Применение практико-ориентированных заданий при выполнении практических и лабораторных работ, согласно требований ФГОС СПО и профстандартов.
статья
Одной из целей преподавателя и мастера производственного обучения становится такая организация занятия, чтобы изучаемый материал был близок к практической жизни, необходимо обсуждение практических вопросов и жизненных ситуаций. Как показывает практика, знакомый и личностно значимый материал, обучающиеся обычно воспринимают как легко усваиваемый. Одним из путей достижения этого результата является реализация практико-ориентированного подхода к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_27.01.22.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Савельевой Татьяны Петровны
мастера производственного обучения филиала № 1
на педсовете 27 января 2022 года
по теме: «Применение практико-ориентированных заданий
при выполнении практических и лабораторных работ,
согласно требований ФГОС СПО и профстандартов».
В течение многих лет система образования нашей страны видела свою цель в освоении обучающимися теоретических знаний. Однако сегодня более актуальными становятся не знания сами по себе, а умения их применить.
В этих условиях одной из целей преподавателя и мастера производственного обучения становится такая организация занятия, чтобы изучаемый материал был близок к практической жизни, необходимо обсуждение практических вопросов и жизненных ситуаций. Как показывает практика, знакомый и личностно значимый материал, обучающиеся обычно воспринимают как легко усваиваемый. Одним из путей достижения этого результата является реализация практико-ориентированного подхода к обучению.
В своей работе я использую практико-ориентированные задания:
- задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.
- текстовые задания, носящие не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами профессионального курса.
При составлении практико-ориентированных заданий я ставлю основную цель - «погружение» в решение «жизненной» задачи.
Стараюсь заинтересовать обучающихся, составить интересное задание в проблемной ситуации, показать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формировку проблемного вопроса, чтобы обучающийся захотел найти ответ.
При помощи практико-ориентированного обучения можно решать и дополнительные цели такие как:
- Достижение личностных результатов;
- Достижение метапредметных результатов;
- развить навык решения задач, с которыми обучающийся встречается в повседневной жизни;
- мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять связь между дисциплинами.
Все это разрушает стереотип о том, что не все предметы актуальны для того или иного обучающегося;
Хочу привести пример, какие виды практико-ориентированных заданий по их направленности, можно использовать на занятиях учебной и производственной практики и предметах теоретического цикла
- связанные с жизнью, с практической деятельностью (вычисление времени, скорости, расстояния, метража, составление документа, условия эксплуатации оборудования и пр.)»;
- задания «житейского содержания (составление своего семейного бюджета, сметы, меню с учетом калорий, вычисление количества воды в чайнике для нужного количества чашек чая, количество ткани на изделие и т.д.)»;
- задания профориентационной направленности (для мастера-ремонтника – подсчёт площади пола и количества паркетной доски, для швеи – выбор определенного вида шва, подбор игл т ниток в зависимости от толщины ткани, для сварщика – подбор электрода в зависимости от толщины и марки металла и т.п.)».
Особенности практико-ориентированных заданий
- значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) результата, мотивирующая обучающихся;
- формулировка условий задания в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемую знаниями различных разделов спецтехнологии, других предметов или жизни;
- представление информации и данных в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что требует распознавания объектов;
- указание (явное или неявное) области использования результата решения;
- нестандартная структура, т.е. неопределённость некоторых компонентов заданий;
- избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия;
- многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы»;
- многообразие типов вопросов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развёрнутым свободным ответом.
При составлении практико-ориентированных заданий я использую следующую структуру:
- Название задания.
- Личностно-значимый познавательный вопрос профессионально-ролевой сюжет, фабула.
- Информация, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее).
- Задания на работу с информацией.
Все практико-ориентированные задания составляю по следующим правилам:
- соответствовать программе определенного предмета
- обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством
- понятия, термины должны быть доступными для обучающихся, содержание и требование задания должны быть реальны.
- решаться именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни.
- доступным для обучающимся с учетом их возрастных и психологических особенностей.
- иметь открытую цепочку последовательных вопросов.
Уважаемые педагоги, я предлагаю Вам:
«Семь шагов» конструирования практико-ориентированного задания
ШАГ 1. Изучив квалификационную характеристику, продумать связь предмета и данной профессии, выбрать тему/темы урока, на котором будет это задание, прояснить для себя его цель и компетентности.
ШАГ 2. Наметить уровень сложности заданий и, в соответствии с этим, определить основной вопрос/вопросы задания.
ШАГ 3. Подобрать источники информации в разных формах: рисунки, графики, таблицы данных, мини тексты, диаграммы и т п.
ШАГ 4. Сформулировать само задание.
ШАГ 5. Определить и указать форму ответа на вопрос задания.
