Игровые формы в работе с дошкольниками
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_kursy_2.docx | 973.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
И Т О Г О В А Я Р А Б О Т А
по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
«Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей Детских школ искусств»
Группа: преподаватели подготовительных отделений
Фамилия, имя, отчество слушателя: Ачкасова Людмила Магеррамалиевна
Тема: Игровые формы на развитие чувства ритма и слуха для детей дошкольного возраста.
Образовательное учреждение:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. В.А. Гаврилина»
Все мы знаем или слышали о значимости игры в жизни ребенка. Почему же так происходит, что восприятие через игру раскрепощает и открывает «сердца» детей.
Игра – понятие многогранное, это средство формирование личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на окружающий мир. Игра позволяет ребенку быть коммуникативным, она развивает его умственно, дает толчок развитию фантазии (дети охотно и сами придумывают игры), дает выплеск его физическому развитию.
Поэтому и мы, преподаватели музыки, не можем не принять это во внимание. К сожалению, система образования не дает обширной возможности знакомства с детской психологией, с возрастными особенностями детей. Попросту, преподаватель знает, что дети должны уметь то- то и знать разбираться в этом, а какими средствами преподаватель будет это воплощать, остаётся практически его самообразованием и личным опытом.
Попробуем выделить некоторые игровые формы на развитие чувства ритма и слуха у детей дошкольного возраста.
Чувство ритма имеет в своей основе моторную, активную природу, сопровождается всегда моторными реакциями . Движение , сливаясь с музыкой соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяют деятельность нервно-мышечных центров, слуха и восприятия , вырабатывается координация движений.
В детской психологии хорошо известна значимость становления слуха и формирование ритмических способностей. А игра основной вид деятельности дошкольника, а это значит, что легче и результативней будет развивать способности детей в игре.
Конечно, при выборе игр на развитие чувства ритма, пульсации, необходимо учитывать природу человека. Единицы измерения времени прячутся в регулярном движении человека, действиями, которые он совершает постоянно. Ритм и темп наших действий самый разнообразный. Речь идет о пульсе, шаге человека, сердцебиении.
Ну и самое простое с чего начать, это ходьба, ходьба под музыку. Прекрасно подходят марши с их четкостью и статичностью. Детям предлагается шагать под музыку в темпе марша, затем можно добавить остановку.(дети конечно же воспринимают это как игру, остановились, затаились и т.п.) задание можно усложнить , путем добавления например атрибутов или музыкальных инструментов.
Очень часто используются песенки про капельки, дождик и т.п. детям предлагается от простого показа пальчиком по ладошке изображать капельки или дождик, до так же использования атрибутов (скажем капелек на ниточках) использовании металлофонов . Не обойти вниманием и использование деревянных ложек. Опять же используем движение в наших целях, связываем его с ощущением метроритма. Песенный материал достаточно разнообразен, это и песенки, речевки, попевки. Очень любимы и понятны детьми песенки про часики.
Можно использовать и фонограмму (к примеру, любимая мной песня в исполнении О.Ануфриева «Есть часы во всех домах».
В своей группе, у меня, например, в конце песенки часы бьют время, детей,конечно, завораживает, они с большим внимание и интересом считают.
Масса упражнений игр в виде всяческих повторов на слух . По показу педагога дети повторяют ритмический рисунок, ручками или же ложками, карандашами. Предлагаются и ритмизованные загадки, дети как мы знаем, очень любят разгадывать загадки. Можно нарисовать пособие, предложить детям простучать или прохлопать их. Затем разобрать какие встретились длительности, сколько их. Например:
Так же детки любят игры со всяческими карточками. Я для себя выделила и использую в работе игры из метроритмического букваря Т.Воргалик.
Предлагается работа над ритмом через сопоставление ритма мелодического мотива с ритмом слова. Дети учатся определять количество слогов –музыкальных звуков в слове-мотиве. Преподаватель заготавливает заранее на всех карточки 4 разных цветов, на оборотной стороне графически изображение одного кружка, палочки, кому, что нравится. Я использую два варианта игры первая. На осознание и выделения слогов в слове. Например называю слово лев, дети должны выделить карточку с одним символом , слово ли-са дети поднимают карточку с двумя символами и т.п. родители, например, в удивлении , что их дети сопоставляют количество слогов в слове. Или например , похожая игра , но с использованием барабана, бубна. Преподаватель называет слово, ребенок бьет или стучит столько раз, сколько слогов в слове. Интересна и игра на определение «тяжелых и легкий» слогов в слове, то есть для нас это ритмический акцент. Представляем ударный слог тяжелым, долгим, а безударный легким. Для игры ученики снабжаются шариками и пластилина, один из которых больше других. Преподаватель называет слово, дети откладывают нужное количество шариков (сколько слогов в слове) в порядке в котором в слове были ударный и безударный слоги.
