Рабочая программа 3,4 классы 2024-2025 г
рабочая программа
Рабочая воспитательная программа для воспитанников школы- интерната 3 и 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_gruppy.docx | 120.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю». Директор: ________ / Л.Г. Землянская/ Приказ №___ от «____»________2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения)
на 2024-2025 уч. год
3 «а», 4 класс (2 группа)
Воспитатели: Панченко Л.В., Звычайная Е.В.
- Пояснительная записка.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения, касающиеся приоритетов регионального содержания образования. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний и умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Реализация содержания воспитания в школе-интернате происходит в процессе освоения воспитанниками непосредственного содержания учебной программы и педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром во внеурочное время – в процессе подготовки и проведении массовых мероприятий, акций и занятий. Воспитательное пространство создается школой – интернатом за счет реализации досуговых, а также конкурсных программ, различных массовых мероприятий, экскурсий и др.
В школе-интернате созданы необходимые условия для реализации программы: условия «собственного дома» - организация проживания детей максимально приближенная к домашней, семейной; постоянное улучшение санитарно-бытовых условий; широкая система коррекционно-оздоровительных мероприятий; организация трудовой подготовки в условиях школы-интерната; обновление учебно-методической базы; внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений. Воспитанники школы-интерната - это особый контингент. Среди них – дети-инвалиды. Значительная часть воспитанников проживает в неполных, малообеспеченных, неблагополучных семьях. Некоторые дети страдают хроническими заболеваниями.
Воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: толерантность, доброту и т. д.
- Актуальность программы
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление детей, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С. Лихачев).
В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения) обусловлена особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
значительно затруднен процесс усвоения детьми социального опыта, моделей поведения;
у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения) присущи такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает аффективное реагирование и обида;
г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся и направлена на социализацию и адаптацию детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения), как процесса вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.
В силу специфики работы с детьми с нарушением интеллекта, предусматривается индивидуальная направленность приобретения учащимися знаний и умений, практических навыков необходимых для адаптации к условиям среды обитания.
Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов – вот почему в программе в основу нами были положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности.
Ведущие виды деятельности:
∙ Воспитательная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребление и нужды детей, значимая для него);
∙ Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения детей.
Срок реализации программы: 1 год.
- Цели и задачи программы
Цели:
Создание адаптационных условий для оптимального развития обучающихся воспитанников (полноценного физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного самоопределения личности) в условиях специальной школы интернат. Формирование коллектива, основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, чувства дружбы, товарищества и толерантности.
Задачи:
Формирование и развитие навыков самообслуживания, начальных трудовых и социально-бытовых знаний, умений и навыков.
Воспитание у учащихся патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям.
Формирование здорового образа жизни школьника, укрепление и сохранение физического и психического здоровья воспитанников.
Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию, развитию и упрочнению детского коллектива.
Привлечение родительской общественности к участию в воспитательной работе класса и школы.
- Принципы реализации программы:
Соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
Ориентировки на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся воспитанников и педагогов позитивных эмоциях и доверительных отношениях друг к другу;
Организации основных совместных дел обучающихся воспитанников и педагогов, как совместной заботы и взрослых, и детей;
Системности, целесообразности воспитания, как условия его эффективности.
- Основные направления воспитательной работы:
Понедельник – гражданско-патриотическая деятельность.
Вторник - интеллектуально-познавательная деятельность.
Среда - художественно-эстетическая деятельность.
Четверг - духовно – нравственная деятельность.
Пятница - трудовая деятельность и профориентация.
Суббота - культурно – досуговая деятельность.
Воскресенье – оздоровительно - экологическая деятельность.
- Цели и задачи приоритетных направлений работы:
Гражданско-патриотическая деятельность:
Создать условия для формирования:
элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представлений о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России;
стремлений активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
умений отвечать за свои поступки.
Уметь:
называть главный город страны;
назвать свое место жительства, город в котором он обучается, главные его достопримечательности ;
испытывать гордость за стойкость, героизм советских и российских воинов;
испытывать бережное отношение к историческим памятникам.
Знать:
знать герб, флаг, гимн России;
знать государственные праздники и традиции нашей страны;
правила поведения на торжественных мероприятиях, митингах, в общественных местах.
Интелектуально- познавательная деятельность:
Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях. Закладывание основ межличностных отношений:
знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, в столовой, в спальне, в магазине, на прогулке и экскурсии;
воспитание доброжелательного, отзывчивого, справедливого, честного, внимательного отношения к окружающим;
умение анализировать свои поступки;
реализация опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности;
Уметь:
уметь адекватно оценивать свои возможности (различать «что я хочу» и «что я могу»);
уметь выстраивать добропорядочные отношения в детском коллективе;
проявлять такие качества личности, как милосердие, сострадание;
относиться к окружающим толерантно, бескорыстно.
Знать:
знать и выполнять правила поведения в столовой, бане, гигиенической комнате, уметь пользоваться предметами личной гигиены.
Художественно-эстетическая деятельность.
Создать условия для формирования:
представления о душевной и физической красоте человека;
умения видеть красоту природы, труда и творчества;
интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интереса к занятиям художественным творчеством;
стремления к опрятному внешнему виду;
отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
Уметь:
выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
выполнять основные приёмы работы с кистями, красками, клеем;
слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
интерес рассматриванию книг, картин при совместной деятельности педагога;
просматривать иллюстрации, прослушивать сказки;
положительно относятся к прослушиванию музыки;
самостоятельно разукрашивать;
слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога.
