Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"
материал на тему
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Следует отметить, что стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода и вычленение ключевых компетенций как результата образования.
Одна из задач среднего (общего) образования определяется как подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетенции личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализации в обществе. Прежде всего, в школе осуществляется обучение способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому коммуникативная компетенция - это одна из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако, целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия (Н.Д.Гальскова).
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования Меленковский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Н.П. Каманина» г.Меленки
Тема опыта
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА».
Власова Мария Васильевна
учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Н.П. Каманина» г. Меленки
г. Меленки
2014 год
Содержание
Условия возникновения опыта ……………..3
Актуальность опыта………………………....5
Ведущая педагогическая идея………………6
Теоретическая база опыта ……………….….7
Новизна ………………………………….…..8
Технология опыта…………………………....8
Результативность…………………………...22
Диапазон опыта…………………………… 30
Адресная направленность………………... 30
Литература………………………………….31
Список приложений……………………….32
Условия возникновения опыта.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Следует отметить, что стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода и вычленение ключевых компетенций как результата образования.
Одна из задач среднего (общего) образования определяется как подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетенции личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализации в обществе. Прежде всего, в школе осуществляется обучение способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому коммуникативная компетенция - это одна из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако, целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия (Н.Д.Гальскова).
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Проведенная диагностика по оценке коммуникативной компетенции учащихся позволила выявить недостаточно высокий уровень развития речевой и языковой компетенций, которые являются основными составляющими коммуникативной компетенции.
Таким образом, одной из проблем, требующих разрешения, является проблема развития коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы.
Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию следует выделить следующие: технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова, игровые технологии (С.А.Шмаков, М.Ф.Стронин, Т.В.Пукина), проблемное обучение (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Сафонова), информационно-коммуникационные технологии (Е.П.Велихов, Б.С.Гершунский, Е.С.Полат) и др. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов (Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик, Е.С.Полат), который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач.
Вот почему метод проектов очень эффективен на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Становление опыта по проблеме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода» происходило в рамках опытно-экспериментальной работы педагогов школы по проблеме «Самосовершенствование личности на основе интерактивных технологий».
В рамках опытно-экспериментальной работы происходило:
- изучение индивидуальных особенностей и интеллектуальных способностей учеников;
- выбор ряда методических приемов и технологий, которые могут помочь сформировать процессы «само»;
- изучение методической литературы;
- составление плана действий;
- представление результатов исследования.
Показателем сформированности компетенций являются следующие качества личности:
- духовность, гуманистическая направленность, толерантность;
- мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;
- коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
- креативность, созидательность и конструктивность мышления.
Тема данного педагогического опыта является логически обусловленной с точки зрения тех основных педагогических задач, над которыми работал и работает коллектив школы:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
- обеспечение педагогической поддержки, оказание помощи ребенку в самореализации, развитии всего лучшего, что в нем заложено природой и семьей, нейтрализация негативных качеств.
Поиск эффективных в данном отношении педагогических технологий обучения иностранному языку привел к популярному сегодня методу проектов.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.
Актуальность опыта
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (образовательный стандарт второго поколения) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года.
В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности, что предполагает масштабные структурные, институционные, организационно-экономические изменения, которые касаются и содержания образования. Значительное обновление содержания образования направлено на то, чтобы привести его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в целом. Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования. В процессе подготовки педагогов к работе по новым стандартам сложилась непростая ситуация. В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода на уроках реализуется метод проектов. Образовательный (учебный) проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Опыт по развитию коммуникативной компетенции актуален, так как помогает выполнить социальный заказ государства и решить задачи, поставленные перед педагогами в школе.
В редакции «Закона об образовании» предусматриваются следующие требования: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.
В Концепции модернизации российского образования обозначены цели обучения иностранным языкам как развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
Коммуникативная компетенция - это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. (Зимняя И.А., Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами. Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно преобразовать уроки английского языка в дискуссионное, исследовательское занятие, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, естественно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Положительным моментом является тот факт, что ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, современным интернет-источникам), анализируют, сравнивают, отбирая самое важное и занимательное. В основе проекта лежит конкретная проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. Учитель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено. В центре внимания должна быть мысль, а язык должен выступать в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Таким образом, проектная деятельность – один из способов достижения социального заказа, который помогает нивелировать основные противоречия учебного процесса между:
- ориентированностью нового содержания образования и традиционными формами и методами;
- большим объемом информации и необходимостью быстрого его усвоения;
- стремлением к повышению уровня обученности и неоднородностью классного коллектива по уровню обучаемости.
