Государственных комиссиях по защите дипломных работ;
- содействуют совершенствованию учебно-материальной и информационно-технической базы;
- участвуют в аттестации педагогических кадров, а также в лицензировании и государственной аккредитации учебного заведения.
Практикоориентированное обучение.
Начиная с первого года обучения студенты под руководством опытных преподавателей и при участии специалистов из аграрных организаций нашего района проводят учебную, производственную и преддипломную практики для формирования профессиональной ориентации, профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду.
Практическое обучение принципу “от простого к сложному”, “от теории к практике”. В начале студенты полученные знания а рамках учебной практики отрабатывают на полях и технике Техникума.. Затем под руководством опытных преподавателей и при внимательном участии кураторов на предприятии. В период практики студенты выполняют сельскохозяйственные работы по профилю специальности, не требующие квалификации, знакомятся с работой руководителей среднего звена.
Результат партнерства
Теоретическая значимость системы – получение возможности широкого распространения передовых находок, оказание профориентационных услуг.
Практическое значение -получение планомерной адресной помощи в вопросах профессионального самоопределения и построения карьеры, в соответствии с потребностями клиента.
Существующая система подготовки обеспечивает стабильно высокие показатели востребованности выпускников. Это подтверждают данные организованного в техникуме мониторинга трудоустройства бывших студентов. Помимо этого, изучаются и анализируются отзывы работодателей о качестве подготовки специалистов, вышедших из стен Техникума.
Многие выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях (как правило, в заочной форме), что позволяет поддерживать кадровый потенциал аграрной отрасли.
Список использованной литературы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года // Вестник образования. 2012.-№ 2.
2.КанаеваТ.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20),2012, www.sisp.nkras.ru
3.Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство и его роль в подготовке специалистов среднего звена
Социальное партнерство и его роль в подготовке специалистов среднего звена...
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»
Материаловедение играет важную роль в решении задач, связанных с улучшением качества выпускаемых изделий, снижением материалоемкости продукции – одних из главных экономических задач....
Роль информационных технологий в подготовке специалиста
Роль информационных технологий в подготовке сварщиков...
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Качество профессионального образования можно обеспечить при условии включения образовательных учреждений в систему профессиональной деятельности предприятий и организаций. Сегодня повышение качества ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 Сварочное производство
Рабочая программа профессионального модуля (далее - программа ПМ) является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 сварочное производство базового уровн...
Роль социально-личностных компетенций, будущих специалистов в современных условиях (научная статья)
Роль социально-личностных компетенций, будущих специалистов в современных условиях (V Международная заочная научно-практическая конференция «Гуманитарные аспекты высшего профессионального образо...