Междисциплинарный подход на уроках английского языка при реализации федерального проекта "Профессионалитет"
статья

Иванова Анна Юрьевна
Статья о применении междисциплинарного подхода на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 8 (81)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»

Иванова Анна Юрьевна, Терентьева Регина Владимировна

преподаватели иностранного языка ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж им.Н.Т. Козлова», Коломна, Россия, mo_kolagrokoll@mosreg.ru

      Аннотация: Внедрение федерального проекта «Профессионалитет» характеризуется большей вовлеченностью студентов во взаимодействие с работодателем и интенсификацией учебного процесса. Междисциплинарный подход  позволяет студентам получить не только  знания и навыки в области английского языка, но и применить их на практике в своей профессиональной деятельности.

     Ключевые слова: федеральный проект, инновационные технологии, междисциплинарный подход, работодатель, практические занятия

INTERDISCIPLINARY APPROACH IN ENGLISH LESSONS IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT «PROFESSIONALISM”

 Anna Yurievna Ivanova, Regina Vladimirovna Terentyeva

Foreign language teachers Kolomna Agriculturе College named after N.T. Kozlov, Kolomna, Russia, mo_kolagrokoll@mosreg.ru

    Abstract: The implementation of the federal project “Professionalism” is characterized by greater involvement  of students with the employer and intensification of the educational process. The interdisciplinary approach allows students to gain not only knowledge and skills in the field of English, but also to apply them in practice in their professional activities.

    Keywords: federal project, innovative technologies, an interdisciplinary approach, employer, practical exercises

        С 1 сентября 2022 года в системе среднего профессионального образования России реализуется федеральный проект «Профессионалитет». Профессионалитет как новый уровень  среднего профессионального образования характеризуется как большей вовлеченностью студентов во взаимодействие c работодателем, так и интенсификацией учебного процесса в целом. Благодаря Профессионалитету студенты имеют возможность стажироваться и трудоустраиваться в ведущих отраслевых компаниях страны.

       Для дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» это означает включение  профессионально ориентированных тем и ситуаций общения, отбор значимых для специальности дидактических единиц, исключение лишнего, избыточного или повторяющегося материала и синхронизацию запросов рынка труда к конкретному работнику и результатов освоения дисциплины[5,с.12]

       В связи с этим вопрос о применении инновационных технологий в организациях среднего профессионального образования становится наиболее актуальным. В эпоху динамичной информатизации современного общества все его сферы требуют определенных модификаций, в особенности система образования. Речь идет не только о современных технических средствах обучения, но и о  формах, методах преподавания, поиске новых подходов к процессу обучения.

Иностранный язык в СПО изучается как обязательный предмет в течение всего курса обучения. Базисный план СПО предусматривает освоение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций.  Обучение английскому языку необходимо связать с будущей специальностью обучающихся. Поэтому профессиональная направленность обучения является ведущим методическим принципом, который необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе. ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж имени Н.Т. Козлова»  реализует проект «Профессионалитет» с 2023 года и готовит обучающихся  по профессиям «Повар, кондитер», «Мастер сельскохозяйственного производства». Также колледж обучает разным специальностям: «Сетевое и системное администрирование», «Технология продуктов питания из растительного сырья», «Ветеринария», «Туризм и гостеприимство» и др. Предметное содержание по каждой  профессии  и специальности имеет свои особенности. Первостепенная задача современного преподавателя состоит в создании условий практического овладения языком для каждого студента, в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность и творчество.

Основной целью обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способность и готовность студентов общаться с носителями языка в устной и письменной формах. Эту цель можно достичь, если предоставить возможность устной практики речи с учетом индивидуальных возможностей и способностей каждого студента при правильном выборе образовательной технологии и подхода. Связать общей нитью многочисленные учебные предметы позволяет именно междисциплинарный подход.

          В междисциплинарном подходе интеграция английского языка в профессиональную сферу позволяет студентам приобретать не только общие, но  и специфические знания и умения, необходимые  для работы в определенной профессиональной области. Такой подход позволяет студентам не только улучшить свой уровень владения языком, но и сразу  применять полученные знания на практике [1,с.25]. Использование материально-технической базы оборудования мастерских колледжа при проведении практических занятий по английскому языку в СПО помогает студентам предметно и наглядно отработать лексический профессиональный материал с применением грамматических конструкций для получения успешной профессиональной коммуникации студентов в будущем [4,с.17]