- недостаточно высоким уровнем владения иностранным языком и возрастающими требованиями к результатам обучения, предполагающими умение учащихся строить своё коммуникативное поведение; Метод проектов является интегрирующим, включающим в себя мультимедийные технологии, ролевые игры, обучение в сотрудничестве.
Ведущая педагогическая идея:
Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода.
Теоретическая база опыта
В основе данного опыта:
1. Научные труды по проблемному обучению Дж. Дьюи, И.Я Лернера, М.И. Махмутова, А.В.Хуторского;
2. Исследования по проектной методике Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, И.Ю.Соловьева.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (образовательный стандарт второго поколения) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года.
«Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»
(Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000, с. 67).
Проблемное обучение обеспечивает возможность творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.
Основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания реальной проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога.
Одним из оптимальных путей достижения поставленных целей является внедрение в учебный процесс метода проектов, который подразумевает учение через открытия, через решение проблемных ситуаций.
Анализ основных методологических и теоретических подходов к исследованию возможных способов применения метода проектов как эффективного средства формирования коммуникативной компетенции показал, что метод проектов в процессе изучения иностранного языка позволяет интегрировать различные виды иноязычного речевого общения для решения определенных информационных, исследовательских, проблемных задач.
Проектная деятельность ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, дает возможность переместить акцент с лингвистического компонента на содержательный и сосредоточить их внимание не на языке, а на проблеме, способствуя осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка, включая процесс освоения иностранного языка в продуктивную творческую деятельность. Учебный процесс при этом строится не с точки зрения приоритетов учебного материала, а с точки зрения развития личности ученика, исходя из ее интересов, способностей, возможностей.
Следовательно, это позволяет сместить акцент с усвоения учащимися определенного набора умений и навыков, когда обучение идет за счет эксплуатации памяти, на самостоятельное добывание их путем включения школьников в процесс поиска решения проблемы.
На основе изученной литературы по данному вопросу можно сделать вывод о том, что метод проектов является высшим уровнем реализации технологии проблемного обучения.
Новизна.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик,
моделировании уроков, интегрирование интернет-ресурсов в учебный процесс, разработке проектов совместно с учащимися, учащиеся вовлечены в учебно-познавательную деятельность на сайтах для школьников.
Технология опыта.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование коммуникативной компетенции учащихся на с использованием метода проектов будет обеспечено, если:
- будет сформирована устойчивая мотивация к процессу совместной исследовательской, поисковой, творческой деятельности учащихся в группах сотрудничества для выполнения проектов;
- отобранные проблемы для проектной деятельности будут соответствовать программе обучения иностранному языку и интересам учащихся этого возраста, с одной стороны, а с другой, языковые средства для их обсуждения будут доступны по сложности;
- учащиеся овладеют интеллектуальными умениями, необходимыми и достаточными для проектной деятельности на иностранном языке
Цель работы: создавать условия для развития коммуникативной компетенции.
Предмет исследования:
Проектный метод как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции.
Объект исследования:
образовательный процесс на учебных занятиях по английскому языку на младшей и средней ступенях.
Задачи исследования:
- Обобщить основные методологические и теоретические подходы к исследованию применения метода проектов как эффективного средства формирования коммуникативной иноязычной компетенции.
- Определить последовательность познавательных действий учащихся при подготовке и проведении проектной деятельности.
- Выявить условия применения метода проектов для формирования устойчивой мотивации, развития познавательных интересов учащихся, способностей само - и взаимооценки (рефлексии).
- Разработать критерии внешней оценки эффективности проектной деятельности для формирования коммуникативной иноязычной компетенции учащихся.
- Проверить эффективность данного метода в ходе опытного обучения.
Для решения задач используются следующие методы исследования:
-теоретические: изучение лингвистической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников;
-методы педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование);
- методы математической статистики при обработке данных.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, игровые, здоровьесберегающие технологии, новые информационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности. Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов формирует:
- у учащихся коммуникативные навыки,
- культуру общения,
- умения кратко и доступно формулировать мысли,
- терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
- развивать умение добывать информацию из разных источников,
- обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий,
- создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К интеллектуальным умениям можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов - суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Конечно, наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время в школах, гимназиях, работающих по второй - четвертой моделям обучения. Но он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработке проблеме, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема организации спортивных мероприятий, много других);
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола",творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Этапы разработки и проведения проекта (его структуры):
1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
3. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах ( в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
6. Выдвижение новых проблем.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.. Многое зависит от выбранного типа проекта: его структура, избираемые методы, источники информации, оформление результатов, т.е. форма защиты проекта.