Знать:
традиции художественной культуры родного края;
элементарную технологию разукрашивания красками, карандашами;
элементарную технологию аппликации.
Нравственно-духовная деятельность:
Нравственное воспитание в коррекционной школе носит практически направленный характер и направлено на решение следующих задач:
адаптация к школьной жизни, формирование статуса ученика;
умение выслушать иное мнение и уважительно относиться к иному мнению;
формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах;
регуляция эмоционально-волевой сферы;
формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения (этикета);
развитие коммуникативных навыков;
формирование знаний по основам правоведения;
повышение уровня общего развития и культуры школьников;
уважение к людям других национальностей, культуры.
Знать и уметь:
выполнять основные требования режима дня: вовремя вставать, совершать утренний и вечерний туалет, не опаздывать на занятия и проводимые мероприятия;
правильно вести себя (под наблюдением воспитателя) на улице и в помещении;
беспрекословно выполнять требования воспитателя;
использовать в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения);
справедливо оценивать свои поступки.
Трудовая деятельность и профориентация:
вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия;
воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь;
воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости;
формирование навыков организации своей и общей работы;
воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Уметь:
проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
под контролем педагога ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своём внешнем виде;
ответственно выполнять обязанности дежурных ;
проявлять трудолюбие в работе, доводить начатое дело до конца;
планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
убирать в классе игрушки под контролем взрослого;
содержать свое учебное место в порядке под контролем взрослого.
под контролем взрослых выполнять навыки самообслуживания.
использовать в работе веник, грабли, работать на клумбе, участке школьного двора в сквере, работать в коллективе дружно, сообща.
Знать:
особенности назначения и целевого использования предметов труда (лопата – убирать снег, веник – подметать класс);
элементарные представления об основных профессиях;
правила сухой и влажной уборки помещения и уметь применять их на практике;
основные предметы гигиены и правильно их применять;
правила Т.Б. и применять их на практике.
Культурно – досуговая деятельность:
Выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку творческого потенциала каждого воспитанника;
создание оптимальных условий для творческой самореализации личности ребёнка;
развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
научить плодотворному диалоговому досуговому общению, позволяющему реализовать свои интересы в ходе взаимодействия с другими участниками;
научить создавать призы, костюмы собственного изготовления , овладевать навыками общения, коллективного творчества.
Уметь:
оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя;
разумно и рационально использовать свой досуг;
принимать участие в игровых инсценировках и драматизациях при обучающей помощи воспитателя;
прослушивать детские музыкальные произведения;
создавать открытки, закладки, костюмы собственного изготовления.
Знать:
правила поведения в общественных местах и применять их на практике;
народные традиции проведения праздников ;
различные виды игр.
Оздоровительно – экологическая деятельность:
Создать условия для формирования:
ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Уметь:
распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма;
выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и физминуток на занятиях;
соблюдать правила питания;
выполнять гигиенические процедуры;
выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и физминуток на занятиях.
Знать:
сущность понятия “здоровье”;
факторы, оказывающие влияние не только на жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле;
о роли правильного питания;
правила личной гигиены и выполнять их;
знать и выполнять комплекс утренней гимнастики.
- Характеристика 1 группы (2-3 класс).
На начало года в группе было 10 человек, на окончание 12. Группа разновозрастная, в группу входят: 3 человека 2-го «А» класса, 3 человека 2 класса, 6 человек 3 класса. Из них 4 девочки и 8 мальчиков. В течении учебного года в группе произошли изменения: прибыл Лаврентьев Вадим и Ставитцкий Иван.
В группе есть дети из многодетных семей - 4 человека (Горкушина Л., Дигонский С., Чередниченко А., Бережной Н., Лаврентьев В., Казмирова А., дети из неполных семей – 6 человек (Киселева А., Талалаевы Максим и Денис., Дигонский С., Шишкалов М.).
Большинство детей трудолюбивы, активны, вежливы, владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу, выполняют правила распорядка. Коллектив не зрелый, поэтому обучающиеся не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения. Дети группы посещают различные кружки с учетом своих интересов. В группе отсутствует ярко выраженный лидер. Дети добрые, отзывчивые, легко идут на контакт.
Хотя в группе воспитанники разного возраста, отношения между детьми дружелюбные.
В группе есть дети имеющие инвалидность – Киселева Алена, Бережной Коля, Шишкалов Миша, Горкушина Лиза.
Навыками самообслуживания Алена владеет частично. Внешний вид у девочки бывает неопрятный. Вещи не всегда содержит в порядке. Трудиться умеет, но не любит, нужен постоянный контроль со стороны воспитателя. Работу выполняет торопясь, отвлекаясь на посторонние раздражители. Любое задание выполняет хорошо, если ей это нравится. Не проявляет большого стремления к наведению порядка вокруг себя. Очень подвижна, любит танцевать и слушать музыку. Ребенок легко возбудим. Неуравновешенна. Самостоятельно контролировать свое поведение может с трудом. Постоянно нарушает дисциплину. Постоянно кричит, разговаривает, хохочет, орет, выкрикивает неприятные для окружающих слова, создает шум любыми средствами. Своим поведением старается привлечь к себе внимание других детей. Проводимые с ней беседы не действуют, дают кратковременный результат.
Несмотря на неадекватное поведение, дети с ней играют. Во время игры может не контролировать свои поступки: обидеть, толкнуть. Посещает кружок «Кукольный театр» и «Радуга».
