Методическая разработка "Использование описательных загадок как средства обогащения лексики старших дошкольников"
методическая разработка по теме
Методическая разработка использования описательных загадок состоит из трёх этапов работы с детьми. Каждый этап подробно описан, даются приемы работы сдетьми, игры, литература и работа с родителями. Методика поможет в работе с детьмит не только воспитателям, но и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_mat-l_zagadki-_a.t.a.2014.docx | 60.78 КБ |
dlya_sayta_mat-l_zagadki-_a.t.a.2014.docx | 60.78 КБ |
Предварительный просмотр:
- игры-соревнования между командами по отгадыванию загадок; - использование загадок в картинках.
На тематической выставке книг «Загадки – крылатая мудрость» можно представить сборники авторских загадок (например, К.Чуковского «Шёл по улице Кондрат», Ю.Кушака «Я капелька лета», В.Хесина «Он не слон, не лев, не птица») и русских народных («Золотое коромысло», «Зимой и летом одним цветом»). Обязательным требованием к выставочным экземплярам книг должно быть наличие в них красочных иллюстраций, а также красивых обложек, привлекающих первоначальное внимание детей.
При общении детей с книгами важно вызвать интерес к их текстам, поэтому первые загаданные детям загадки должны быть несложными, отчасти знакомыми, о простых предметах и явлениях, например:
- С хозяином дружит, на чужих лает, в дом не пускает. (собака)
- Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается. (кошка)
- Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. (мяч)
- Белая вата по небу плыла куда-то. (облака)
- Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (карандаш)
Дети должны обязательно справиться с предложенными «задачами для ума» и понять, что могут решить их самостоятельно, без подсказок взрослых.
Сборники с русским народными загадками рекомендуется использовать осторожно, так как они предполагают порой очень сложное содержание текстов и замысловатое описание объектов с помощью незнакомых для современных дошкольников устаревших слов русского языка (коромысло, кабы, сени, горазд, веретено, серп, борона и др.).
Для поддержания интереса детей к выставке книг воспитатель может рассказать об истории возникновения загадок, использовании их в различных русских обрядах (празднике урожая, свадьбах, проводах в армию и др.) и, конечно же, в сказках, преданиях, мифах. В ходе повествования необходимо использовать наглядный материал. Примеры приводить с учётом возрастных особенностей детей.
Большой эмоциональный отклик вызывают у детей дидактические игры с использованием загадок. Эффект новизны и элемент соревнования усиливают проявление интереса к игровым заданиям. Дети будут позитивно реагировать на предложение провести соревнование с целью быстро и точно разгадать загадки. При этом можно использовать как командную форму организации детей, так и работу в парах. Стимулом будет похвала воспитателя и поощрение незатейливыми призами.
Наибольший интерес дети, как правило, проявляют к играм типа «Доскажи словечко», в которых требуется назвать в конце стихотворного текста загадки рифмованное слово-отгадку, например:
- Он большой, как мяч футбольный! И как сахар, он на вкус, а зовут его… (арбуз)
- Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (самолёт)
- Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной…(медведь)
- Когда нежданно и протяжно вдруг тишину нарушит звон, И голос друга издалёка тебе подарит…(телефон)
- Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, Запоёт его смычок. Музыканта звать…(сверчок)
Следуя принципу «от простого к сложному», целесообразно сначала предложить игру «Будь внимательным смотри – слово верно подбери». Чтобы дети не копировали ответы друг друга, задание отгадать загадки должно носить индивидуальный характер. Чуть сложнее для детей игра «Назови ошибку». Верно зарифмованное слово в конце загадки, предложенное автором сборника «Он не слон, не лев, не птица» (ООО «Фолиант Пресс» 2005г.) Виктором Хесиным, может рассмешить детей и одновременно сбить с толку, отвлечь от размышлений над правильным ответом:
- Чтоб лягушкой поживиться, Стала в речку эта птица. На одной ноге весь день Простоит в воде…тюлень? (олень) (ответ: цапля)
- У него большие уши, Сам себя облил, как в душе, Поднял хобот, затрубил, Толстоногий…крокодил? (ответ: слон)
- Посредине океана Поднялась струя фонтана. Без труда и без забот Жизнь в воде проводит… кот? (крот) (ответ: кит)
- Хвостик тоненький крючком, Роет землю пятачком. В лужу лезет снова Толстая…корова? (ответ: свинья)
- Пьёт из миски молоко, Ночью бродит далеко. Мышку съест и жмурится Ласковая…курица? (ответ: кошка)
В случае затруднения детям нужно предложить подсказку - книжную иллюстрацию с изображением верной и ошибочной отгадки. Может потребоваться повторное прочтение загадки.