ШАГ 6. Продумать форму, методы и критерии оценивания результатов.
ШАГ 7. Дать заданию название, привлекающее внимание.
Привожу пример использования материалов из учебников для разработки практико-ориентированных заданий
Предмет | Задание в учебнике | Практико-ориентированное задание |
Спец технология | Назовите правильную организацию рабочего места | Представьте, что Вы открываете швейный цех, как Вы организуете рабочее место для швеи? |
Спец технология | Перечислите бельевые швы | Вы-швея, выполняете пошив постельного белья. Какие швы будете использовать при пошиве наволочки? |
Спец технология | Назовите ТУ для подбора отделочных материалов | Вы-швея. Вам необходимо подобрать тесьму для отделки поясного изделия, какими требованиями Вы будете руководствоваться? |
Конструирование | Какая формула расчета ткани | Вы собираетесь купить материал на брюки. Рассчитайте количество ткани на брюки согласно своим меркам? |
Материаловедение | Назовите последовательность выполнения ремонта одежды | Представьте, Вы работаете в ателье и принимаете на ремонт верхнюю одежду, в которой износилась подкладочная ткань. В какой последовательности Вы выполните ремонт? |
Оборудование | Назовите правильную заправку нити | Вы-швея. При выполнении шва вы обратили внимание на дефект строчки. Вам надо…. |
Охрана труда | Назовите правила техники безопасности | Вы-швея. При осмотре швейной машины обнаружили нарушение целостности электрического провода. Ваши действия? |
Право | Назовите основную документацию при трудоустройстве | Вы пришли устраиваться в швейный цех. Какие документы Вы должны взять для трудоустройства? |
Экономика | Какая формула расчета производительности | Представьте, что вы работаете бригадиром на швейном участке. Как Вы рассчитаете производительность труда работников? |
Для примера ШАБЛОННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ДЛЯ ФАБУЛЫ
по профессии «швея»:
- Вы-швея. Вам необходимо
- Представьте себе, что вы- швея. Вам надо....
- Помогите швее сделать....
- В обязанности швеи входит... Окажите помощь швее в подсчете количества ткани на изделие, используя...
5. Швея – это работник, изготавливающий швейные изделия.
В качестве швеи вы должны...
Особенности конструирования практико-ориентированных заданий
профориентационной направленности
Профориентационная составляющая в подобных заданиях выражается в моделировании профессиональной деятельности во многих ее формах и вариантах
Главные особенности
- в формулировании фабулы задания, направленной на ассоциацию себя с представителем той или иной профессии;
- использовании реальных профессиональных ситуаций и моделировании условий профессиональной деятельности;
- информационный блок задания также должен включать реальные, использующиеся представителями той или иной профессии данные;
- форма ответа на вопрос задания также может быть приближена к получаемому продукту в ходе трудовой деятельности на практике.
Итак, можно сделать вывод, что основа практико-ориентированного обучения - деятельностный подход, обучение с целью формирования умений, актуальных в разных областях социальной и профессиональной практики, и понимания возможностей использования этих умений. А так же, использование практико-ориентированного обучения:
- активизирует интерес к предмету и, следовательно, способствует повышению качества знаний, расширению кругозора;
- преображает обучающегося из объекта образовательного процесса в активного субъекта, что закрепляет и совершенствует полученные знания, навыки и умения;
- показывает практическое значение и актуальность получаемых знаний в жизни;
- при использовании заданий, связанных с профессиями, способствует профориентационной работе.
Используемая литература.
- Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся.
- Гамивка Е.М. Практико-ориентированные задачи.
- Дубова М.В. Практико-ориентированная составляющая в проектировании компетентностных задач.
- Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико- ориентированному обучению.
- Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико - ориентированного обучения учащихся.
- Козак Т.И. Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ ПМ 04.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов МДК 04.02. Реконструкция зданий Раздел 2. Проведение мероприятий по оценке технического сост
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовой и углубленной подготовки).Те...
Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина ОП. 05 Материаловедение ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина ОП. 05 Материаловедение ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ...
Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305) Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности
Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305) Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение прогр...
Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине "Русский язык"
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Русский язык" разработаны на основе Федерального образовательного стандарта и дествующей рабочей программы по специальностям средне...
Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.03 Материаловедение
Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.03 Материаловедение.Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса, обучающихся по профе...
Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по МДК 03.02 Организация транспортировки, приема хранения и отпуска нефтепродуктов
Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по МДК 03.02 Организация транспортировки, приема хранения и отпуска нефтепродуктов.Учебно-методическое пособие предназначенодля ст...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических и лабораторных работ ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация
Методические указания по выполнению практических работ составлены на основании рабочей программы по дисциплине ОП.03. «Метрология, стандартизация и сертификация» и предназначены для обучаю...