У Дениса двигательные умения, связанные с самообслуживанием выработаны слабо, недосформированы, только под контролем воспитателя осуществляет утренний и вечерний туалет, приводит в порядок спальное, рабочее место. За личными вещами не следит, внешний вид мальчика неопрятный. Нужен постоянный контроль педагога за чистотой одежды, рук. Со сверстниками не общителен. Повторяет слова воспитателя как попугай. Игровая деятельность не сформирована, самостоятельно занять себя не может. Особого интереса к игрушкам не проявляет. Вещи постоянно разбросаны, не может убирать свое рабочее место без посторонней помощи. Движения замедлены, нарушена внешняя целостность координации. Во время прогулки, бесцельно ходит по территории или сидит на скамейке, не участвуя в играх, организованных воспитателем. Эмоции у Дениса слабо развиты. Не склонен к проявлению живых эмоциональных реакций. Сон поверхностный.
Максимальное использование разнообразных методов коррекции, дает минимальный положительный результат, заметна динамика, мальчик усвоил нормы поведения, на словесные инструкции стал реагировать адекватно. На следующий год предстоит большая работа по выработке элементарных норм поведения, которые на данный момент почти отсутствуют, формирование умений общаться в группе и коллективе. Посещает кружок «Родные просторы».
Максим частично владеет навыками самообслуживания: только под присмотром воспитателя осуществляет утренний и вечерний туалет, приводит в порядок спальное, рабочее место. Не следит за личными вещами. Нужен постоянный контроль за чистотой одежды, рук.
На непроизвольном уровне - состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами. Помогает брату Денису, без просьбы, по ситуации. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны, преобладающими среди них являются элементарные органические потребности (сон, еда). Не принимает пассивное участия в жизни группы и класса.
Максимальное использование разнообразных методов коррекции дает положительный результат, заметна динамика, на словесные инструкции стал реагировать адекватно, самостоятельно может выполнить требования санитарно-гигиенических норм (чистит зубы, стирает мелкие личные вещи, чистит школьную форму). Стал проявлять живой интерес к жизни группы (активно участвует в уборке спальни, с интересом участвует в коллективных играх, оказывает помощь детям и воспитателю). Посещает кружок «Сувенирная лавка».
В коллективе Николай лидером не является, в отношениях между детьми бывает очень навязчив. Часто создает конфликтные ситуации. У него ослаблен контроль и регуляция деятельности. Плохо подчиняется требованиям дисциплины, у него возникают трудности в общении со сверстниками. Отношения с одноклассниками сложные: мальчик постоянно пытается кого-нибудь задеть, обозвать, укусить, ущипнуть, говорит обидные слова. Испытывает затруднения в выстраивании игровых взаимоотношений с детьми группы. Может проявлять агрессию по отношению к другим детям. Навыками самообслуживания владеет частично. Николай может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, а сложить одежду и заправить кровать, так как положено, без помощи не может.
Из всех видов деятельности, предпочитает рисовать, лепить из пластилина, но все ему очень быстро надоедает. Свое рабочее место не всегда убирает, только под руководством педагога. На занятиях проявляет крайнюю невнимательность. Николаю трудно сосредоточиться, наблюдается повышенная отвлекаемость. Посещает кружок “Кукольный театр”.
Навыками самообслуживания Светлана владеет частично. Внешний вид у девочки бывает неопрятный. Вещи не всегда содержит в порядке. Трудиться умеет, но не любит, нужен постоянный контроль со стороны воспитателя. Работу выполняет торопясь, отвлекаясь на посторонние раздражители. Не проявляет большого стремления к наведению порядка вокруг себя. Активно принимает участие в общественной жизни группы. Общительна, даже навязчива. Очень подвижна, любит танцевать и слушать музыку. В контакт со взрослыми вступает легко, относится к ним уважительно, адекватно реагирует на замечания педагога. С большим удовольствием посещает танцевальный кружок «Радуга».
Елизавета частично владеет навыками самообслуживания: только под контролем воспитателя осуществляет утренний и вечерний туалет, приводит в порядок спальное место, обувается и одевается с помощью взрослого или одноклассников. За личными вещами не следит, внешний вид девочки неопрятный. Нужен постоянный контроль педагога за чистотой одежды, тела, рук. Девочка добрая, ласковая. Эмоционально реагирует на критику в свой адрес: обидчива, плаксива. Безынициативна, замкнута, погружена в свои мысли, может не отвечать на вопросы. Нарушены взаимоотношения со взрослыми: при взаимоотношениях со взрослыми теряется, смущается, при ответах говорит тихим голосом, опустив голову, не смотрит в глаза, запинается. Со сверстниками общительна, но друзей имеет мало. Посещает кружок «Кукольный театр».
В коллективе Сергей лидером не является, но стремиться к этому. Взаимоотношения с окружающими сверстниками доброжелательные. Навыками самообслуживания владеет соответственно возраста. Сергей может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, сложить одежду и заправить кровать без помощи воспитателя. Готов всегда прийти на помощь другим.
Двигательная активность на среднем уровне. Любит рисовать, конструировать, свое рабочее место не всегда убирает, только под руководством педагога. Мальчик любит играть игрушками, любит смотреть мультфильмы, играть с детьми в мяч. Посещает кружок “Сувенирная лавка”.
Миша навыками самообслуживания владеет частично. Во время проведения утреннего или вечернего туалета может почистить зубы, а умыться забыть, одежду не может сложить без помощи воспитателя. В столовой не может принимать пищу аккуратно, постоянно нужен контроль со стороны воспитателя. Двигательная активность на среднем уровне. Любит рисовать, складывать пазлы; свое рабочее место не всегда убирает, только под руководством воспитателя. На занятиях проявляет крайнюю невнимательность. Михаил посещает кружок “Кукольный театр”.