Типология проектов.
Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признаками:
1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированная, пр.
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.
5.Количество участников проекта.
6.Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
- исследовательские
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.
- творческие
Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.0 она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре, пр.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.
- ролево-игровые
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;
- информационные проекты
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
Цель проекта - предмет информационного поиска - источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.) - способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео, пр.) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.)
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
- практико-ориентированные
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников ( документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
По второму признаку - предметно-содержательной области - можно выделить
монопроекты
Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранного языка - темы, связанные со страноведческой тематикой, социальной проблематикой, исторической пр.). Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания, т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам, с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам ( роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся);
межпредметный проект
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: “Единое речевое пространство”, “Культура общения “, “Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XX веков”, "На рубеже веков", пр.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру координации проекты могут быть :
- с открытой, явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.);
- со скрытой координацией ( это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам )
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял "экспедиции" участников проекта в разные регионы планеты и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от времени "провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.
Что касается характера контактов, то проекты могут быть:
- внутришкольные или региональными (т.е. в пределах одной страны);
Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).
- международными (участники проекта являются представителями разных стран)
Эти проекты представляют исключительный интерес, о чем подробнее будет рассказано ниже, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
- личностные ( между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах) ;
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами участников).
В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран, т.д.). Роль педагога - координатора в этом случае особенно велика.
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).
Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные;
- средней продолжительности (один - два месяца);
- долгосрочные (до года).
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Координация проекта.
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация - хорошо подготовленная. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательнейшим образом продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предлагаемой им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько таких возможных проблем, которые могут попасть в поле зрения учащихся, либо к которым учитель будет их вести наводящими вопросами, ситуациями, пр. Учитель должен четко прописать учебные задачи для учащихся (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать у школьников), подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео, пр., в том числе и из электронных источников), который он предложит учащимся или к которому он порекомендует обратиться, например, в сетях, на компакт-дисках. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Другими словами, желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Предлагаемая ниже схема показывает, каким образом осуществляется учителем отбор содержания: Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания эффективности деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности само и взаимоконтроля. На уроки защиты проектов можно пригласить других учителей иностранного языка, которые могут выступить в качестве экспертов. Характер внешней оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты ( его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения вплоть до самого обычного: "Все правильно. Продолжайте." или " Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите." В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя придти на помощь, если такая помощь потребуется ( но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные внешние независимые эксперты (учителя, ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично в случае необходимости, приходя на помощь ребятам. Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения иностранным языкам, то, разумеется, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая "мозговые атаки",пр. Излишне говорить о том, что прежде, чем советовать ребятам обратиться к той или иной базе данных в Интернет, учитель сам должен быть осведомлен о содержании этой информации и ее языковых средствах. Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции. Можно запросить мнение по какому-то вопросу у большого числа пользователей в разных странах в режиме IRC (Chat technologies).
Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные метода, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности.
Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке. Именно поэтому мы говорим о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия. Надо сказать, что диалог культур здесь происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими письмами. Международные проекты проводятся по общей схеме, описанной выше, в зависимости от типа проекта. Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерных телекоммуникаций. Далеко не любые проекты могут соответствовать характеру телекоммуникационных международных проектов. Важно, чтобы выдвигаемая для такого проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта. Не менее важно, чтобы российские участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте. Так, в младших классах (дети 8-9 лет) могут совместно составлять интересные рассказы, решая какую-то незначительную, но важную для них проблему (например, положение среднего ребенка в семье, где есть 3-4 детей, фантастические или реалистические рассказы о животных - проблема добра). При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме. Если этого не происходит, если, например, школьников привлекают к участию в международном проекте по проблеме, касающейся других областей знания, то такие проекты содержательно могут выполняться на уроках по другим учебным предметам, а оформляться в языковом отношении во внеурочное время и не всем классом, а отдельными группами учащихся или даже отдельными учениками. В любом случае все международные проекты "работают" на овладение иностранным языком, на знакомство с культурой страны изучаемого языка. (авторы курса: Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Горбунькова Т.Ф. )
Этапы работы над проектом:
Этап | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.Начинание или целеполагание, подготовка. |
|
|
2.Планирование.
|
|
|
3.Принятие решения |
|
|
4.Выполнение. |
|
|
5.Оценка результатов. |
|
|
6.Защита проекта |
|
|
При организации проектной деятельности на уроках английского языка в старших классах целесообразно руководствоваться принципами и рекомендациями программы Intel, которая направлена на расширение применения передовых технологий в учебном процессе.
