РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»
статья на тему
Материаловедение играет важную роль в решении задач, связанных с улучшением качества выпускаемых изделий, снижением материалоемкости продукции – одних из главных экономических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_distsipliny_materialovedenie_v_podgotovke_spetsialistov.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»
ВВЕДЕНИЕ
Объем современного материаловедения чрезвычайно велик и охватывает все области техники и производства. Любая технология начинается с решения ряда материаловедческих задач: установления критериев выбора материалов с учетом назначения изделия и реальных условий его производства, определения допустимых параметров и режимов обработки материалов. Только на основе глубоких и всесторонних знаний строения и свойств материалов можно разработать современную технологию, изготавливать изделия высокого качества.
Успехи в развитии химии, физики, математики и других фундаментальных наук, создание современных и высокоточных средств измерительной техники существенно обогащают материаловедение и создают условия для постоянного развития этой прикладной науки. Используя современные средства анализа структуры и измерения свойств, материаловеды расширяют свои познания о материалах, открывают новые их качественные стороны, выдают обоснованные рекомендации по рациональному использованию существующих материалов и разрабатывают новые материалы с улучшенными свойствами.
Материаловедение играет важную роль в решении задач, связанных с улучшением качества выпускаемых изделий, снижением материалоемкости продукции – одних из главных экономических задач.
1 ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Область профессиональной деятельности выпускников специальности Технология машиностроения очень объемна и широка: это разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения; организация работы структурного подразделения
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-материалы, технологические процессы, средства технологического оснащения (технологическое оборудование, инструменты, технологическая оснастка);
-конструкторская и технологическая документация;
-первичные трудовые коллективы. [1]
Во всех направлениях этой деятельности основной проблемой является обеспечение надежности создаваемых изделий (деталей, узлов, механизмов, и оборудования) при эксплуатации. При этом одной из актуальнейших задач, в обеспечении надежности изделий на всех уровнях их создания и эксплуатации, является повышение долговечности и надежности именно материалов.
В последние годы в машиностроении значительно расширилась номенклатура материалов с повышенными требованиями к прочности, жаростойкости, коррозионной и химической стойкости. При эксплуатации, выбранные конструкторами и технологами материалы подвергаются разнообразным эксплуатационным нагрузкам, поэтому при изучении материаловедения должны более детально раскрываться современные, дислокационно-структурные механизмы разрушения материалов.
Научно-методическая основа изучения курса материаловедения, кроме, изучаемых ранее, номенклатуры и свойств материалов, должна быть построена на изучении следующих понятий:
1) микроструктуры металлов и сплавов - основного фактора надежности и долговечности деталей машин;
2) пространственной атомно-кристаллической (а.-к.) структуры материалов;
3) аллотропических превращений компонентов сплавов, происходящих при определенных условиях на различных стадиях термической, упрочняющей др. видов обработки материалов;
4) возникновения дефектов (а.-к.) строения и их влияния на механические и др. свойства материалов, а значит, на долговечность и надежность деталей и машин;
5) дислокационно-структурного механизма разрушения;
6) механизма структурных превращений при деформациях;
7) значения и влияния микроструктуры деталей при эксплуатации на долговечность и надежность деталей машин;
8) выбора материалов в зависимости от условий эксплуатации.
В результате освоения дисциплины Материаловедение студент должен
уметь:
- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- определять виды конструкционных материалов;
- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
- проводить исследования и испытания материалов;
знать:
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
- классификацию и способы получения композиционных материалов;
-принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
-строение и свойства металлов, методы их исследования;
-классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; [1]
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ С ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМИ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Процесс обучения должен осуществляться на основе межпредметных взаимосвязей, способствующих успешному овладению профессиональными знаниями и умениями. Формирование познавательной и творческой активности будущих техников и специалистов должно осуществляться на основе комплексного подхода, объединяющего фундаментальное (естественнонаучное) и общетехническое образование, что с ориентацией на выявление сущностных основ и связей производственных процессов приводит к целостности образования.
Изучение дисциплины материаловедение базируются на знаниях таких предметов, как математика, химия и физика.
В свою очередь знания и навыки, полученные при освоении дисциплины материаловедение необходимы для большинства предметов профессионального цикла.
