Рабочая программа ОДБ.04 Экономика
рабочая программа по теме

Кисельникова Ирина Николаевна

Рабочая программа ОДБ.04 Экономика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.docx52.28 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя

России А. С. Зайцева»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

________________                                                          _____________

№ и дата протокола                                                            Дата

Председатель м/о                                                           Зам. директора по ООД

______________                                                             Лукьянова М.В.

______________                                                         _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.04  «ЭКОНОМИКА»

по профессиям:

150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»,

110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»,

110800.01 «Мастер сельскохозяйственного производства»

2013

Программа  разработана в соответствии с «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и на основе примерной программы учебной дисциплины, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования», директором Ф.Ф. Харисовым 10 апреля 2008г, Директором Департамента государственной политики нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко 16 апреля 2008г.

Разработчики:

Кисельникова Ирина Николаевна, преподаватель

ГБОУ СПО «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя

России А. С. Зайцева»

        

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по профессиям 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ», 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства»

Разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и на основе примерной программы учебной дисциплины, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования», директором Ф.Ф. Харисовым 10 апреля 2008г, Директором Департамента государственной политики нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко 16 апреля 2008г.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  предмет «Экономика» относится к разделу  общеобразовательные  дисциплины,  базовый, входящий в интегрированный базовый учебный предмет «Обществознание»,  объем 38 часов.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения  учебной дисциплины  «Экономика» (в т.ч. интегрированного учебного предмета «Обществознание») обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 57 часов, в т.ч.  38ч. обязательной аудиторной  учебной нагрузки

СОДЕРЖАНИЕ

     Пояснительная записка                          стр. 6

Содержание учебной дисциплины      стр. 8

     Тематический план                               стр. 9

      Примерные темы учебных проектов    стр. 11

      Перечень практических работ  

             

Требования к результатам обучения     стр.12

Рекомендуемая литература                    стр. 14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по профессиям 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ», 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства»

Разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и на основе примерной программы учебной дисциплины, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования», директором Ф.Ф. Харисовым 10 апреля 2008г, Директором Департамента государственной политики нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко 16 апреля 2008г.

В СИТТ «Экономика» изучается как общеобразовательная  дисциплина,  базовая, входящая в интегрированный базовый учебный предмет «Обществознание»  в объеме 57 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки 38 часа, самостоятельной работы обучающегося 19 ч.

        

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено четырьмя темами:

1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе.

Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

Отбор содержания произведен на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке,  деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества.  

Программа также содержит тематическое планирование, корректированное с учетом имеющегося учебно-наглядного оборудования, тематику учебных проектов  для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения экономики, перечень практических работ, требования к результатам обучения и рекомендуемую литературу.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. ЭКОНОМИКА

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.        

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.


Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:

     практические занятия

     контрольные работы

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:

Реферат

Поиск информации

Таблица

Презентация

Работа с учебником

Итоговая аттестация в форме зачета                                                                                                                

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Уровень усвоения

Количество часов

знать

уметь

Теория

20ч.

Практика

18 ч

1. Экономика и экономическая наука.

Экономические системы. Экономика семьи

II

5

3

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

II

9

6

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

II

4

6

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

4. Основные проблемы экономики России.

Элементы международной экономики

II

2

3

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Итого

    38 ч.

Практические занятия

Главные вопросы экономики

История развития экономической теории

Структура общественного производства. Типы экономических систем

 Рыночное равновесие

Конкуренция и монополия

 Организационные формы бизнеса в России

 Источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок

Экономические функции государства

 Экономический рост и развитие

Рынок труда и особенности его функционирования

Понятие и функции денег. Денежное обращение

 Инфляция: виды, причины, последствия

Денежная политика государства

 Обобщение по теме: «ВВП. Рынок труда. Деньги, банки, инфляция»

 Глобальные проблемы экономики

 Подведение итогов

Контрольные работы

Контрольная работа «Экономические системы. Рынок. Фирма»

Контрольная работа «Экономика»

Самостоятельная (внеаудиторная)  работа

Темы по разделу «Экономика»:

1. «Четвертый» фактор производства

2. Многообразие форм собственности

3. Приватизация: цели, задачи, способы, результат

4. Рациональное поведение потребителя, производителя

5. Рыночная структура и инфраструктура

6. Конкуренция и монополия

7. Издержки и прибыль фирмы

8. Как открыть свое дело

9. Маркетинг и менеджмент

10. Монетарная и фискальная политика государства

11 Подготовка к контрольной работе

12 Показатели экономической деятельности государства

13 Государственная политика в области занятости

14 Банковская система

15 Инфляция в России

16 Становление рыночной экономики в России

17 Государственная политика в области международной торговли

18 Проблемы Российской экономики

19 Подготовка к контрольной работе

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» (в т.ч. интегрированного учебного предмета «Обществознание») обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2008.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2008.

Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2012

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2012

Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М,

Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М..

Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2008.

Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2008.

Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2009.

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 20011.

Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2008.

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2008.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2012-2013.

Для преподавателей

Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп.     – М., 2008.

Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2008.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2009.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2009.

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2013.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее ГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 220301 «Авт...

рабочая программа по дисциплине "Экономика" для специальностей экономика и бухгалтерский учёт, банковское дело.

рабочая программа по дисциплине "Экономика" для проведения занятий на 1 курсе по специальностям: Банковское дело, экономика и бухгалтерский учёт....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                 учебной  дисциплины  Экономика организации специальность38.02.01 ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...