Ритмизация слов - обозначение различных по продолжительности слогов слов, различными по длительностям нотам. Освоить разнообразия ритмических фигур, дублирующие формулы слов предлагается игра «метроритмическая мозаика»
Из различных по длительности карточек-нот мозаики дети составляют ритмические фигуры, повторяющие ритм слов, встречающихся например, в русских народных сказках, играх, песнях, прибаутках, дразнилках, считалках и пр. в процессе игры следует:
- Сложить из разных по длительности карточек-нот ритмический рисунок слова.
- Можно прочитав слово по слогам, изобразить длительности метроритмическими жестами.
- Прочитать ноты ритмослогами.
- Отгадать и составить ритмический рисунок – ритмоформулу слова:
По жестам, на слух, по ритмослогам.
Мы рассмотрели некоторые виды игровых форм, на развитие чувства ритма для дошкольников. Конечно, выбор велик, можно обратиться к известным пособиям, материалом для работников детского сада, плюс свои наработки.
Еще одна немаловажная сфера, требующая особого внимания, это развития музыкального слуха.
Слух-это способность человека воспринимать и различные звуки.
Музыкальный слух – более совершенное и сложное понятие, состояние из целого ряда компонентов.(видов музыкального слуха)
- Звуковысотный
- Мелодический
- гармонический
- Темброво-динамический
Музыкальный слух – это способность воспринимать степень звуковой последовательности, улавливать связь между звуками, запоминать, внутренне представлять и сознательно воспроизводить музыкальную последовательность
Звуковысотный слух подразделяется на относительный и абсолютный.(способность узнавать и воспроизводить высоту отдельных звуков, не соотносящихся с другими, высота которых известна). Абсолютный слух в свою очередь тоже имеет две градации(активный – высота звуков узнается и воспроизводится и пассивный- высота звука узнается, но не воспроизводится)
Ну и как же нам быть с этим «букетом» теоретических знаний? К сожалению, нельзя придумать эффективных игр не зная, что развивать и каким образом и не опираясь на физические данные человека.
А игры будут сводиться к следующему:
- воспроизведение голосом звуков сыгранных на инструменте
- импровизация голосом в ходе музицирования
- сольфеджирование
- запись диктантов-
- пение интервалов
- слущанье музыки
- подбор по слуху
- запись диктантов.
Очень хороши в использовании музыкально-дидактические игры. Они должны легко восприниматься, быть понятными дошкольнику, вызывать у него интерес. Часто в данных играх используют классическую и народную музыку.
А теперь давайте рассмотрим некоторые из них.
Игра «лесенка»
Игра дает детям представление о поступенном движении вверх или вниз.
Педагог заранее делает лесенку из 8 ступенек и находит действующее лицо, которое будет двигаться по данной лесенке (любые детские игрушки и т.п.)
С детьми проводится беседа о ступеньках вокруг них, и рассказывает, что в музыке тоже есть ступеньки. Дети слушают музыкальный материал подобранный для игры. Можно дать деткам самим проводить героя по лесенке.
Это один из вариантов, как познакомить и закрепить понятие о поступенном движении. Воплощение и средства могут быть различные.
Очень любимы детям игры на развитие вокально-тембрового слуха.
Для игры понадобиться колокольчик и русская народная потешка «Колокольцы». (Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы, диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон)
Дети, взявшись за руки, в хороводе исполняют потешку, в центре водящий с закрытыми глазами. Последнюю строчку потешки исполняет ребенок которому дали колокольчик. Водящий по голосу должен узнать, кто поет.
Дальше игра продолжается с новым ведущим.
Музыкально-дидактическая игра на развитие инструментального тембрового слуха.
Детям предлагается узнать и назвать известные им музыкальные инструменты. (деревянные ложки, металлофон, колокольчик, бубен, барабан и т.п.)
Для игры используется ширма, коробка, домик и т.п.
После игры можно детками раздать участвующие инструменты и предложить поиграть в шумовой оркестр.
Хороша игра с использованием лото. Развиваем и закрепляем работу над развитием вокального и инструментального тембрового слуха.
