Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда
план-конспект занятия
В данном материале размещен коспект занятия на тему "Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboznachenie_myagkosti_soglasnyh_na_pisme_posredstvom_glasnyh_vtorogo_ryada.docx | 765.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого коррекционного занятия «Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда»
Цель: научить детей обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных второго ряда.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навык различения твердых и мягких согласных;
- совершенствовать умение и навык обозначения мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда;
- развитие фонематического и слогового анализа и синтеза.
Коррекционные:
- развивать переключение внимания путем выполнения различных заданий;
- развивать связную устную речь путем развернутых ответов на вопросы;
- развивать слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать у детей познавательную активность;
- формировать умение работать в парах;
- воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Оборудование: карточки синего, зеленого и красного цвета, цветные карандаши, презентация, смайлики, картинка корабля, мультиборд, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть на нашем сегодняшнем занятии. Я вижу, что сегодня на занятии присутствуют все. Сегодня за окошком хорошая погода и поэтому мы с вами отправимся в путешествие в страну «Мягких звуков» вместе с капитаном Врунгелем и его помощником Ломом.
- Путешествуя, выполняя разные задания вы должны научиться обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных второго ряда.
Актуализация знаний
- Перед тем как мы отправимся в путешествие нам надо к нему подготовиться, а для этого нам необходимо вспомнить гласные второго ряда. У нас на доске висят все гласные буквы. Давайте оставим только гласные второго ряда, а остальные уберем. (Ребята по очереди выходят и убирают с доски по одной гласной букве первого ряда)
- Что делают гласные второго ряда со согласным звуком, стоящим перед ними?
- Смягчают согласный звук.
- На прошлом занятии мы с вами изучали звонкие и глухие согласные. Наши гласные буквы второго ряда будут их смягчать. Давайте назовем несколько звонких согласных букв.
- [З], [д], [в] ...
- А теперь давайте назовем несколько глухих согласных букв.
- [Ф], [т], [с] ...
Изучение нового материала
- Молодцы, вот теперь мы готовы к путешествию, но прежде чем отправится необходимо построить и назвать нашу яхту. (Просмотр видеофрагмента слайд №2)
- Как называется яхта, на которой мы сегодня отправимся в путешествие?
- Победа.
- А вы будете помощниками капитана Врунгеля, юнгами на яхте, а самым главным призом будут знания, которые вы сегодня получите.
(видеофрагмент слайд №3)
- Капитан Врунгель прислал нам телеграмму. (слайд №4)
- Ребята, наш корабль потерял две буквы. Давайте их найдем, и чтобы их найти необходимо вспомнить все пары гласных букв. Я буду называть вам слог, а вы меняете в нём гласную на парную. Кому я брошу мячик тот и отвечает.
Задание 1. Игра «Поймай и измени»
Логопед называет открытый слог, ребёнок повторяет его и изменяет в нём гласную на парную. [а – я, о – ё , у – ю, э – е, ы – и ] (Например: па – пя, вя – ва, мы – ми, и т.д.)
- Молодцы юнги! Вы справились отлично! Теперь мы можем отправиться в наше путешествие! (Видеофрагмент слайд №5)
- Вот и первое задание от капитана Врунгеля (слайд №6)
Задание 2. «Чтение слогов»
- Ребята я сейчас вам раздам первое задание от капитана Врунгеля. Вам будет необходимо прочитать слога и выложить на парте звуковую схему слогов. Обратите внимание, что у вас на парте лежат зелёные, синие, красные карточки, которые понадобятся вам для выполнения задания. Приступим к выполнению задания. (Ребята по цепочке читают слога и выкладывают звуковую схему слогов)
Па – пя | Ва – вя |
Ро – рё | Лу – лю |
Гу – гю | Ру – рю |
Дэ – де | Нэ – не |
Бы – би | Мы – ми |
-Молодцы! Вы хорошо справились с первым заданием капитана Врунгеля. (Видеофрагмент слайд №7)
- Чтобы пополнить запасы пресной воды необходимо добраться до острова, но, чтобы до него добраться необходимо выполнить следующее задание капитана Врунгеля. (Слайд №8)
Задание 3. Игра «Хлопни в ладоши»
- Хлопните в ладоши, если услышите, что первый согласный звук мягкий. (Логопед проговаривает слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат в начале слова мягкий согласный звук)
Слова:
Лето, лопата, бинокль, дерево, тигр, робот, булка, самосвал, телеграмма, телохранитель, велосипедист, тыква, помидор, виноград.
-Молодцы! Вы добрались до острова и пополнили запасы пресной воды.
