Рабочая программа по дисциплине "Экономика организации" для специальности Экономика и бухгалтерский учет
учебно-методический материал по теме

Костоусова Елена Юрьевна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

 среднего профессионального образования

 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Югорский политехнический колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»

                                                                      2011г.

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией

Председатель                 Е.Ю.Костоусова

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и результатов опроса работодателей

Заместитель директора по учебной работе

                                          Д.Н.Новиков

Разработчик:             Е.Ю.Костоусова, преподаватель первой квалификационной категории

Рецензент:                                             преподаватель высшей квалификационной категории

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)  среднего профессионального образования (далее СПО)  профессии бухгалтер. Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, организации, предприятия, получить необходимые знания по расчету важнейших экономических показателей их работы, используемых для оценки социально-экономического положения российской экономики в целом.

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

Универсальные (общекультурные):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

Общепрофессиональные:

  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
  • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартам;
  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

Для реализации программы используется блочно-модульная технология, обеспечивающая подход, основанный на компетенциях, формирование самостоятельных навыков овладения знаниями, публичного представления результатов своей  деятельности.

Рабочая программа состоит из четырех модулей, состоящих из отдельных тем программы курса. В них рассмотрены производственные и организационные принципы рациональной организации экономики предприятия, формирования и использования его ресурсов, а также экономический механизм функционирования – разработка стратегий, системы планов, проведение расчетов производственной мощности и программы, себестоимости и цен, освещены вопросы планирования финансовой деятельности, анализа бухгалтерского баланса и повышения эффективности производства.

Разработчик:    Е.Ю.Костоусова     преподаватель экономических дисциплин первой квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

19

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22

  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью   основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и составлена на основе опроса работодателей.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:    дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять организационно-правовые формы организаций;
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
  • рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность организации как основного звена экономики отраслей;
  • основные принципы построения экономической системы организации;
  • принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
  • методы оценки эффективности их использования;
  • организацию производственного и технологического процессов;
  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
  • способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
  • механизмы ценообразования;
  • формы оплаты труда;
  • основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 246 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  164 часа;

самостоятельной работы обучающегося 82 часа.

.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

 246

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

        164

в том числе:

     практические занятия      

50

     контрольные работы

4

     курсовая работа (проект)

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

82

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

20

    Домашняя работа (выполнение тестовых заданий, решение задач, составление план-конспекта по вопросам темы), подготовка докладов

62

Итоговая аттестация в форме экзамена    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины __Экономика организации__

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Модуль 1.

Введение в экономику

36

Тема 1.1. Основные проблемы экономической организации общества

Содержание учебного материала

8

  1. Хозяйственная деятельность и ее стадии: производство, распределение, обмен, потребление;
  2. Основа хозяйственной деятельности: материальные потребности и экономические ресурсы;
  3. Проблема выбора в экономике. Экономический рост и ГПВ;
  4. Экономические системы;
  5. Собственность и ее формы.

Самостоятельная работа обучающихся №1

Выполнение тестов. Решение задач.

2

Тема 1.2. Модели рынка товаров и услуг

Содержание учебного материала

2

  1. Совершенная конкуренция
  2. Чистая монополия
  3. Монополистическая конкуренция
  4. Олигополия

Самостоятельная работа обучающихся №2

Выполнение тестов. Решение задач.

2

Тема 1.3. Макроэкономика: показатели, экономический рост, нестабильность

Содержание учебного материала

6

  1. Валовой продукт и национальный доход общества
  2. Экономический рост в обществе
  3. Макроэкономическая нестабильность

Самостоятельная работа обучающихся №3

Выполнение тестов. Решение задач.

4

Тема 1.4. Государственное регулирование экономики

Содержание учебного материала

6

  1. Сущность и цели государственного регулирования
  2. Финансовая политика
  3. Кредитно-денежная политика государства
  4. Социальная политика государства

Самостоятельная работа обучающихся №4

Выполнение тестов. Решение задач.

4

3

Контрольная работа №1 Основы экономики

2

Модуль 2.