В ходе 1-ого этапа работы дети обычно не выделяют самостоятельно новые для них слова, встречающиеся в текстах загадок, не проявляют интереса к ним, не спрашивают об их значении. Сделать загадки описательного характера средством обогащения словаря старших дошкольников предстоит в дальнейшем на 2-ом этапе работы.
С этой целью загадки необходимо использовать в разные режимные процессы и в ходе НОД, акцентируя внимание на красивых и малознакомых детям словах.
Алгоритм работы может быть следующим: 1. разговор о предмете; 2. его рассматривание; 3. составление характеристики рассмотренного объекта с помощью образных слов и словосочетаний, в том числе имеющихся в тексте загадки; 4. объяснение значения новых слов, подбор к ним синонимов (антонимов); 5. загадывание загадки.
Например, в процессе наблюдения на прогулке - говоря об изменениях в жизни деревьев весной, можно рассмотреть берёзу (стройная; белоствольная, в белой одежде, как невеста; гладкоствольная; славная – славится; с опущенными вниз ветвями, напоминающими косы, пряди волос; нарядная; украшенная, словно русская девушка-красавица, серёжками и светло- зелёными клейкими листочками…). Выделенные (выше) слова являются частью описания образа берёзы в загадке. Затем объяснить детям значение слов «русская красавица», «пряди», «славится», которые имеются в подобранной загадке, познакомить с её текстом.
По всем странам славится Русская красавица: Белые одёжки, Золото – серёжки, С расплетённою косой Умывается росой. Ветер пряди шевелит – Заплетать их не велит.
Описательные загадки в большом объёме можно использовать в процессе подготовки к проведению беседы, что позволит спокойно и обстоятельно разобрать новые для детей слова, образные выражения загадок. Это объясняется тем, что на занятиях загадки используются, как правило, в качестве занимательного и эмоционального приёма, а не средства обогащения словарного запаса детей; воспитатель не имеет возможности обратить должное внимание на лексическую выразительность загадок.
Нужно стараться привлекать внимание детей к интересным словам, точно и образно характеризующим описываемые в загадках предметы и явления. Для лучшего осознания детьми смысла этих слов следует подобрать к ним более знакомые и понятные слова-синонимы. Например, беседа о весне:
- Чёрный, проворный, кричит «крак» - червякам враг. (грач) Проворный - ловкий
- Крепкий деревянный дом С круглым маленьким окном. Он стоит на стройной ножке, Чтобы не залезли кошки. (скворечник)
Крепкий – прочный, надёжный, крепко сколоченный; стройная – ровная, прямая
- Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком - Он поделится медком. (пчела)
Домовитая - домашняя, любящая свой дом; похлопочет - поработает
- Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То слегка голубоват. А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий! (весеннее небо)
Низок, высок, сер, беловат, голубоват - краткая форма прилагательных низкий, высокий, серый, беловатый (не ярко, немного белый); слегка - немного, чуть-чуть, капельку…; порой - время от времени, иногда, нечасто; кружевной - полупрозрачный,…
- Он пришёл, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна открывал, На крыльце потанцевал, Побродил по крыше вволю И ушёл по лужам в поле. (дождь)
Кадка - стоячая бочка из деревянных дощечек, обтянутая металлическими обручами; усердно - старательно; с шумом - громко; побродил - походил не спеша, медленно, вразвалку как медведь
По возможности объяснение непонятных детям слов нужно сопровождать показом картинок и книжных иллюстраций с целью соединить новый словесный образ с более знакомым наглядным (крепкий скворечник; кружевное небо - голубое, в перистых облаках; кадка и др.).
