Рабочая учебная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) по предмету: «Русский язык»,
рабочая программа

Ольга Викторовна Бодрова

Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx63.39 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК  

Пояснительная записка 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (образовательная область «Язык и речевая практика»)  в 3 классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).  

          Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.  

Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач: 

-формировать у учащихся интерес к языку и первоначальные языковые  обобщения;

-совершенствовать устную речь учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;

-обучить аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;

-развивать умение пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;

-познакомить детей со связной письменной речью как видом общения и формировать  у них первоначальные умения в письменных высказываниях;

-осуществлять нравственное, эстетическое и экологическое воспитание школьников.

Цель обучения в 3 классе:

  • формирование основ знаний из области фонетики и графики. Образовательная задача:
  • совершенствовать элементарные навыки грамотного письма. Коррекционно-развивающая задача:
  • повышать уровень общего и речевого развития учащихся. Воспитательные задачи:
  • прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена и реализуется с учётом воспитательного потенциала урока и предполагает применение следующих целевых приоритетов:  • Формирование уважения и интереса к изучению русского языка;

  • Воспитание чувства толерантности;
  • Воспитание культуры общения;
  • Формирование умения работать в команде, помогать друг другу;
  • Формирование потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
  • Формирование у учеников уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка;  •         Поддержание интереса к учению и формированию познавательной активности;  •         Воспитание эстетической, графической культуры и культуры речи.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику.  

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе. Содержание учебного курса построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.  

Основными критериями отбора материала по русскому языку является его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объёма и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом учащихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.

Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки третьеклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.  

Важнейшим условием овладения письмом является достаточная степень развития навыков звукового или звукобуквенного анализа. Учителю необходимо стремиться к осознанному осуществлению детьми процесса звукобуквенного анализа, выделения звуков и перевода их в графемы. После предварительного анализа учащиеся пишут буквы, слоги, слова и предложения, проговаривая их вслух. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

В процессе обучения письму детей данной категории важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков и максимальную коррекцию имеющихся нарушений. Большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово. Помимо графических упражнений даются упражнения для развития связной устной речи учащихся. Это рассматривание рисунков, составление словосочетаний, предложений, дополнение слов, составление слов из разбросанных букв с опорой на иллюстрацию, составление предложений с опорой на иллюстрацию с последующей записью. По рисункам проводится беседа, обговариваются варианты выполнения задания. Таким образом, на уроках письма закладывается начальная основа коммуникативной направленности процесса обучения школьников с умственной отсталостью.

Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка, правильное держание ручки в руке и т.д. Поскольку двигательный навык письма формируется у умственно отсталых обучающихся крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребёнка, это вызывает необходимость проведения на уроке, как минимум, двух динамических пауз, выполнения с детьми гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики, упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. На уроках письма обязательно выполнение упражнения для развития тонкой моторики: штриховка, раскрашивание, обводка, дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти задания, учащиеся отрабатывают двигательные навыки, координируют движения, тренируют зрительное восприятие. Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся третьего класса, в программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).  

Первый уровень (достаточный) предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала, но скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок). Работа проводится в рамках актуального словаря. Второй уровень (минимальный)  ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращён к ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.  

Место учебного предмета в учебном плане

         Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части    учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 3 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа, исходя из 34 учебных недель. Длительность уроков составляет 40 минут. Планируемые результаты освоения учебного предмета  Личностные результаты  Обучающиеся должны уметь:

-проявлять устойчивое внимание к слову, как к объекту изучения и использования в речи;  

-активно проявлять желание придумывать разные предложения с данным словом, распространять предложения, используя приём

«постепенного  ступенчатого распространения предложения с помощью картинки, вопроса, условного изображения»;

-проявлять интерес к речевому материалу дидактических игр, желание оказывать помощь товарищу в игре;

-принимать активное участие в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»;  

-уметь работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на доске и не отвлекаясь от выполнения собственного задания;  -стремиться  расшифровать словарную головоломку; -понимать важность овладения грамотным письмом;

 -соблюдать формы записи простейшего диалога, правильное интонирование предложения - вопроса и предложения-ответа; -уметь объяснить, чем понравился герой записанного рассказа;

-уметь элементарно оценить проделанную на уроке работу (Какое задание было самым интересным? Что в нём понравилось? Какое задание оказалось трудным? Как удалось справиться с трудностями? Кто помог?)

