Роль социального партнерства в достижении нового качества и высокого уровня профессиональной подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Роль социального партнерства в достижении нового качества и высокого уровня профессиональной подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена.
Сюркаева М. А.
преподаватель, ОГБПОУ «Нерехтский политехнический техникум»
Пичугина Е. И.
заместитель директора по УПР, ОГБПОУ «Нерехтский политехнический техникум»
Центральной проблемой новой экономики становится повышение качества рабочей силы, ее оптимальное распределение и использование.
Сегодня понятия «профессиональное образование» и «социальное партнерство» неразделимы, так как экономические преобразования в России во многом изменили задачи и требования к рабочим кадрам. Социальное партнерство в современных условиях нацелено на подготовку специалистов качественно нового уровня: творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации.
Главным критерием эффективности социального партнерства в сфере профессионального образования является такая качественная характеристика как востребованность выпускников на рынке труда, выражающаяся через следующие показатели:
процент трудоустройства выпускников за последние два года в образовательном учреждении составил 52- 54 % и длительность закрепления на рабочем мест, которая в среднем составляет не менее 4-5 лет, и зависит от качества предоставляемой работы.
Для педагогического коллектива ОГБПОУ «Нерехтский политехнический техникум» Костромской области система социального партнерства – это прежде всего открытый диалог с предприятиями – работодателями.
Для того чтобы добиться положительных результатов в сотрудничестве с работодателями, наше образовательное учреждение решает следующие задачи:
- создание положительного имиджа подготавливаемых профессий в глазах потребителей;
- активное продвижение профессий на рынке труда;
- повышение качества профессиональной подготовки учащихся;
- адаптация выпускников к работе в условиях рыночной экономики.
В настоящее время «Нерехтский политехнический техникум» представляет собой образовательный комплекс, осуществляющий подготовку по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена:
1) 19.02.10 Технология продукции общественного питания
2)23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
3) 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
4) 08.01.07 Мастер общестроительных работ
5) 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
6) 19.01.17 Повар, кондитер
7) 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка
А так же в техникуме осуществляется профессиональное обучение по профессиям:
1) 13450 Маляр (строительный)
2)19727 Штукатур
3) 16675 Повар
4) 12901 Кондитер
За многие годы работы мы установили сотрудничество с такими социальными партнерами как:
1. Государственное предприятие Костромской области «Нерехтское ДЭП-4»
2. Нерехтское производственное предприятие «Нерехтский механический завод» АО «Нерехтское производственное объединение «БАЗАЛЬТ»
3. Индивидуальный предприниматель Знатнов Д.М. кафе «Лесной охотник».
4. Индивидуальный предприниматель Клушина В.Ю. кафе «Клубничная ночь».
5. Индивидуальный предприниматель Умнова Е.В. «Кафе «Торнадо».
6. ООО Союз Витязь - Беркут кафе «Венециана»
7.ООО Производственная фирма « СТИС»
Сотрудничество с данными предприятиями и индивидуальными предпринимателями позволяет техникуму создать необходимые для современного специалиста, условия для организации учебной, производственной и преддипломной практики на более высоком качественном уровне.
Прохождение производственной практики на предприятиях - это отличный стимул для обучающихся проявлять максимум оперативности, дисциплинированности и ответственности, так как главную оценку их профессиональному мастерству дает руководитель производства.
Социальное партнёрство между техникумом и предприятиями-партнерами направлено на решение следующих задач:
- расширение образовательного пространства учебного заведения, за счет использования производственной материально-технической базы предприятий;
- обеспечение освоения учащимися новых профессиональных технологий и получения ими практического опыта работы по профессиям и специальностям;
- согласование учебно-программной документации и контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, что способствует повышению качества обученности выпускников;
- участие представителей предприятий в проведении государственной итоговой аттестации выпускников;
- создание условий для быстрой адаптации выпускников к новым социально – экономическим условиям;
- проведение стажировок для педагогических работников техникума на производственной базе предприятий;
- трудоустройство выпускников техникума.
Поскольку социальное партнерство в профессиональном образовании – это целая система отношений образовательных учреждений с предприятиями, субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, основанная на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников отношений, то она должна иметь перспективы развития.
Перспективы развития нашего партнерства состоят в следующем:
- стажировки педагогических работников на предприятиях;
- обучение, переподготовка и повышение квалификации работников предприятия на базе техникума;
- совместное участие в профессиональных конкурсах, классных часах, профессиональных пробах, ярмарках, выставках.
Таким образом, социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития: упрощается доступ к информации о рынке труда (кого и сколько надо готовить); обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей; открываются более широкие возможности для организации практики обучающихся; расширяются возможности трудоустройства выпускников.
Взаимодействие нашего образовательного учреждения с социальными партнерами осуществляется в разных формах и направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации среднего профессионального образования, формирование стратегии образовательного учреждения, содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования, изучение рынка труда, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств.
Своевременное понимание необходимости партнерства образовательных учреждений и работодателей легло в основу разработки новых подходов осуществления непрерывного образования в нашем техникуме. При проведении профориентационной работы техникумом охватывается все этапы формирования устойчивого интереса к профессиям, начиная с детского сада «Улыбка»; профориентационная работа со школьниками 7-8, 9 классов г. Нерехта и Нерехтского района, с погружением в профессиональные пробы; профессиональное обучение МОУ – гимназия по профессии «Кондитер», а так же ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья». Данное направление разрабатывается в течение 4-х лет по профессиям: повар, кондитер, каменщик, штукатур, маляр (строительный), слесарь по ремонту автомобилей, продавец продовольственных и непродовольственных товаров
Результативность работы ОГБПОУ «Нерехтский политехнический техникум» по достижению нового качества и высокого уровня профессиональной подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, позволяет судить о сформированности совместной деятельности, структуре всего комплекса.
Подводя итог можно уверенно заявить, что роль социального партнерства в достижении нового качества и высокого уровня профессиональной подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена достаточно велика, а своевременная и четко организованная деятельность в этом направлении позволяет выпускникам нашего техникума стать конкурентоспособным работником.
Литература
1. Айзенштадт Г.В., Жукова Т.А. Специалисты для рынка недвижимости. (ПрофшколаРоссии)//Профессиональное образование-2005.-№ 9. С.22.
2. Еремеев О.В. Новые подходы к социальному партнерству// Профессиональное образование. М., 2004. - №5. - С. 30.
3. Камалиев Н.З. Социальное партнерство в профессиональном образовании / Справочник руководителя образовательного учреждения. — М.,2005. — С.42-46.
4. Новикова О.Н., Тюкалова Н.В., Социальное партнерство как ключевой фактор достижения современного качества начального профессионального образования//Вестник развития науки и образования.-2007.-№6.-С. 108-112
5.Ткаченко Е.В., Сафонова З.Г., Панина Л.П., Фищукова О.А. Социальное партнерство учреждений профессионального образования. Теория, практика, механизмы реализации. Екатеринбург, 2003. 303с.