На данном этапе словарной работы не следует стремиться расспрашивать детей о значении тех или иных слов в загадках. Более значимым является понимание и запоминание детьми чётких и доступных толкований этих слов взрослыми.
Понравится детям и такая форма работы с загадками как разгадывание кроссвордов, в которых вместо вопросов будут предложены тексты загадок. При заполнении кроссвордов будет возможность не спеша объяснить смысл любого нового вписываемого слова.
3-ий этап работы предполагает планирование системы педагогических воздействий, направленных на ознакомление воспитателей и родителей детей с содержанием и приёмами работы по решению данной проблемы, определение необходимых для этого условий.
Воспитателям рекомендуется: 1. обогатить речевую развивающую среду, пополнив содержание книжного уголка картотекой загадок описательного характера на разные темы,
«загадками в картинках», новыми сборниками загадок; 2.разработать конспекты НОД, кроссворды с использованием описательных загадок;
3. включить в план воспитательно-образовательной работы проведение игр и упражнений по обогащению словаря детей при ознакомлении с этим жанром народно-поэтического творчества .
В проведении данной работы необходимо также участие родителей детей.
При этом можно использовать следующие приёмы:
- анкетирование;
- подбор описательных загадок с примерами объяснения смысла непонятных детям слов;
- оформление игрового материала в «Уголок для родителей»; - составление рекомендаций «Методика работы с загадками по обогащению словаря детей в домашних условиях»;
- индивидуальные консультации; - совместные с родителями «Вечера загадок», «Литературные гостиные»;
- показ презентаций.
Таким образом, последовательная систематическая работа с использованием разнообразных методов и приёмов по ознакомлению старших дошкольников с описательными загадками делает этот жанр эффективным средством обогащения словаря детей.
Предварительный просмотр:
- игры-соревнования между командами по отгадыванию загадок; - использование загадок в картинках.
На тематической выставке книг «Загадки – крылатая мудрость» можно представить сборники авторских загадок (например, К.Чуковского «Шёл по улице Кондрат», Ю.Кушака «Я капелька лета», В.Хесина «Он не слон, не лев, не птица») и русских народных («Золотое коромысло», «Зимой и летом одним цветом»). Обязательным требованием к выставочным экземплярам книг должно быть наличие в них красочных иллюстраций, а также красивых обложек, привлекающих первоначальное внимание детей.
При общении детей с книгами важно вызвать интерес к их текстам, поэтому первые загаданные детям загадки должны быть несложными, отчасти знакомыми, о простых предметах и явлениях, например:
- С хозяином дружит, на чужих лает, в дом не пускает. (собака)
- Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается. (кошка)
- Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. (мяч)
- Белая вата по небу плыла куда-то. (облака)
- Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (карандаш)
Дети должны обязательно справиться с предложенными «задачами для ума» и понять, что могут решить их самостоятельно, без подсказок взрослых.
Сборники с русским народными загадками рекомендуется использовать осторожно, так как они предполагают порой очень сложное содержание текстов и замысловатое описание объектов с помощью незнакомых для современных дошкольников устаревших слов русского языка (коромысло, кабы, сени, горазд, веретено, серп, борона и др.).
Для поддержания интереса детей к выставке книг воспитатель может рассказать об истории возникновения загадок, использовании их в различных русских обрядах (празднике урожая, свадьбах, проводах в армию и др.) и, конечно же, в сказках, преданиях, мифах. В ходе повествования необходимо использовать наглядный материал. Примеры приводить с учётом возрастных особенностей детей.
Большой эмоциональный отклик вызывают у детей дидактические игры с использованием загадок. Эффект новизны и элемент соревнования усиливают проявление интереса к игровым заданиям. Дети будут позитивно реагировать на предложение провести соревнование с целью быстро и точно разгадать загадки. При этом можно использовать как командную форму организации детей, так и работу в парах. Стимулом будет похвала воспитателя и поощрение незатейливыми призами.
