Роль информационных технологий в подготовке специалиста
статья на тему

Дреева Нина Ивановна

Роль информационных технологий в подготовке сварщиков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль информационных технологий в подготовке современного специалиста

Одной из главных задач учебного заведения является подготовка специалистов, способных в достаточно короткие сроки овладеть не только техникой сегодняшнего дня, но и техникой будущего, то есть мы должны ориентироваться на  современные темпы научно-технического прогресса. От выпускников  ССУзов сейчас требуется не только базовая техническая подготовка, которая поможет им разобраться в сложном производстве, но и информационно-технологическая готовность, а именно: знание и умение общаться с новыми информационными технологиями, уметь собрать, переработать и использовать информацию.

Информационная  подготовки будущих специалистов строится таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего специалиста, при этом профессиональная деятельность должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач с помощью современных информационных средств, таких как:

  • Использование электронных учебников
  • Использование информационных технологий в  изучении специальных предметов

             обучающие мультимедиа системы;

   программы  контроля и самоконтроля знаний;

   использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств вычислительной техники, достаточно велика. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в современный специалист любого профиля должен уметь ориентироваться в информационных потоках,  получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи.

В последнее время одной из основных проблем, над которой я работаю, является роль информационных технологий в формировании профессионально-деловых качеств специалиста.

Главными направлениями решения этой проблемы являются:

   компьютеризация учебного процесса;

  новое в информационных технологиях  обучения;

  информационная культура как составная профессиональной культуры специалиста;

  роль электронных учебников в образовании студентов;

  организация самостоятельной работы студентов с использованием ПК;

  опыт проведения компьютерного контроля знаний;

            эффективность использования мультимедийных технологий в учебном процессе.

На первом, втором курсе обучения компьютер для студента выступает предметом учебной деятельности, сначала приобретаются знания о работе компьютера, изучаются языки программирования, усваиваются навыки работы оператора.

На третьем и четвертом курсе компьютер превращается  в средство решения  профессиональных задач, в орудие повседневной деятельности. Компьютер оказывает исключительно большое влияние на все аспекты учебного процесса: на содержание учебного материала, на методы обучения, на используемые учебные задачи, на мотивацию студентов и т.д.

Свой личный вклад в информатизацию учебного процесса мне, как преподавателю специальных сварочных дисциплин  приходится осуществлять на третьем и четвертом курсе, то есть когда начальные навыки работы с компьютером студенты уже получили. Моя задача научить связать профессиональную подготовку с компьютером. Первое, где нам очень нужен компьютер это при выполнении курсового проекта  по «Расчету и проектированию сварных конструкций». Проект достаточно большой и сложный, много математических вычислений при решении профессиональной задачи изготовления конструкции на основании произведенных расчетов. Мне хочется уделить больше внимания для подготовки именно техника-технолога и мало времени остается на вычисление, ведь иногда для получения желаемого результата приходится неоднократно пересчитывать результаты проекта. Решение задачи пришло само собой.  Студенты сами облегчили себе задачу. Они просто придумали небольшую программку для проведения расчетов. Программа предусматривала только ввод исходных и переменных данных и выдавала уже готовые результаты. Нужно ли говорить о том, что проект был посчитан в короткие сроки и времени на поиск нужных технологий изготовления конструкции осталось гораздо больше. Но и здесь мы не остановились на достигнутом, технологию изготовления конструкции брали с технических сайтов Интернета. Студенты проявили себя при выполнении курсового проекта с самой лучшей стороны.

Совсем недавно, всего два года у нас введен новый предмет САПР – Системы автоматизированного проектирования.

Современный инженер-технолог должен уметь использовать вычислительную технику при разработке техпроцессов. Он не может быть просто пользователем, т.к. с приходом нового оборудования системы быстро будут морально стареть, необходимо расширять ее возможности и дело технолога – изменять алгоритмы, работать с базой данных и.т.д. Мы на этом предмете изучаем программы Avtocad  и T-flex. В программе T-flex мы учимся строить 3D модели. Нам это очень помогает при разработке технологических процессов изготовления сварной конструкции. Студенты самостоятельно могут построить модель конструкции в программе и наглядно увидеть ее в трехмерном изображении. Так же студенты проектируют моделирование технологического процесса производства сварной конструкции.  Получается, что два предмета  тесно связаны между собой. Межпредметная связь здесь очень важна. На наше базовое предприятие требуются специалисты сварщики-технологи, которые владеют методами проектирования технологических процессов с помощью компьютерных программ, наши студенты приходят на производство уже владея этими методами

Студенты используют информационные технологии в самостоятельной и исследовательской  работе. Это решение и оформление контрольных, курсовых работ, поиск информации в Интернете для подготовки рефератов по различным дисциплинам, участие в олимпиадах и научно-исследовательской работе.

