КЛАССИФИКАЦИЯ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР
занимательные факты на тему
Овощи - чрезвычайно емкое понятие, имеющее весьма размытые нечеткие границы.
Наиболее приемлемое определение овощам было дано профессором В.И. Эдельштейном, называвшим овощами "травянистые растения, возделываемые ради их сочных частей, употребляемых в пищу человеком".
К таким растениям, которые население нашей планеты использует в качестве овощей, относятся более 1200 видов по всему миру, из них наибольшее распространение получили 690 видов, принадлежащих к 9 ботаническим семействам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Овощи - чрезвычайно емкое понятие, имеющее весьма размытые нечеткие границы.
Наиболее приемлемое определение овощам было дано профессором В.И. Эдельштейном, называвшим овощами "травянистые растения, возделываемые ради их сочных частей, употребляемых в пищу человеком".
К таким растениям, которые население нашей планеты использует в качестве овощей, относятся более 1200 видов по всему миру, из них наибольшее распространение получили 690 видов, принадлежащих к 9 ботаническим семействам.
Распространение этих видов овощей в культуре в разных частях и странах земного шара неравномерно. Так, например, наибольшее число видов овощных культур используется человеком в Азии, чему способствует богатство ее флоры и благоприятность климата: в Японии широко выращивают около 100 видов овощей, в Китае - около 80, в Индии - более 60, в Корее - около 50 видов.
На огромной территории нашей страны, по различным данным, выращивают до 40 видов овощных культур, из них 23 имеют массовое распространение, это: капуста белокочанная, пекинская, цветная, свекла, репа, брюква, морковь, редис, редька, огурец, тыква, кабачок, арбуз, дыня, помидор, перец, баклажан, лук репчатый, чеснок, сельдерей, петрушка, укроп, салат. Другие виды овощей также представлены, но возделываются не столь широко.
Каждая овощная культура имеет свои индивидуальные биологические особенности, характеризуется особыми требованиями к условиям окружающей среды и способам выращивания, отличается способом употребления в пищу. Вместе с тем овощные растения имеют ряд общих признаков, позволяющих объединять их в отдельные группы. По совокупности биологических и хозяйственных признаков можно осуществлять классификацию овощных культур.
В пищу используют самые разные части растений; по признаку использования той или иной части овощные растения подразделяют на следующие группы.
* Плодовые (помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, крукнек, тыква, арбуз, дыня, артишок, физалис, горох, бобы, фасоль, соя, кукуруза сахарная и др.).
* Корнеплодные и клубнеплодные (морковь, брюква, свекла столовая, редька, редис, репа, сельдерей клубневой, петрушка корневая, батат, топинамбур, овсяный корень, пастернак, скорцонера и др.).
* Луковые (лук репчатый, лук-шалот, лук-порей, лук-слизун, лук душистый, лук многоярусный, лук-батун, лук-резанец, дикорастущие луки, чеснок).
* Листовые, в том числе капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, китайская, листовая, савойская, брюссельская, пекинская, кольраби, цветная, брокколи).
* Зеленные (виды салата, цикорный салат (витлуф, эндивий), эскариол, шпинат, щавель, ревень, портулак, спаржа, амарант, водяной кресс, кресс-салат, лебеда садовая, горчица листовая, свекла листовая (мангольд), огуречная трава, одуванчик, спаржа, укроп).
* Пряно-вкусовые (анис, купырь, базилик, любисток, иссоп, змееголовник, кресс-салат, майоран, эстрагон, хрен, катран, кориандр, мелисса, мята, шалфей, чабер, тмин, тимьян, розмарин, рута, нигелла, фенхель и др.).
Однако подобное деление по употребляемым в пищу частям культур достаточно условно и не вполне корректно с биологической точки зрения, кроме того, огромное разнообразие овощных растений невозможно уложить в столь простую схему. У некоторых плодовых овощных культур в пищу идут зрелые плоды (помидор, баклажан, перец, тыква), у других - недозрелые плоды (кабачок, патиссон, огурец, горох, фасоль "на лопатку"). У листовых овощных культур используют различные части и органы растения, а не только листья, как следует из названия. Так, у кочанной и брюссельской капусты, кочанного и цикорного салата (витлуфа) в пищу употребляют разросшиеся почки, у брокколи и цветной капусты - нераскрывшиеся соцветия. Собственно листья используют у пекинской и савойской капусты, листового салата, листовой свеклы (мангольда), щавеля, шпината и зеленого лука, а также у ряда пряно-ароматических культур, таких как петрушка, сельдерей, укроп, базилик, эстрагон, майоран, любисток, кресс-салат, листовая горчица, многие из которых по данной классификации принадлежат к другой группе овощных культур. У таких растений, как фенхель, молодая свекла, черешковый сельдерей, ревень, в пищу идут черешки листьев. У большой группы растений, называемой корнеплодными, используют разросшиеся корни, а у капусты кольраби - разросшийся стебель, внешне напоминающий корнеплод.
