Примерная Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для занятий в специальной медицинской группе для студентов
рабочая программа
Примерная Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для занятий в специальной медицинской группе
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО)
Рабочая программа для студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и минимальных требований к качеству подготовки студентов СПО по физической культуре.
В основу программы для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группу(далее СМГ), положена Концепция модернизации российского образования, материал Государственного стандарта общего образования по физической культуре, комплексная программа физического воспитания учащихся под редакцией В.И.Лях с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей материально-технической базы, сложившихся традиций учебно-спортивной деятельности, особенностей контингента студентов и получаемой профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для занятий в специальной медицинской группе
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Основные принципы реализации программы
3. Содержание программы
4. Требования к качеству освоения программного материала
5. Приложение 1
6. Приложение 2
7. Список литературы
Примерная Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО)
Пояснительная записка
Рабочая программа для студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и минимальных требований к качеству подготовки студентов СПО по физической культуре.
В основу программы для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группу(далее СМГ), положена Концепция модернизации российского образования, материал Государственного стандарта общего образования по физической культуре, комплексная программа физического воспитания учащихся под редакцией В.И.Лях с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей материально-технической базы, сложившихся традиций учебно-спортивной деятельности, особенностей контингента студентов и получаемой профессии.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что число студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, и поэтому отнесенных к специальной медицинской группе, постоянно увеличивается.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечено увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов.
Высокая частота диагностирования патологий у студентов СПО требует осуществления на хорошем уровне коррекционно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья.
Целью физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является оздоровление, содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальной медицинской группе
Основными задачами физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:
- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
- улучшение показателей физического развития;
- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
- овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом его заболевания;
- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
- Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
- Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
- Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
- Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
- Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья студентов.
Основные принципы реализации программы:
1. направленности на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
2. вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион);
3.дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
4.достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
Средства, используемые при реализации программы:
1. Физические упражнения;
2. Корригирующие упражнения;
3. Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
4. Материально-технические средства: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
5. Наглядные средства обучения.
Способы организации студентов на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с учащимися, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей студентов, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности студентов. Чтобы совершенствовать у студентов с нарушенным зрением определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, студент с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
- выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
- выполнение движения в облегчённых условиях;
- выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений - гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);
- использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),
- использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.),
- использование имитационных упражнений,
- подражательные упражнения,
- использование при ходьбе, беге лидера,
- использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность студенту при выполнении движения,
- использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.),
- изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),
- изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.),
- изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,
- изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)
Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями студента на расстоянии посредством команд;
Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий.
Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности студентов. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей студентов.
Содержание программы
1. Теоретический раздел: Основы знаний о физической культуре
Двигательный режим как условие развития физической культуры личности. Составные элементы двигательного режима. Роль упражнений в формировании осанки и скелетной мускулатуры. Чередование нагрузок и отдыха: контроль и самоконтроль за физической нагрузкой.
Общая характеристика занятий корригирующей и оздоровительной гимнастикой, их построение и содержание, правила подбора упражнений и дозировки физической нагрузки. Рациональное питание.
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями и в спортивных играх в СМГ.
2. Практический раздел: развитие двигательных способностей.
Легкая атлетика:
- Медленный бег до 5 минут; бег с равномерной скоростью (до 300 м). Преодоление полосы препятствий. Прыжок в длину на согнутых ногах. Отталкивание. Метание малого мяча в горизонтальную цель.
Гимнастика
- 1. Строевые упражнения. Перестроение из одной шеренги в две, три. Строевой шаг. Размыкание и смыкание на месте. Изменение скорости движения по командам «шире шаг!», «короче шаг!». Соблюдение дистанции.
- 2. Общеразвивающие упражнения. Комплексы упражнений с предметами и без них. Упражнения для формирования осанки, для предупреждения плоскостопия. Упражнения в различных исходных положениях – сидя, лежа, стоя. Специальные упражнения в зависимости от заболевания. Упражнения в парах.
- 4. Упражнения в равновесии. Ходьба с грузом на голове по линии, канату, гимнастической скамейке. Разновидности ходьбы. Повороты на носках в полуприседе. Пробежка. Соскок прогнувшись и мягкое приземление со страховкой.
- 5.Акробатика. Кувырок вперед, стойка на лопатках. Кувырок назад в «полушпагат». Два кувырка вперед слитно. «Мост» из положения лежа.
