План по самообразованию: «Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов»
материал
Цель работы: совершенствование качества и эффективности обучения на учебных занятиях за счет повышения квалификации педагога и студентов.
Задачи:
- Организовать работу по повышению качества самообразования
- Изучить нормативно-правовую и тематическую литературу
- Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Совершенствовать виды и формы диагностики контроля.
- Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию: «Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов»
С 2020-2021 учебного года я начала работу над темой самообразования «Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции студентов».
Срок реализации программы: 2020 – 2023 год.
В соответствии с этим мною были определены цель и задачи моей работы.
Цель работы: совершенствование качества и эффективности обучения на учебных занятиях за счет повышения квалификации педагога и студентов.
Задачи:
- Организовать работу по повышению качества самообразования
- Изучить нормативно-правовую и тематическую литературу
- Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Совершенствовать виды и формы диагностики контроля.
- Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей студентов.
2. Актуальность выбранной темы.
Русский язык имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Прежде чем подробно говорить о компетенции, необходимо дать определение данному понятию.
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности.
В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: лингвистическая, языковая, коммуникативная, культурологическая.
Лингвистическая компетенция— это владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи, а также способность с помощью этих знаний понимать и правильно интерпретировать мысли другого человека и выражать собственные мысли в устной и письменной форме.
Языковая компетенция — способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста.
Культуроведческая компетенция - формирование русской языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейшей ценностной ориентации — осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно-нравственного мира студента, его национального самосознания.
Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов – важнейший аспект обучения родному языку, залог успешного формирования социально активной личности.
Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду, учить грамотно выстраивать свою речь, с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка выражать мысли и чувства.
«Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания»
Этапы работы:
Элементы работы | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Время работы |
Подготовительный этап | Изучение методической литературы, выбор темы | Сентябрь – октябрь 2020г. |
Теоретический этап | Изучение теоретической литературы по данной теме, разработка плана работы. Разработка методической копилки с материалами по теме | Октябрь 2020 - май 2021 г. 2020 – 2021, 2021-2022 учебные годы |
Практический этап | Использование разработанных упражнений на уроках русского языка и литературы | Сентябрь 2022 – май 2023 г. |
План самообразования на 2020-2023 учебные годы
Содержание | Мероприятия | Срок выполнения |
Изучение психолого-педагогической литературы | Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. Изучение нормативно - правовых документов ФГОС ООО, ФГОС СПО Изучение статей «Содержание предмета «Русский язык» в современной школе» Использование педагогических технологий: Изучение новинок: «Русский язык и литература» Обзор в интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии. | В течение всего времени |
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | Разработка рабочих программ русского языка и литературы; плана работы | Сентябрь-октябрь 2020г |
Овладение новыми методиками, УМК | ИКТ, тесты, разноуровневое обучение, личностно - ориентированное обучение, учебный проект, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность на уроках русского языка и литературы | В течение всего времени |
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | Открытые уроки, посещение открытых уроков | В течение всего времени |
Подготовка материалов для публикации (дополнительные занятия) | Написание статей в газету | В течение всего времени |
Участие в системе методической работы | Участие в проведении заседаний ПЦК, педсоветов, семинаров. Работа с одарёнными детьми, участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. Участие в работе районных семинаров учителей русского языка и литературы, конкурсов. Проведение Недели русского языка и литературы. | В течение всего времени |
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы:
- повышение качества преподавания русского языка;
- разработка дидактических материалов, тестов, создание собственной медиатеки;
- формирование учебно-языковых умений и навыков (опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого; делить языковые явления на группы; производить всевозможные разборы и т.д.);
- умение выбирать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, — т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации;
- формирование русской языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.
В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...
Возрождение традиций народа как основа формирования культуроведческой компетенции студентов.
Активизация интереса молодёжи к культуре, истории, традициям Пермского края....
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)
Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....
Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .
В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО.
Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций на занятиях по родному языку в строительном колледже. В связи с тем, что эффективная деятельность строителей во ...
Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"
Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...
Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка
Статья «Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка»...