Доклад "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды школьников"
статья
В докладе говориться о здоровьесбережении школьников на примере различных физкультминуток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_1.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды школьников
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении “физического благополучия” участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам СанПиН, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется “состоянию психического и социального благополучия”.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Одна из задач, которую поставит перед собой в последние годы наша школа, можно озвучить так: “Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья”. Значит, проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
В процессе обучения в соответствии с целью здоровьесберегающих технологий мы ставим следующие задачи:
1. сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе,
2. научить применять полученные знания в повседневной жизни.
В своей работе учителя начальных классов придерживаются следующих принципов:
1. учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;
2. учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);
3. соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);
4. соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности, физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.);
5. введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.
Педагогами нашей школы решено так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. И поэтому регулярные занятия физической культурой и проведение физкультминуток благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка. Перечислю, каким требованиям и рекомендациям придерживаются учителя при проведении физкультминуток.
Требования к проведению физкультминуток:
∙ Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
∙ Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
∙ Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.
При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
∙ Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
∙ Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
∙ Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Виды физкультминуток:
∙ Упражнения для снятия общего или локального утомления;
∙ Упражнения для кистей рук;
∙ Гимнастика для глаз;
∙ Гимнастика для слуха;
∙ Упражнения, корректирующие осанку;
∙ Дыхательная гимнастика.
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:
- гимнастику для глаз.
Известно, что современный процесс обучения детей во многом организован нерационально и сопровождается большим расходом психической и физической энергии. В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется “школьная” близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Все это в совокупности отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности профессионального роста человека.
Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам и методам относятся методики профессора Базарного В.Ф. (1987) и доцента Ковалева В.А. (1980).
В систематическую работу вовлечены дети на уроках, выполняющие две или три физкультминутки каждый день с использованием различных средств для профилактики зрительного утомления и развития основных зрительных функций. Общее время затрат на выполнение специальных упражнений не превышает 6 минут за сутки.
1). Первой физкультминуткой в системе методики В.А. Ковалева является “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия. На первом уроке дети по моей команде выполняют следующие упражнения:
- массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время - 15 сек.
- затем выполняются потирания переносицы достаточно близко к уголкам глаз.
- потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице.
Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза. Для детей все упражнения имеют название - “зайчики умываются”.
2). Для развития глазодвигательных мышц при профилактике близорукости и косоглазия я применяю тренажёр «Солнышко».
3). Основная задача третьей физкультминутки - продление периода высокой зрительной работоспособности на втором-третьем уроках. Для этого дети на 15-ой минуте урока по команде учителя “рисуют” точкой взора прямоугольники по периметру рисунка тренажера “Видеоазимут” на листе бумаги форматом А – 3. Упражнения меняются на “рисование” диагоналей прямоугольника и вертикали.
Движения глазами осуществляются при относительно неподвижном лице и способствуют резкому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигательные мышцы. Именно эти упражнения способствуют укреплению склеры - оболочки глаза и превращают близорукий глаз в нормальновидящий.
В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером “Флажок”, которым управляет учитель, траектории движения полотнища флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1 минуту.
4). Для снятия утомления с аккомодационного аппарата хрусталика на последних уроках используются тренажеры “Ракетка –2” или “Дорожка”, позволяющие эффективно снижать степень утомления глаз при напряженном чтении, письме, рисовании.
5). Тренажёр « Ракетка – 2»
Данный тренажёр нужен при возникновении перенапряжения глазодвигательных мышц из – за невыгодного режима работы. Мышцы работают в статическом режиме, без сокращений и быстро перенапрягаются. Данное упражнение приводит режим работы глаз в динамику – они будут периодически сокращаться и расслабляться.
Это будет снимать застойные явления , глаз получит дополнительное питание , снабжение кислородом.
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:
- гимнастику для слуха.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:
- дыхательную гимнастику.
Иногда мы предлагаем провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдению правил игры. Лучше всего мы используем простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивность, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей. Конечно, не используем игры, носящие остроконфликтный характер, вызывающие большой игровой азарт (“Борьба за мяч”, “Перестрелка”, “Футбол”), после которых у детей наблюдается чрезмерное возбуждение, неблагоприятно отражающееся на дальнейшей учебной деятельности.
Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь “Не навреди”. Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, мы пришли к такой схеме выстраивания урока.
1 этап урока.
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, мы используем различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. мы готовим детей эмоционально и физически.
На этом этапе урока проводим пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.
2 этап урока. Актуализация темы.
А на уроках математики для устного счета, можно предложить детям решить задачи физкультурно-познавательного характера.
На уроках изобразительного искусства по теме: “Зимние забавы”,
2 класс, дети в ходе беседы учителя узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.
Основной этап урока:
Для положительного усвоения основного материала детьми, учителю необходимо соблюдать пропорции в интеллектуальной деятельности и мотивационно-потребностным развитием.
Неравномерность, нарушенный необходимый баланс между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием неизбежно приводит к дисгармонии психического и личностного развития, что и выступает одной из существенных причин учебной перегрузки школьников и подрыву здоровья.
Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил.
А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают порой наши действия, как часто у школьников возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть “плохим учеником”, у которого ничего не получается. Поэтому будем все заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом уроке.
Кроме того, учителя используют здоровье - познавательный компонент на уроках. Он повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни и здоровому питанию. Например, проводя уроки математики по теме «Утро, день, вечер, ночь – сутки» в 1 классе, «Мера времени – минута, час» в 2-3 классах. Закрепляя, основной материал предлагается детям уточнить, закрепить и выяснить, для чего существует режим дня. Как важно его соблюдать, как важно вовремя питаться и сколько раз в день, когда отдыхать. На уроках закрепления решения примеров на сложение и вычитание предлагаются задания на решение примеров с расшифровкой слов связанных с определённой тематикой: питание, спорт. Далее говорим о пользе того или иного продукта и обязательно связь с жизнью. Решение задач.
На уроках письма по теме «Предложение» предлагаются различные упражнения по составлению предложений из слов соответствующей тематике, по иллюстрации, работа над деформированным предложением и т.д. На уроках развития устной речи проходим темы: природные явления и времена года. Группы растений: грибы, ягоды, орехи, овощи, фрукты, цветы, злаки. Насекомые – вредные, полезные (пчела, муха). Целый блок посвящен охране здоровья человека (тело человека, глаза – органы зрения, уши – органы слуха, нос, язык – органы обоняния, осязания, зубы и уход за зубами, труд и отдых). Домашние птицы (мясо, яйцо).
Работа по здоровьсбережению учащихся проходит целенаправленно и систематически в течение всего учебного года.
4 этап урока. Итог урока.
Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражали своё настроение на уроках с помощью лестницы «Как я себя ощущаю», сигнальными карточками «Моё настроение».
Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.
С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Ведь если в режиме учебного процесса не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на приготовление домашних заданий.
Стараясь соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. А специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ И ТВОРЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье раскрывается проект формирования творческой образовательной среды колледжа через создание Клуба инженерно-технического творчества....
Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения
Разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу "Специальный инструмент" (фортепиано)...
Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».
Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....
Учебная практика как необходимое условие формирование у учащихся основ профессионального мастерства
Аннотация: Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или ...
Управленческий проект по теме: «Формирование образовательной среды для развития одарённых детей»
Данный проект разработан в целях максимального раскрытия потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе для совершенствования системы выявления одаренных детей....
Организация срезов практических умений как необходимое условие формирования профессиональных компетенций .
Выступление на заседании методического совета колледжа 17 сентября 2015 года ....
Методическая тема: «Волшебный круг» или межпредметная интеграция как условие формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире
Этот материал позволит определить пути интеграции в начальной школе....