Организация в Российской экономике

16

 

Тема 2.1. Определение состава народнохозяйственного комплекса России и классификации предприятий по основным признакам              

КТ 1

Содержание учебного материала

4

1. Понятие организации и ее определяющие признаки

2. Производственная и не производственная сфера экономики

3. Типы и организационно-правовые формы предприятий

Практическое  занятие № 1 Организация и организационно-правовые формы предприятий

Заполнение таблицы,   выполнение тестовых заданий, решение задач

2

3

Самостоятельная работа обучающихся №5

Работа с ГК РФ (Юридические лица)

2

Тема 2.2. Расчет длительности производственного цикла

КТ 2

Содержание учебного материала

4

  1. Производственный процесс
  2. Производственный цикл
  3. Типы производства
  4. Методы и принципы рациональной организации производства

Практическое занятие №2

Письменная работа «Составление схем длительности производственного цикла»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся №6

Решение задач, выполнение теста «Организация производства, его типы, методы и принципы»

2

Модуль 3.

Экономические ресурсы предприятия

48

Тема 3.1.

Определение состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации

КТ 3

Содержание учебного материала

2

1. Основной капитал предприятия

2. Оборотный капитал предприятия

3.Труд как фактор производства

Практическое занятие №3

Работа по вопросам темы, выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений

2

2

3

Практическое  занятие №4

Определение состава и структуры основного капитала предприятия

Определение оборотных производственных фондов, фондов обращения и оборотных средств предприятия

Определение состава и структуры кадров предприятия и значения производительности труда

2

Самостоятельная работа обучающихся №7

Поиск необходимой информации для подготовки ответов на вопросы  по темам 2.2.- 2.3. (работа с литературой, интернет источником)

Написание доклада по теме (тема выбирается самостоятельно из предложенного списка)

4

Тема 3.2.

1)Экономическая оценка основных фондов

2)Расчет показателей использования основных фондов

Содержание учебного материала

2

  1. Виды базовых экономических оценок основных фондов и методов их переоценки
  2. Виды износа основных фондов
  3. Амортизация основных фондов
  4. Показатели эффективного использования основных средств. Фондоотдача, фондоёмкость

Практические занятия №5-№6

Выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений

Решение задач по определению: первоначальной, восстановительной, остаточной и среднегодовой стоимости основных фондов.

Решение задач по определению суммы амортизационных отчислений

Решение задач по расчету основных показателей использования ОФ

4

2

Самостоятельная работа обучающихся №8

Решение задач. Подбор материала для докладов по теме «Энерго- и ресурсосберегающие технологии»

4

Тема 3.3.

Расчет показателей использования материальных ресурсов

КТ 4

КТ 5

Содержание учебного материала

2

  1. Управление оборотными средствами: нормирование оборотных средств, анализ фактического состояния оборотных средств, выявление источников формирования прироста или покрытия недостатка собственных оборотных средств
  2. Показатели использования материальных ресурсов.
  3. Оценка эффективности применения оборотных средств.

Практическое занятие №7

Выполнение тестовых заданий  для закрепления теоретических положений «Сущность и классификация оборотных средств»; Расчет показателей использования оборотных средств

2

2

Контрольная  работа 2 «Основной и оборотный капитал предприятия»

Итоговая письменная работа по теме 2.1.-2.3.

2

3

Практическое занятие № 8

Обсуждение докладов по теме «Энерго- и ресурсосберегающие технологии»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся №9

Работа с заданием для подготовки к контрольной работе №2

Самостоятельная работа обучающихся №10

Подбор материала по теме: «Бюджет рабочего времени», «Нормирование труда», «Фотография рабочего дня», «Хронометраж»

6

Тема 3.4.

Расчет экономии труда от воздействия факторов производительности труда

Содержание учебного материала

2

1. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета.

2. Рабочее время и его использование.

3. Бюджет рабочего времени.

4. Нормирование труда.

5. Производительность труда.

1

Практическое занятие №9

Выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений.

Решение задач по расчету среднесписочной численности рабочих. Определение нормы выработки. Расчет повышения производительности труда

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №11

«Основные  формы и системы заработной платы» План конспект на вопросы темы

2

Тема 3.5.

Расчет заработной платы работников

КТ 6

Содержание учебного материала

2

  1. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки.
  2. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации.

3

Практическое занятие №10

Решение задач: Расчет заработной платы  

2

3

Самостоятельная работа обучающихся №12

Решение задач, работа по вопросам теста.

4

Модуль 4.

Экономический механизм функционирования предприятия

41

Тема 4.1.

1)Усвоение понятия системы хозяйственных стратегий

2) Рассмотрение системы показателей, используемых при разработке планов разных временных периодов

Содержание учебного материала

6

  1. Генеральная и функциональная стратегии предприятия
  2. Система планов предприятия
  3. Производственная мощность
  4. Определение валовой, товарной, реализованной и отгруженной продукции.

