рабочая программа по дисциплине "Экономика" для специальностей экономика и бухгалтерский учёт, банковское дело.
учебно-методический материал на тему
рабочая программа по дисциплине "Экономика" для проведения занятий на 1 курсе по специальностям: Банковское дело, экономика и бухгалтерский учёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Рабочая программа дисциплины
ПД 03 Экономика
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
г. Раменское
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования (далее - СПО), утверждённого приказом Министерством образования и науки РФ, от 28.07.14г. № 832, в части освоения общеобразовательных дисциплин.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Раменский политехнический техникум Московской области.
Разработчик: преподаватель А. В. Лукьянова
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
«Экономика » ……………..…….………………………………..……..3
- Структура и содержание учебной дисциплины….. …………………....7
- Условия реализации программы учебной дисциплины……..…………15
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Экономика »...……………………….…………………………………..16
1. Паспорт программы учебной дисциплины
«Экономика»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) при наличии основного общего образования).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Экономист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.
В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:
знать/понимать:
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь:
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов; самостоятельная работа – 41 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 141 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
В том числе | |
Теоретическое обучение | 98 |
Дифференцированный зачёт | 2 |
Самостоятельная работа | 41 |
Промежуточная аттестация в виде контрольной работы | |
Дифференцированный зачёт в виде итогового теста |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭКОНОМИКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 2/3 | 4 |
Раздел 1. Сущность экономики | |||
Тема 1.1 Сущность экономики | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Эссе на тему: «Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности». | 3 | 2 | |
Раздел 2. Экономика и экономическая наука | 14/9 | ||
Тема 2.1 Потребности. | Понятие экономики. Экономические потребности общества. | 1 | 1 |
Тема 2.2 Свободные и экономические блага. | Свободные и экономические блага общества. | 1 | 1 |
Тема 2.3 Ограниченность ресурсов. | Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Границы производственных возможностей. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Конспект на тему: Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. | 2 | 2 | |
Тема 2.4 Факторы производства и факторные доходы | Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. | 2 | 1 |
Тема 2.5 Выбор и альтернативная стоимость. | Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: письменная домашняя работа на тему: примеры понятий «Альтернатива и рациональность». | 2 | 3 | |
Тема 2.6 Типы экономических систем | Традиционная экономика. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: конспект на тему «Участие государства в хозяйственной деятельности». | 2 | 3 | |
Тема 2.7 Собственность и конкуренция | Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Монополия. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: конспект на тему «Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции». | 3 | 3 | |
Контрольная работа | «Экономика и экономическая наука» | 2 | 3 |
Раздел 3 Семейный бюджет | 3/4 | ||
Тема 3.1 Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережение населения. Страхование.
| Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. Словарный диктант. | 3 | 1 |
Самостоятельная работа. Конспект на тему «Страхование» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа. Составить таблицу и вывести итог примерного бюджета семьи. | 2 | 3 | |
Раздел 4. Рыночная экономика | 22/10 | ||
Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие | Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Функция спроса. Закон предложения. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа. Конспект на тему: Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения. | 4 | 3 | |
Тема 4.2 Экономика фирмы: цели, организационные формы | Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности.. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа. Эссе на тему: Цели предпринимательской деятельности. | 2 | 3 | |
Тема 4.3 Производство, производительность труда | Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Оборотный капитал. Оборотные средства. Производственная функция. Характеристика производительности труда. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Конспект на тему «Материально-технические и социально-экономические факторы». | 2 | 3 | |
Тема 4.4 Факторы, влияющие на производительность труда | Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Контрольное тестирование. | 3 | 1 |
Тема 4.5 Издержки производства | Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Составить таблицу, в которой указать все издержки предприятия, вычислить финансовый результат. | 2 | 3 | |
Тема 4.6 Выручка | Ценообразование. Доход предприятия | 2 | 1 |
Тема 4.7 Ценные бумаги | Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. | 2 | 1 |
Тема 4.8 Фондовый рынок | Фондовая биржа и ее функции. Биржевые спекуляции. Биржи в России. Словарный диктант. | 3 | 1 |
Раздел 5. Труд и заработная плата | 15/1 | ||
Тема 5.1 Труд. Рынок труда | Фактор труда и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. | 4 | 1 |
Тема 5.2 Заработная плата и стимулирование труда | Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. | 4 | 1 |
Тема 5.3 Безработица | Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. | 4 | 1 |
Тема 5.4 Профсоюзы | Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Промежуточное тестирование. | 3 | 1 |
