Семинар "Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе как необходимое условие формирования эффективной образовательной среды"
материал

Калинко Виктория Юрьевна

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Перелюбкий аграрный техникум»

Доклад 

на тему:

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе как необходимое условие формирование эффективной образовательной среды»

Подготовила:

преподаватель специальных дисциплин

Калинко В.Ю.


Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе как необходимое условие формирования эффективной образовательной среды

СДАЙД 1

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья обучающихся вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье студентов ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать - тридцать лет назад, и задача любого образовательного учреждения помимо семьи становится первостепенной именно в области сохранения здоровья каждого студента. В данной ситуации на помощь приходят технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

СЛАЙД 2

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) в широком смысле – это все технологии, полезные для здоровья учащихся в образовательном процессе. В узком смысле – это педагогические приемы, методы и технологии, которые не вредят здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают безопасные условия обучения и работы в образовательном учреждении.

 Здоровье человека зависит от образа жизни, влияния социальных и экономических факторов, культуры и убеждений. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает факторы, которые помогают выполнять социальные, профессиональные и бытовые обязанности для поддержания здоровья.

ЗОЖ включает:

благоприятное социальное окружение;

духовно-нравственное благополучие;

оптимальный двигательный режим;

закаливание;

рациональное питание;

личную гигиену;

отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);

положительные эмоции.

Здоровьесберегающие технологии реализуются через личностно-ориентированный подход и ситуации личностного развития, способствуя взаимодействию и совместной жизни учащихся. Они вовлекают обучающихся в освоение культуры отношений и формирование опыта здоровьесбережения через расширение сферы общения и деятельности, развитие саморегуляции и становление самосознания. Важным аспектом является воспитание и самовоспитание, формирование ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, а также активной жизненной позиции.

СЛАЙД 3

По определению Владислава Владиславовича Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, отражающая объективные законы и обеспечивающая соответствие результата целям. В данном контексте, технология представляет собой здоровьесберегающую педагогическую деятельность, направленную на сохранение и приумножение здоровья ребенка, а также развитие его природных способностей.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это методы и программы, которые учат учащихся заботиться о здоровье.

СЛАЙД 4

Здоровьесберегающая технология включает: отсутствие стресса в техникумах и колледжах  подходящие требования и методы обучения, рациональную организацию процесса, соблюдение нагрузок и двигательный режим.

Под ЗОТ  понимается система, создающая условия для сохранения и развития здоровья всех участников образования. Включает мониторинг здоровья, учет возрастных особенностей, создание благоприятного климата и разнообразные здоровьесберегающие активности.

ЗОТ включает несколько ключевых компонентов, способствующих формированию здорового образа жизни и заботы о здоровье.

1. Аксиологический компонент: Формирует ценности здоровья и убеждение в необходимости здорового образа жизни, влияя на мировоззрение и внутренние убеждения.

2. Гносеологический компонент: Связан с получением знаний о здоровье, личных способностях и интересе к укреплению здоровья, что помогает человеку заботиться о своем здоровье.

3. Здоровьесберегающий компонент: Включает гигиенические навыки и режим дня, которые помогают предотвращать болезни и вредные привычки.

4. Эмоционально-волевой компонент: Поддерживает положительные эмоции и волю к здоровому образу жизни, способствуя организованности личности.

5. Экологический компонент: Осознает зависимость здоровья от природы и экологии, развивая навыки адаптации к окружающей среде.

6. Физкультурно-оздоровительный компонент: Направлен на повышение физической активности и закаливание организма для улучшения здоровья.

Эти компоненты вместе формируют целостный подход к здоровью, направленный на развитие ценностей и навыков, способствующих здоровой жизни.

СЛАЙД 4

Функции здоровьесберегающей технологии включают несколько аспектов. Формирующая функция основывается на биологических и социальных закономерностях развития личности, учитывающих наследственные качества и социальные факторы. Информативно-коммуникативная функция транслирует опыт здорового образа жизни и ценность здоровья. Диагностическая функция мониторит развитие учащихся и адаптируется к их потребностям. Адаптивная функция направляет на здоровый образ жизни и улучшение устойчивости. Рефлексивная функция переосмысляет личный опыт, а интегративная объединяет научные концепции для сохранения здоровья молодежи.

Педагог при организации и проведении урока должен учитывать различные факторы. Это включает обстановку и гигиенические условия в кабинетах и аудиториях, такие как температура, свежесть воздуха и освещение. Важно разнообразие видов учебной деятельности, с нормой 4-7 видов за урок, чтобы снизить адаптационные усилия учащихся.

Следует обращать внимание на среднюю продолжительность различных видов деятельности (7-10 минут) и на чередование методов преподавания не реже чем каждые 10-15 минут. Также важно активизировать инициативу и творческое самовыражение учащихся через различные методы, такие как свободный выбор, групповое обсуждение и ролевые игры. Применение технических средств обучения должно соответствовать гигиеническим нормам.

Уроки также должны включать физкультминутки и оздоровительные моменты, поддерживать мотивацию учащихся и охватывать темы здоровья. Эмоциональный климат на уроке играет значительную роль. В конце урока следует обратить внимание на плотность занятий, уровень утомления и темп завершения урока.

СЛАЙД 6

Заключение: Для эффективного улучшения здоровья учащихся необходимо реализовать комплекс мероприятий по оздоровлению.

Комплексное использование таких технологий позволяет:

  • снизить утомляемость и повысить работоспособность учащихся; 
  • сохранить и укрепить их здоровье; 
  • повысить качество знаний; 
  • сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение; 
  • облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету. 

Кроме того, регулярное использование здоровьесберегающих технологий улучшает психологический климат в классном коллективе, снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения

Разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу "Специальный инструмент" (фортепиано)...

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса...

Учебная практика как необходимое условие формирование у учащихся основ профессионального мастерства

Аннотация: Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или ...

Организация срезов практических умений как необходимое условие формирования профессиональных компетенций .

Выступление  на  заседании  методического совета   колледжа  17 сентября 2015 года ....

Доклад "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды школьников"

В докладе говориться о здоровьесбережении школьников на примере различных физкультминуток....

Программа по здоровьесбережению и созданию безопасных условий при организации образовательного процесса

Программа по здоровьесбережению  и созданию безопасных условий при организации образовательного процесса преподавателяГузюкиной Натальи Владимировнына 2020-2021 годЦели:1. Создание условий, ...

НЕОБХОДИМОСТЬ СУПЕРВИЗИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

. Супервизия представляет собой не просто повышение квалификации в рамках выбранного направления, как, например, курсы повышения квалификации, а полноценный процесс педагогического и психологичес...