Самообразование «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»
материал

Цыренжапова ЛА

План по самообразованию

 педагога-психолога Цыренжаповой Л.А.

«Формирование готовности

руки к письму посредством игр и упражнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gotovyy_2023.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план саморазвития

Должность: педагог-психолог

ФИО: Цыренжапова Людмила Александровна

Образование (когда и какое учебное заведение окончил): АПУ имени Базара Ринчино, учитель начальных классов; СГА г. Москва педагог-психолог; ГАУ ДПО «АИПК педагог дошкольного образования».

Специальность по диплому: педагог-психолог

Когда обучался на курсах повышения квалификации:

12.10. -14.10. 2021 г.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОО. ГАОУ ДПО «Агинский  институт  повышения квалификации работников социальной сферы»

24 ч.

Удостоверение

18.10 -20.10.2022 г.

Повышение эффективности коррекционной работы психологической службы в ДОО». ГАОУ ДПО «Агинский  институт  повышения квалификации работников социальной сферы»

24 ч.

Удостоверение

Индивидуальная тема: Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений.

Когда начата работа над темой: 2022 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: 2026 г.

Цель самообразования по теме: повысить уровень развития мелкой моторики у детей и подготовить руки дошкольников к письму.

Задачи:

-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом;

-повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы; ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной

проблеме;

- изучить и подобрать различные методики по подготовке руки к письму.

- исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.

Этапы проработки материала: практический этап.

Какой предполагаемый результат: повышение своего профессионального мастерства.

Форма представления результатов: портфолио детей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ульгэр» городского округа «Поселок Агинское»

План по самообразованию

 педагога-психолога Цыренжаповой Л.А.

«Формирование готовности

руки к письму посредством игр и упражнений»

срок реализации 2023-2026 гг.

«Формирование готовности руки к письму

посредством игр и упражнений»

Актуальность

             При поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и технологии.

Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют огромное значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.

На современном этапе пристальное внимание в обучении и воспитании уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики.  Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: повысить уровень развития мелкой моторики у детей и подготовить руки дошкольников к письму.

Задачи:

-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом;

-повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы; ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной

проблеме;

- изучить и подобрать различные методики по подготовке руки к письму.

- апробировать возможности использования данных методик.

- исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.

План работы над темой по самообразованию

Этапы

Содержание работы

I. Диагностический

Выбор и определение темы самообразования. Выявление уровня подготовленности руки дошкольников к письму на начало учебного года. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. Изучение родительского спроса на необходимые для семьи виды помощи по подготовке руки дошкольника к письму.

II. Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.

III. Практический

Внедрение в работу с детьми разнообразные формы, методы, приемы по развитию мелкой моторики. Введение инновационных технологий по тематике в образовательную деятельность.

Совершенствование предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики (в течении всего года). Формирование картотеки дидактических, развивающих игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков детей, изготовление материала, нетрадиционных атрибут для игр. Включение упражнений и игр на формирование графомоторных навыков у детей в режимные моменты. Подготовка методических рекомендаций, советов, памяток для родителей по подготовке руки дошкольника к письму.

Буклет «Подготовка руки ребенка к письму в школе».

IV. Обобщающий

Выявление уровня готовности руки к письму у детей группы к концу учебного года.

Оформление результатов работы по теме самообразования;

V. Внедренческий

Разработка и представление материала по формированию готовности руки детей к письму посредством развития мелкой моторики.

Формы работы

Месяц

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

Диагностика детей на начало учебного года

Консультация с методистами по теме самообразования

Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме. Поиск эффективных технологий. Планирование работы по теме самообразования.

Консультация для родителей по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?»

Октябрь -

апрель

Работа над развитием мелкой моторики пальцев руки у детей дошкольного возраста (в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к письму) через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Совершенствование умений детей правильно держать карандаш.

Знакомство с опытом работы других педагогов.

Создание картотеки пальчиковых игр.

Выставка дидактических игр и пособий по развитию моторики рук детей.

Включать пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в физминутки в свободную деятельность детей.

Обогащение предметно-пространственной среды по подготовке руки к письму для использования материала детьми во время всех режимных моментах.

Разработка ООД по теме самообразования

Проведение анкетирова-ния.

Подготовка консультаций рекомендаций памяток.

Совместное изготовление атрибутов.

Индивидуальные рекомендации по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости.

Май

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Итоговое родительское собрание о проделанной работе по формирова-нию графомоторных навыков в течение года.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

1.Картотека графических диктантов.

2.Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек.

3.Внесение альбома с видами штриховки.

4.Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам.

5.Внесение картотеки лабиринтов для детей.

6.Внесение разного вида бумаги для обрывной аппликации.

7.Создание альбома «Графические узоры».

Методическая литература:

1. Алифанова Е. А., ЕгороваН. Е. Точки, линии, фигуры. М., 2001г.

2. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-7 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М. : Аркти, 2001г.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

4. Гаврилина С. Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина Е. М. Гимнастика для пальчиков. М. : «Олма-Пресс», 2001.

5. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму. // Дошкольное воспитание № 2 2008.

6. Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб. : Сова, 2006г.

7. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. : «Владос», 2001г.

8. Гаврина С. Е., Щербинина С. В., Готовим руку к письму, Развиваем мышление, Учимся решать задачи «РОСМЭК» 2006г.

9. Узорова О. «1000 упражнений для подготовки к школе»Издательство:

Малыш, 2017 г.

10. Чивикова Н. «Как подготовить ребёнка к школе». М., 2001г.

11. «Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т. А. - М. Эксмо, 2007г.

12.«Подготовка дошкольников к обучению письму», С. О. Филиппова, Детство-Пресс, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение диалогической речи посредством использования интерактивных упражнений.

Разработка урока с использованием комплекса интерактивных заданий с элементами мультимедиа, созданных в универсальной программе-оболочке "Hot Potatoes"...

Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда

В данном материале размещен коспект занятия на тему "Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда"....

План по самообразованию: «Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов»

Цель работы: совершенствование качества и эффективности обучения на учебных занятиях за счет повышения квалификации педагога и студентов.Задачи:Организовать работу по повышению качества самообразовани...

Реализация методической темы самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Для успешной реализации задачнеобходимо создание соответствующейпредметно-развивающейсреды и её умелое использование в процессе интеграции образовательных областей....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ: «ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Формировать у детей младшего  школьного возраста  элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека....

Отчет по самообразованию Формирование нравственных качеств личности на основе общих челове-ческих ценностей

                               В наше время перед любым педагогом  встаёт ряд проблем, касающихся процесса в...