Предметные результаты  

Обучающиеся должны уметь:

Минимальный уровень: 

-знать буквы, обозначать звуки буквами;

-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

-делить слова на слоги для переноса;

-списывать по слогам с рукописного и печатного текста отдельные слова, предложения с орфографическим проговариванием;

-записывать под диктовку слова и короткие предложения (3-4 слова) с изученными орфограммами;

-записывать по памяти отдельные короткие слова  (из 2-3 букв);

-дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

-выделять из текста предложения на заданную тему;  

-участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: 

-списывать с рукописного и печатного текста по слогам и целыми словами с орфографическим проговариванием;

-переносить по слогам слова с одной строки на другую;

            -сверять свою запись с образцом;

-писать по памяти короткие четверостишия;

-записывать слова из словаря, опираясь на предметные картинки;  

-чертить схемы предложений;

-записывать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;

-составлять диалоги из данных вопросов и ответов, правильно записывать их и прочитывать с соблюдением нужной интонации;               -с помощью вопроса дифференцировать и подбирать слова различных категорий (название предметов, действий и признаков предметов);

-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,  ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);  

-делить текст на предложения;

-выделять тему текста (о чём идёт речь), выбирать один заголовок  из нескольких, подходящих по смыслу. Основные виды организации учебного процесса

Технологии обучения

Формы обучения

Методы обучения

Формы контроля

 

- 

- 

- 

- 

- 

- 

- 

игровые технологии здоровьесберегающие технологии личностно-ориентированные технологии разно уровневого и дифференцированного  обучения проблемно-поисковые информационно - коммуникационные технологии дистанционные технологии 

 

 

 

 

 

 

индивидуальные групповые (парные) подгрупповые фронтальные классные (урочные) внеклассные 

 

 

 

 

 

 

звуковой аналитикосинтетический слоговой словесный наглядный  практический частично-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

устный опрос письменный опрос индивидуальные задания написание упражнений словарный диктант письмо под диктовку самостоятельная работа контрольное  списывание

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся 

Виды контроля

Формы контроля

Количество работ

Методическое обеспечение

Текущий

самостоятельная работа словарный диктант письмо под диктовку выборочный диктант слуховой предупредительный  диктант

в течение учебного года

Резникова Е.В. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению, математике для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта. - М.: ВАКО, 2018.

 

Тематический

контрольный  диктант

2

Диагностический Итоговый

контрольное списывание контрольное списывание

1

2

Система оценки достижения планируемых результатов

    Знания, умения и навыки обучающихся по русскому языку оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ, контрольного списывания, проверочной работы за год. В течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых результатов, а также промежуточный и итоговый контроль предметных знаний.

    Обучающиеся 3 класса проходят промежуточную итоговую аттестацию по русскому языку (контрольное списывание) в соответствии с графиком проведения промежуточной итоговой аттестации для обучающихся с УО 3 класса.

Критерии оценки

При оценке предметных результатов обучения используется преимущественно 5-балльная система (начиная со 2 класса). Определяющим фактором для выставления оценки является динамика образовательных достижений обучающегося по учебному предмету, расширение его жизненных компетенций.

При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.  Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какуюлибо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.  

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося. Содержание учебного предмета Перечень разделов программы:

№ п\п

Название разделов

Количество часов

1

Повторение

14

2

Звуки и буквы  

43

3

Слово

31

4

Предложение

14

 

ИТОГО: 

102 ч. 

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».

    Предложение (повторение) 

    Выделение предложения из текста. Предложение и его схема. Предложения-вопросы и предложения-ответы. Завершение начатого предложения. Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. 

    Звуки и буквы

    Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём».  

    Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме.  

    Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.

    Сравнение слов, отличающихся одним звуком, количеством звуков, их расположением. Наглядное объяснение значения слова.  

    Непроверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов«родственников». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных в предыдущих классах, нахождение их в орфографическом словаре.  Арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги, сегодня, товарищ, учитель, яблоко (20 слов).

    Ударение в двусложных, а затем в трёхсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников».         Слог. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов.  

    Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова при письме.

    Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, твёрдости согласных – буквами а, о, у, ы.

    Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова. Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы. Перенос слов с мягким знаком.

    Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов. Сочетание согласных с шипящими. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Условное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов. Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова.