В таблице 1 представлена взаимосвязь содержания материаловедения с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями
Таблица 1- Оценка результатов освоения дисциплины «Материаловедение» при изучении профессионального цикла
Дисциплина профессионального цикла | Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
ОП.01. Инженерная графика | Знать способы графического представления материалов, обозначение сортамента на чертежах |
ОП.03. Техническая механика | Знать механические свойства материалов и методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; |
ОП.05. Метрология, стандартизация и сертификация МДК.03.02. Контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации | Знать: основные методы контроля качества детали проведения контроля соответствия качества деталей требованиям технической документации; определять (выявлять) несоответствие геометрических параметров заготовки требованиям технологической документации |
ОП.06. Процессы формообразования и инструменты | Знать материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента; Уметь выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки; производить расчет режимов резания при различных видах обработки |
ОП.08. Технология машиностроения МДК.01.01. Технологические процессы изготовления деталей машин | Знать: способы обеспечения заданной точности изготовления деталей физико-механические свойства конструкционных и инструментальных материалов; определять виды и способы получения заготовок; рассчитывать и проверять величину припусков и размеров заготовок; рассчитывать коэффициент использования материала; разрабатывать технологический роцесс изготовления детали |
ОП.12. Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности МДК.02.01. Планирование и организация работы структурного подразделения | Знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования |
ОП.13. Охрана труда ОП.14. Безопасность жизнедеятельности | Знать правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты; правила безопасной эксплуатации механического оборудования |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическая значимость дисциплины материаловедение состоит в том, что она вносит вклад в развитие теории и методики обучения общепрофессиональным дисциплинам, в частности:
- в развитие теории учебного предмета, дидактических и частнометодических принципов обучения (научности, межпредметных связей, генерализации и др.);
- в развитие системного подхода применительно к построению методической системы преподавания материаловедения во взаимосвязи с общепрофессиональными дисциплинами.
Практическая значимость изучения дисциплины заключается :
-в создании методической системы обучения материаловедению, разработке и внедрении учебно-методического комплекса по материаловедению с учетом требований стандарта к профессиональной деятельности специалистов в области технологии машиностроения;
- в разработке планов занятий по общепрофессиональным дисциплинам с учетом межпредметных связей
- создании контрольно- измерительных материалов (практических занятий, контрольных работ, тестов)
- проведение семинаров по разделам и модулям общепрофессиональным дисциплинам с учетом межпредметных связей
Литература
1 ФГО СПО по специальности 151901 Технология машиностроения
2 Родионов С.Ф Методическая система обучения студентов технических вузов материаловедению и технологии конструкционных материалов (На примере подготовки инженеров железнодорожного транспорта) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Саранск, 2010 255 с. РГБ ОД, 61:06-13/800
Приложения
А Темы семинарских занятий по дисциплине «Процессы формообразования и инструмент»
Б Пример теста по разделу «Материалы для изготовления режущего инструмента» по дисциплине «Процессы формообразования и инструмент»
В Пример задания для выполнения рабочего чертежа детали по дисциплине «Инженерная графика»
Г Методические указания для выполнения практического задания «Расчет резца на прочность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности", специальность "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов специальности 15. 15.02.08 «Технология машиностроения»...
Тестовое задание по дисциплине СПО «Технологическая оснастка» для специальности "Технология машиностроения"
Пояснительная запискаМетодическая разработка тестовое задание по дисциплине «Техническая оснастка» предназначена для проверки знаний обучающихся.Тестовое задание охватывает основные темы и опред...
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕХЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
мои публикации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ
Основной задачей по повышению профессиональной компетентности выпускников нашего техникума и их конкурентоспособности является увеличение практики и решение задач в области их будущей проф...
Рабочая программа дисциплины "Охрана труда" для специальности "Технология машиностроения"
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО, содержит цели и задачи дисциплины, а также структуру и содержание...
Календарно-тематический план дисциплины "Охрана труда" для специальности "Технология машиностроения"
В КТП раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, распределение учебного времени по разделам и темам дисциплины. С помощью КТП преподаватель планирует образовательный проц...