1

Практическое занятие №11

Работа с таблицами. Выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. Определение объема товарной, валовой и реализованной продукции предприятия

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №13

Для выполнения заданий необходимо предварительно внимательно изучить теоретический материал учебников, пособий лекций

Самостоятельная работа обучающихся №14

Составить план конспект по вопросам темы 3.2.

2

1

Тема 4.2.

Изучение спроса и предложения  на товар, зависимости выручки от эластичности спроса на товар

Содержание учебного материала

6

  1. Спрос и предложение на товар
  2. Равновесный объем и равновесная цена
  3. Эластичность спроса по цене, по доходу

2

Практическое занятие №12

Построение графиков

Выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений

Решение задач на определение равновесной цены и равновесного объема; размера дефицита и излишка товара при  разных уровнях цен

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №15

Выполнение письменной работы

2

Тема 4.3.

Расчет затрат на производство и реализацию продукции

Содержание учебного материала

6

  1. Издержки производства (понятие и категории затрат)
  2. Принципы классификации и методы разработки сметы  затрат на производство и реализацию продукции
  3. Методы разработки калькуляции себестоимости единицы продукции

3

Практическое занятие №13

Решение задач по расчету издержек. Построение и анализ графиков

2

2

Практическое занятие №14 Обсуждение контрольных вопросов по теме. Выполнение теста «Калькуляция себестоимости продукции»

Составление сметы затрат на производство и продажу продукции на основе данных. Решение задач.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №16

Выполнение письменной работы

2

Тема 4.4.

Формирование цен на продукцию предприятия

КТ 7

Содержание учебного материала

2

  1. Цена как экономическая категория
  2. Основные методы формирования цен
  3. Принципы формирования цены

2

Практическое занятие №15

Выполнение теста «Формирование цен на продукцию предприятия»

Решение задач по формированию цен

2

3

Самостоятельная работа обучающихся №17Работа с кейсом по теме «Ценообразование»

Самостоятельная работа обучающихся № 18 «Производственная мощность предприятия» план конспект ответов на вопросы по теме

2

2

    II-й семестр                                                                                                                                              26

Тема 4.5.

Расчет производственной мощности предприятия

Содержание учебного материала

6

  1. Сущность и роль производственной мощности предприятия
  2. Методы расчета производственной мощности
  3. Показатели эффективности использования оборудования и производственной мощности

3

Практическое занятие №16  (1)

 Изучение порядка и правил расчетов производственной мощности

Обсуждение вопросов по теме. Решение задач

2

2

Практическое занятие №17 (2)

Расчет показателей эффективности использования оборудования и производственной мощности. Заполнение таблиц.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №19

Подготовка к контрольной работе по теме 4.5.

2

Тема 4.6.

Составление системы планов предприятия, разработка производственной программы

Содержание учебного материала

8

  1. Разработка системы планов предприятия
  2. Понятие и структура бизнес плана

2

Практические занятия №18  (3)

Расчет объемов производства

Составление долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной экономической стратегии

2

2

2

Практическое занятие №19 (4)

Составление бизнес проектов

2

Самостоятельная работа обучающихся№20

Оформление бизнес проекта

2

Модуль 5.

Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности

39

Тема 5.1.

Анализ финансовых ресурсов предприятия

Содержание учебного материала

6

1. Состав и структура финансовых ресурсов предприятия

2. Источники формирования финансовых ресурсов

3. Прибыль и рентабельность

2

Практическое занятие №20 (5)

Определение состава и структуры финансовых средств и источников их формирования

2

2

2

Практическое занятие №21 (6)

Решение задач по расчету прибыли  и рентабельности.

2

Самостоятельная работа обучающихся №21 Работа с кейсом по теме «Финансовые ресурсы предприятия»

3

Тема 5.2.

Анализ взаимоотношений предприятий с организациями финансово- кредитной системы

Содержание учебного материала

2

  1. Взаимодействие с банками
  2. Взаимоотношения с биржами
  3. Взаимоотношения со страховыми организациями

2

Практическое занятие №22 (7)

 Тестирование. Решение ситуационных задач, анализ ситуаций.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №22

Подготовка к Теме 4.3. повторение теоретического материала: основные экономические показатели(рентабельность, производительность труда, Фо, Фё, Коб, и тп); структура бухгалтерского баланса.

4

Тема 5.3.

