Самообразование «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»
материал
План по самообразованию
педагога-психолога Цыренжаповой Л.А.
«Формирование готовности
руки к письму посредством игр и упражнений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план саморазвития
Должность: педагог-психолог
ФИО: Цыренжапова Людмила Александровна
Образование (когда и какое учебное заведение окончил): АПУ имени Базара Ринчино, учитель начальных классов; СГА г. Москва педагог-психолог; ГАУ ДПО «АИПК педагог дошкольного образования».
Специальность по диплому: педагог-психолог
Когда обучался на курсах повышения квалификации:
12.10. -14.10. 2021 г. | Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОО. ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» | 24 ч. | Удостоверение |
18.10 -20.10.2022 г. | Повышение эффективности коррекционной работы психологической службы в ДОО». ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» | 24 ч. | Удостоверение |
Индивидуальная тема: Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений.
Когда начата работа над темой: 2022 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: 2026 г.
Цель самообразования по теме: повысить уровень развития мелкой моторики у детей и подготовить руки дошкольников к письму.
Задачи:
-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом;
-повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы; ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
проблеме;
- изучить и подобрать различные методики по подготовке руки к письму.
- исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.
Этапы проработки материала: практический этап.
Какой предполагаемый результат: повышение своего профессионального мастерства.
Форма представления результатов: портфолио детей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ульгэр» городского округа «Поселок Агинское»
План по самообразованию
педагога-психолога Цыренжаповой Л.А.
«Формирование готовности
руки к письму посредством игр и упражнений»
срок реализации 2023-2026 гг.
«Формирование готовности руки к письму
посредством игр и упражнений»
Актуальность
При поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и технологии.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют огромное значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.
На современном этапе пристальное внимание в обучении и воспитании уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики. Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Цель: повысить уровень развития мелкой моторики у детей и подготовить руки дошкольников к письму.
Задачи:
-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом;
-повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы; ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
проблеме;
- изучить и подобрать различные методики по подготовке руки к письму.
- апробировать возможности использования данных методик.
- исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.
План работы над темой по самообразованию
Этапы | Содержание работы |
I. Диагностический | Выбор и определение темы самообразования. Выявление уровня подготовленности руки дошкольников к письму на начало учебного года. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. Изучение родительского спроса на необходимые для семьи виды помощи по подготовке руки дошкольника к письму. |
II. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов. |
III. Практический | Внедрение в работу с детьми разнообразные формы, методы, приемы по развитию мелкой моторики. Введение инновационных технологий по тематике в образовательную деятельность. Совершенствование предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики (в течении всего года). Формирование картотеки дидактических, развивающих игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков детей, изготовление материала, нетрадиционных атрибут для игр. Включение упражнений и игр на формирование графомоторных навыков у детей в режимные моменты. Подготовка методических рекомендаций, советов, памяток для родителей по подготовке руки дошкольника к письму. Буклет «Подготовка руки ребенка к письму в школе». |
IV. Обобщающий | Выявление уровня готовности руки к письму у детей группы к концу учебного года. Оформление результатов работы по теме самообразования; |
V. Внедренческий | Разработка и представление материала по формированию готовности руки детей к письму посредством развития мелкой моторики. |
Формы работы | ||||
Месяц | С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
Сентябрь | Диагностика детей на начало учебного года | Консультация с методистами по теме самообразования | Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме. Поиск эффективных технологий. Планирование работы по теме самообразования. | Консультация для родителей по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?» |
Октябрь - апрель | Работа над развитием мелкой моторики пальцев руки у детей дошкольного возраста (в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к письму) через использование разнообразных форм, методов и приемов. Совершенствование умений детей правильно держать карандаш. | Знакомство с опытом работы других педагогов. Создание картотеки пальчиковых игр. Выставка дидактических игр и пособий по развитию моторики рук детей. | Включать пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в физминутки в свободную деятельность детей. Обогащение предметно-пространственной среды по подготовке руки к письму для использования материала детьми во время всех режимных моментах. Разработка ООД по теме самообразования | Проведение анкетирова-ния. Подготовка консультаций рекомендаций памяток. Совместное изготовление атрибутов. Индивидуальные рекомендации по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости. |
Май | Диагностика уровня развития мелкой моторики | Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. | Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. | Итоговое родительское собрание о проделанной работе по формирова-нию графомоторных навыков в течение года. |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
1.Картотека графических диктантов.
2.Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек.
3.Внесение альбома с видами штриховки.
4.Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам.
5.Внесение картотеки лабиринтов для детей.
6.Внесение разного вида бумаги для обрывной аппликации.
7.Создание альбома «Графические узоры».
Методическая литература:
1. Алифанова Е. А., ЕгороваН. Е. Точки, линии, фигуры. М., 2001г.
2. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-7 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М. : Аркти, 2001г.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Гаврилина С. Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина Е. М. Гимнастика для пальчиков. М. : «Олма-Пресс», 2001.
5. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму. // Дошкольное воспитание № 2 2008.
6. Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб. : Сова, 2006г.
7. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. : «Владос», 2001г.
8. Гаврина С. Е., Щербинина С. В., Готовим руку к письму, Развиваем мышление, Учимся решать задачи «РОСМЭК» 2006г.
9. Узорова О. «1000 упражнений для подготовки к школе». Издательство:
Малыш, 2017 г.
10. Чивикова Н. «Как подготовить ребёнка к школе». М., 2001г.
11. «Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т. А. - М. Эксмо, 2007г.
12.«Подготовка дошкольников к обучению письму», С. О. Филиппова, Детство-Пресс, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение диалогической речи посредством использования интерактивных упражнений.
Разработка урока с использованием комплекса интерактивных заданий с элементами мультимедиа, созданных в универсальной программе-оболочке "Hot Potatoes"...
Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда
В данном материале размещен коспект занятия на тему "Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда"....

План по самообразованию: «Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов»
Цель работы: совершенствование качества и эффективности обучения на учебных занятиях за счет повышения квалификации педагога и студентов.Задачи:Организовать работу по повышению качества самообразовани...

Реализация методической темы самообразования:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Для успешной реализации задачнеобходимо создание соответствующейпредметно-развивающейсреды и её умелое использование в процессе интеграции образовательных областей....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ: «ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Формировать у детей младшего школьного возраста элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека....
Отчет по самообразованию Формирование нравственных качеств личности на основе общих челове-ческих ценностей
В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса в...