Слово

Названия предметов

Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто? Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей.  Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное называние. Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Вопросы что? или кто? к группе предметов и к их обобщающему названию. Группировка предметов и их названий. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением. Выделение названия предмета из предложения.

    Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.  

Названия действий

Действие и его название. Различение действия и его названия.  Называние действий по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению. Различение названий предметов и название действий по вопросам.

Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? Подбор названий действий по вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? кто что делают? кто что делал? кто что делала? кто что делали? Отгадывание названия предмета по названиям действий. Подбор к названию предмета нескольких названий действий.

Названия признаков предмета

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.

Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу. Образование слов одной категории от другой по вопросу или образцу. Распространение предложений словами различных категорий.

Предлоги

Предлог как отдельное слово. 1-я группа: в, из, на, у, с; 2-я группа: к, от, по, над, под, о. 

Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве. 

Составление предложений с использованием предлога.  Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.  

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме (с ударными окончаниями) в зависимости от предлога.

Предложение

 Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать). 

Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.  

Деление текста на предложения. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.

Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение учащихся к пониманию того, что набор слов не есть предложение.

Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без неё.  

Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения.

Работа с деформированным предложением (сначала слова даны в нужной форме, затем – в начальной форме с ударными окончаниями).

Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Установление связи слов в предложении по вопросам.

Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос. Вариативность ответов на один вопрос.  

Работа с диалогом (с постепенным увеличением количества реплик от 2 до 6). Различение вопросительной интонации в вопросе и повествовательной – в ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов. Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.  

Чёткое и графически правильное написание строчных и прописных букв и их соединений.

Списывание с рукописного и печатного текстов сначала по слогам, затем целыми словами. Предварительное слоговое проговаривание.

Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.

Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания.

     Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Контрольное списывание.  

Письмо по памяти.

Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные, выборочные диктанты. Контрольные диктанты.

Связная письменная речь

Последовательное расположение двух-трёх предложений на основе серии сюжетных картинок. Составление подписей к серии сюжетных картинок. Коллективный выбор заголовка из данных учителем. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица. Использование местоимений вместо существительного.  

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

Различение рассказа и набора предложений. Определение того, о ком или о чём рассказ. Коллективный подбор заголовка к рассказу.  Работа с деформированным текстом. Его восстановление. Коллективная запись текста после его анализа.  Определение темы текста. Подбор заголовка.

Изложение текста, воспринятого зрительно, по вопросам. Коллективная запись каждого предложения. Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.

Коллективное составление конца рассказа с последующей записью текста.

Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Часы

Словарь

Учебник (упражнения         на

выбор)

Рабочие тетради (задания выбор)

на

Методические рекомендации

(методическое

обеспечение и содержание других видов работ на

Характеристика         основных

деятельности учащихся

 

видов

уроках)

Часть 1

 

Повторение                                

 7 ч 

 

 

 

 

 

1. Предложение. Выделение

его из текста

1

 

с. 3–5

Часть 1, с. 4, № 1; с. 6, № 6

 

Определять количество предложений в тексте, опираясь на визуально значимые атрибуты: большая буква в первом слове и точка в конце предложения (2–3 коротких предложения).

    Выделять из текста предложение на заданную тему (о берёзе, о щенке).

2. Предложение и его схема

1

овощи

с. 6–7

Часть 1, с. 5, № 4; с. 7, № 7

 

Уверенно «читать» схему предложения; соотносить схему с предложением.

3.         Предложения-вопросы         и предложения-ответы

1

 

с. 8–9

 

 

Различать         предложения-вопросы         и предложения-ответы.         Соблюдать правильные интонации при повторном их прочтении.

        4.         Завершение         начатого

предложения

1

  огород

с. 10–11

Часть 1, с. 4, № 2; с. 5–6, № 3, 5

 

5. Различение набора слов и предложения

1

 

с. 12–13

 

 

    Различать предложение и набор слов, опираясь на наглядность (набор предметных картинок и сюжетная картинка, составленная из данных предметов). Овладевать умением составлять предложение, пользуясь набором предметных картинок (девочка, парта, ученик).

