Разработка урока по теме: "Овощные корнеплоды"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- План урока
- Этапы и хронология учебного занятия.
- План занятия
- Список использованной литературы
Приложение
Пояснительная записка
Тема учебного занятия: «Овощные корнеплоды» соответствует основной профессиональной образовательной программе для СПО по профессиональному модулю ПМ.02.«Производство семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур», по профессии 35.01.09. «Мастер растениеводства».
Данная методическая разработка представлена как подробный план, конспект, снабжённый материалом, необходимым по теме урока.
Открытый урок развивает у обучающихся творческие способности и вызывает интерес к изучаемой профессии.
Данная тема направлена на освоение профессиональной компетенции:
ПК 1.1. Выполнять работы по предпосевной обработке почвы.
ПК 1.2. Выполнять работы по основной обработке почвы.
ПК 1.3. Выполнять работы по подготовке и внесению удобрений в почву.
Общие компетенции:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК.7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
План урока
по МДК 02.02. «Технологии производства посадочного материала с/х культур»
Профессия: 35.01.09 «Мастер растениеводства»
Группа, дата | №6 | ||
Тема урока | «Овощные корнеплоды». | ||
Цель урока | Обучающая –познакомить обучающихся с классификацией корнеплодов, формировать практические умения и навыки при возделывании овощных корнеплодов. Развивающая – развивать логическое мышление, учить обучающихся добывать знания из дополнительной литературы, современных справочников. Развивать познавательную поисковую деятельность, умение действовать ссамостоятельно, воспринимать и осмысливать знания. Воспитательная – воспитывать интерес к своей профессии, стремление к творчеству и активности. Формировать ценностное отношение к знаниям. | ||
Задачи | - сформировать положительное отношение друг к другу; - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; - привить навыки оценочной деятельности. | ||
Студент должен | |||
Знать - основные способы обработки почвы и повышения ее плодородия; | Уметь -применять основные агротехнические приемы выращивания сельскохозяйственных культур; | ||
Формируемые компетенции (или их элементы) | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК5.Использовать информационно-коммутативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | ||
Средства обучения, оборудование | Технические средства: компьютер, проектор; дидактические материалы: конспект лекции, презентация, видео-материал, тестовое з | ||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений, деятельности. | ||
Вид учебного занятия | Комбинированный | ||
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемные | ||
Применяемые технологии | Развивающая, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная. | ||
Форма проведения | Коллективная, фронтальная, | ||
Межпредметные связи | МДК 01.01. Технология обработки почвы к посеву и посадке с\х культур | ||
. | Материально-технические: доска, парты, ручки, тетради; литература: Н.Н. Третьяков, Б.А. Ягодин, А.М. Туликов. «Основы агрономии» Учеб.для нач.проф.обр.- М.: ПрофОбрИздат, 2002. Н.П. Родников, Н.А. Смирнов, Я.Х. Пентилеев «Овощеводство» - М.: Колос, 1984.; Учебно-методическое: Задания, презентация, плакаты, гербарий сорняков картофеля, коллекция вредителей картофеля; Электронно-информационные: ПК, мультимедийный проектор,видеоматериалы. | ||
Формы и методы контроля | Фронтальный опрос, практическая работа, письменная работа, сообщения. | ||
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Преподаватель дает дифференцированное домашнее задание: приготовить сообщение на тему: посев и посадка семейства пасленовых. |
Этапы и хронология учебного занятия.
Этап и его содержание | Время | ||
Действия преподавателя | Действия студента | ||
I. Организационный момент | |||
|
| 3 минуты | |
|
| ||
|
| 7-10 минут | |
II. Повторение и проверка изученного | |||
|
| 15 минут | |
III. Изучение нового материала | |||
|
| 5 минут | |
|
| 5 минут | |
|
| 7-10 минут | |
Преподаватель раздает студентам срезы различных корнеплодов, объясняет принцип строения корнеплодов, акцентирует внимание студентов на то, что разные корнеплоды имеют разное внутреннее строение; дает задание зарисовать внутреннее строение корнеплодов различных типов. |
| 10-15 минут | |
Преподаватель дает задание составить описание основных видов корнеплодов, используя наглядный материал и учебники |
| 10-15 минут | |
IY. Закрепление и обобщение | |||
|
| 5 минут | |
Y. Заключительная часть | |||
|
| 5 минут | |
|
| 2 – 3 мин | |
Привитие учащимся навыки самоконтроля. Давайте подведем итог. -ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? |
| 2 мин. | |
|
| 2 – 3 минут |
План занятия
- Внешнее строение корнеплодов
- Внутреннее строение корнеплодов и тип корнеплодов
- Характеристика овощных корнеплодов
- Внешнее строение корнеплодов
Корнеплод — часть растения, запасающая питательные вещества, чаще всего ассоциированные с корневой системой, откуда первая часть названия. Плодами не являются, вторая часть названия биологически некорректна, но традиционна. В сельском хозяйстве корнеплодами называют как специально выращиваемые ради мощных сочных подземных органов растения, так и те части, которые собственно заготавливаются и употребляются в пищу и на корм животных.