- 6.Ходьба. В чередовании с легким бегом, с выполнением упражнений в движении, с изменением направления и скорости движения по сигналу; с преодолением препятствий (скамейки, мячи, гимнастические палки).
Элементы спортивных игр
- Баскетбол. Ведение мяча правой, левой рукой с изменением направления и скорости. Передача и ловля мяча двумя руками от груди в шаге, со сменой мест. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок мяча после ведения.
- Элементы игры.
- Волейбол. Перемещения приставными шагами вправо, влево. Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Прием мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача с расстояния 3–4 м.
ЛФК
Корригирующая гимнастика при конкретных заболеваниях; упражнения для развития силы рук, ног, спины, брюшного пресса; дыхательная гимнастика; на координацию движений; развитие гибкости; формирование правильной осанки; профилактика плоскостопия и т.д. Комплексы упражнений из ЛФК разрабатываются в соответствии с рекомендациями врача, с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
- Комплексы ЛФК проводятся на каждом уроке.
- . Результаты освоения учебного предмета
Ожидаемый результат.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за студентами в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
В соответствии с ФГОС данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах студента, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по физической культуре студенты специальных медицинских групп получат представления:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• о способах изменения направления и скорости передвижения;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о правилах составления комплексов утренней зарядки;
• о правилах поведения на занятиях физической культурой;
• о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Студент научится:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
- гибкость— из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
- быстрота— скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
- выносливость—медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут, м
- сила— прыжок в длину с места (демонстрировать технику);
- координация движений, ловкость, быстрота - броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены (количество раз за 30 секунд).
Оценка уровня ФП студента:
- Оценка уровня ФП проводится при установлении медицинской группы студента для занятий физической культурой.
- Выполнение физических упражнений проводится только с разрешения врача.
- Уровень ФП оценивается по уровню развития физических качеств на основе анализа результатов выполнения следующих контрольных упражнений:
- Скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места (см). Проводится на нескользкой поверхности, на которой проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Обучающийся встает к линии, не касаясь ее носками, стопы слегка врозь параллельны, отводя руки назад, он сгибает ноги и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает как можно дальше. Расстояние измеряется от линии до ближнего к ней касания ногами, засчитывается лучший результат из трех попыток;
- Общая выносливость: медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут (количество метров). Обучающийся выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Упражнение выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Результатом является расстояние, пройденное студентом. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м.
- Координация движений, ловкость, быстрота :броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены (количество раз за 30 секунд). На расстоянии 1 метра от стены проводится линия. Студент встает к линии (одна нога впереди) и в течение 30 секунд в максимальном темпе выполняет броски и ловлю теннисного мяча. Броски выполняются одной рукой, ловля – двумя руками. Засчитывается количество пойманных мячей.
- Не соответствующим возрасту и полу считается низкий и ниже среднего уровни ФП, установленные при выполнении хотя бы одного из трех контрольных упражнений.
- Для уточнения уровня ФП могут быть использованы дополнительные контрольные упражнения.
Требования к качеству освоения программного материала Оценивание и итоговая аттестация студента специальной медицинской группы
- Важной стороной учебно-воспитательного процесса студента, имеющих отклонения в состоянии здоровья, является учет и оценка их успеваемости. К учету предъявляется ряд требований: систематичность, объективность, полнота, своевременность, точность и достоверность. Систематичность учета обеспечивается периодичностью проверок и оценки деятельности студента во время уроков на всех этапах обучения. Объективность учета обеспечивается правильным критерием оценки, индивидуальным подходом к обучающимся.
- При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных Программ по физической культуре для СПО, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органам исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.
- По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений, степени освоения программного материала необходимо оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
- Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.
- Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.
- При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
- Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.
- Студенты СМГ освобождены от выполнения практических нормативов. Но к числу обязательных требований по отдельным видам спорта относятся: легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча, в длину; гимнастика – упражнения строевые, на осанку, общеразвивающие (ОРУ), акробатические элементы, упражнения на равновесие, на гимнастических снарядах (если они не противопоказаны).
Приложение 1
В специальных медицинских группах, как правило, занимаются студенты с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений:
Для студентов с сердечно-сосудистой патологией противопоказаны упражнения, которые связаны с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением.
Студентам с заболеваниями органов дыхания противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо уделять внимание дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания, особенно удлиненному вдоху.
В занятиях со студентами, имеющими заболевания почек, значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.
При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.
При хронических заболеваниях ЖКТ уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса.
