Консультация для педагогов. Использование нейроигр и кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.
консультация
Использование нейроигр и кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 224.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейроигр и кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.
Попова Татьяна Александровна
Воспитатель МАДОУ «ДС № 68 г. Челябинска»
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, оттого как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В настоящее время у детей встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций. Нейропсихологические игры способствуют речевому развитию и развитию памяти, концентрации внимания, формированию ориентации в пространстве, повышение уверенности в своих силах.
Кинезиология — это наука о движении, которая относится к здоровьесберегающей технологии, она так же направлена на улучшение взаимодействия полушарий мозга. Использование кинезиологических упражнений позволяет: укреплять здоровье, снижать усталость, утомляемость, раздражительность, улучшает психоэмоциональное состояние, повышает умственную работоспособность и т.д.
В своей педагогической практике использую и нейроигры, и кинезиологические упражнения. Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов.
Нейропсихологические упражнения универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. В результате ребёнок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию. Вариантов нейроигр и упражнений очень много. Предлагаю некоторые из них.
Игра «Зеркальное рисование»
Цель: развитие умения ориентировки на листе бумаги, графические навыки, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Материалы: ламинированные наборы картинок разного уровня сложности, маркеры на водной основе.
Ход игры: одновременно двумя руками повторить заданный рисунок, как можно точнее провести линию по заранее нарисованным точкам. Заданием могут случить как простые фигурные линии, так и сложные многокомпонентные рисунки.
Игра «Проведи дорожки» – игра разных уровней сложностей.
Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, маркеры на водной основе.
Ход игры: предложить детям провести дорожки. Возможно несколько вариантов: сначала дети проводят пальчиками, затем - маркерами.
Игра «Веселые пальчики»
Цель: распределения внимания, взаимодействия полушарий, развитого самоконтроля.
Ход игры: Ребёнок поднимает пальчик с нужным цветом, согласно предлагаемым карточкам. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
«Нейротаблица или покажи одновременно»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей, оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Материалы: Оборудование: набор карточек для левой и правой руки.
Ход игры: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды, или играть индивидуально.
Картотека кинезиологических упражнений
«Колечко 1». Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
«Колечко 2». Обратные колечки – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая – большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.
«Кулак – ребро – ладонь». Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно (до десяти раз).
«Лягушка». Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук. Речевое сопровождение: Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут, а пруд зарос травой, зеленой и густой.
«Лезгинка». Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно сделать повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу.
«Здравствуй». Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Речевое сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую!
«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
В своей практике использую вышеприведённые игры и упражнения в качестве физминуток во время образовательного процесса, а так же во время совместной деятельности. Использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Список литературы:
1. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Москва, 2003 г.
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2012 г.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014 г.
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Москва, 1
Нейроигры «Зеркальные дорожки»
Нейроигры «Зеркальное рисование»
Кинезиологические упражнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование описательных загадок как средства обогащения лексики старших дошкольников"
Методическая разработка использования описательных загадок состоит из трёх этапов работы с детьми. Каждый этап подробно описан, даются приемы работы сдетьми, игры, литература и работа с родителя...
Игровые формы в работе с дошкольниками
Реферат на тему игровых подходов в работе с дошкольниками в музыкальной школе. Специфика работы с детьми дошкольного возраста . Рассмотрение конкретных примеров....
Рекомендации по работе с дошкольниками разных типов высшей нервной деятельности
Рекомендации помогут педагогу в работе с детьми разных типов ВНД...

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Введение Актуальность. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка.Ни в каком д...

Статья: Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда
Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. У каждой высшей психической...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....