Андрей в коллективной деятельности проявляет инициативу. Является лидером среди обучающихся группы. Со сверстниками общителен, имеет много друзей. Но иногда происходят недопонимания и разногласия с одноклассниками. Иногда проявляет агрессию: может сломать игрушки, порвать книгу, толкнуть, обидеть одногруппника и тут же отказаться от сделанного поступка. Перед силой пасует. Любит играть с детьми в подвижные игры на свежем воздухе, участвует в спортивных мероприятиях, праздниках, любит рисовать, лепить пластилином, смотреть детские телепередачи. Игры с игрушками носят бессюжетный или подражательный характер, может играть с неигровыми предметами.
Навыками самообслуживания Андрей владеет. Мальчик самостоятельно может одеваться, убирать свою одежду в тумбочку. Иногда Андрей бывает неряшлив, внешний вид его особо не интересует, требуется постоянный контроль. Мальчик выполняет поручения охотно, помогает своим сверстникам. Во время проведения трудового часа мальчик старается трудиться, но не всегда все получается, поэтому ему нужна помощь взрослых. При возникновении трудностей наблюдается леность, не прилагает усилия для их преодоления. С большим удовольствием посещает кружок «Кукольный театр» и кружок «Радуга».
У Насти характер у девочки спокойный, в общении непосредственна, дружелюбна, искренне относится к другим, но не всегда сдержанна в эмоциональных проявлениях. В отношениях со сверстниками проявляет терпимость. Неконфликтна, возникающие проблемы в общении решает на основе компромисса. С уважением относится к взрослым. К поручениям относился не всегда добросовестно, может забыть, что ее просили сделать. Навыки самообслуживающегося труда сформированы частично соответственно возрасту, но нужен контроль со стороны взрослых. При возникновении трудностей наблюдается леность, не прилагает усилия для их преодоления просит помощи взрослого. На критические замечания Анастасия реагирует переживанием, иногда обижается.
Активно принимает участие в общественной жизни класса и школы: спортивных соревнованиях, конкурсов рисунков и поделок.
С удовольствием приняла участие в постановке сказки «Курочка Ряба».
Посещает кружок «Ладушки», «Радуга». Анастасия приняла участие в фестивале «Мне через сердце виден мир» в составе танцевальной группы «Радуга».
Вадим общительный, легко вступает в контакт. С детьми в группе отношения неровные, избирательные. Может насмехаться над более слабыми детьми, обижать. Своей вины никогда не признает, старается переложить на другого. При общении с взрослыми социальную дистанцию не соблюдает, может негативно относиться к замечаниям, грубить. Импульсивен, иногда агрессивен. Проявляет лидерские качества, любит командовать и подчинять себе других детей. В разговоре может использовать нецензурные слова, считая это нормой поведения. Трудовые навыки частично сформированы. К общественно полезному труду относится не добросовестно, нет стремления добровольно включаться в трудовую деятельность, почти всегда отказывается, наблюдается леность. К школьному и личному имуществу относится небрежно. За внешним видом не всегда следит. Навыками самообслуживания сформированы соответственно возрасту, нужен ежедневный контроль за соблюдением правил личной гигиены. Проявляет интерес к изготовлению различных поделок, но быстро теряет интерес и может не довести начатое до конца. Посещает кружок «Сувенирная лавка».
Ваня открытый, общительный ребенок. В классе пользуется авторитетом, со сверстниками общителен, дружелюбен, спокоен. Он легко входит в контакт со сверстниками. Дружит со всеми в классе. К взрослым относится уважительно, на замечания реагирует адекватно, старается исправить ошибки. Выполняет все поручения взрослых. Мальчик старается содержать не только свои вещи в порядке, но и школьное имущество. Санитарно-гигиенические навыки частично сформированы, соответствуют возрасту, но нужен контроль за соблюдением правил личной гигиены. Принимает участие в общественной жизни класса и школы: спортивных соревнованиях, конкурсах рисунков и поделок. Посещает кружок «Сувенирная лавка», кукольный кружок «Ладушки».
В коллективе группы сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Дисциплина в группе удовлетворительная. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. Явного лидера в группе нет. Дети дружат, общаются. Большинство ребят доброжелательно относятся к окружающим их взрослым и детям, стали более самостоятельными, активными. Ребята готовы оказывать друг другу помощь, как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности. Бывают в группе конфликтные ситуации, но они быстро разрешаются.
Анализ
воспитательной работы в 1 группе
(2-3 классы) за 2023-24 уч. год.
В 2023-2024 учебном году были поставлены следующие задачи:
- Продолжение работы над сплочением детского коллектива;
- Формирование навыков культурного поведения в школе- интернат;
- Воспитывать у обучающихся воспитанников стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого обучающегося;
- Формировать экологическую грамотность обучающихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
- Активизация самостоятельной познавательной деятельности путем включения детей в различные виды практической и исследовательской деятельности.
- Укрепление связи с родителями, организация взаимодействия семьи и школы, приобщение родителей к воспитательному процессу;
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошедшего учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию и развитию личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших школьников.
Реализация поставленных задач осуществлялась через планомерную работу воспитателей на занятиях и режимных моментах, при проведении традиционных школьных дел, участия детей в различных соревнованиях, конкурсах, организацию повседневной жизни воспитанников.
Воспитательная работа велась согласно календарного плана по 7 направлениям.