Примерный комплекс дыхательных упражнений
1.Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.
2.Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
3.После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.
4.Исходное положение (далее – и. п.) – лежа на спине. По инструкции медленно поднимает одну руку (правую, левую), ногу (левую, правую), затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого упражнение выполняется лежа на животе.
5. И. п. – сидя, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом.
Упражнения на координацию
Упражнение 1. Пространство
- И. П.- стоя на ноге, руки свободно опущены вниз. Вдох: приподнимаем не здоровую ногу, одновременно руки сгибаются в локтях и кисти рук поднимаются на уровень груди.
- Выдох: руки разводятся в стороны.
Упражнение 2. Равновесие
- И. П.- то же. Вдох: занимаем первую позицию предыдущего упражнения. Выдох: корпус наклоняется вперед, руки вытягиваются вперед.
- Вдох: переход к прежней позиции (руки поставить на пол). Выдох: возвращение в исходное положение. Затем упражнение повторяется с противоположной стороны.
Упражнение 3. Дуновение ветра
- И. П.- то же. Выдох: руки производят круговое вращательное движение вправо-вверх-влево-вниз, а затем вместе с правой ногой отводятся вправо, при этом нога полностью выпрямляется в коленном суставе. Вдох: переход к прежней позиции. Выдох: возвращение в исходное положение. Затем упражнение выполняется с противоположной стороны.
Упражнение 4. Полсвета
- Особенностью данного упражнения является объединение трех предыдущих упражнений в единое целое. Из исходного положения упражнения выполняются последовательно с общим промежуточным положением. Упражнение можно выполнять несколько раз.
Упражнение 5. Палочник
- 1. И. П.- лечь на пол, поднять ногу и корпус вверх, упираясь руками в поясницу, а локти поставив на пол. Подержать это положение, медленно считая до десяти, затем опустить корпус на пол.
- 2. Проделав то, что описано в варианте 1, удерживая корпус в вертикальном положении, отпустить руки от поясницы и, положив их на пол, удерживать равновесие в таком положении. Досчитав до десяти, опустить корпус на пол.
- 3. Проделав то, что написано в варианте 2, удерживая корпус в вертикальном положении, поднять руки и расположить их вдоль корпуса и ног - в положение "руки по швам", удерживая равновесие за счет опоры на шею и плечи. Стоять в таком положении, считая до десяти, затем опустить корпус на пол.
Упражнение 6. Уголок - Сидя на стуле (спина прямая, шея выпрямлена, взгляд вперед), взяться руками за боковой край сиденья (обеими руками), ноги поднять параллельно полу и, удерживая их в таком положении сделать дыхательное упражнение
Упражнение 7. Журавль
- Л. П.- стоя на ноге, руки разведены в стороны. Вдох: дыхание нижнее. На выдохе производим медленный наклон вперед, стараясь наклониться как можно ниже. Движение вниз заканчивается одновременно с выдохом. На вдохе - выпрямляемся и выходим в исходное положение.
Упражнение 8. Неваляшка
- И. П.- сидя. Взять рукой наружный край стопы, и, удерживая равновесие, сидя на ягодицах, отвести ногу в стороны, стараясь полностью разогнуть ногу в коленном суставе. При этом необходимо стараться не заваливаться назад.
- Упражнение выполняется от 3-4 до 10-12 раз, удерживая равновесие от 2-3 секунд до 10-15 секунд. Тип дыхания - нижнее.
Упражнение 9. Краб
- И. П.- сидя и опираясь ногой и рукой об пол. Отрываем ягодицы от пола, оставаясь на трех точках опоры, и удерживаем равновесие.
Упражнения для мышц пресса
- 1. Скручивание. Это упражнение для верхнего пресса выполняется в положении лежа, при этом нога согнута в колене, локти разведены в стороны, а руки находятся за шеей. Медленно поднимаем верхнюю часть туловища. Также медленно опускаемся в исходное положение. Поясница должна плотно прижиматься к полу на протяжении всего упражнения.
- 2. Диагональное скручивание. В этом упражнении для косых мышц пресса исходное положение будет таким же, как и в первом. Делать скручивание следует так, чтоб левым локтем касаться правого колена, а правым тянуться ко второй ноге. Выполнять такие упражнения для косых мышц пресса надо на каждую сторону по 10 раз в три подхода.
