Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Свойства воды: уровень воды"
план-конспект занятия
Конспект занятия по детскому экспериментированию
по теме: «Свойства воды: уровень воды»
Возраст участников: дошкольники с ОВЗ (4-ый год обучения)
Форма организации: подгрупповое занятие (6 человек)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по детскому экспериментированию
для дошкольников 4-го года обучения
по теме: «Свойства воды: уровень воды»
Форма организации: подгрупповое занятие (6 человек)
Цель: формирование представлений у детей о свойстве тяжелых предметов увеличивать уровень воды.
Задачи:
- Образовательные:
- Продолжать расширять у детей представления о свойствах воды.
- Развивать у детей умения работать с картой-схемой.
- Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать у детей навыки речевого опосредования.
- Развивать у детей познавательный интерес.
- Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
- Воспитывать у детей чувство сострадания к животным.
Оборудование:
а) демонстрационный материал: игрушка птицы; серия сюжетных картинок к рассказу Л.Н. Толстого «Умная галка»; карта-схема опыта; картинка с правилами работы при проведении опытов; кувшин; камни.
(примечание: все карты и картинки представлены в презентации)
б) раздаточный материал: капельки-смайлики, камни.
Словарная работа: кувшин, мало, выше.
Предварительная работа: чтение рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка», разучивание физкультминутки «Коль с водой имеем дело…»
Ход занятия:
- Вводная часть (2 мин):
Воспитатель рассаживает детей полукругом на стульчиках.
Сюрпризный момент (2 мин):
Воспитатель демонстрирует игрушку птички.
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, сегодня к нам в гости прилетела птичка. Только эта птичка какая-то грустная, она ни чирикает, ни летает, лежит и грустит. Что же случилось у птички?
Воспитатель подходит к игрушке птички, как будто прислушивается к тому, что говорит ей птичка.
Воспитатель: Ребята, наша птичка хочет пить, да вот воды в кувшине совсем мало, не достать птичке до нее.
Воспитатель: А что такое кувшин? Давайте посмотрим и вспомним, как он выглядит.
Воспитатель демонстрирует кувшин с водой.
Воспитатель: Кувшин-это место, куда можно наливать воду, компот, сок. Вот как он выглядит.
Воспитатель: В нашем кувшине водичка. Да так ее мало, что птичке до нее достать, чтобы попить.
Показывает детям, что птичка не может достать клювом до воды.
Воспитатель: Поможем птичке?
Дети: Да!
- Основная часть (23 мин):
Создание проблемной ситуации (5 мин):
Воспитатель: А как же мы ей будем помогать? У меня есть идея! Ребята, помните мы с вами читали рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка»?
Воспитатель демонстрирует знакомые детям поэтапные иллюстрации к рассказу.
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки и вспомним, о чем этот рассказ?
Воспитатель поочередно показывает рукой на картинки, спрашивает детей, при необходимости задавая наводящие вопросы.
Воспитатель: Галка хотела пить. И что же она делает? Смотрим на первой картинке (показывает на первую картинку)
Дети: Она заглядывает в кувшин.
Воспитатель: Да, галка заглядывает в кувшин, а там пусто. Разозлилась галка? Посмотрите-ка на картинку (показывает на вторую картинку)
Дети: да, разозлилась
Воспитатель: Верно, галка разозлилась, и кое-что придумала. Что же начала делать галка? Посмотрите на картинку (показывает на третью картинку)
Дети: Галка начала кидать туда камешки.
Воспитатель: Да, галка начала кидать в кувшин камни. И вода поднялась? Посмотрите на последнюю картинку (показывает на четвертую картинку),
Воспитатель: Да, вода поднялась выше, значит стала находится высоко. Вот радостная галка пьет водичку из кувшина.
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нашей птичке, я предлагаю сделать также как эта умная галка. Давайте же тоже будем кидать камешки в кувшин, и посмотрим поднимется вода или нет, сможет ли птичка попить из кувшина. Согласны?
Дети: Да!
Работа с картой-схемой (3 мин):
Воспитатель вешает на доску карту-схему.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что нам нужно для того, чтобы помочь птичке.
Воспитатель поочередно показывает указкой на каждый предмет, нарисованный на карте-схеме.
Воспитатель: Что это?
Дети: Кувшин.
Воспитатель: Да, это кувшин с водой. А это что у нас здесь нарисовано?
Дети: камни.
Воспитатель: Верно! Итак, какие предметы нам нужны для того, чтобы помочь птичке*Имя ребенка*? (при необходимости оказывает помощь в виде повторного показа предметов на карте-схеме)
Воспитатель: Посмотрите на схему, что же мы будем делать? Мы будем опускать камешки в кувшин с водой и смотреть поднимется вода или нет.
Повторение правил работы при проведении опытов (1 мин):
Воспитатель вешает на доску картинку с правилами работы при проведении опытов.
Воспитатель: Для того чтобы у нас все получилось, чтобы помочь нашей птичке, нужно себя хорошо вести. Нельзя трогать предметы без разрешения. Нельзя пить воду из кувшина, брать в рот камешки. Работать нужно аккуратно: если пролили воду, нужно вытереть ее салфеткой. И конечно же нужно быть внимательными.