Наибольший интерес дети, как правило, проявляют к играм типа «Доскажи словечко», в которых требуется назвать в конце стихотворного текста загадки рифмованное слово-отгадку, например:
- Он большой, как мяч футбольный! И как сахар, он на вкус, а зовут его… (арбуз)
- Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (самолёт)
- Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной…(медведь)
- Когда нежданно и протяжно вдруг тишину нарушит звон, И голос друга издалёка тебе подарит…(телефон)
- Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, Запоёт его смычок. Музыканта звать…(сверчок)
Следуя принципу «от простого к сложному», целесообразно сначала предложить игру «Будь внимательным смотри – слово верно подбери». Чтобы дети не копировали ответы друг друга, задание отгадать загадки должно носить индивидуальный характер. Чуть сложнее для детей игра «Назови ошибку». Верно зарифмованное слово в конце загадки, предложенное автором сборника «Он не слон, не лев, не птица» (ООО «Фолиант Пресс» 2005г.) Виктором Хесиным, может рассмешить детей и одновременно сбить с толку, отвлечь от размышлений над правильным ответом:
- Чтоб лягушкой поживиться, Стала в речку эта птица. На одной ноге весь день Простоит в воде…тюлень? (олень) (ответ: цапля)
- У него большие уши, Сам себя облил, как в душе, Поднял хобот, затрубил, Толстоногий…крокодил? (ответ: слон)
- Посредине океана Поднялась струя фонтана. Без труда и без забот Жизнь в воде проводит… кот? (крот) (ответ: кит)
- Хвостик тоненький крючком, Роет землю пятачком. В лужу лезет снова Толстая…корова? (ответ: свинья)
- Пьёт из миски молоко, Ночью бродит далеко. Мышку съест и жмурится Ласковая…курица? (ответ: кошка)
В случае затруднения детям нужно предложить подсказку - книжную иллюстрацию с изображением верной и ошибочной отгадки. Может потребоваться повторное прочтение загадки.
В ходе 1-ого этапа работы дети обычно не выделяют самостоятельно новые для них слова, встречающиеся в текстах загадок, не проявляют интереса к ним, не спрашивают об их значении. Сделать загадки описательного характера средством обогащения словаря старших дошкольников предстоит в дальнейшем на 2-ом этапе работы.
С этой целью загадки необходимо использовать в разные режимные процессы и в ходе НОД, акцентируя внимание на красивых и малознакомых детям словах.
Алгоритм работы может быть следующим: 1. разговор о предмете; 2. его рассматривание; 3. составление характеристики рассмотренного объекта с помощью образных слов и словосочетаний, в том числе имеющихся в тексте загадки; 4. объяснение значения новых слов, подбор к ним синонимов (антонимов); 5. загадывание загадки.
Например, в процессе наблюдения на прогулке - говоря об изменениях в жизни деревьев весной, можно рассмотреть берёзу (стройная; белоствольная, в белой одежде, как невеста; гладкоствольная; славная – славится; с опущенными вниз ветвями, напоминающими косы, пряди волос; нарядная; украшенная, словно русская девушка-красавица, серёжками и светло- зелёными клейкими листочками…). Выделенные (выше) слова являются частью описания образа берёзы в загадке. Затем объяснить детям значение слов «русская красавица», «пряди», «славится», которые имеются в подобранной загадке, познакомить с её текстом.
По всем странам славится Русская красавица: Белые одёжки, Золото – серёжки, С расплетённою косой Умывается росой. Ветер пряди шевелит – Заплетать их не велит.
Описательные загадки в большом объёме можно использовать в процессе подготовки к проведению беседы, что позволит спокойно и обстоятельно разобрать новые для детей слова, образные выражения загадок. Это объясняется тем, что на занятиях загадки используются, как правило, в качестве занимательного и эмоционального приёма, а не средства обогащения словарного запаса детей; воспитатель не имеет возможности обратить должное внимание на лексическую выразительность загадок.