При слуховом восприятии закрепляются 15% языковой информации, при зрительном – 25% визуальной информации, слыша и видя одновременно, человек запоминает 65% информации, которая ему сообщается, поэтому очень важно применение мультимедийных технологий.

Использование мультимедийных технологий преследует, в основном, две цели. Первая – облегчить усвоение и запоминание учебного материала. Мультимедийные технологии в учебном заведении должны стать объектом для изучения, для того, чтобы будущий  специалист  мог оптимально их использовать.

Обеспечение необходимого уровня информационной культуры специалиста не может быть целью только одной учебной дисциплины, необходимо внедрение современных информационных технологий во все специальные дисциплины, что требует определенного уровня профессиональной подготовки  преподавательского состава, его знакомства с потенциальными возможностями этих технологий, умением использовать эти возможности в своей практической и научной деятельности. Этот момент является весьма актуальным и педагогически значимым, так как студенты на деле, то есть в процессе учебно-тренировочных занятий, проведения научных исследований и т.д., должны видеть и на себе испытать преимущества и возможности современных информационных технологий.

Я стараюсь активно внедрять компьютерные технологии обучения. Разработан и  применяется  сборник  тестов  по дисциплинам. Это  позволяет  оперативно и непредвзято  проводить  контроль  знаний, умений и навыков   студентов при   их подготовке к  отдельным занятиям,  в конце  учебного  семестра, а также при сдаче  экзаменов.

Опыт  использования  программированного контроля знаний, особенно с использованием персональных компьютеров, позволяет выделить его позитивные  моменты, а именно:

               повышается объективность оценивания  знаний студента;

               изменяется роль преподавателя, который освобождается от функции «наказания», связанной с выставлением оценок. Преподаватель перестает  быть источником негативных эмоций, а приобретает роль консультанта.

            улучшается психологическая атмосфера в учебных группах, понятие «любимчиков» автоматически  теряет смысл;

          резко возрастает  оперативность  получения результатов оценивания по сравнению с другими  методами (устным и  письменным  опросом);

 ликвидируется возможность  подсказки  и списывания.

В моей практике я применяю следующие  основные формы информационных технологий - это набор учебно-методических материалов: компьютерные электронные учебники, компьютерные обучающие программы по дисциплинам, мультимедийные лекции, тесты для контроля качества знаний и для самоконтроля, методические указания по выполнению лабораторных, курсовых, контрольных работ.

Использование компьютера в учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов учебных дисциплин. Информация обучения привносит в технологии обучения не только новые компьютерные средства обучения, но и методы, подходы информатики к анализу и моделированию систем обучения. Такой подход к информационной подготовке студентов способствует систематическому формированию знаний и навыков профессиональной работы, позволяет повысить качество подготовки специалистов.

Помимо всех положительных факторов и инноваций, которые принесли информационные технологии, нельзя не отметить и их негативные последствия. Студенты стали меньше обращаться к печатным изданиям, меньше читать, а, следовательно, и думать, делать самостоятельные выводы, принимать решения.

Хотелось бы отметить, что компьютер и информационные технологии лишь инструмент, но не универсальное средство, способное заменить собой все направления учебной деятельности.

Таким образом,  внедрение информационных технологий в учебный процесс должно быть качественно обоснованным и не повсеместно заменяющим, а дополняющим фактором в системе современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационных технологий в начальной школе

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок ...

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Материаловедение играет важную роль в решении задач, связанных с улучшением качества выпускаемых изделий, снижением материалоемкости продукции – одних из главных экономических задач....

«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа

В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...

Использование информационных технологий при подготовке специалистов по парикмахерскому искусству

Статья раскрывает возможности использования ИКТ при обучении студентов колледжа...

Использование информационных технологий при подготовке специалистов по парикмахерскому искусству

Статья раскрывает возможности использования ИКТ при обучении студентов колледжа...

Статья. Педагогические чтения "Использование симуляционных технологий в подготовке специалистов среднего звена"

Сегодня, когда в практической медицине идут изменения, меняется медицинское образование, традиционный метод обучения устарел. Необходимо переходить к новым методам обучения. Одним из таких методов явл...