В основе этой программы положено понятие учебного проекта – организационной формы работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Работа над проектами по программе Интел предполагает исследовательский и творческий подход, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.
Опираясь на вышеизложенное, следует рассмотреть каждый этап работы над проектом, взяв за основу универсальную схему, подходящую для разработки любого типа проекта, описанную испанскими исследователями Рибе и Видал. Здесь же целесообразно привести комплекс рекомендаций, ориентированных на повышение уровня качества знаний и мотивации к обучению школьников. Разработка данных рекомендаций осуществлялась с учетом технических требований и педагогических условий, отобранных в ходе теоретического анализа, а также в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего школьного образования.
Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.
Начиная новую тему, необходимо нацеливать учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в своих будущих проектах.
Разработка учебного проекта начинается с планирования его содержания. Здесь учителю необходимо:
- Продумать тему проекта. Тема проекта может быть предложена и самими учениками. В старшем школьном возрасте учащиеся могут вполне самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что должно активно поощряться учителем и незаметно направляться им.
- Сформулировать основополагающий вопрос. Основополагающие вопросы самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучении. На этот вопрос нельзя ответить одним предложением.
- Сформулировать дидактические цели проекта.
- Сформулировать методические задачи.
- Написать краткую аннотацию, которая включает в себя: возраст участников проекта, учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.
- Продумать темы самостоятельных исследований для групп учащихся. Ученики могут и самостоятельно формулировать проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.
- Сформулировать вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопрос.
- Сформулировать вместе с учащимися гипотезу(ы) решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
- Продумать, какое программно-техническое обеспечение необходимо для проведения учебного проекта. Здесь же необходимо указать список веб-сайтов и литературы.
- Прописать этапы работы над проектом.
- Выбрать вместе с учащимися форму презентации проекта. Форма презентации может быть любая, например, информационный бюллетень, презентация в программе Power Point, доклад или представление веб-сайта.
На этом этапе учителю можно порекомендовать использовать следующий план:
Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения | |||
Тема учебного проекта | |||
Основополагающий вопрос | |||
Дидактические цели проекта | |||
Методические задачи проекта | |||
Краткая аннотация проекта | |||
Темы самостоятельных исследований для групп учащихся | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Вопросы учебной темы (проблемные) | |||
Гипотеза | |||
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта | |||
Интернет – ресурсы | |||
Материалы на печатной основе | |||
Этапы работы | |||
Планируемый результат | |||
Оформление результатов проекта |
Дальнейшая работа над проектом на этом этапе включает выбор учениками темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Им можно предложить следующий план работы:
Тема исследования | Цели и задачи исследования | Что я должен сделать для достижения этой цели? | С кем я это делаю? Кто за что отвечает? | Источники информации | Сроки исполнения |
При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранению.
Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта.
На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся на следующих этапах:
- предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
- практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии, занятия на местности, моделирование;
- исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, практические работы;
- распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;
- планирование и создание работ;
- демонстрация и защита работ.
Вместе с учителем продумывается творческое название проекта.
Основная работа над проектом базируется на самостоятельном исследовании. Роль учителя, в данном случае - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
Обучая других, обучаешься сам: понимая эту закономерность, ученик, изучив что-либо, стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта самостоятельное исследование школьников не может считаться завершенным.
Презентация проектов происходит на заключительных уроках по определенной теме с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов. В процессе работы каждая исследовательская группа под руководством учителя создает электронный проект, который может быть представлен в форме многостраничных публикаций в программах Word и Publisher. Графики, диаграммы и таблицы данных, полученные в ходе наблюдений, экспериментов, сбора и обработки статистической информации представляем в программе Excel, презентации в программе Power Point.
В итоге каждая группа представляет свою электронную работу на иностранном языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, является мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей. В ходе защиты школьники учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать застенчивость, излагать полученную информацию. Ребята сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, нужно защитить. Эта защита проводится в соответствии с определенной процедурой.
Остальные учащиеся являются «экспертами», оценивающими работу группы по критериям, предложенным учителем. Они задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и высказывают пожелания, используя иностранный язык как средство общения. Учитель сам может начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель – включить учащихся в обсуждение заданной темы. Конечно, здесь неприемлем авторитарный стиль разбора ошибок, негативные комментарии при аудитории. На данном уроке лучше хвалить, поощрять тех, кто хорошо потрудился и отметить, что проделана большая работа. Свое отношение к ошибкам учителю лучше выразить после презентации, проанализировав работу вместе с учеником.