Выбранные направления деятельности актуальны, соответствуют поставленным задачам, позволяют добиться хороших результатов в воспитании. По всем направлениям согласно календарного планирования, проводились беседы, соревнования, игры, викторины, часы общения, практические занятия.
В течение года, в школе были проведены внеклассные мероприятия «Праздник Осени», «День учителя», «День воспитателя», «8 Марта - Мамин день», «Здравствуй Новый год!», «День Защитников Отечества», дни именинника и т.д., в которых дети принимали активное участие.
Все мероприятия, проведенные для детей, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, расширяли общий кругозор детей, что способствовало успешной адаптации детей группы в условиях школы-интерната.
Иногда чувство соперничества ведет к спорам, их удается решить с помощью бесед, положительных примеров других детей, обсуждения ситуаций из художественной литературы. С целью сплочения детского коллектива, дети привлекались к совместному труду, подготовке к праздникам, конкурсам, выставкам. К проводимым мероприятиям дети относятся с большим интересом, с удовольствием принимали в них участие.
Многие дети по интересам, интеллекту и физическому развитию включены в различную кружковую и спортивную деятельность.
С воспитанниками группы в течении года регулярно читали художественную литературу, воспитывали умение понимать прочитанное, принимали участие в викторинах, конкурсах по сказкам и рассказам для детей. Большое значение библиотечные часы играют и в нравственном воспитании. Чтение художественной литературы и беседы о прочитанном, викторины и конкурсы помогают воспитывать доброту, уважительное отношение друг к другу, любовь к чтению и к книге.
Ребята участвовали в спортивных соревнованиях, мероприятиях, любят ходить на прогулку, играть в подвижные игры. Постепенно прививаются навыки общения между детьми в разновозрастном коллективе, поэтому, коллектив воспитанников к концу учебного года, стал более сплоченным, дружным, активным.
Правильный режим дня способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность воспитанников, физическое и нравственное самочувствие. Эффективность работы в группе во многом зависит от отношения ребенка к школе. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов во всем. Поэтому планируя работу с детьми, приходится чередовать деятельность детей – умственную и трудовую, досуговую и игровую.
Основным направлением воспитательной работы считаем работу, направленную на укрепление здоровья ребенка. «Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем». Эта мысль на протяжении всего периода проживания воспитанников в школе-интернате является основной и проявляется в каждом мероприятии, в каждом режимном моменте.
С целью сохранения здоровья и формированию здорового образа в школе проводилось немало мероприятий – беседы, конкурсы, викторины, где наши дети принимали участие, регулярно посещали зарядку, разучили новые подвижные игры, проводились беседы о личной гигиене учащихся, контроль за качеством мятья рук, одеждой на прогулках.
Свою работу стараемся строить так, чтобы сохранение и укрепление здоровья школьников и учебно-воспитательная работа составляли одно единое целое, добиваемся строгого выполнения и соблюдения детьми санитарно-гигиенических требований в процессе воспитания. В течении года проводили ряд бесед и практических занятий согласно планирования.
В плане охраны здоровья детей мы работаем совместно с доктором, который проводил профилактические осмотры и беседы. Регулярно проводили беседы и инструктажи по технике безопасности.
Можно сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные задачи.
В группе начало года было 10 человек, на окончание 12. Группа разновозрастная, в группу входят: 3 человека 2-го «А» класса, 3 человека 2 класса, 6 человек 3 класса. Из них 4 девочки и 8 мальчиков. В течении учебного года в группе произошли изменения: прибыл Лаврентьев Вадим и Ставитцкий Иван.
Дети группы обладают разным интеллектуальным потенциалом. В 2023-2024 учебном году главной задачей было то, чтобы нацелить детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости.
Большинство обучающихся проявляли активность в прохождении онлайн – олимпиад на различных образовательных платформах.
Проведенная в группе работа способствовала не только сплочению коллектива, но и повышению уровня воспитанности. Проведенный итоговый срез уровня воспитанности показал, что в группе на конец учебного года уровень воспитанности не значительно повысился.
Начало 2023-24 уч. года. Конец 2023-24 уч .года.
Организации и подготовке домашнего задания уделялось много времени. Так как группа разновозрастная, работа выстраивалась дифференцированно. Дети второго класса выполняли работу более самостоятельно, в процессе выполнения работы каждому воспитаннику уделялось внимание, чтобы помочь, проверить, проконтролировать его работу. С детьми 2 класса приходится работать индивидуально.
В течении учебного года регулярно посещали станции экотропы. Дети с увлечением познавали и знакомились с живой и неживой природой, участвовали в мероприятии «Покормим птиц зимой», на котором изготовили кормушки для птиц, подкармливали их в течение зимнего периода. Важное значение имеют наблюдения на прогулках, развивают наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в природе, развивает логическое мышление, разговорную речь.
В группе функционирует выставка разноплановых работ воспитанников, это объемные аппликации, поделки из природного материала и пластилина, коробок, картона и многие другие поделки.
Следующее направление - работа с родителями. До всех родителей доводится информация о том, чем занят ребенок в группе, как себя проявляет, как занимается (группа в WhatsApp). Если возникают какие-то проблемы по поводу поведения, стараемся решить их совместно с родителями и учителем. Многие родители в течении года принимали участие в жизни своего ребенка в школе в телефонном режиме, интересовались поведением, здоровьем, успеваемостью (Бережной, Гайворонская, Киселева, Дигонская.)
Удовлетворенность большей части родителей и детей работой воспитателей в группе, показывает правильность выбранных ориентиров.