Нужно стараться привлекать внимание детей к интересным словам, точно и образно характеризующим описываемые в загадках предметы и явления. Для лучшего осознания детьми смысла этих слов следует подобрать к ним более знакомые и понятные слова-синонимы. Например, беседа о весне:
- Чёрный, проворный, кричит «крак» - червякам враг. (грач) Проворный - ловкий
- Крепкий деревянный дом С круглым маленьким окном. Он стоит на стройной ножке, Чтобы не залезли кошки. (скворечник)
Крепкий – прочный, надёжный, крепко сколоченный; стройная – ровная, прямая
- Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком - Он поделится медком. (пчела)
Домовитая - домашняя, любящая свой дом; похлопочет - поработает
- Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То слегка голубоват. А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий! (весеннее небо)
Низок, высок, сер, беловат, голубоват - краткая форма прилагательных низкий, высокий, серый, беловатый (не ярко, немного белый); слегка - немного, чуть-чуть, капельку…; порой - время от времени, иногда, нечасто; кружевной - полупрозрачный,…
- Он пришёл, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна открывал, На крыльце потанцевал, Побродил по крыше вволю И ушёл по лужам в поле. (дождь)
Кадка - стоячая бочка из деревянных дощечек, обтянутая металлическими обручами; усердно - старательно; с шумом - громко; побродил - походил не спеша, медленно, вразвалку как медведь
По возможности объяснение непонятных детям слов нужно сопровождать показом картинок и книжных иллюстраций с целью соединить новый словесный образ с более знакомым наглядным (крепкий скворечник; кружевное небо - голубое, в перистых облаках; кадка и др.).
На данном этапе словарной работы не следует стремиться расспрашивать детей о значении тех или иных слов в загадках. Более значимым является понимание и запоминание детьми чётких и доступных толкований этих слов взрослыми.
Понравится детям и такая форма работы с загадками как разгадывание кроссвордов, в которых вместо вопросов будут предложены тексты загадок. При заполнении кроссвордов будет возможность не спеша объяснить смысл любого нового вписываемого слова.
3-ий этап работы предполагает планирование системы педагогических воздействий, направленных на ознакомление воспитателей и родителей детей с содержанием и приёмами работы по решению данной проблемы, определение необходимых для этого условий.
Воспитателям рекомендуется: 1. обогатить речевую развивающую среду, пополнив содержание книжного уголка картотекой загадок описательного характера на разные темы,
«загадками в картинках», новыми сборниками загадок; 2.разработать конспекты НОД, кроссворды с использованием описательных загадок;
3. включить в план воспитательно-образовательной работы проведение игр и упражнений по обогащению словаря детей при ознакомлении с этим жанром народно-поэтического творчества .
В проведении данной работы необходимо также участие родителей детей.
При этом можно использовать следующие приёмы:
- анкетирование;
- подбор описательных загадок с примерами объяснения смысла непонятных детям слов;
- оформление игрового материала в «Уголок для родителей»; - составление рекомендаций «Методика работы с загадками по обогащению словаря детей в домашних условиях»;
- индивидуальные консультации; - совместные с родителями «Вечера загадок», «Литературные гостиные»;
- показ презентаций.
Таким образом, последовательная систематическая работа с использованием разнообразных методов и приёмов по ознакомлению старших дошкольников с описательными загадками делает этот жанр эффективным средством обогащения словаря детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Влияние природоведческой литературы на обогащение лексики старших дошкольников"
Данная статья может помочь воспитателям и будущим воспитателям используя природоведческую литературу сформировать у детей целостную картину мира, развить литературную речь, а также...
Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )
Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии эмоционально-оценочной л...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА темы «Стихотворные сказки – эффективное средство обогащения лексики младших дошкольников»
Данный материал может использоваться студентами педагогического колледжа, воспитателями при работе со сказками, для обогащения словарного запаса детей и как одно из средств обогащения лексики детей до...
Описание опыта работы на тему:«Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»
Описание опыта работы на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»...
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами сюжетного рисования
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Проблема развития творчества всегда занимала исслед...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...
ВКР: Дидактическая игра как средство развития представлений о величине у старших дошкольников с задержкой психического развития
Выпускная квалификационная работа...