Самостоятельная работа. Конспект на тему: Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. | 1 | 3 | |
Раздел 6. Деньги и банки | 10/5 | ||
Тема 6.1 Понятие денег и их роль в экономике | Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Конспект на тему «Денежный запас. Роль денег в экономике.» | 2 | 3 | |
Тема 6.2 Банковская система. Финансовые институты | Понятие банковской системы. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Виды банковских операций. | 4 | 1 |
Тема 6.3 Инфляция и её социальные последствия | Инфляция. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Контрольная работа | 4 | 1 |
Самостоятельная работа. Конспект на тему: Социально-экономические последствия инфляции. | 3 | 3 | |
Раздел 7 Государство и экономика | 22/5 | ||
Тема 7.1 Роль государства в экономике. Общественные блага | Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Конспект на тему: Общественные блага и спрос на них. | 2 | 3 | |
Тема 7.2 Налоги, система и функции налоговых органов | Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. | 4 | 1 |
Тема 7.3 Государственный бюджет. Государственный долг | Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. | 4 | 1 |
Тема 7.4 Понятие ВВП | Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Номинальный и реальный ВВП. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа. Составить и решить задачу на расчёт реального ВВП. | 1 | 3 | |
Тема 7.5 Экономический рост. Экономические циклы | Экономический рост. Основные факторы экономического роста. Положительные и отрицательные стороны экономического роста. Экономический цикл. Длительность экономических циклов. | 4 | 1 |
Тема 7.6 Основы денежной политики государства | Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Нормы обязательных резервов. Контрольная работа. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа. Конспект на тему: . Политика «дорогих» и «дешевых» денег. | 2 | 3 | |
Раздел 8 Международная экономика | 12/4 | ||
Тема 8.1 Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли | Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. | 4 | 1 |
Тема 8.2 Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы | Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Конвертируемость валюты. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа. Доклад на тему: Глобальные экономические проблемы. | 4 | 3 | |
Тема 8.3 Особенности современной экономики России | Экономические реформы в России. Экономический рост. Россия и мировая экономика. | 2 | 1 |
Дифференцированный зачёт | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие кабинета социально-экономических дисциплин и лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности:
- Посадочные места по количеству обучающихся;
- Рабочее место преподавателя;
- Комплект учебно-наглядных пособий по экономике;
- Лицензионное программное обеспечение по специальности;
- Интернет-ресурсы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
Гомола А.И. Бизнес-планирование. Уч. пособие для СПО. – М., 2005.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В.Бухгалтерский учет. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.
Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнение учащимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: | |
| Тестирование, выполнение заданий |
Уметь: | |
| Выполнение практических заданий |
Список используемой литературы
( учебники, справочники, учебные пособия, дидактические материалы и др. )
№ п/п | наименование | Требуемое количество | Имеется в наличии |
1. | «Экономика» Гомола А.И.; М., Академия 2012 г. | 30 | 30 |
2. | «Основы экономики и предпринимательства» Л.Н. Черданова , М., Академия 2003 г. | 30 | 30 |
3. | « Основы экономики» В.Г. Слагода, М., Форум 2009 г. | 30 | 1 |
4. | « Основы экономической теории», Л.М. Куликова, М., Финансы и статистика 2005 г. | 30 | 1 |
Перечень используемой документации по завершающим формам обучения
( комплекты экзаменационных билетов, образцы дипломных, макетов и т. д.)
№ п/п | наименование | |
1 | Тестовые задания | + |
2 | Вопросы и задания | + |
Преподаватель _______________________________________ А. В. Лукьянова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по преддипломной практике для специальности 080110 "Банковское дело"
Рабочая программа преддипломной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО укрупненной группы специальностей СПО 0800...
Рабочая программа дисциплины специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа по дисциплине: "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-954681-1506880491.jpg)
2017 ОП 08 Рабочая программа год набора 2016 Организация бухгалтерского учета в банках специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749262-1454563247.jpg)
Адаптированная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.02 Статистика 38.02.07 Банковское дело
Аннотация рабочей программы дисциплины ОП.02 «Статистика»для специальности 38.02.07 «Банковское дело» Рабочая програм...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-605122-1587752155.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 «Бухгалтерский учёт» для специальности социально-экономического профиля 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»
Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учёт» является частью основной профессиональной образовательной программы. Составлена в соответствии с ФГОС по специал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08. «Основы бухгалтерского учета» Специальность среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫОП.08. «Основы бухгалтерского учета»Специальность среднего профессионального образования38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)базовой подготовки...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/07/picture-1413664-1657210739.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Специальность 38.02.07 Банковское дело
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Бухгалтерский учет разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) специальности 38.02.07 Банковско...