Анализ воспитательной работы показывает, что проделанная работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому развитию детей, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, адаптации детей в интернате.
В целом воспитательная работа в группе была многоплановой и разносторонней. По всем направлениям деятельности было проведено много разнообразных мероприятий, где дети группы, не смотря на свой возраст, принимали активное участие, поощрялись грамотами и подарками.
Исходя из целей и задач прошедшего года, следует отметить, что коллектив воспитанников группы становится сплоченнее, дружнее, активнее.
Однако многие моменты остались отработаны не до конца, а часть негативных сторон в воспитательной работе проявилась в ходе изучения группы, а также в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, следует обратить внимание на то, что у многих детей в группе не развито чувство уважения к другим, обратить внимание на формирование навыков культуры поведения в школе и вне школы.
Еще не полностью реализованы возможности детей во внеурочное время
Не все родители привлечены к организации досуга своих детей.
В связи с этим на следующий год поставлены следующие задачи:
Цели и задачи на новый учебный год
- Продолжать содействовать формированию классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития детей;
- развивать общественную активность обучающихся, ученическое самоуправление как основу для возрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;
- воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, воспитывать у обучающихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого обучающегося;
- формировать экологическую грамотность обучающихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
- организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива обучающихся.
- Работа с родителями.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы-интерната в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Сообщество родителей и попечительский совет школы-интерната, участвующие в решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе-интернате;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей, воспитателей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные консультации;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- анкетирование;
- общешкольные и классные родительские собрания.
- Формы и методы воспитательной работы.
Формы работы:
Беседа, обсуждения, наблюдения.
Презентации, использование ИКТ.
Практические занятия.
Конкурсы, викторины, игры.
Праздники, мероприятия, выступления.
Просмотр кинофильмов и мультфильмов;
Путешествия по историческим и памятным местам;
Прогулки, экскурсии.
Художественные выставки, праздники, коллективные игры;
Игры по интересам.
Спортивные соревнования.
Воспитательские занятия.
Инструктажи;
Участие в различных интернет-конкурсах районного и областного уровня.
Участие в областных фестивалях.
Методы работы:
Диагностические (изучения, наблюдения, беседа).
Организационные (изучение, повторение).
Побудительные (поощрение, внушение, убеждение).
Коммуникативные (доверие, сотрудничество, согласие).
Коррекция (требование, корректирования).
Совершенствование (изучение, обобщение).
Игровые.
№ п/п | Название месячника | Месяц | Ответственные |
1. | Месячник по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности и терроризма «Школы безопасности». | Сентябрь | 5 кл. |
2. | Месячник здорового образа жизни «Здоровое поколение». | Октябрь | 6 кл. |
3. | Месячник правового воспитания и профилактики правонарушений «Основы правовых знаний». | Ноябрь | 9 кл. |
4. | Месячник нравственно-эстетического воспитания «Новый год у ворот» | Декабрь | 1-2 кл. |
5. | Месячник исторического и культурного наследия «Наши традиции». | Январь | 3 кл. |
6. | Месячник спортивно-оздоровительной работы и военно-патриотического воспитания «Учусь Отчизну защищать». | Февраль | 10-11 кл. |
7. | Месячник трудового воспитания и профориентации «Труд – основа жизни человека». | Март | 8 кл. |
8. | Месячник экологического воспитания и жизнеобеспечения «Жизнь дана на добрые дела». | Апрель | 4 кл. |
9. | Месячник гражданско-патриотического воспитания «Память в наших сердцах жива». | Май | 6 кл. |
Календарно- тематическое планирование.
Гражданско-патриотическая деятельность.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма проведения | Дата проведе-ния | Ответственный | Примечание |
1. | «Праздник первого звонка» | Праздничная линейка | 02.09.24 | Ревенко У.В. Панченко Л.В Звычайная Е.В. | |
2. | «Кто самый главный?» | Выбор командира и актива группы | 09.09.24 | Панченко Л.В. | |
3. | «Чистый поселок» | Экологическая акция в рамках волонтерской деятельности | 16.09.24 | Панченко Л.В. | |
4. | «Как одеться на улицу?» | Беседа – практикум | 23.09.24 | Панченко Л.В. | |
5. | «Дружная семейка» (члены семьи, обязанности в семье). | Ролевая игра. (В рамках года семьи) | 30.09.24 | Панченко Л.В. | |