Физкультминутка (1 мин)
Воспитатель: Но прежде, чем начать помогать птичке, давайте с вами немного разомнемся. Встаем со стульчиков, ребята.
Дети встают с места. Воспитатель говорит и показывает движения. Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель:
Коль с водой имеем дело, (переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог. (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок. (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Воспитатель: Молодцы!
Показ опыта (5 мин.):
Воспитатель: Ну что, пошлите быстрее помогать птичке? Подходите ко мне поближе.
Дети подходят к демонстрационному столу.
Воспитатель: Итак, ребята, нам с вами нужны кувшин с водой и камешки.
Воспитатель демонстрирует предметы, необходимые для проведения опыта.
Воспитатель: На кувшине мы с вами отметим красным маркером то место, где сейчас находится водичка (отмечает маркером исходный уровень воды).
Воспитатель: Затем я возьму один камешек, и отпущу его в воду. Ребята, посмотрите поднялась ли вода? Посмотрите внимательно, где была вода сначала, где наша отметка? Покажи, *Имя ребенка*.
Воспитатель просит одного ребенка показать отметку. Ребенок показывает отметку, нарисованную красным маркером.
Воспитатель: Вот наша отметка, вот где была вода. А сейчас она стала выше?
Дети: Да.
Воспитатель: Верно! Давайте отметим зеленым маркером, где у нас сейчас находится водичка. (отмечает маркером промежуточный уровень воды).
Проведение опыта детьми (5 мин):
Воспитатель: Давайте вместе помогать птичке? Ведь вместе получится быстрее, правильно?
Воспитатель поочередно вызывает детей для проведения опыта.
Воспитатель: *Имя ребенка*, бери камешек, бросай его в воду. (аналогичная работа проводится с другими детьми)
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка вода стала выше, наш кувшин наполнился. Теперь наша птичка сможет достать, чтобы попить водички? Давайте проверим.
Воспитатель подносит игрушку птички к кувшину. Показывает, что птичка может достать клювом до воды.
Воспитатель: Посмотрите, достает птичка. Теперь наша птичка сможет попить водичку, и больше не будет грустить. Какие вы молодцы! Смогли помочь птичке!
Подведение результатов опыта (3 мин):
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, как вода в кувшине становилась выше и выше?
Воспитатель: Сначала наша вода была здесь (показывает на красную отметку).
Воспитатель: Затем я кинула туда один камешек, и вода поднялась выше. Вот где она была (показывает на зеленую отметку).
Воспитатель: А потом вы бросили по одному камешку, и вода поднялась еще выше, наш кувшин полностью наполнился.
Воспитатель: Когда я бросила один камешек, вода немного поднялась, и птичка еще не могла достать, чтобы попить водички. Но вы стали туда кидать камешек за камешком, и вода поднималась выше и выше. Значит, чем больше камешек бросить в воду, тем выше она поднимется.
- Заключительная часть (5 мин):
Воспитатель обращает внимание детей на карту-схему опыта.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, почему птичка не могла достать до воды в кувшине? (показывает на первую картинку)
Дети: Потому что воды в кувшине было мало.
Воспитатель: Верно! И что же мы сделали для того, чтобы вода в кувшине поднялась выше (показывает на вторую картинку)
Дети: Мы бросали туда камешки.
Воспитатель: Правильно! Мы бросали в кувшин камешек за камешком, и вода становилась выше и выше (показывает на третью картинку). И наша птичка смогла попить водички.
Воспитатель создает условия для рефлексивной деятельности.
Воспитатель: Мне понравилось сегодня с вами помогать птичке. А вам? У доски лежат две капельки: веселая и грустная. Веселой капельке понравилось занятие, ей было интересно смотреть поднимется ли вода в кувшине, сможет ли птичка попить водички. А грустной капельке было неинтересно помогать птичке, ей было неинтересно посмотреть, как вода поднимается выше и выше.
Воспитатель: Если вам понравилось помогать птичке– выберите и приклейте на доску веселую капельку, а если нет – то выберите и приклейте на доску грустную капельку.
Дети подходят к доске, берут соответствующую своему настроению капельку, прикрепляют капельку к доске с помощью магнитов.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все постарались, и мы смогли помочь нашей птичке. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Обувь"
Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование социально значимых навыков у умственно отсталых детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Украсим сапожок"
Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование навыков ручного труда для умственно отсталых детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Юные модельеры"
Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование навыков работы с кистью и красками у умственно отсталых детей...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Подготовительная группа №9 «Островок» Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромПодготовительная группа №9«Островок»Тема: «Откуда хлеб пришел?»Воспитатель: БайбараЕ.Н. Программное содержани...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Подготовительная группа №9 «Островок» Тема: «Путешествие колоска»
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромПодготовительная группа №9«Островок»Тема: «Путешествие колоска»Воспитатель: БайбараЕ.Н. Программное содержани...