Оценка эффективной хозяйственной деятельности предприятия и состояния его баланса

КТ 8

КТ 9

Содержание учебного материала

8

  1. Основные показатели экономической эффективности
  2. Форма и структура бухгалтерского баланса
  3. Методика расчета показателей, характеризующих состояние баланса предприятия

3

Практическое занятие № 23 (8)

Определение факторов, влияющих на рост показателей эффективности производства.

Расчет показателей  экономической эффективности. Определение ликвидности баланса. Определение финансовой устойчивости предприятия.

2

2

Практическое занятие №24 (9)

Работа по составлению бухгалтерского баланса

2

3

3

Практическое занятие №25 (10)

Контрольная работа 3 Основные технико-экономические  показатели

2

Самостоятельная работа обучающихся №23 Работа с заданиями для подготовки к контрольной работе

4

Курсовая работа

40

Консультации по подбору литературы, оформлению и написанию курсовой

Примерная тематика курсовой работы (см. Приложение)

20

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой

20

Всего:

246=141+105= 64л+30л +(30пр+20пр+20курс)+47сам+35сам

246


3. условия  реализации  программы  дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению  

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики;

Оборудование учебного кабинета:

  • нормативные документы (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.
  • учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы
  • учебники, дидактические материалы, раздаточный материал  в соответствии с образовательной программой
  • комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта
  • стендовый материал, который носит обучающий характер:                                                                        - рекомендаций по выполнению домашних работ;                                                                                                - рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен)                                                                                                                            - правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

Технические средства обучения:

Учебно-практическое оборудование

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц 
  • Комплект инструментов для работы у доски

Технические средства

  • Экспозиционный экран (на штативе или навесной)
  • Проектор
  •  Компьютер с возможностью подключения к Internet.
  • Принтер лазерный
  • Слайды  по тематике курсов экономики
  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004
  2. Лопарева А.М. Экономика организации М: Инфра-М  2008
  3. Сафронов Н.А. Экономика организации М: Форум 2009
  4. Сафронов Н.А. Экономика организации ВУЗ  М: Экономистъ 2006
  5. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  6. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.

Дополнительные

  1. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.
  2. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2007.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
  4. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2006
  6. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. – М., 2008.
  7. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  8. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. электронные библиотеки: eup.ru;   www.laboratory.ru.
  2. Периодические издания: www.akdi.ru;   www. vopreco.ru
  3. Обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода www.online.ru/sp/iet/trends/.

3.3. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1

Тесты

20

         бумага

2

Комплект для промежуточной аттестации

15

бумага

3

Комплект для итоговой аттестации

бумага

4

Электронное учебное пособие

диск

5

Видео учебно-информационные материалы

15

диск

6

Тренинговые учебно-тренировочные упражнения

7

Учебная программа

1

бумага, электронный вариант

8

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

9

Методические указания по изучению курса

1

бумага

10

Учебно-практическое пособие (учебно-методический «навигатор», информационно-справочное пособие учебного назначения, опорный конспект, план-конспект лекций)

n

n

11

Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые)

1

бумага

12

Комплект установочных или обзорных лекций

2

диск

13

Обучающие программы

14

Рабочая тетрадь  с примерами выполнения практических и самостоятельных заданий

15

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1

бумага, электронный вариант

16

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой  работы

1

бумага, электронный вариант


  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Раздел/тема

Результаты обучения

(освоенные компетенции, умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

№ контрольной точки

Способ оценки

Инструментарий контроля

подход

шкала

Модуль 2.  Организация в Российской экономике

Тема 2.1.

Определение состава народнохозяйственного комплекса России и классификации предприятий по основным признакам

1.Знать сущность организации как основного звена экономики отраслей

2.Знать основные принципы построения экономической системы организации

3.Уметь определять организационно-правовые формы организаций

Дает грамотные, обоснованные ответы,  анализирует, определяет роль организации, перечисляет принципы, знает особенности, достоинства и недостатки каждой организационно правовой формы предприятий.

Тест выполнен самостоятельно, быстро, правильно

тестирование, работа с ГК РФ

обобщающий педагогический и взаимоконтроль

КТ 1           Практическое занятие №1

критериальный

рейтинговая

ГК РФ (раздаточный материал с контрольными вопросами)

Тест: «Предприятие его типы и формы», «Организационно-правовые формы предприятий».

Тема 2.2.

Расчет длительности производственного цикла

4.Знать организацию производственного и технологического процессов

Схема составлена правильно, самостоятельно, дает краткие грамотные ответы

письменная работа

обобщающий педагогический и взаимоконтроль

КТ 2          Практическое занятие №2

критериальный

рейтинговая

Задание по составлению схем длительности производственного цикла

Модуль 3. Экономические ресурсы предприятия

Тема 3.1.

