«Метапредметный подход к проектированию урока английского языка. Реализация требований ФГОС».
статья

Уварова Елена Викторовна

В этой статье учитель делится опытом проектирования урока с использованием ресурсов Интернета, учебного пособия "Метапредметный портфель" в целях внедрения метапредметного подхода к обучению английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_podhod_k_proektirovaniyu_uroka.docx11.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Метапредметный подход к проектированию урока английского языка. Реализация требований ФГОС».

Метапредметное, т.е. надпредметное содержание образования развивает ключевые компетенции:

  • Ценностно- смысловая компетенция
  • Общекультурная компетенция
  • Учебно-познавательная компетенция
  • Информационная компетенция
  • Коммуникативная компетенция
  • Социально- трудовая компетенция.
  • Компетенция личностного совершенствования

Практикуемое на данной основе образование должно обеспечивать не только ризрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Таким образом, под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

  • Формирование ценностно- смысловой компетенции – важное условие становления личности, уяснение общечеловеческих принципов . Учащиеся овладевают ей, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. Например, на уроках по темам «Настоящий друг. Какой он?», «Телевидение (Интернет) в нашей жизни» (задание: Вырази свою точку зрения по проблеме «Насилие на ТВ»).
  • Общекультурная компетенция  формируется, когда учащиеся приобщаются к диалогу культур. Например, задание по теме «Праздники»:

- Прочти (прослушай) интервью у разных людей об их отношении к празднику «Хэлоуин». Каково твоё отношение к празднованию его в нашей стране?

При изучении обычаев приёма пищи задание:

- Посмотри видео об уличной еде в Англии и о семейном обеде дома. Сравни и сделай сообщения:

 - Отношение к дктям во время семейных трапез

- отношение детей к этим обедам

- Что лучше – обед дома, за общим столом или «на ходу» - на улице.

- Каковы ваши семейные традиции? Заказываете ли вы еду «на вынос»?

В 6 классе мы проводили праздник поэзии. Где читали стихи Р. Бёрнса, сонеты У. Шекспира, исполняли их как песни,  инсценировали сцены из жизни поэтов, готовили костюмы. В течение 3х лет я преподавала элективный курс для 9 класса «Страноведение. История Великобритании». Он помогает углублять знание обычаев и традиций, формирует умение анализировать исторические факты, сопоставлять исторические моменты Великобритании и России. В рамках курса ученики готовили инсценировки английских анекдотов, устраивали Кулинарное Шоу, демонстрируя английские блюда собственного изготовления.

  • Учебно - познавательный компонент. Момент совместного целеполагания присутствует на каждом уроке. Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность: - В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания? - Какими способами я буду достигать цели? – Какие средства мне для этого понадобятся?

Например, в начале изучения темы «Профессии» ученики понимают, что у них будет возможность обсудить психологические предпосылки выбора профессии, изучить перечень необходимых качеств для той или иной профессии, научиться писать резюме.

Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий. У ученика должна быть развита самооценка.  Перед выполнением задания и после него младшие школьники ставят на полях в тетради знаки !, +, -  

Так же оценивают работы одноклассника. Затем работы оцениваются учителем, и результаты всех 3х оценок обсуждаются с учениками.

На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Быструю оценку усвоенных знаний помогают мне и учащимся получить презентации со встроенными в них тестами. Очень удобна для этой цели программа “iSpringSuit8”. Детям удобно контролировать и корректировать свои знания с помощью игр, которые я сама разрабатываю по шаблонам сайта www HYPERLINK "http://www.learningapps.com/". HYPERLINK "http://www.learningapps.com/"LearningApps HYPERLINK "http://www.learningapps.com/". HYPERLINK "http://www.learningapps.com/"com. Ученики могут использовать их не только на уроке, но и дома, используя мой курс «English for fun” в GoogleClass, мой сайт «Увлекательный английский» и блог www. learnenglish356.blogspot.com.

Позитивно способствуют развитию самооценки разноуровневые задания, дифференцированные по уровню сложности: общекультурный уровень, прикладной уровень, творческий уровень.Например, на практике применяется следующая система работы с лексикой по теме «По пути в школу»:

1й уровень. Знание значения словарных слов, правильное их произношение и написание. Задание 1. Расшифровать слова, дать их перевод. Задание 2. Разбей слова на 2 группы. Объясни, по какому принципу. Задание 3.  Выбери клише, относящиеся к группе.

2й уровень. Умение узнавать слова в контексте с тем значением, который придают им соседствующие слова (блоки слов). Понимать значение контекста. Задание 1. Посмотри на карту и выполни инструкции. Напиши, где ты будешь находиться после прохождения маршрута. Задание 2. Проследи маршрут в соответствии с картой и вставь пропущенные слова. Задание 3. Восстанови диалог на тему «Спроси дорогу».

3й уровень.  Умение самостоятельно употреблять словарные слова в необходимых ситуациях с нужным смысловым оттенком, диктуемым условиями общения.

Задание 1.  Опиши маршрут продвижения по городу от музея до спортивного центра. Задание 2. Вы находитесь на Трафальгарской площади. Расспросите у полисмена, как вам добраться до Колеса Обозрения «Лондонский Глаз».  Навыки систематизации, анализа, умения отделять главное от второстепенного формируются с помощью составления опорных схем и конспектов. Таблиц – алгоритмов. Так, на своих уроках я учу детей составлять или использовать готовые опоры- схемы для пересказа текста.