Физкультминутка
- А теперь давайте вместе с Ломом наведём порядок на нашей яхте. (Видеофрагмент слайд №9)
- А теперь мы можем продолжать наше путешествие дальше!
- Юнги на нашем пути не опознанный объект. Кто же это ? Она не пропустит нас пока мы невыполним следующее задание. (Слайд №10)
- Ребята, вам необходимо раскрасить те клеточки, в которых есть слова с мягким согласным.
Задание 4. Игра «Сыщик»
кукуруза | кино | пар | барахло | сова | пенал | азбука | динозавр |
дом | липа | петух | дуб | пила | буква | куча | рога |
барабан | милиметр | репа | лиса | собака | бар | кроты | баран |
- Вы молодцы! Выполнили задание русалки правильно и теперь можем продолжить путешествие. (Видеофрагмент слайд №11)
- Юнги, посмотрите, кто нам встретился на нашем пути (Видеофрагмент слайд №12)
- Морские пираты.
- Да, это же морские пираты. Они не пропустят нас если мы не выполним все задания, которые они нам предложат. (Слайд№ 13)
Задание 5. Игра «Я тоже буду учителем!»
- Вам необходимо исправить ошибку в слове. В каждом слове пропущена 1 буква. Запишите в тетради. Подумайте, какое слово лишнее в каждой строчке. (Дети самостоятельно выполняют задание в парах)
Окнь, лягушк, карсь, щка. |
Берза, дб, ромшка, осна. |
Золто, серебр, кирпч, желзо. |
- С первым заданием вы хорошо справились, посмотрим хорошо ли справитесь со вторым заданием. (Слайд №13)
Задание 6. Игра «Догадаюсь сам!»
- Вставьте пропущенные буквы, подумайте, какое слово в каждом столбике лишнее. Почему? (Дети самостоятельно выполняют задание)
А- Я | О - Ё | У - Ю | Э - Е | Ы - И |
дестк | перекрстк | брндк | втр | шповнк |
девтк | напрстк | правлящий | мтль | будльнк |
птниц | иглчка | заведщий | скимо | холодльнк |
- И со вторым заданием вы справились хорошо. Но как вы справитесь с третьим заданием вопрос?
Задание 7. Игра «Шифровальщик»
- Запишите числом, сколько букв в каждом слове.
Села кошка на окошко, | 4 5 2 6 |
Замурлыкала во сне. | 11 2 3 |
Что тебе приснилось, кошка? | 3 4 10 5 |
Расскажи скорее мне. | 8 6 3 |
- Вы большие молодцы прекрасно выполнили задания морских пиратов. Теперь мы можем отправляться дальше. (видеофрагмент слайд №14)
- Мы с вами добрались до страны «Мягких согласных». Выполняя задания пиратов и русалки вы многое узнали, а теперь давайте посмотрим, чему вы научились входе нашего плавания.
Закрепление изученного материала
Задание 8.
- Прочитайте. Исправьте допущенные ошибки. Запишите правильно.
Повэсив нёс |
Нэ поклядая рюк |
Кяк снэг ня гёлёву |
Рюкой подять |
Ня скорюю рюку |
Рефлексия
- Вот и закончилось наше путешествие! Давайте подведём небольшой итог.
- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием. У вас на столе лежат грустный и весёлый смайлик юнги. Возьмите сейчас и из двух выберите, который наиболее лучше отражает ваше настроение в конце нашего плавания. Если вам понравилось путешествие, все задания были понятны для вас, при их выполнении не возникало трудностей, а если даже были и трудности, но вы с ними справились, то подарите капитану Врунгелю весёлый смайлик юнги. Если вам не понравилось сегодняшнее плавание, задания были для вас сложные и непонятными, вы заканчиваете плавание с плохим настроением, то подарите капитану Врунгелю грустный смайлик Юнги.
- Вот мы и закончили наше путешествие. Вы все были большие молодцы и справились со всеми заданиями. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...
Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО
Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...
Технология критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка
Что такое методика развития критического мышления? Какие интересные приемы предлагает нам МРКМ?На эти вопросы стараюсь ответить в своей работе и представить личный опыт использования данной методики н...
Технологическая карта урока по русскому языку с презентацией по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова"
quot;Правописание гласных и согласных в корне слова" 4 класс...
Презентация "Введение в фонетику. Гласные и согласные звуки" для 6 класса детей с нарушением слуха
Презентация поможет в подготовке материала для серии уроков по теме "Фонетика" (на основе учебника "Русский язык. 5 класс. 1 часть" Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л....
Способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне
Памятка способов проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова. Варианты проверки с примерами....
Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши
Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши.Изучить орфографическое правило «Правописание слов с жи-ши в безударной позиции»...