В первый год жизни у большинства корнеплодов развивается розетка листьев и «корнеплод». Его верхняя часть — «головка» — несёт розетку листьев и образована укороченным стеблем. Под ней находится «шейка», представляющая собой подсемядольное колено, или гипокотиль, — участок стебля проростка между семядолями и главным корнем (например, у моркови) или только его верхней частью (например, у свёклы, репы, брюквы). Собственно, корень — обычно это главный корень проростка — ветвится, образуя боковые корни.
- Внутреннее строение корнеплодов и тип корнеплодов
В зависимости от строения корня различают три типа корнеплодов: морковный, свекольный и редечный.
1.1 Корнеплоды морковного типа -овощи с удлиненной формой корня, который может быть цилиндрическим, коническим, удлиненно - коническим, веретенообразным и тупым или острым концом. У корнеплодов этого типа четко разграничены кора (флоэма) и сердцевина (ксилема). Между ними находится пробковый камбий. Сверху корнеплод покрыт естественной перидермой. По составу и количеству питательных веществ кора более ценная, чем сердцевина. К корнеплодам этого типа относится морковь, петрушка, сельдерей, пастернак.
1.2 Корнеплоды свекольного типа – овощи с округлыми, кругло-плоскими, овальными или удлиненными корнеплодами. Представлены столовой и сахарной свеклой. В качестве овощной культуры используется лишь столовая свекла. У корнеплода темно-красная мякоть с кольцами более светлого тога, что обусловлено чередованием тканей ксилемы (светлых колец) и флоэмы (темных колец). Чем меньше удельный вес занимают, такни ксилемы, тем выше пищевая ценность свеклы.
1.3 Корнеплоды редечного типа –овощи с округленными, реповидными, удлиненно-коническими корнеплодами. Особенностью их внутреннего строения является радиальное расположение вторичной ксилемы, флоэмы и паренхимной ткани. Камбиальный слой находится непосредственно под перидермой. К корнеплодам этого типа относятся редька, редис, брюква и репа.
Для корнеплодов всех типов характерны общие морфологические признаки: головка в верхней части с черешками листьев и почками в основании, корневое тело (основная съедобная часть) и кончик корня (основной), а у корнеплодов свекольного типа наличие боковых корешков. У остальных корнеплодов тонкие боковые корешки при уборке легко отрываются и, как правило, отсутствуют.
Кончики корня – наиболее уязвимая часть корнеплода, поэтому при хранении он легко увязает и поражается микроорганизмами (белой или корневой гнили). Обрезка кончика после уборки улучшает сохраняемость корнеплодов. Сверху корнеплоды покрыты естественной перидермой (кожурой), приросшей к мякоти и защищающей ее от неблагоприятных внешних воздействий.
Особенность всех корнеплодов – их способность заживлять механические повреждениям путем суберинизации клеток, а также их легкая усвояемость. Наиболее легко увядающими являются корнеплоды морковного типа, редис, наименее - свекла, редька, репа и брюква.
- Характеристика овощных корнеплодов
Задание
- Рассмотреть внешнее строение основных корнеплодных культур
- Рассмотреть внутреннее строение основных корнеплодных культур
- Познакомиться с описанием корнеплодных культур и их основных сортов в практикумах.
- Описать виды корнеплодных культур по следующей схеме:
Корнеплодная культура | Семейство | Тип строения корнеплода | Продолжительность жизни | Сорта |
Брюква | ||||
Репа | ||||
Редька | ||||
Редис | ||||
Морковь | ||||
Петрушка | ||||
Сельдерей | ||||
Свекла | ||||
Пастернак |
Используемая литература:
1. Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства / В.И. Филатов, Г.И. Баздырев, М.Г.Обьсдков и др.; Под ред. В,И.Филатова.- М.: Колос, 2004, - 724 с.