Здесь полезным как для учителя, так и для учащихся может стать список речевых клише для
презентации и обсуждения проектов:
Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, доклад) должен оцениваться по определенным, разработанным учителем критериям. Трудно привести примеры всех критериев оценки, но любой творчески работающий учитель сможет найти информацию по данному вопросу в специализированной литературе и разработать свои собственные критерии. В качестве примера можно взять критерии общей оценки проведенного исследования, которые можно предложить ученикам для качественного выполнения работ по проекту. | |||||
Общая оценка качества проведенного исследования | |||||
Оценка Критерии | 5 (отлично) | 4 (хорошо) | 3 (удовл.) | 2 (слабо) | 1 (плохо) |
Тема, гипотеза, цель и задачи исследования четко сформулированы. Четко и поэтапно раскрыта деятельность по реализации задач. | |||||
Описаны методы исследования | |||||
Все выводы и заключения аргументированы, логичны, обоснованы, научны, соответствуют цели и задачам. | |||||
Все аргументы подтверждены ссылками на источники информации | |||||
Иллюстративный материал соответствует содержанию, дополняет информацию, привлекателен. Текст хорошо читаем. | |||||
Темп речи. Произношение. Отсутствие лексических и грамматических ошибок | |||||
Используются разнообразные источники: печатные издания, Интернет, опросы общественного мнения, мнения экспертов | |||||
Мультимедийные средства. Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогают восприятию наиболее сложных вопросов | |||||
Табличные и числовые данные для наглядности проиллюстрированы схемами, графиками, диаграммами | |||||
Оригинальность и логичность построения работы | |||||
Подготовленная презентация отражает все основные аспекты исследования | |||||
Общее впечатление об оформлении презентации | |||||
Организация применения проекта в школе. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении | |||||
Итоговая оценка |
После просмотра всех презентаций и обсуждения каждой из них проводится рейтинговое сравнение презентаций, определяются лучшие. Учителю необходимо обсудить с учениками их мнение о работе над проектом, трудности, возникшие при его выполнении, а также высказать пожелания на будущее.
Результативность.
Эффективность обучения определялась на основе анализа сформированных умений и навыков у одних и тех же учащихся по линии «сильный», «средний» и «слабый» в начале и конце экспериментального обучения. Кроме этого, проводились текущие срезы. Экспериментальное обучение заключалось в выполнении учащимися проектов на занятиях и во внеурочное время. Выполнение проектов было интегрировано в систему обучения иностранному языку на старшем этапе в соответствии с требованиями программы.
При разработке критериев для определения уровня сформированности ключевых компетенций учащихся я руководствовалась требованиями к уровню подготовки выпускников по английскому языку, представленными в Федеральном образовательном стандарте, а также рекомендациями С.С.Татарченковой, изложенными в авторском учебно-методическом пособии «Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность». Учитывая специфику метода проектов, наряду с коммуникативной компетенцией, я отслеживаю развитие умения работать с информацией и решать проблемные задачи. Мониторинг проводится 3 раза в год, который показывает повышение уровня коммуникативной компетенции у обучающихся при изучении английского языка.
Таблица 1. Критерии оценивания ключевых компетентностей
Ключевые компетенции и их показатели | Оценка | ||
0 | 1 | 2 | |
Отсутствует | Частично присутствует | Ярко выражена | |
Коммуникативная компетенция | |||
Овладение новыми языковыми средствами | |||
Устные монологические высказывания | |||
Устные диалогические высказывания | |||
Письменная презентация | |||
Овладение страноведческим материалом | |||
Умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств | |||
Информационная компетенция | |||
Навыки работы с информацией в учебном предмете | |||
Навыки работы с дополнительной информацией | |||
Навыки работы при использовании КТ, Интернет-ресурсов | |||
Решение проблемы | |||
Понимание ситуации проблемы | |||
Умение сформулировать проблему |
Таблица 2. Уровень развития коммуникативной компетенции (мах-2 балла)
Список учащихся | 2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | ||||
октябрь | декабрь | апрель | октябрь | декабрь | апрель | |
4 класс | 0,78 | 1 | 1,89 | 1 | 1,2 | 1,2 |
5 класс | 1,1 | 1,2 | 1,26 | 1,2 | 1,5 | 1,5 |
7 класс | 1,4 | 1,6 | 1,7 | 1,5 | 16 | 1,8 |
Наряду с этими показателями можно увидеть, что повысилось и качество знаний учащихся.
Опрос учащихся, принимавших участие в проектах, показал, что
92% учащихся понравилось принимать участие в проекте.