6. | «Моя малая Родина». | Занятие с использованием онлайн ресурсов. | 07.10.24 | Панченко Л.В. | |
7. | «Хороший и плохой поступок». | Воспитательное занятие. | 14.10.24 | Панченко Л.В. | |
8. | «Люблю тебя, мой край родной» (в рамках регионального компонента). | Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Ростовской области. | 21.10.24 | Панченко Л.В. | |
9. | «Я – гражданин России» (государственные символы, в рамках правового месячника) | Информационный час с использованием видеоматериала. | 11.11.24 | Панченко Л.В. | |
10. | «Что мы Родиной зовём». | Час поэзии. Прослушивание песен и стихов о Родине. | 18.11.24 | Панченко Л.В. | |
11. | «Знай и люби свой край». | Виртуальное путешествие по родному краю в рамках регионального компонента. | 25.11.24 | Панченко Л.В. | |
12. | Эти мудрые русские сказки. «Гуси-лебеди». | Минутка радостного чтения. Конструировать из пластилина образ Бабы – Яги. | 02.12.24 | Панченко Л.В. | |
13. | День героев Отечества | Мероприятие приуроченное к Дню неизвестного солдата. | 09.12.24 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
14. | «Нам весело играть». (в рамках месячника нравственного и эстетического воспитания «Новый год у ворот»). | Подвижные игры на открытом воздухе. Мероприятие в рамках месячника | 16.12.24 | Панченко Л.В. | |
15. | «Россия – Родина моя». | Виртуальная экскурсия по Московскому кремлю. | 23.12.24 | Панченко Л.В. | |
16. | «Защитники земли русской». | Виртуальное посещение музея панорамы «Самбекские высоты» | 13.01.25 | Панченко Л.В. | |
17. | «Герои нашего времени». | Онлайн экскурсия на Мамаев курган. | 20.01.25 | Панченко Л.В. | |
18. | «Труд военных». | Занятие с использованием видеоматериала. | 27.01.25 | Панченко Л.В. | |
19. | «Страна, в которой я живу». | Час общения. Чтение стихов и просмотр слайдов о Родине. | 03.02.25 | Панченко Л.В. | |
20. | «Горжусь тобой, моя Россия». | Творческая мастерская (рисование). | 10.02.25 | Панченко Л.В. | |
21. | «Герои не умирают». | Просмотр и обсуждение военно патриотического фильма «Орленок». | 17.02.25 | Панченко Л.В. | |
22. | «Отец. Отчизна. Отечество». | Воспитательское занятие с использованием мультимедийного материала. | 24.02.25 | Панченко Л.В. | |
23. | «Чтобы не случилось беды» | Игровая программа | 03.03.25 | Панченко Л.В. | |
24. | Страницы истории. | Посещение виртуального музея – заповедника «Танаис». | 10.03.25 | Панченко Л.В. | |
25. | «Только здоровые привычки» | В рамках недели здоровья | 17.03.25 | Панченко Л.В. | |
26. | «Что такое волонтерство?» | Нравственная беседа. | 07.04.25 | Панченко Л.В. | |
27. | Веселые старты «Выше, быстрее, сильнее» (1-5кл) | ШСК «Виктория» | 14.04.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В | |
28. | «Юные герои». | Час чтения. Рассказ «Письмо с фронта» А. Митяева. | 21.04.25 | Панченко Л.В. | |
29. | «Доброе слово лечит, а худое калечит». | Воспитательное занятие. | 28.04.25 | Панченко Л.В. | |
30. | Акция «Открытка для ветерана» (в рамках волонтерской деятельности) | Творческая мастерская(аппликация) | 05.05.25 | Панченко Л.В. | |
31. | «Веселый цветник» | Работа на клумбе | 12.05.25 | Панченко Л.В. | |
32. | «Сын полка». | Час памяти (просмотр и обсуждение детского фильма). | 19.05.25 | Панченко Л.В. | |
33. | Торжественная линейка, посвященная последнему звонку «Промчались зимы с веснами, уже мы стали взрослыми…». | Торжественная линейка. | 26.05.24 | Панченко Л.В. Звычайная Е.В. |
Интеллектуально-познавательная деятельность.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма проведения | Дата прове-ния | Ответственный | Примечание |
1. | «Беслан мы тебя помним» | Час памяти, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом. | 03.09.24 | Ревенко У.В. | |
2. | «На помощь Белоснежке». | Этическая игра. | 10.09.24 | Панченко Л.В. | |
3. | «Батюшка Покров-укрой Донскую землю добром» | мероприятие | 17.09.24 | Панченко Л.В. | |
4. | «Добрые волшебники». | Игровое занятие. | 24.09.24 | Панченко Л.В. | |
5. | «Учитель, примите наши поздравления!». | Изготовление поздравительных открыток. | 01.10.24 | Панченко Л.В. | |
6. | «Чтобы быть всегда здоровым» (в рамках месячника «ЗОЖ») | Видео лекторий о вреде курения. | 08.10.24 | Панченко Л.В. | |
7. | «Приключение Буратино». | Сказка вслух А. Толстого. | 15.10.24 | Панченко Л.В. | |
8. | «Дружба начинается с улыбки». | Беседа с элементами ролевых упражнений. | 22.10.24 | Панченко Л.В. | |
9. | Рейд по проверке внешнего вида и хранению личных вещей | Акция | 29.11.24 | Панченко Л.В. | |
10. | «Игра- дело серьезное». | Подвижные игры на свежем воздухе | 05.11.24 | Панченко Л.В. | |
11. | «Я вырос здесь и край мне этот дорог» | Электронная призентация | 12.11.24 | Панченко Л.В. | |
12. | «Угадай-ка» Отгадывание загадок, кроссвордов, головоломок | Зарядка для ума | 19.11.24 | Панченко Л.В. | |
13. | «Помоги, тому, кто рядом» | Акция «Покорми птиц» | 26.11.24 | Панченко Л.В. | |
14. | «Краски детства» | Мероприятие к дню инвалидов | 03.12.24 | Панченко Л.В. | |