  • Информационная компетенция.  При выполнении какого- либо задания проекта ученики обращаются к дополнительной информации. Так, при работе над проектом «Прекрасная Шотландия», ученики 6 класса использовали материалы сайта www HYPERLINK "http://www.questgarden.com/". HYPERLINK "http://www.questgarden.com/"QuestGarden HYPERLINK "http://www.questgarden.com/". HYPERLINK "http://www.questgarden.com/"com. Это удобно, т.к. экономит личное время ребёнка, и материал подобран соответствующего уровня.
  • Коммуникативная компетенция предполагает обучение детей монологам «Расскажи о себе», «Поделись своими мыслями на тему…» и т.п. Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам: «За столом»( гость- хозяин), «В магазине» (продавец- покупатель), «На улицах города» ( местный житель – приезжий). Я встраиваю диалоги с заданиями выбрать правильную реплику в презентации программы “iSpringSuit8”. Причём, озвучивают их сами учащиеся. Учимся также заполнять анкету, писать резюме. Задание: - Ты собираешься устроиться на работу. Как ты думаешь, что твоему работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к кому обращаться. Старшеклассники пишут деловое письмо.
  • Социально- трудовая компетенция означает владение различными социальными ролями. Основной способ – ролевая игра:

 - Узнай у прохожего, который час.

 - Твой друг собирается пройти собеседование с работодателем. Он нервничает. Обсуди с ним эту проблему, дай советы.

Ученики не просто практикуются в употреблении лексики  и грамматики, но и готовят себя к жизни в обществе с его законами и правилами.

  • Компетенция личностного совершенствования. В развитии личности ученика, его нравственных качеств, стремлении к самопознанию большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.  Обсуждая темы «Субкультуры», «Проблемы молодёжи», «Экология природы и человека», ученики имеют возможность «пропустить через себя» информацию о наркотиках, курении, алкоголе, загрязнении пространства агрессивными мыслями и словами, задуматься об отношениях в семье.

Учебное пособие для начальной школы «Метапредметный Портфель»

поможет закрепить навыки информативного чтения, справляться с основными логическими операциями, работать с таблицами и схемами, выполнять действия по инструкции и плану. Есть творческие  задания на развитие умений рефлексии и самооценки. В Карте книги для 4 класса указаны метапредметные результаты, достигаемые в каждом задании:  

Метапредметные результаты соответственно ФГОС НОО

Задания

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления

Работа с инструкцией, выполнение действия по плану

Проблемы творческого и поискового характера

Создание рисунка «Что я вижу за окном»

Умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия

Планирование зарисовки «Что я вижу за окном»,

Выполнение заданий по плану и самопроверка, планирование необычной истории

Познавательная и личностная рефлексия

Выполнение творческого задания на обобщение темы «Погода».

Изображение плана дома своей мечты,

Составление календаря праздников,

Составление необычной истории,

 Составление пазла

Соблюдение норм информационной избирательности, этики, этикета

Общение с другом по переписке посредством писем и открыток

Навыки смыслового чтения, осознанно строить речевое высказывание. Составлять тексты в устной и письменной форме

Работа с текстом

Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, причинно- следственных связей. Построение рассуждений

Анализ письма, сравнение погоды в Британии и России, соотнесение разных занятий с погодой в разные дни, ранжирование предметов по количеству, классификация слов по группам,

 Сравнение двух текстов,

Выполнение задания на сравнение, выделение абзацев и подбор к ним заголовков,

Анализ и синтез данных, установление причинно- следственных связей

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления

Работа с инструкцией, выполнение действий по плану

Умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия

Планирование дома/квартиры своей мечты,

Выполнение заданий по плану, самопроверка, планирование пазла

Освоение  ИКТ-компентентности в рамках предмета содействует  формированию метапредметной  ИКТ-компетентности , играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование  общих, метапредметных  навыков поиска информации   происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных  предметных контекстах и средах. Обращение с устройствами ИКТ, как с  электроустройствами, передающими информацию по  проводам  и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с  человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию  между людьми:

  • понимание основных принципов  работы устройств ИКТ;
  • подключение  устройств ИКТ к электрической сети,  использование аккумуляторов; • включение и выключение устройств ИКТ.  Вход в операционную систему;

•  базовые действия с экранными х объектами;

  • соединение устройств  ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
  • информационное подключение к локальной сети и  глобальной сети Интернет;
  • Размещение  информационного объекта (сообщения) в информационной среде
  • вывод информации  на бумагу и в трехмерную  материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;
  • соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие создание специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим  экраном.

Все эти умения учитываются и совершенствуются на отдельных уроках английского языка и при выполнении домашних заданий (подготовка презентации, поиск информации в Интернете, использование дистанционного метода обучения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

Мастер-класс использования ИКТ на уроке английского языка на тему " HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE " в рамках ФГОС и реализации проекта президента Дагестана Р.Г.Абдулатипова "Англоязычный Дагестан"

Мастер - класс проведения урока английского языка с использованием ИКТ в 8 классе согласно требованиям ФГОС и в рамках реализации проекта «Англоязычный  Дагестан»      ...

статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "

  Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на раз...

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованием ФГОС

      Одним  из  важнейших  принципов  эффективного  урока  на  современном  этапе  является принцип личностного целеполагания ученик...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС, статья...

«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка» Доклад на методическом объединении гуманитарного цикла

Выступление на ШМО филологического цикла.    Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс план...

Метапредметный подход к проектированию уроков литературы

Данная статья в очередной раз подтверждает, что урок литературы будет эффективен лишь в том случае когда на нем осуществляются метапредметные связи....