На «отлично» свою работу в проекте оценили 28%,
на «хорошо» - 64%,
на «удовлетворительно» - 6%,
затруднились дать оценку своей работе 2% опрошенных.
На вопрос: « Определите самый интересный этап проекта», - были получены следующие ответы: организация деятельности –20%,
осуществление деятельности –35%,
презентация результатов –45% учащихся.
При этом распределение этапов по сложности оказалось таким:
организация деятельности – 40%,
осуществление деятельности – 35%,
презентация результатов – 25%.
Следуя полученным результатам опроса , можно сделать вывод, что учителю, организующему проектную деятельность, необходимо уделить особое внимание на этапы организации и осуществления деятельности, с целью повышения интереса к процессу осуществления деятельности учащимися.
Определяя свою роль в проекте,
24% учащихся назвали себя лидерами,
57% - активными помощниками,
19% - пассивными участниками.
Учитывая эти данные, учитель должен способствовать понижению процента пассивных участников проекта, т.е. ребят, занимающих наблюдательскую позицию, слабо проявляющих себя в ходе работы.
В результате внедрения метода произошли качественные изменения в уровнях развития познавательной активности: в экспериментальных группах увеличилось число учащихся с исполнительным активным и творческим уровнями познавательной активности (исполнительный активный – с 15% до 46%,
творческий – с 12% до 23%);
уменьшилось число учащихся с нулевым уровнем активности (с 24% до 15%).
В ходе исследования в 2014 году учащимся было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с проектным методом. Разнообразные методы рефлексии (языковой портфель, языковой паспорт класса и ученика, «Что я умею») представлены в приложении №2.
Цель опроса – выяснить, интересна ли такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Детям были заданы следующие вопросы:
1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке
проекта?
а) книги; б) периодическая печать; в) интернет; г) учитель; д) другие источники
(укажите какие)
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?
а) да; б) нет
3. Подготовка проектов потребовала много времени, оторвала Вас от более важных
и интересных дел?
а) да; б) нет
4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) да; б) нет
Анкетирование обучающихся проводилось анонимно, все результаты были
обработаны на компьютере и представлены статистически:
1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке
проекта?
а) Книги – 15%.
б) Периодическая печать – 5%.
в) Интернет – 65%.
г) Учитель – 10%.
д) Другие источники – 5%.
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?
а) Да – 95%.
б) Нет – 5%.
3. Подготовка проектов потребовала много времени, оторвала Вас от более важных
и интересных дел?
а) Да – 20%
б) Нет – 80%
4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) Да – 100%.
б) Нет – 0%.
Результаты исследования характера отношения учащихся к школьных предметам показывают повышение положительного отношения к предметам, знания и умения по которым были связаны с реализацией проекта. У учащихся повысилась эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом обучения. Для определения эффективности использования метода проектов в формировании коммуникативной компетенции были выделены основные и дополнительные параметры и соответствующие им критерии. Основными параметрами экспериментального обучения явились: лингвистическая, прагматическая, социокультурная. В качестве дополнительных параметров были выделены учебно-познавательная и социальная компетенции.
Таким образом, результаты опытного обучения могут рассматриваться как подтверждение ранее выдвинутой гипотезы исследования и доказательство эффективности применения данной технологии на старшем этапе обучения иностранному языку. Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой в начале работы гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. Предложенная методика адекватна цели исследования.
2. Использование метода проектов для формирования и развития коммуникативной компетенции имеет ряд преимуществ, основные из которых:
а) повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся;
б) улучшение мотивации и развитию познавательных интересов учащихся, способностей само - и взаимооценки;
в) развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления;
г) возможность учета возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
Учащиеся 4 классов представили свои проекты по следующим темам:
- My day. (см. Приложение №3)
- The best school.
- What are you warning?
- Marry Christmas.
- My hobby.
- My friends.
Ученики 5 классов представили следующие проектные работы:
- My homepage.
- My family
- My home.
- I like to travel.
- Golden Autumn (см. Приложение №4)
- London (см. Приложение №5)
Учащиеся 7 класса представляли свои проекты по следующим темам:
- The best place I would like to rest (см. Приложение №6)
- The Halloween Party (см. Приложение №7)
- The UK
- My holidays
- Camping is a real adventure!