Кроме того, в процессе обучения студентам предоставляется возможность практиковаться в профессиональных ситуациях на английском языке. Это может быть ролевая игра, бизнес- тренинги, а также общение с носителями языка, работающими в той же отрасли. Так, для студентов специальности «Ветеринария» организуются выездные практические занятия в «Экодеревушку», где им предоставляются задания на английском языке для решения ветеринарных вопросов. Таким образом, у каждого студента есть возможность в применении практических навыков на английском языке. Студенты специальности «Туризм и гостеприимство»  в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной коммуникации для службы бронирования и продаж» регулярно посещают отель «40-й Меридиан Яхт- клуб», где проводятся практические занятия на английском языке. Обучающимся предоставляется возможность попробовать себя в качестве администраторов службы приема и размещения. Студенты актуализируют знания ключевых терминов, выполняют лексические задания, а затем с помощью ролевой игры отрабатывают речевые продуктивные навыки в рабочей обстановке. В завершение будущие специалисты по гостеприимству имеют возможность обсудить  проблемы, возникающие при заселении, а также создать положительное первое впечатление, что в дальнейшем очень важно для становления их как специалистов.

Подобные занятия помогают студентам привыкнуть к использованию английского языка в рабочей среде и повысить свою уверенность в профессиональном общении. Студенты специальности «Повар, кондитер» на практических занятиях по английскому языку принимают участие в мастер- классах по приготовлению пиццы в ресторане «Додопицца»! Здесь обучающиеся не только приобретают новые знания и навыки, но и демонстрируют творческий подход. Наши студенты с огромным увлечением изучают тонкости приготовления теста, выбор ингредиентов и секреты создания самых вкусных сочетаний в пицце.

Сотрудники ресторана с радостью делятся своими знаниями и опытом, помогая каждому будущему повару освоить новые навыки. Одновременно ребята совместно с преподавателями английского языка проговаривают каждый этап на английском языке, в итоге каждый студент, освоив практический навык, может рассказать о процессе приготовления, применяемом оборудовании и своем впечатлении на английском языке.

Одним из основных принципов внедрения профессиональной направленности при обучении английскому языку является  также индивидуальный подход к каждому студенту. Преподаватели должны учитывать специфику профессиональной деятельности студентов и подстраивать учебный процесс под их потребности и интересы. Такой подход позволяет студентам быстрее и эффективнее усваивать материал.

Таким образом, внедрение профессиональной направленности при обучении английскому языку в рамках федерального проекта «Профессионалитет» является важным шагом на пути к повышению качества образования и подготовки кадров для современного рынка труда. И междисциплинарный подход позволяет студентам получить не только знания и навыки в области английского языка, но и применить их на практике в своей профессиональной деятельности.

Список использованных источников

  1. Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука- инновация-общество, М.,: Книжный дом «Либроком», 2011. 284с.
  2. Есенков Ю.В. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в условиях внедрения ФГОС СПО нового поколения, Ульяновск, УИПКПРО, 2019.
  3. Иноземцева К.М., Купченко А.К. Интегративность и междисциплинарность как основа преподавания иностранного языка в профессиональных целях.//журнал «Иностранные языки в школе» 2013.
  4. Карпова Т.А. «Английский язык для колледжей», КНОРУС, Москва, 2019.
  5. Рожкова Ф.М. «Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессионально- техническом колледже», ИЯ, №3, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс использования ИКТ на уроке английского языка на тему " HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE " в рамках ФГОС и реализации проекта президента Дагестана Р.Г.Абдулатипова "Англоязычный Дагестан"

Мастер - класс проведения урока английского языка с использованием ИКТ в 8 классе согласно требованиям ФГОС и в рамках реализации проекта «Англоязычный  Дагестан»      ...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

«Метапредметный подход к проектированию урока английского языка. Реализация требований ФГОС».

В этой статье учитель делится опытом проектирования урока с использованием ресурсов Интернета, учебного пособия "Метапредметный портфель" в целях внедрения метапредметного подхода к обучению...

Культурно-социальный подход на уроках английского языка

В данной статье рассматривается использование культурно-социального подхода на уроках английского языка в СПб ГБПОУ колледжа «Водных ресурсов» для формирования отвечающего современным требованиям спе...

Статья- Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку.

Современное обучение  выбирает новые технологии развития, среди которых особое место занимает интеграция предметов. Интеграция – это философское понятие, означающее связность и взаимодейств...

Теория и практика дифференцированного подхода на уроках английского языка в системе СПО

Статья об особенностях теории и практики дифферинцированного подхода в обучении...