        6.         Порядок         слов         в

предложении

1

 

с. 14–15

Часть 1, с. 5, № 4

 

Уметь исправлять нарушенный порядок слов в предложении (слова даны в нужной форме и записаны на отдельных карточках)

7. Предложение. Закрепление знаний

1

 

с. 16–17

Часть 1, с. 7, № 8

 

 

Звуки и буквы

43 ч

 

 

 

 

 

1. Знакомство с алфавитом

1

 

с. 18–19

Часть 1, с. 9, № 1, 2

Дидактические игры,

с. 30, 31

Познакомиться с орфографическим словарём; научиться находить в нём нужную букву, ориентируясь на её

место в алфавите (в начале, в середине, ближе к концу, между какими буквами находится).

2. Звуки гласные и согласные

1

 

с. 20–21

Часть 1, с. 10– 11, № 1–6

 

Различать на слух гласные и согласные звуки, уметь их перечислить.

3. Ударение в словах

1

 

с. 22–23

 

 

Слышать и выделять голосом ударный звук в словах (слова, состоящие из 2–3 слогов); ставить знак ударения над ударной гласной.  

4. Гласные ударные и безударные. Выделение

ударного гласного в слове

1

 

с. 24–25

Часть 1, с. 18– 19, № 1–3

Дидактическая         игра, с. 31–32

Сравнивать предъявляемый учителем правильный и неправильный по силе голоса рисунок звукового состава слова.

5. Гласные ударные и безударные. Выделение

ударного гласного в слове

1

 

с. 26–27

Часть 1, с. 20, № 4, 5

 

Выбирать из двух один правильный вариант и называть ударный гласный (сапоги – сапоги).

6. Деление слов на слоги

2

 

с. 28–29

Часть 1, с. 21, № 1, 2; с. 22, №

3, 4

Дидактическая играсказка, с. 32–33; выборочный диктант, с. 33–34

Уметь делить слова на слоги, ориентируясь на гласные буквы. Переносить слова по слогам с одной строки на другую, соблюдая правила переноса.

7. Контрольное списывание

1

 

 

 

с. 34

 

8. Работа над ошибками

1

 

 

 

 

 

9. Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога

1

яблоко

с. 30–31

Часть 1, с. 15, № 3, 4  

Дидактическая играсказка, с. 34–35

Различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах и правильно обозначать их соответствующими гласными буквами. Уметь составлять пары из слогов (ма – мя). Приводить примеры пар слов на каждый случай дифференциации.

10. Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога

 

2

 

с. 32–33

Часть 1, с. 16– 17, № 5, 6, 8

Данный на с. 35 контрольный диктант можно провести как зрительный предупредительный

11. Перенос части слова при письме

1

 

с. 34–35

Часть 1, с. 24– 25, № 1–4

 

 

        12.         Твёрдые         и         мягкие

1

 

с. 36–37

Часть 1, с. 27,

        Дидактическая         игра,

согласные. Различение их перед гласными

№ 1, 2; с. 28, №

4

с. 35–36

13. Обозначение мягких согласных на письме буквами

и, е, ё, ю, я

2

 

с. 38–39

Часть 1, с. 29, № 7

Слуховой предупредительный диктант,         с.         36;

Приложение 1, с. 74–

75

 

14. Обозначение мягких согласных на письме буквами

и, е, ё, ю, я

1

 

с. 40–41

Часть 1, с. 28, № 5; с. 29, № 6

Данный на с. 37 контрольный диктант можно провести как выборочный

15. Буква мягкий знак (ь) конце слова

на

1

 

с. 42–43

Часть 1, с. 30, № 1; с. 53, № 10

Дидактическая         игра, с. 37–38

   Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные. Наблюдать за правописанием слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Учиться доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу. Приводить два-три примера с мягким знаком на конце и в середине слова.

 

        16.         Буква         мягкий         знак

середине слова

в

2

 

с. 44–45

Часть 1, с. 31, № 2–4; с. 32, № 5–7

Зрительный предупредительный диктант, с. 38–39

17. Различение твёрдых мягких согласных

и

1

мебель

с. 46–47

Часть 1, с. 33, № 8, 9

 

Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные.

18. Различение твёрдых мягких согласных

и

1

 

с. 48–49

 

Приложение 1, с. 76– 77

19. Контрольный диктант

1

 

 

 

с. 39

 

20. Работа над ошибками

1

 

 

 

 

 

21. Написание жи – ши в

словах

2

 

с. 50–51

Часть 1, с. 34, № 1, 2; с. 35, № 4

Слуховой предупредительный диктант, с. 40–41

Выучить сочетания букв жи – ши, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными

сочетаниями.