Презентации проектов были представлены в виде:
• демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий;
• рекламы
• ролевой игры
• соревнования
• спектакля
• театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
• экскурсии
Считаю, что у учеников 4х классов в ходе проектной деятельности были сформированы следующие УУД:
Личностные универсальные учебные действия • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Действия в личностном самоопределении | Описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников | |||
Действия смыслообразования | Объяснить, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке | |||
Действия нравственно-этического оценивания материала | Заполнить языковой портфель (портфолио) | |||
От проблемно- диалогической технологии к проектной деятельности, как в учёбе, так и вне учёбы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. К концу начальной школы ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения. | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Действия целеполагания | Определить цель урока с опорой на нагляд-ность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д. | |||
Действия планирования | Заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др. | |||
Действия прогнозирования | Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы | |||
Действия контроля | Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале | |||
Действия коррекции | Выполнить работу над ошибками | |||
Действия оценки | Сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения | |||
Действия саморегуляции | Поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы | |||
Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: - общеучебные - логические -действия постановки и решения проблем На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи: -научить выделять основное в тексте; - научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы; Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга. Логическое УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Например: подлежащее- четырехугольник, смысловое сказуемое- чёрный треугольник, именное сказуемое- заштрихованный треугольник, определение- ромб, обстоятельство – овал ит.д. При помощи геометрических фигур формируется моделирование. Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Общеучебные действия | Самостоятельное выделение и фор-мулирование поз-навательной цели | «Как узнать по-английски, который час?», «Как сравнивать предметы на английском языке?» «Как писать адрес на международном конверте?» и т.д. | ||
Поиск и выделение необходимой информации | Выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти вторую форму глагола в грамматическом справочнике, найти в интернете информацию о праздновании праздников в Великобритании и т.д. | |||
Осознанное построение речевого высказывания | Самостоятельно описать любимого героя с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план | |||
Выбор языковых средств в соот-ветствии с ситуа-цией общения | Окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы, Выбрать правильное время глагола в соответствии со словами-спутниками | |||
Рефлексия дея-тельности по овла-дению английским языком | Обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д. | |||
Смысловое чтение | Прочитать (прослушать) текст и найти интересующую информацию, выделить главные факты, определить главную идею | |||
Создание алгорит-мов деятельности | Определить этапы выполнения творческой или проектной работы индивидуально либо в составе группы | |||
Логические действия | Анализ объектов с целью выделения признаков | Прослушать слова и определить правило образования множественного числа имен существительных | ||
Синтез – составление целого из частей | Составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов | |||
Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов | Выписать в разные столбики слова с открытым и закрытым слогом, прилагательные в сравнительной и превосходной степени и др. | |||
Самостоятельное выведение правил английской речи | Сформулировать правило на основании нескольких примеров его применения | |||
Установление причинно-след-ственных связей | Прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков | |||
Построение логической цепи суждений | Сказать, какое у меня любимое время года и почему | |||
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем | |||
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др. | |||
Управление поведением партнера | Контролировать партнера при составлении диалога; Проверить и оценить работу соседа | |||
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д. |
Учащиеся 7х классов показали хороший уровень сформированности следующих умений:
Рефлексивные умения:
• умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
•умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• навыки коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с любым партнером;
• навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
• навыки делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки:
• умение проектировать процесс;
• умение планировать деятельность, время, ресурсы;
• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения:
• умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
• умение вести дискуссию;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• артистические умения;
• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные вопросы.
Практика показала, что метод проектов совершенствует культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению языком, т.е. развивает коммуникативную компетенцию. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась.
Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к изучению английского языка, и развивается коммуникативная компетенция.
Анализ результатов опытного обучения позволил выделить как достоинства, так и недостатки метода проектов.
Достоинства метода проектов
-отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);
-развитие навыков самообразования и самоконтроля;
-развитие навыков групповой деятельности;
-повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;
-создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя не в иностранном языке, так в рисовании;
-повышение мотивации;
-развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;
-интеграция различных предметов.
Недостатки метода проектов
-проблема субъективной оценки творческой работы;
-переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;
-психологические коммуникативные проблемы: деление группы на “работяг” и “балласт”;
-технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат.
Несмотря на некоторые недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие у учащихся трех компонентов:
-умение работать с различными источниками информации;
-умение работать в группе;
-умение работать самостоятельно.
Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.
Теоретический анализ общих возможностей метода проектов по развитию познавательной активности показали, что применение проектов во внеклассной деятельности повышает уровень познавательной активности, что способствует улучшению показателей успеваемости, усилению мотивации учения, повышает интерес к учению в целом, усиливает самостоятельный, творческий характер учебно-воспитательной деятельности, способствует совершенствованию организации коллективной и индивидуальной деятельности школьников.