В качестве овощей могут также применяться молодые побеги и ростки, например, у спаржи и портулака, а также различные клубневидные образования на корнях и корневищах растений, таких как топинамбур, батат, стахис. Все это показывает некоторое несовершенство подобного разделения овощных культур по группам.
В основе другой системы классификации овощных растений лежит их принадлежность к различным ботаническим семействам. Такая классификация систематизирует огромное разнообразие овощей и помогает ориентироваться в родственных культурах, например, при планировании севооборота, когда культуры одного ботанического семейства не должны выращиваться последовательно на одном участке земли. Таким образом, к группе корнеплодов относятся овощные растения трех ботанических семейств: зонтичных, или сельдерейных (морковь, пастернак, петрушка, сельдерей), крестоцветных, или капустных (брюква, репа, редис, редька), и маревых (столовая свекла).
Распределение овощных культур по ботаническим семействам
Семейство | Культура |
Крестоцветные, или капустные | Все виды капусты (белокочанная, краснокочанная, савойская, пекинская, брюссельская, кольраби, цветная, брокколи, кормовая), брюква, репа, редька, редис, турнепс, хрен, катран, кресс-салат, листовая горчица |
Зонтичные, или сельдерейные | Морковь, петрушка, пастернак, сельдерей, укроп, тмин, кориандр, анис, фенхель |
Пасленовые | Картофель, помидоры, перец, баклажан |
Лилейные, или луковые | Все виды лука, чеснок |
Бобовые | Горох, фасоль, бобы, соя |
Тыквенные | Огурец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, дыня, арбуз |
Астровые, или сложноцветные | Все виды салата, цикорий, артишок, скорцонера, топинамбур |
Гречишные | Ревень, щавель |
Маревые, или лебедовые | Столовая свекла, листовая свекла (мангольд), шпинат |
Мятликовые | Кукуруза |
Портулаковые | Портулак |
По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
* Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. Жизненные процессы однолетних растений определяются тремя основными периодами: прорастание семени и появления семядольных листьев, усиленный рост вегетативных органов и зеленой массы растений, образование репродуктивных органов вплоть до полного созревания растения. После полной реализации жизненного цикла происходит отмирание растения. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
* Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами. Жизненный цикл двулетних растений прерывается периодом физиологического покоя при наступлении неблагоприятных условий для роста и развития при созревании. В течение периода такого вынужденного покоя происходит перегруппировка питательных веществ, и с наступлением нового вегетационного периода растение затрачивает свои жизненные ресурсы на формирование плодов и семян. Обычно двулетние овощные культуры выращивают для получения их развитых вегетативных органов, которые они формируют в первый год жизни (корнеплодов, кочанов, луковиц), но если необходимо получить семена, продуктивные органы (маточники) вместе с корнями убирают осенью и сохраняют в течение зимы в хранилищах, после чего на следующий год весной высаживают в почву. После формирования и полного вызревания плодов и семян на второй год растения отмирают. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
* Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. В первый год жизни растения лишь начинают свое развитие, они образуют развитую корневую систему и листовую розетку. Формирование продуктивных органов и семян начинается на второй и третий год жизни растения и продолжается, возобновляясь, в течение нескольких лет. Так же как у двулетних растений, у многолетних культур с наступлением зимы начинается период вынужденного физиологического покоя с перегруппировкой питательных веществ внутри растения, который весной сменяется периодом вегетации. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция по оформлению овощной и рыбной нарезки
Сейчас ни одно торжество не обходится без овощной и рыбной нарезки, здесь дан инструкции по оформлению и подаче этих блюд....
Презентация Организация работы овощного цеха
Презентация для поваров...
Овощные корнеплоды
Методичекая разработка урока по теме "Овощные корнеплоды" для студентов специальности 35.02.05 Агрономия по ПМ 05 Выполнение работ по профессии Плодоовщевод....
Методическая разработка урока по теме: "Агротехника возделывания овощных культур семейства паслёновые(томата)".
Методическая разработка урока по теме:"Агротехника возделывания овощных культур семейства паслёновые (томата)"....
Разработка урока по теме: "Овощные корнеплоды"
Открытый урок...
Презентация "Приготовление жареных овощных блюд на гриле"
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по учебной практике по теме «Приготовление жареных овощных блюд на гриле». Изучить с учащимися общие прави...
Развлечение "Загадки с овощной грядки"
Закрепить знания детей об овощах: о форме, цвете, величине, строении растения, о труде овощевода и об их условиях, необходимых для роста и развития растений.Воспитывать доброжелательное отношение друг...