2. Агротехника и производство картофеля, составитель Писарев Б. А., М., - Росагропромиздат, -2000г.
3. Земледелие / С.А. Воробьев, А.Н. Каштанов, A.M. Лыков; Под ред. С.А. Воробьева. - М.: Агропромиздат, -2001. - 527 с.
4. Картофель и его культура/ Аверкиева Е. Г.-М.: Колос, 1988.-253с..
5. Производство картофеля, Барнаков Н. В. , Баиров В.П., Кушнарёв А.Г. и др., Саратов, БГСХА, 2001 год с.156 - 181.
6. Производство картофеля: возделывание, уборка, послеуборочная доработка, хранение. Справочник/ Писарев Б.А.- М.: Росагропромиздат, 1990.-221 с.
7. Растениеводство с основами селекции и семеноводства /" Г.В.К оренев, П.И.Подгорный, С.Н.Щербак; Подред, Г.В.Коренева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 2000. - 575 с.
8. Растениеводство / Г.С. Посыпанов, В. Е.Д от авторов, Г.В. Коренев и др.; Под ред. Г.С. Посыпанова. - М.: Колос, 1997. - 447 с.
9. Растениеводство/ Посыпанов Г.С. - М.: Колос,1997,-448 с.
10. Технология производства продукции растениеводства/ Гатаулина Г.Г.- М.: Колос, 1995.-448 с.
11. Технология возделывания картофеля/ Фирсов И.П. – М.: Колос., С, 2005.-472 с.
Приложение
Вопросы для проверки знаний обучающихся:
- Какие группы овощных растений вы знаете?
- Какие из них мы уже изучили?
- Какую группу овощных мы изучаем сейчас?
- Можем ли мы сформулировать цель нашего занятия?
- По какому плану мы изучали предыдущие группы овощных растений?
- Можем ли мы использовать этот план для изучения овощных корнеплодов?
- Какие вопросы, касающиеся овощных корнеплодов нами уже рассмотрены?
- Можем ли мы сформулировать цель нашего занятия и его примерный план?
Вопросы для актуализации имеющихся знаний:
- Приведите примеры растений, относящихся к группе овощных корнеплодных.
- К каким ботаническим семействам они относятся?
- Какие овощные корнеплоды выращивают в условиях средней полосы России и в Тульской области в том числе?
- Требовательны корнеплоды к влаге?
- В какой период вегетации недостаток влаги ощущается наиболее остро?
- К какой экологической группе по отношению к свету принадлежат овощные корнеплоды?
- Назовите холодостойкие и теплолюбивые овощные корнеплоды?
- Какие приемы основной и поверхностной обработки почвы характерны для корнеплодов?
- К недостатку, каких макро- и микроэлементов наиболее восприимчивы овощные корнеплоды?
- Какие удобрения применяют под овощные корнеплоды, и каким способом их вносят?
- Назовите сроки и способ уборки овощных корнеплодов?
- Где используют овощные корнеплоды?
Карточка 1 Дайте полное ботаническое описание редьки черной и основные фазы вегетации. -семейство, класс -корневая система - стебель -лист (листорасположение, жилкование, тип листа) - цветок/соцветие - плод |
Карточка 2 Дайте полное ботаническое описание свеклы столовой и основные фазы вегетации. -семейство, класс -корневая система - стебель -лист (листорасположение, жилкование, тип листа) - цветок/соцветие - плод |
Карточка 3 Дайте полное ботаническое описание моркови столовой и основные фазы вегетации. -семейство, класс -корневая система - стебель -лист (листорасположение, жилкование, тип листа) - цветок/соцветие - плод |
Карточка 4 Характеристика технологии выращивания свеклы столовой по предложенной схеме: -система обработки почвы -способ и сроки, сева; норма высева -система удобрений - полив -защита от вредителей и болезней - сроки и способ уборки |
Карточка 5 Характеристика технологии выращивания моркови столовой по предложенной схеме: -система обработки почвы -способ и сроки, сева; норма высева -система удобрений - полив -защита от вредителей и болезней - сроки и способ уборки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"
Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
Методическая разработка урока по теме "Механическая кулинарная обработка клубнеплодов и корнеплодов. Формы простой и сложной нарезки"
ПМ.01. "Приготовление блюд из овощей и грибов"...