По теме данного педагогического опыта мною написана статья «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством метода проектов в рамках системно-деятельностного подхода», которая была опубликована на Всероссийском образовательном портале «Продлёнка» www.prodlenka.org. (см. приложение №1) Технологические карты уроков с использованием метода проекта были представлены на Всероссийских педагогических конкурсах, где занимали призовые места. Сценарии внеклассных мероприятий и праздников на основе проектного метода также отмечены дипломами и сертификатами 1, 2, 3 мест.
Мои ученики участвуют в школьных и районных предметных олимпиадах, занимают призовые места:
Год | Ф.И. уч-ся | Класс | Место в районе |
2015 | Захарова Ольга | 4 | лауреат |
2015 | Ванюшкина Дарья (участник «Британский Бульдог») | 4 | 1 |
2014-2015 Участие в интернет-проектах | Рослова Анастасия | 7 | 1 место в России |
Шуянцева Елизавета | 7 | 1 место в России | |
Рожква Анна | 6 | 1 место в России | |
Данилов Степан | 6 | 1 место в России |
Диапазон опыта – урок английского языка. Диапазон связан со всем процессом обучения в целом. Старшие классы – управление процессом развития коммуникативной компетентности школьников в урочном и внеурочном образовательном пространстве школы.
Адресная направленность - учителя английского языка, работающие в среднем и старшем звене.
Данный опыт работы могут использовать преподаватели, склонные к исследовательской деятельности, способные «зажечь» детей их же проблемами, увлечься самим; неудовлетворенные традиционными формами работы, отдающие предпочтение действовать творчески, а не по шаблону, умеющие слушать и слышать собственных учеников, сотрудничать с ними.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с. 2009.-272с.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
3. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
4. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам.
Концепция коммуникативного" обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.
5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. / сост.В.Н. Симкин. М.: Дрофа, 2001.
6. Педагогическое мастерство: сборник методических материалов лучших педагогов-предметников в 2006-2008гг. Выпуск 23/ сост.: В.А.Вьюн, Ю.В.Миллер., Ханты-Мансийск: Полиграфист,2008.-244с.
7. Педагогическое мастерство: сборники инновационных программ городских учителей, победителей конкурсного отбора в номинации «Лучший педагог ОУ ХМАО-Югры». Выпуск 7/ сост.: А.В.Младенцев, Е.А.Терентьев. - Ханты-Мансийск: Полиграфист,2008.-316с.
8 Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, СПб.:КАРО,2008.
9. Палаева Л.И. Подготовка учителя к организации проектной деятельности // Метод проектов: теория и практика. Материалы видеоконференции – электронный адрес – http://www.ioso.ru/distantэлектронный адрес – http://www.ioso.ru/distant.
10.Палаева Л.И. Подготовительный этап для организации проектной деятельности учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д.Аракина. – Москва, 2004. – с.339-343. – 0,25 п.л.
Список приложений:
- Статья «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством метода проектов в рамках системно-деятельностного подхода»
- Презентация «Метод проектов на уроках английского языка»
- Технологическая карта открытого урока в 4 классе «Модальный глагол MUST. The Present Simple Tense.Образование утвердительных и отрицательных предложений».
- Технологическая карта внеклассного мероприятия в 5-6 классах «Golden Autumn»
- Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Достопримечательности Лондона»
- Технологическая карта урока в 7 классе «Лучшее место, где я бы хотел отдохнуть»
- Сценарий праздника оп английскому языку «The Halloween Party»
- Метод проектов во внеклассной деятельности
- Фото-проект встречи с зарубежным гостем мистером Джоном Уикхенем «Friends forever!»
- Видео материалы конкурсных работ областного интернет проекта «спасибо деду за Победу!» учащихся 6 и 8 классов, занявших 1е места по области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках английского языка
Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на обучения, используя педагогические технологии, т.к. они позволяют реализовывать различн...
« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».
В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...
Формирование самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста при изучении английского языка в рамках знакомства с аутентичными сказками Англии посредством организации сетевого взаимодействия
В данном образовательном проекте рассматривается возможность организации сетевого взаимодействия, которое необходимо для индивидуальной поддержки учащихся младшего школьного возраста в зоне их ближайш...
ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Здесь рассказывается о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...
Применение метода проектов на уроках английского языка
Применение метода проектов на уроках английского языка...
Применение коммуникативной методики по теме «Деловое общение» на уроках английского языка
Позиция английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связана прежде всего со стремительным развитием высоких технологий , экономики , PR-т...
Развитие коммуникативных УУД в разных видах деятельности на уроках английского языка
Статья посвящена теме развития коммуникативных УУД в разных видах деятельности на уроках английского языка....