«Применение элементов технологии практико-ориентированного обучения на уроках биологии в 6 классе, используя материал учебника и ресурсы Интернет»
методическая разработка

Чугунова Наталья Владимировна

«Применение элементов технологии практико-ориентированного обучения на уроках биологии в 6 классе, используя материал учебника и ресурсы Интернет»

 

Добрый день, уважаемые участники онлайн конференции. Я, учитель биологии Чугунова Наталья Владимировна, рада приветствовать всех вас из стен Домодедовского лицея №3 имени Героя Советского Союза Ю.П. Максимова ГО Домодедово.

Тема моего выступления «Применение элементов технологии практико-ориентированного обучения на уроках биологии в 6 классе, используя материал учебника и ресурсы Интернет».

Наша жизнь – это череда постоянно меняющихся обстоятельств. В настоящее время огромное значение придается задаче - научить школьников учиться, а основополагающей задачей – применить и применять полученные в школе знания в повседневности. Аристотель говорил: «Что без осознанной практической деятельности, человек никогда не сможет достигнуть полного удовлетворения и счастья».

Следовательно, наиважнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность применять их в жизни. Когда детей так учат, то в них развивается соревновательность, здоровый азарт, стремление к успеху и достижениям.

Как говорил Сократ: «Человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам». Исходя из вышесказанного, считаю практико-ориентированный подход в обучении актуальным и необходимым к реализации не только в школе, но и дальнейшем обучении и становлении человека, как личности.

Практико-ориентированный подход в обучении биологии направлен на приобретение не только знаний, умений, навыков, но и опыта практической деятельности. Разве можно изучать биологию «вслепую»?! Даже современные информационно-коммуникативные и мультимедийные технологии не смогут заменить «живого общения» с биологическими объектами – гербариями, муляжами, влажными препаратами, а также наблюдений за ними и исследований их в природе. Теория есть теория, и без закрепления ее на практике, она так и останется теорией, и затеряется в глубинах нашей памяти. Обучение не может быть практико-ориентированным без обретения опыта деятельности. Великий Конфуций говорил: «Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете».

Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся на уроках естественнонаучных дисциплин необходимо подобрать такие методы и педагогические технологии, которые способствуют формированию функциональной грамотности, а в частности естественнонаучной грамотности.

Для реализации практико-ориентированного подхода использую на уроках различные элементы технологий, в том числе проблемного, дифференцированного, развивающего обучения.

Практико-ориентированный подход в обучении биологии складывается из урочной и внеурочной деятельности.

Компоненты естественнонаучной грамотности:

- общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, перечислим некоторые из них - выделение информации (объекты, факты, экспериментальные данные), необходимой для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования, умение делать выводы или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации;

- естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания (проживание определенной непредметной ситуации, исследование проблем этой ситуации и поиск соответствующих решений).

 

Выделяют три уровня естественнонаучной грамотности:

1. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

3. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков:

- на формирование знания учебного материала,

- на формирование понимания изучаемого материала,

- на формирование умений и навыков,

- на развитие внимания,

- на развитие мировоззрения.

          Изменились формы организации деятельности учащихся на уроках. Чаще стали использовать поисково-исследовательскую, практико-ориентированную деятельность Формирование ЕНГ осуществляется и через проектную деятельность учащихся, которая носит компетентностно - ориентированный характер. Работа с проектом предполагает развитие способности учащихся отбирать проблемы, исследуемые и решаемые научными методами, делать выводы на основе наблюдений и экспериментов, принимать собственные решения.

Без диагностики и анализа ее результатов невозможно доказать эффективность как всего учебного процесса (содержания, методов, способов, организационных форм), так и уровня сформированности естественнонаучной грамотности у учащихся по выделенным выше составляющим компонентам естественнонаучной грамотности. Основное внимание, на наш взгляд, необходимо уделять анализу сформированности следующих умений:

- выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ;

- делать научно обоснованные выводы на основе предложенной в задании или тексте информации, соотносить собственный жизненный опыт с предложенным научным.

На уроках необходимо как можно чаще в заданиях, предлагать решить проблемные ситуации, которые должен понимать и решать "научно грамотный" человек сегодняшнего и завтрашнего дня. Области науки, с которыми связаны ситуации, используемые в проверочных заданиях:

- Естествознание, жизнь и здоровье.

- Здоровье, болезни и питание.

- Сохранение и устойчивое использование видов.

- Взаимозависимость физических/биологических систем.

- Наука о Земле и окружающей среде.

- Загрязнения.

- Образование и разрушение почвы.

- Погода и климат.

- Естествознание и технология. Биотехнологии.

- Использование материалов и захоронение отходов.

- Использование энергии.

 

Перед современным учителем стоят иные задачи:

- организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений;

- научить школьников думать, обосновывать и доказывать свои решения, не прибегать к механическому заучиванию материала;

- развивать способность говорить «нет», когда все говорят «да», если понимаешь, что большинство не обязательно право.

 

Все эти умения необходимо развивать на уроках, в том числе и на уроках биологии. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, на развитие у учащихся способности применять биологические знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях. Примерами таких задач для основной школы могут быть интегрированные задания из области биологии и других школьных дисциплин, которые вдобавок охватывают несколько тем курса. Педагог должен моделировать ситуации, в которых ученикам предстоит выбрать из имеющихся методов или конструировать самим новый, требуемый в задании метод решения.

Школа в современных условиях должна обеспечить развитие у учащихся умения использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни. Такие знания помогут выпускнику активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.

 

Исходя из вышесказанного, главная цель моей работы – развитие таких умений, знаний и навыков, которые обеспечивают успешность моих выпускников во взрослой жизни.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

«Методика применения технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики и физики».

Аннотация.     В данной работе рассматриваются основные вопросы применения технологии уровневой дифференциации на уроках информатики и физики. В пояснительной записке рассматривают...

Применение современных технологий обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС СПО (из опыта работы).

Современная система образования не возможна без применения современных информационных технологий. Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. В статье приводится описание лич...

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов технологии смешанного обучения

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов  технологии смешанного обучения...

МР открытого урока с применением элементов технологии стартапа

Методическая разработка урока по теме «Сложные предложения. Составление плана - конспекта по тексту  «Англоговорящие страны» представляет собой  проведения комбинированного...

Конспект урока экономики. С применением элементов технологии проектной деятельности

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий  субъект, предназначенный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.(работа со словарём)Индивидуальный предпринимате...

«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения на уроках биологии»

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному воздействию с природой и обществом - одна ...