22. Написание ча – ща в

словах

1

 

с. 52–53

Часть 1, с. 35, № 5

Слуховой предупредительный диктант, с. 40–41

Выучить сочетания букв ча – ща, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными сочетаниями.

23. Написание чу – щу в

словах

1

 

с. 54–55

Часть 1, с. 36, № 6; с. 37, № 8

Слуховой предупредительный диктант, с. 40–41

Выучить сочетания букв чу – щу, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными сочетаниями.

24. Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу 

1

товарищ

с. 56–57

Часть 1, с. 36, № 7; с. 38, № 10; с. 53, № 12

Дидактическая играсказка, с. 39–40;

Приложение 1, с. 78

 

25. Парные звонкие и глухие согласные  

1

 

с. 58–59

Часть 1, с. 40, № 1, 2

 

Различать звонкие и глухие согласные. Коллективно составить пары из данных согласных. Подобрать слова к каждой паре согласных.

26. Различение б – п, в – ф 

1

 

с. 60–61

 

 

27. Различение д – т, г – к 

1

дневник

с. 62–63

Часть 1, с. 43 (дневник)

 

28. Различение ж – ш, з – с 

1

 

с. 64–65

 

 

29. Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова

1

 

с. 66–67

 

 

Понаблюдать за парными согласными на конце слов; сравнить, как они произносятся и как пишутся; под руководством учителя сделать вывод о необходимости сомневаться в написании слов с парными согласными на конце. Учиться доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу

30. Правописание звонких и глухих согласных на конце

слова

1

сапоги

с. 68–69

Часть 1, с. 43, № 1; с. 46, № 6, 7

 

31.         Проверка         написания звонких и глухих согласных на конце слова

1

 

с. 70–71

Часть 1, с. 44, № 3

        Дидактическая         игра,

с. 42

32.         Проверка         написания звонких и глухих согласных на конце слова

2

 

с. 72–73

Часть 1, с. 45, № 4, 5

Выборочный диктант, с. 42–43; Приложение

1, с. 79

33. Правила правописания в словах. Закрепление знаний

1

праздник

с. 74–75

Часть 1, с. 47, №

        8;         с.         47

(праздник)

 

 

34. Правила правописания в словах. Закрепление знаний

2

 

с. 76–77

Часть 1, с. 48, № 9, 10

Приложение 1, с. 74– 79, 83

 

35. Контрольное списывание

1

 

 

 

с. 43

 

36. Работа над ошибками

1

 

 

 

 

 

часть 2

 

Слово

31 ч

 

 

 

 

 

1. Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что? 

1

 

с. 4–5

Часть 2, с. 9, № 1; с. 14, № 11

Дидактическая играсказка, с. 44–45

Различать названия предметов по вопросам кто? что? 

2. Обобщающее название для группы однородных предметов

1

одежда

с. 6–7

Часть         2,         с.19 (одежда)

 

Коллективно подбирать ряд названий однородных предметов, называть их одним словом (обобщающим) и ставить к данному слову вопрос.

        3.         Выделение         названий

предмета из предложения

1

 

с. 8–9

Часть 2, с. 11, № 5

 

Отрабатывать умение выделять названия предметов из предложения независимо от формы слова, опираясь на предметные картинки (подставь предметные картинки к словам, где это можно сделать).

        4.         Выделение         названий

предмета из предложения

2

вчера сегодня

с. 10–11

 

Выборочный диктант,

с. 45

5. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных

1

 

с. 12–13

Часть 2, с. 15, № 1, 2; с. 38, № 6

 

Отрабатывать умение правильно записывать имена, фамилии и отчества людей, клички животных в предложениях, воспринимаемых на слух.

6. Названия действий. Различение их по вопросам что делает?  что делают?

1

 

с. 14–15

Часть 2, с. 18, № 2, 3

Дидактическая         игра, с. 45–46

Различать названия действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что сделает? и др. Уметь ставить вопросы к названиям действий и подбирать названия действий к вопросам, выбирая один вариант из двух

7. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что

1

 

с. 16–17

Часть 2, с. 19, № 4; с.21, № 10

 

сделал? что сделала?

предложенных.

предложении         названия подчёркивать их.

Находить действий

в и

8. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? 

1

 

с. 18–19

 

Дидактическая         игра, с. 45–46

9. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? 

1

 

с. 20–21

 

 

10. Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают?