Определение состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации

5.Знать состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования

6.Уметь определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации

Тест выполнен: самостоятельно, быстро, правильно

Дает грамотные ответы, перечисляет, различает, описывает экономические ресурсы предприятия

письменная индивидуальная работа

Текущий педагогический и взаимоконтроль

КТ 3           Практическое занятие №4

критериальный

рейтинговая

Тест: «Основной капитал», «Сущность и классификация оборотных средств»

Раздаточные листы с заданиями и контрольными вопросами

Тема 3.3.

Расчет показателей использования материальных ресурсов

7. Знать принципы и методы управления основными и оборотными средствами

8. Знать методы оценки эффективности их использования

Перечисляет принципы и методы управления ОС и Об.С, методы оценки ОС; дает грамотные, обоснованные ответы; задания выполняет самостоятельно, без ошибок

индивидуальная работа, Решение задач

обобщающий педагогический контроль

КТ 4                      Контрольная         работа 2

критериальный

рейтинговая

Раздаточные листы с заданиями и контрольными вопросами

9. Знать способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии

10. Уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию

Грамотно и обосновано предлагает  способы экономии ресурсов, демонстрирует ораторские способности, участвует в обсуждении вопросов

Доклад, обсуждение докладов

обобщающий педагогический и взаимоконтроль

КТ 5          Практическое занятие №8

критериальный

рейтинговая

Тема 3.5.

Расчет заработной платы работников

11. Знать формы оплаты труда

различает формы и системы оплаты труда; дает определения; проводит анализ использования различных форм з/п на прадприятиях; проводит расчеты з/п

 Устная, письменная (решение задач, тест)

обобщающий педагогический и взаимоконтроль

КТ 6           Практическое занятие №10

критериальный

рейтинговая

Опросный лист.

Модуль 4.  Экономический механизм функционирования предприятия

Тема 4.4.

Формирование цен на продукцию предприятия

12. Знать механизмы ценообразования

Тест выполнен  правильно. Ответы грамотные, обоснованные, определяет, описывает и перечисляет методы ценообразования

письменная (решение задач)

обобщающий педагогический и взаимоконтроль

КТ 7           Практическое занятие №15

критериальный

рейтинговая

Тест: «Формирование цен на продукцию предприятия»;

Контрольные вопросы

Модуль 5. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности

Тема 5.3.

Оценка эффективной хозяйственной деятельности предприятия и состояния его баланса

13. Уметь заполнять первичные документы по экономической деятельности организации

14.Знать основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

Перечисляет основные технико-экономические показатели; дает  характеристику и определяет  методику расчета основных технико-экономических показателей.

Таблица заполнена самостоятельно, быстро в соответствии с требованиями

 письменная (проведение расчетов)

обобщающий педагогический и взаимоконтроль

КТ 8             Практическое занятие №29

критериальный

рейтинговая

Раздаточные листы с  контрольными вопросами и заданиями.

Требования по Оформлению таблицы

15.Уметь рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации

самостоятельно выполняет расчеты, используя необходимые для расчета формулы; дает оценку полученных результатов

письменная (решение задач)

обобщающий педагогический контроль

КТ 9

Практическое занятие №30           Контрольная  работа 3

критериальный

рейтинговая

Раздаточные листы с  контрольными вопросами и заданиями.


Разработчики:         

БУ СПО Югорский политехнический колледж            преподаватель                    Е.Ю.Костоусова

   (место работы)                                                                              (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

БУ СПО Югорский политехнический колледж          зам.директора                                 О.А. Новикова

    (место работы)                                                                              (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 080000 «Экономика и управление» по специальности среднего професс...

Рабочая программа по финансовой математике , специальность "Экономика и бухгалтерский учет" (повышенный уровень)

Рабочая программа по дисциплине "Финансовая математика" , специальность "Экономика и бухгалтерский учет" (повышенный уровень)...

Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"

Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛИТОЛОГИЯ специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), углубленная подготовка»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее  –  ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...

программа ПМ 05 по специальности экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)

Комплект оценочных материалов (КОС) разработан в соответствии с требованием Федерального образовательного стандарта среднего профессионального оразования по специальности  38.02.01."Экономик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Экономика и бухгалтерский учет гостиничного предприятия 43.02.14 Гостиничное дело

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Экономика и бухгалтерский учет гостиничного предприятия   43.02.14 Гостиничное дело...