Применение практико-ориентированных технологий в системе СПО
статья
В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных компетенций у специалистов среднего профессионального образования путем внедрения практико-ориентированных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО. С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов, и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных Тенденции развития науки и образования -45- компетенций. В профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения. Ключевые слова: обучение, образование, педагогические технологии, практикоориентированные технологии, подходы, профессиональные компетенции, специалист среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
В России все острее встает проблема обеспечения рынка промышленности и региональных услуг квалифицированными кадрами. Это связано с тем, что молодые специалисты не могут эффективно выполнять свои должностные обязанности из-за теоретической составляющей полученных знаний и отсутствия практических навыков применения теоретических основ. В связи с этим современные СПО должны задуматься о способах подготовки компетентных, конкурентоспособных и практико-ориентированных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современной рыночной экономики. На это направлены и новые стандарты СПО, которые устанавливают соотношение дисциплин и практико-ориентирования программ: 40 % теоретической подготовки и 60 % практической. Таким образом, в процессе профессионального обучения, независимо от профиля специалистов, необходимо усилить практическую часть подготовки будущих профессионалов (практико-ориентированную). Решение данной проблемы в системе среднего профессионального образования может быть достигнуто за счет внедрения и применения новых форм обучения и методов подготовки. Обострение конкуренции на рынке труда повышает требования работодателей к качеству профессиональной подготовки, профессиональной компетентности и мобильности специалистов, уровню сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, уровню подготовленности к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности. Основой практико-ориентированного подхода к образованию является рациональное сочетание базового образования и специализированной прикладной подготовки. Переход к ознакомительному образованию требует реализации принципов индивидуально-ориентированного и практико-ориентированного обучения. Это означает углубленное изучение различных дисциплин; обеспечение равного доступа различных категорий учащихся к реальному образованию с учетом их способностей, склонностей и интересов; совершенствование социальных навыков учащихся и обеспечение преемственности между профессиональным и общим образованием. Под практико-ориентированным обучением понимается освоение студентами образовательных программ в непосредственной близости от их реальной -46- Тенденции развития науки и образования профессиональной деятельности и формирование необходимых компетенций через выполнение реальных практических заданий в процессе обучения [2]. Практико-ориентированное образование в системе СПО имеет несколько направлений. С одной стороны, практико-ориентированное образование связано с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студентов с целью их включения в профессиональную среду, соотнесения их профессиональных перспектив с требованиями реальных работодателей и осознания ими своей роли на рабочем месте. С другой стороны, это также считается наиболее эффективным внедрением профориентационного метода обучения, способствующего формированию у студентов личностных качеств, знаний, умений и компетенций, важных для их будущей профессиональной деятельности и обеспечивающих качественное выполнение обязанностей по выбранной профессии. Кроме того, формирование практикоориентированного образования связано с использованием возможностей контекстного (профориентированного) обучения в рамках профильных и непрофильных дисциплин. Содержание практико-ориентированного обучения состоит из теоретического компонента (лекции, семинары, самостоятельная работа) и практического компонента (практические занятия и эксперименты, курсовые работы, игровое обучение, учебная практика, производственная практика). При реализации практико-ориентированных методов обучения существенное влияние на выбор информационного наполнения оказывает конечный продукт профессионального обучения, то есть конкретные действия, составляющие основу профессиональных компетенций. Это определяет выбор методов обучения и структуру учебного процесса. Практико-ориентированные методы основаны на создании условий, в которых учащиеся могут определить свой интерес к обучению и получить возможность его реализовать. Таким образом, практико-ориентированное обучение предполагает: − изучение учебной программы не в аудитории, а в аутентичной среде, выполнение реальных практических заданий в период обучения, что формирует профессиональные компетенции студента; − практическую деятельность в области специализации студента с участием экспертов в данной области. Практико-ориентированное обучение включает в себя − теоретическая часть: лекции, семинары, курсы для закрепления знаний, совместные курсы с приглашенными экспертами. − прикладную или практическую часть: деловые и ролевые игры, практические занятия и лабораторные работы, педагогические и производственные стажировки, конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, недели профессий и т. д. − самостоятельное обучение: курсовые и дипломные работы, работа в библиотеке и компьютерном классе, проекты, исследования и ведение портфолио. − участие в проектах, в том числе совместно с преподавателями СПО и специалистами предприятий. Задачами практико-ориентированного обучения являются: − выпускать выдающихся выпускников, обладающих навыками как теоретической, так и практической деятельности; − расширить сотрудничество между учебными заведениями и работодателями, чтобы предоставить студентам опыт работы и возможности для дальнейшего трудоустройства; и − повысить эффективность практической подготовки студентов [1]. Тенденции развития науки и образования -47- Практика выявляет способность студентов применять знания и навыки, накопленные ими за время обучения. Основная проблема низкой профессиональной компетентности и неконкурентоспособности выпускников - отсутствие практики в решении задач в области будущей профессиональной деятельности. Практико-ориентированное обучение начинается с коллективной работы в группах, чтобы каждый студент чувствовал себя частью команды. Развиваются навыки решения проблем, анализа рабочих ситуаций и принятия правильных решений [3]. Таким образом, практико-ориентированность позволяет студентам приобрести минимальные профессиональные навыки, организационный опыт, теоретический багаж знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что позволит соответствовать образовательным стандартам и повысит конкурентоспособность выпускников.
1. Дырдин Д. Инновационные педагогические технологии в управлении качеством образования / Д. Дырдин, А. Ибрагимов // Учитель. - 2009. - N 3. - С. 32–34. 2. Канаева Т. А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практикоориентированных технологий // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2012. - №1. – С. 102–106. 3. Солянкина Л. Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л. Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011–№ 1. – С. 45–47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...

Применение инновационных педагогических технологий на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.
Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со II курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта п...

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта»
Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта» рекомендована для преподавателей экономических и...
Методическая разработка открытого урока на тему «Организация рабочих мест» с применением практико-ориентированной технологии по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации (предприятия)
методический материал, который может быть использован преподавателями экономических дисциплин при подготовке к учебным занятиям...

Применение практико-ориентированных заданий при выполнении практических и лабораторных работ, согласно требований ФГОС СПО и профстандартов.
Одной из целей преподавателя и мастера производственного обучения становится такая организация занятия, чтобы изучаемый материал был близок к практической жизни, необходимо обсуждение практических воп...

«Применение элементов технологии практико-ориентированного обучения на уроках биологии в 6 классе, используя материал учебника и ресурсы Интернет»
laquo;Применение элементов технологии практико-ориентированного обучения на уроках биологии в 6 классе, используя материал учебника и ресурсы Интернет» Добрый день, уважаемые участники онл...

Статья: Применение практико-ориентированных заданий, как один из способов активизации познания на уроках химии по специальности "Технология индустрии красоты"
Применение практико-ориентированных заданий для специальности «Технология индустрии красоты» на уроках химии по теме «Азотсодержащие органические соединения» В современном мире...