Для игры понадобится аудиозапись со звучанием вокальных голосов (мужского, женского и детского) инструментальных (инструменты симфонического и народного оркестров). Большие карточки (основное поле лото) и маленькие карточки соответствующие каждом сектору. Дети прослушивают аудиозапись (естественно с ярко выраженным тембром голоса или инструмента ) и выбирают маленькую карточку соответствующую данному звучанию. Далее закрывают сектор на большом поле.
Естественно, данной игре предшествует уже знакомство и беседа с этими тембрами.
Можно подобрать игры на реакцию смены динамических оттенков. В руках у детей могут быть различные атрибуты (ложки, платочки, ленточки, маленькие игрушки) подбирается музыка с контрастными частями. Детки должны среагировать на смену динамики. Что именно они будут делать, оговаривается заранее, например, махать вверху и внизу, прятать за спинку свои предметы.
Игра на развитие звуковысотного и тембрового слуха. Предлагается узнать звучание инструментов. Например:
Игра «Веселый поезд»
Педагог заранее делает поезд с вагончиками, с окошками, изготавливает карточки с инструментами, подбирает игрушки (это гастролирующие музыканты). И предлагает послушать, к примеру, что звучит из окошек нашего поезда. Дети слушают и находят нужный инструмент, далее заполняют пустое окошко.
Игра «Кто поет»
Игра на способность различать низкий, высокий и средний регистры.
Заранее готовятся карточки с изображением семьи (Папы, мамы и ребенка)
Можно предложить деткам определить, кто есть кто. Дети прослушивают фрагменты музыкальный произведений, в разных регистрах и определяют где, чья песенка, рассказ и т.п.
Очень любимы детьми игры на определения характера музыки, естественно привязываем ее к доступности и опыту ребенка определенного возраста.
Тут реквизиты могут быть абсолютно разными от простых смайликов, до изображения мордочек животных, лиц людей. Или, например детям раздают картинки с изображением капелек воды с разной мимикой. Игре предшествует разговор об эмоциях. Капельки живут дружно, танцуют (иллюстрируется веселой, легкой музыкой), при смене музыки, капельки грустят, собираются на тучке. А иногда становятся грозными.
Так же существует множество вариантов игр на умение различать динамические оттенки, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ. (поется или читается стихотворение, потешка, сопровождаемые музыкальными отрывками исполняемыми в той или иной динамике.) это , к примеру «волк и козлята», «кот и мыши», игра с медведем.
Мыши водят хоровод На лежанке дремлет кот Тише мыши, не шумите Кота Ваську не будите А не то проснется кот И разгонит хоровод. | У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит. |
В заключении хотелось, конечно, еще раз подчеркнуть, о важности понимания преподавателями подхода к детям. Современный преподаватель, это не только специалист только своего дела, это в какой то мере воспитатель, где- то родитель, где –то друг, а где то и психолог.
Через игру, ребенок развивается, познает мир, общается, мы не можем это игнорировать, а используем в своем рабочем процессе. Описанные игры подвижны по своему составу, они могут дополняться, усложняться или же упрощаться, педагог сам принимает решение путем только своего опыта. Игры могут создаваться прям в процессе урока, дети, как правило, сами подсказывают, дают понять, что им нравится или же, наоборот, у них не получается, или сложно воспринимается. Для пополнения своей картотеки игр иногда стоит обратиться к обычным играм детей, что то почерпнуть оттуда, или взять за идею, сделать ее игру «музыкальной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровых форм проведения урока с использованием средств ИКТ на примере урока по теме «Класс пресмыкающиеся».
Использование ИКТ в процессе обучения позволяют сделать урок интересным и красочным, но и заинтересовать учащихся вовлечением в процесс обучения с помощью игровой деятельности....
«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников» (из опыта работы)
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, на...
Формы организации математического развития дошкольников
Методические рекомендации по использованию разнообразных форм математического развития дошкольников...
Проверка знаний по теме "Операционная система ПК" в игровой форме
Проверка знаний по теме в игровой форме. Тестовое задание представлено в игровой форме в виде игры...
Пересказ — одна из форм обучения связной речи дошкольников
Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обо...
Методическая разработка к открытому уроку в игровой форме «Знаем и умеем»
Методическая разработка открытого урока в игровой форме «Знаем и умеем!» позволяет провести урок в группе 3 курса специальности 21.02.09 Гидрогеология инженерная геология. Такая форм...
Мастер-класс Применение игровой технологии в развитии речи дошкольников
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В качестве ожидаемых результатов мо...