1

учитель класс

с. 22–23

 

Дидактическая         игра, с. 45–46

11. Постановка вопросов к названиям действий

2

 

с. 24–25

 

Выборочный диктант, с. 46–47

12. Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам

1

 

с. 26–27

Часть 2, с. 20, № 7

 

13. Контрольный диктант

1

 

 

 

с. 47

 

14. Работа над ошибками

1

 

 

 

 

 

15. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

1

 

с. 28–29

Часть 2, с.22, № 1; с. 23, № 3

 

Различать         названия вопросам.  

признаков

по

16. Различение предметов по их признакам

1

арбуз

с. 30–31

 

 

Угадывать предмет по данным признакам; учиться составлять загадки о предмете, называя его характерные признаки.  

 

17. Постановка вопросов к названиям признаков предмета

1

 

с. 32–33

Часть 2, с. 24, № 5

Дидактическая         игра, с. 47–48

18. Постановка вопросов к названиям признаков предмета

1

дорога

с. 34–35

Часть 2, с. 25, № 7

 

19. Выделение названий признаков предмета из

предложения

2

 

с. 36–37

Часть 2, с. 22, № 2

Выборочный диктант

Находить в предложении названия признаков и подчёркивать их.

20. Названия предметов, действий и признаков

предмета

2

 

с. 38–39

Часть 2, с. 26, № 10

Данный на с. 49 контрольный диктант можно провести как зрительный предупредительный

Учиться различать названия предметов, действий и признаков по вопросам.

21. Предлоги в, на, с, из, у 

1

город

с. 40–41

 

 

    Познакомиться с новыми предлогами. Понаблюдать за их написанием в разных словосочетаниях и сделать коллективный вывод о предлоге как отдельном слове. Отрабатывать умение выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Развивать способность составлять разные по смыслу предложения с одним и тем же словосочетанием

22. Предлоги к, по со словами

1

 

с. 42–43

 

 

23. Предлог от со словами

1

 

с. 44–45

 

 

24. Предлоги над, под со словами

1

 

с. 46–47

Часть 2, с. 28, № 5

 

25. Предлог о со словами

1

погода

с. 48–49

Часть 2, с. 9

(погода)

 

26. Предлоги к, по, от, над, под, о со словами

2

 

с. 50–51

Часть 2, с. 27,

№ 1–3; с. 29, № 6

Дидактическая играсказка, с. 49–50; слуховой предупредительный диктант, с. 50–51

Предложение

14 ч

 

 

 

 

 

1. Выделение предложения из текста

1

 

с. 52–53

 

 

Закреплять умение выделять из текста предложение на заданную тему. Коллективно составлять текст из данных предложений, опираясь на сюжетные картинки.

2. Предложение законченное и незаконченное

1

 

с. 54–55

 

 

Различать предложение законченное и незаконченное. Развивать умение заканчивать предложение по-разному, опираясь на предметные картинки.

3. Предложение законченное и незаконченное

2

неделя месяц

с. 56–57

Часть 1, с. 23, № 6; Часть 2, с. 13 (неделя)

 

        4.         Распространение

предложений

1

 

с. 58–59

 

 

Научиться сравнивать предложение нераспространённое и распространённое (без использования терминов). Обсудить, какое предложение из двух интересней, и доказать, почему

        5.         Распространение

предложений

1

завтра

с. 60–61

 

 

6. Слова в предложении

1

 

с. 62–63

 

 

7.         Порядок         слов         в

предложении

2

 

с. 64–65

Часть 2, с. 31, № 3, 4

Дидактическая с. 52–53

игра,

интересней. Отрабатывать умение распространять предложения с помощью предметных картинок, вопросов и схем предложений, используя приём постепенного ступенчатого распространения предложения (под руководством учителя). Развивать способность составлять разные  предложения об одном и том же предмете, используя для этого предложенные ряды названий предметов, названий действий и

вопросов

8. Составление предложений

2

 

с. 66–67

Часть 2, с. 32, № 5

Дидактическая с. 51–52

игра,

9. Составление предложений

1

 

с. 68–69

Часть 2, с. 35, № 10

 

10. Контрольный диктант

1

 

 

 

с. 53

 

11. Работа над ошибками

1

 

 

 

 

 

Повторение

7 ч

 

 

 

 

 

1.         Слово.         Правила

правописания в слове

2

 

с. 70–71

Часть 1, с. 8, № 1; с. 12, № 8; с.