- 3. Обратное скручивание. Исходное положение – руки вдоль тела, лёжа на спине. Напрячь мышцы пресса и поднять ногу. При достижении наибольшего возможного напряжения брюшных мышц, очень медленно возвратиться в исходное положение. 12 повторов в 3 подхода.
- 4. Двойное скручивание. И.п. Лежа на спине, ногу согнуть под углом 45 градусов в колене, а руки за голову. Поднять ногу и голову, медленно двигать их друг другу навстречу. Также медленно возвратиться в исходное положение. 15 раз в три подхода.
- 5. «Поднимаем ногу». Лежа на спине, ноги прямые, а руки находятся вдоль туловища. Поднять прямую ногу таким образом, чтобы с туловищем они составляли прямой угол.
Методические рекомендации по противопоказаниям к выполнению упражнений.
Специальная медицинская группа (СМГ).
В СМГ исключено из программы:
- -лазанье по канату;
- -акробатика;
- -подтягивание, отжимание;
- -упражнения статические с длительной задержкой дыхания;
- -ограничена дистанция ходьбы и бега;
- -упражнения на силу, скорость, выносливость;
- -прыжки (в зависимости от заболеваний).
1 группа для всех - коррегирующие упражнения.
2 группа - дыхательная гимнастика.
Программа не зависит от возраста. Оценка производится по следующим критериям: индивидуальный подход, посещаемость, прирост показателей. теоретические знания.
Сердечно - сосудистая и дыхательная системы.
- Противопоказания:
- -упражнения связанные с задержкой дыхания и натуживанием;
- -упражнения связанные с резким ускорением темпа, со статическим напряжением.
- Показано:
- -весь раздел ОРУ, ходьба, дозированный бег;
- -все основные упражнения динамические, в основном ОРУ для верхних конечностей;
- -в дыхательных упражнениях акцент на выдох (удлинение выдоха).
Опорно -двигательный аппарат.
- Показания: коррегирующие упражнения, обязательно статические (счёт до 10), дыхательные упражнения.
- Противопоказания: бег, прыжки, скручивающиеся упражнения.
- Заболевания почек.
- Показания: всё, что есть в программе, но снизить физическую нагрузку.
- Противопоказания: прыжки, переохлаждения, при нефроптозе-акцент на мышцы брюшного пресса.
- Заболевания желудочно-кишечного тракта.
- Показано: ОРУ для всех групп мышц, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, дозированный бег, ходьба.
- Противопоказания: ограничение прыжков (особенно при язве), при пониженной кислотности-упражнения для мышц брюшного пресса, статические упражнения для ног; при повышенной кислотности нельзя выполнять упражнения для брюшного пресса и нижних конечностей.
Нервная система.
- Показано: всё по программе.
- Противопоказания: упражнения в равновессии, упражнения на снарядах, вызывающие нервные напряжения.
Зрение.
- Противопоказано: прыжки, упражнения с натуживанием, силовые и со статическим напряжением.
- Эндокринные заболевания.
- Показано: дозированная ходьба, бег, ОРУ. При ожирении- упражнения с отягощением, велотренажер и т.д.
- Противопоказания: ограничение в прыжках, при ожирении- большое число повторений.
Детский церебральный паралич
- Показано: упражнения для растягивания мышц, упражнения на выносливость, подъем на небольшой плоскости, силовые упражнения.
- Противопоказания: толчковые прыжки, прыжки в глубину.
