Кинезиологические упражнения и Су-джок терапия в работе с детьми дошкольниками
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О сновных задача, стоящая перед ДОУ – развитии речи детей . Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности. Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была успешной, необходимо создавать полноценную предметно-развивающую среду, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Для формирования мелкой моторики используются: - упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; - игры с различным материалом; - художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) в том числе нетрадиционные формы; - использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе и т.п.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Педагоги пробуют внедрять в свою деятельность как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с кинезиологией и Су-Джок терапией. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях .
Рука является вышедшим наружу головным мозгом. Э.Кант Ум ребенка находится На его пальцах. В.А. Сухомлинский КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость. Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. « ГИМНАСТИКА МОЗГА - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА » Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Мозг человека представляет собой « содружество » функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Виды кинезиологических упражнений: Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ: Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. занятия проводятся утром; занятия проводятся ежедневно, без пропусков; занятия проводятся в доброжелательной обстановке; от детей требуется точное выполнение движений и приемов; упражнения проводятся стоя или сидя за столом; упражнения проводятся по специально разработанным комплексам; длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии .
Упражнение "Ухо - нос " Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот". Упражнение "Змейка" Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали. «Колечко » Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
Одной из нетрадиционных технологий является Су – Джок терапия, которая была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак ЧжэВу . В переводе с корейского обозначает Су- кисть, Джок - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Достоинства Су – Джок : - Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. - Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно. - Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь. Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Принцип простой: открываете шарик, достаете резиночку и прокручиваете вверх-вниз по каждому пальчику (отлично, если в это время проговаривается стишок). Делать это упражнение надо каждый день по 5-7 мин . Из противопоказаний только эпилепсия. Ребенок, которому недостаточно поступает импульсов к речевым зонам, будет выдергивать руку и стараться избегать этих ощущений. В этом случае надо уметь договариваться с малышом, так как это необходимо.
Варианты игры с шариком су-джок Ёжик колет нам ладошки , Поиграем с ним немножко. (ребенок катает шарик между ладонями) Если будем с ним играть- (Массажные движения большого пальца) Ручки будем развивать. (массажные движения указательного пальца) Ловкими станут пальчики, (массажные движения среднего пальца) Умными – девочки, мальчики. (массажные движения безымянного пальца) Ёжик нам ладошки колет, (массажные движения мизинца) Ручки к школе нам готовит (катает шарик между ладоней) Я мячом круги катаю, (круговые вращения шариком по ладони) Взад-вперед его гоняю. (катаем шарик вверх-вниз) Им поглажу я ладошку. (гладим ладошку шариком правой руки) Будто я сметаю крошку. (гладим шариком левой руки) И сожму его немножко. (сжимаем правой рукой) Как сжимает лапу кошка. (сжимаем шарик в левой руке) Каждым пальцем мяч прижму. (поочередно сжимаем пальчики правой руки к шарику) И другой рукой начну. (поочередно сжимаем пальчики левой руки к шарику)
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Приемы Су – Джок терапии: Массаж специальным шариком. Массаж эластичным кольцом. Массаж стоп. Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Рассмотрим некоторые формы работы с детьми: 1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) 2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики) 3.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)
4.Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично можно провести упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» 5.Использование шариков для звукового анализа слов Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. 6.Рассказывание сказок с использованием шарика Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в моей работе. Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Спасибо за внимание! Успехов в работе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Су-джок терапия. Развитие мелкой моторики.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются: Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не н...
«Использование элементов мульт-терапии в работе с детьми, склонными к бродяжничеству»
Материал для выступления на краевом семинаре...
Использование Су-Джок терапии в работе логопеда
Су-Джок отлично развивает иелкую моторику...
Статья: СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
Статья: Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда
Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. У каждой высшей психической...
Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.
Демонстрация эффективного собственного опыта работы с детьми с особыми потребностямии их продителями .Арт-терапия в работе с детьми с нарушением...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРИЕМЫ СУ – ДЖОК ТЕРАПИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4 – 7 ЛЕТ С ТНР»
В данной разработке описаны особенности методики Су Джок.В практической части представлены формы работы с детьми с речевым материалом....