38, № 10; с. 39, № 11

 

 

2.         Названия         предметов         и

признаков предмета

1

 

с. 72–73

 

 

 

3. Название действий предмета

1

 

с. 74–75

 

 

 

4. Предложение

1

 

с. 76–77

Часть 1, с. 26, № 5

 

 

5. Контрольное списывание

1

 

 

 

 

 

6. Работа над ошибками

1

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

       УМК «Русский язык» для 3 класса: 1.Рабочая программа. 1-4 классы: ФАООП образования для детей с УО (вариант 1) (сайт www.prosv.ru). 2.Учебники:

Русский язык. 3 класс: учебник  для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова. -  М.: Просвещение, 2018.

3.Рабочие тетради и пособия:

Рабочая тетрадь по русскому языку в 2 частях. 3 класс. Читай, думай, пиши. /А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова,  Э. В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2018.

Русский язык. Методические рекомендации. 2-4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. /Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2017.

(сайт www.prosv.ru) Методические пособия (книги для учителя), дополнительная литература:

  1. Аромштам М.С., Прудовская С.Н. Лучшие тексты и упражнения по орфографии и развитию речи.

Тетрадь-хрестоматия по русскому языку для 3 класса.- Ярославль: Академия развития, 2016.  

  1. Жукова Н.С. Прописи 1,2,3: для детей 6-8 лет.- М.: Эксмо, 2018.

3.Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 3 класс/Т.В.Игнатьева, Л.И. Тикунова. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

4.Коррекция письма на уроках.1-2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения / авт.сост. Л.В.Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий в 1-4 кл./ авт.- сост. Н. П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С.В. Леонтьева.- Волгоград: Учитель, 2009. 
  2. Пособие «Дружок» (правила по русскому языку и математике для начальных классов). - М.: ООО «Стрекоза», 2008.
  3. Пропись-тренажёр. Чистописание. Развитие навыков чтения и письма / В. П. Пилецкий. – Минск: ООО «Бинера», 2018.
  4. Резникова Е.В. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению, математике для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта. - М.: ВАКО, 2016.
  5. Русский язык. 3 класс: конспекты уроков. В 2 ч./авт.- сост.Е. М. Матвеева. - Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Русский язык для младших школьников. 2 в 1.-М.: Издательство АСТ, 2016.
  7. Узорова О.В. , Нефёдова Е.А. Тесты по русскому языку: 1-4 классы. - М.:АСТ, 2008.

Методические пособия для учителя.

  1. Фёдорова Т.Л. Обучающие и контрольные диктанты для начальной школы. Русский язык УМК 1-4

 

    Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Мин. обр. и науки РФ

ФГОС.-М.: ЛадКом, 2013.

Печатные пособия 

Алфавит.

Касса букв и сочетаний.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

Лента букв.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе в цифровой форме).

 

 

 

 

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Русский язык. 3 класс: учебник  для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова - электронная форма учебника.

 

 

Учебно-практическое оборудование:

  • дидактические игры;
  • карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.); - конструкторы;
  • мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
  • наборы предметных и сюжетных картинок;
  • образцы написания букв; словарных слов;

-раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела); - слоговые таблицы. 

 

 

Технические средства обучения

Акустические колонки.  Размер не менее Документ-камера. 150×50 см Интерактивная доска. С диагональю не

Классная доска. менее 72 см

Компьютер (ноутбук).

Многофункциональный центр (принтер, сканер, ксерокс).

Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Слайды, соответствующие содержанию обучения.

 

 

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

 

 

Оборудование класса

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Стол учительский.  

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Эргономическая мебель: ученические двухместные столы со стульями. 

 

    В соответствии с санитарногигиеническими нормами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма, адаптированная для этой категории о...

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 классы

Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслит...

ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

Программа Система оценки достижений обучающимися  с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   планируемых (возможных) результатов освоения адапти...

Особенности социокультурной и профессиональной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учреждениях СПО (опыт работы ГБПОУ РО «НТТ»)

Адаптация - процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в разнообразной учебной, производственной и социально-значимо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения) на 2023-2024 уч. год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвоспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения)на 2023-2024 уч. год1-3, 2 «А» класс (1 группа)...

«Адаптация первоклассников к обучению в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Начало обучения в школе-один из наиболее сложных и ответственных моментов вжизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не тольконовые условия жизни и деятельности маленького чело...