Приложение 2
ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Степени утомляемости | Небольшое I степень | Значительное II степень | Очень большое III степень | |
Признаки | ||||
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Неравномерное покраснение, бледность или синюшность | |
Потливость | Пот на лице, шее, ступнях | Пот в области плечевого пояса и туловища | Появление пота и соли на одежде и висках | |
Дыхание | Учащение дыхания, при сохранении относительной его глубины | Смешанный тип дыхания с сохраняющейся ритмичностью | Дыхание поверхностное, неритмичное | |
Движения | Бодрые, хорошо скоординированные | Неуверенные, с небольшими ошибками по пространственным и временным характеристикам | Вялые, с опущенными плечами, с существенным нарушение координации | |
Внимание | Концентрированное на заданиях учителя | Незначительные отвлечения, ошибки при выполнении команд и учебных заданий | Концентрация внимания при громких командах учителя, постоянные отвлечения, грубые ошибки при выполнении учебных заданий | |
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, сердцебиение и одышку | Жалобы на болезненные ощущения в ногах, головную боль, тошноту |
№ п/п | Дозировка по интенсивности, ЧСС | Дозировка по объему, мин | Интервал отдыха |
1. | 130 уд./мин | до 10 мин | ЧСС снижается до 100-120 уд./мин и ниже |
2. | 140 уд./мин | до 5 мин | |
3. | 150 уд./мин | 1-2 мин |
Методические рекомендации по организации специальных медицинских групп
Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений при различных заболеваниях
№ п/п | Виды упражнений | Заболевания |
1. | С максимальным усилием | Сердечно-сосудистая система, бронхиальная астма |
2. | С максимальной задержкой дыхания | Сердечно-сосудистая система, бронхиальная астма |
3. | С резким ускорением темпа | Органы дыхания, бронхиальная астма |
4. | С максимальным статическим напряжением | Сердечно-сосудистая система, ДЦП |
5. | Толчковые прыжки, прыжки в глубину | Заболевания почек, органов зрения, искривление позвоночника, органы пищеварения |
6. | Упражнения в равновесии на повышенной опоре | Нарушение нервной системы, ДЦП |
7. | Упражнения на мышцы брюшного пресса | Органы пищеварения |
8. | Акробатические упражнения с повышенной сложностью | Органы зрения, искривление позвоночника, ДЦП, бронхиальная астма |
9. | Ограниченное время игр | Нарушение нервной системы, бронхиальная астма |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксёнов, В.А. Гиподинамия как фактор риска и роль физической активности в кардиологической реабилитации и вторичной профилактике ишемической болезни сердца / В. А. Аксёнов, А.Н. Тиньков, Н.И. Московцева // Профилактическая медицина. – 2010. – №2. – С. 40–46.
2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. / М.: Медицина, 2015.- 447 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 2016.- C. 153 - 154.
4. Асмолов, А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора – к диагностике развития) / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин. // Вопросы психологии, 1992.- № 1-2. 5. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К Бальсевич. - М.: ФиС.- 1988.- 208 с.
6. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Альфа-М:ИНФРАМ, 2009. – 336 с.
7. Беликова, Ж.А. Упражнения хатха-йоги как средство коррекции деформации позвоночника студентов специальных медицинских групп с нарушениями осанки : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Беликова Жанна Анатольевна. – Белгород, 2012. – 24 с.
8. Белкина, А. В. Физическая культура и спорт: этические и юридические аспекты / А.В. Белкина. - www.sportlaw.ru
9. Бондарь, С.Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах: организация и программа занятий : учебно-метод. пособие/ С.Б. Бондарь. – Ульяновск: УлГУ, 2007. – 156 с.
10. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования / Е.В. Бондаревская. // Педагогика. 1997.- №4.- С.
11. 126 11. Быков, Е. В. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Е.В. Быков и др. / Теория и практика физической культуры. – 2003.- №7.- C. 51-54.
12. Быховская, И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И.М. Быховская. - М.: РИО ГЦОЛИФК, - 2013. - 168 с.
13. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально - философские, педагогические аспекты) / Н.Н Визитей. - Кишинев: Штиинца, - 2009. - 110 с.
14. Виленский, М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я. Виленский. // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 10. - С.9 -15.
15. Виленский М.Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха / М.Я. Виленский, Б.Н. Минаев // Теория и практика физ. культуры.- 1973.- № 3,- C. 60-64.
16. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогической специальности / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М.: Высшая школа, 2009, C. 33 - 36. 17. Виленский, М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001.- № 3.- C. 2 - 7.
17. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры / Ю.М. Николаев // Докт. дис.- СПб.- 2018. - 356с.
18. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категорийный аппарат / Ю.М. Николаев // Теор. и практ. физ.культ.
19. Николаев, Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю.М. Николаев // Теор. и практ. физ.культ.- 2003.- №8.- C.2-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов с ослабленным здоровьем
Рабочая программа учебной дисциплины “Физическая культура” для студентов с ослабленным здоровьем составлена в соответствии с государственными требовани...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СОДЕРЖАНИЕПояснительная запискаПримерное содержание учебной дисциплиныТеоретическая частьПрактическая частьПримерный тематический планТребования к результатам обученияТребования к результатам обучения...

Рабочая программа учебной дисциплины ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (Специальности: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО, в рамках реализации ОПО...

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело и При...

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" специальность СПО 20.02.02 "Защита в чрезвычайных ситуациях"
Новая Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура"предназначена для подготовки студентов-спасателей на базе 11 класса.Программа включает учебный материал, организационно-методи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности : 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности: 08.02.01 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...