15. | Изготовление снежинок, игрушек на Новогоднюю елку. Украшение спальных комнат | Час творчества | 10.12.24 | Панченко Л.В. | |
16. | «Учимся дружить». | Ролевая игра. | 17.12.24 | Панченко Л.В. | |
17. | «Хорошие манеры». | Дидактическая игра. | 24.12.25 | Панченко Л.В. | |
18. | «Праздники и традиции Русского народа»». | Презентация | 14.01.25 | Панченко Л.В. | |
19. | «Рисунок на тему зимы «Зимушка-зима» | Творческий конкурс | 21.01.25 | Панченко Л.В. | |
20. | «Народное творчество России» | Презентация –показ. | 28.01.25 | Панченко Л.В. | |
21. | «Покорми птиц зимою» | Акция | 04.02.25 | Панченко Л.В. | |
22. | «Мы помним! Мы гордимся!» | Просмотр фильма о ВОВ. | 11.02.25 | Панченко Л.В. | |
23. | «Вперед мальчишки!». «День защитника Отечества». | Спортивное соревнование. | 18.02.25 | Панченко Л.В. | |
24. | «Мы о подвигах читаем, стать героями мечтаем». В рамках месячника | Литературный час | 25.02.25 | Панченко Л.В. | |
25. | «На балу у Золушки». | Познавательно-развлекательное мероприятие. | 04.03.25 | Панченко Л.В. | |
26. | «Добро не терпит промедления». | Просмотр и обсуждение мультфильма «Крошка енот». | 11.03.25 | Панченко Л.В. | |
27. | «Мой четвероногий друг». | Минутка безопасности. Правила общении с домашними животными. | 18.03.25 | Панченко Л.В. | |
28. | «В стране литературных героев» | Игра-путешествие | 25.03.25 | Панченко Л.В. | |
29. | «Дорога к звездам». | Онлайн – экскурсии по музеям космонавтики. | 01.04.25 | Панченко Л.В. | |
30. | « В дружбе наша сила» | Игра-викторина. | 08.04.25 | Панченко Л.В. | |
31. | «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ» | Воспитательское занятие с использованием мультимедиа. | 15.04.25 | Панченко Л.В. | |
32. | «Один дома». Правила безопасного поведения. | Минутка безопасности. | 22.04.25 | Панченко Л.В. | |
33. | «Этот праздник со слезами на глазах» (в рамках месячника патриотического воспитания). | Тематическое рисование | 29.04.25 | Панченко Л.В. | |
34. | «Ветеран живет рядом» мероприятие в рамках волонтерской деятельности «Жизнь дана на добрые дела» | мероприятие | 06.05.25 | Панченко Л.В. Ревенко У.В. | |
35. | Международный день семей | Час общения | 13.05.25 | Панченко Л.В. | |
36 | «В гости к лету». | Занятие-игра | 20.05.25 | ||
Художественно-эстетическая деятельность.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма проведения | Дата прове-ния | Ответственный | Примечание |
1. | «Правила дорожные детям знать положено» (в рамках месячника профилактики ДДТТ). | Выставка рисунков. | 04.09.24 | Панченко Л.В. | |
2. | «Автомобили, светофор, транспорт» (в рамках месячника профилактики ДДТТ). | Аппликация. | 11.09.24 | Панченко Л.В. | |
3. | «Осенние листья» | Рисование | 18.09.24 | Панченко Л.В. | |
4. | «Красота родной природы». | Слайд-показ | 25.09.24 | Панченко Л.В. | |
5. | «Эти забавные животные». | Конкурс рисунков | 02.10.24 | Панченко Л.В. | |
6. | «В гостях у Мойдодыра» (в рамках месячника «Здоровое поколение»). | Выставка рисунков. | 09.10.24 | Панченко Л.В. | |
7. | «Овощи с огорода». | Лепка. | 16.10.24 | Панченко Л.В. | |
8. | «Я имею право на имя». Чтение рассказа Б. Житков «Как меня назвали». | Беседа. Обсуждение. | 23.10.24 | Панченко Л.В. | |
9. | «Азбука правовых знаний» (в рамках правового месячника) . | Выставка рисунков. | 06.11.24 | Панченко Л.В. | |
10. | Конструировать из пластилина образ Бабы – Яги по сказке «Гуси-лебеди». | Занятие с использованием игровых моментов. | 13.11.24 | Панченко Л.В. | |
11. | «Не будь жадным!» | Воспитательное занятие. | 20.11.24 | Панченко Л.В. | |
12. | «Мы за ЗОЖ» | Выпуск буклетов «Будущее в моих руках» | 27.11.24 | Педагог организатор Ревенко У.В. | |
13. | Подготовка к фестивалю дня инвалидов | Изготовление поделок | 04.12.24 | Панченко Л.В. | |
14. | «Что такое этикет?» | Игровые и практические приёмы. | 11.12.24 | Панченко Л.В. | |
15. | «Новогодняя карусель». | Изготовление ёлочных украшений, поделок. | 18.12.24 | Панченко Л.В. | |
16. | «Снеговик». | Аппликация. | 25.12.24 | Панченко Л.В. | |
18. | «Птицы нашего леса». | Лепка | 15.01.25 | Панченко Л.В. | |
19. | «Покорми птиц зимою». | Акция | 22.01.25 | Панченко Л.В. | |
20. | Рисунки на военную тематику (в рамках спортивно-патриотического месячника). | Выставка рисунков. | 29..01.25 | Панченко Л.В. | |
21. | «Наша армия сильна, защищает нас она» (в рамках месячника)3 | Час общения (рассматривание книжных иллюстраций). | 05.02.25 | Панченко Л.В. | |
22. | «Подарок солдату» в рамках месячника | Изготовление поделки из бумаги | 12.02.25 | Панченко Л.В. | |
23. | Изготовление открыток к 23февраля (папе ,дедушке, брату) | Конструирование | 19.02.25 | Панченко Л.В. | |
24. | «Кем я буду? Профессия от А до Я»» (в рамках месячника по профориентации). | Выставка рисунков. | 26.02.25 | Панченко Л.В. | |
25. | «Весна - красна». | Аппликация. | 05.03.25 | Панченко Л.В. | |
26. | Благоустройство школьного двора и прилегающей территории | Весенняя неделя добра | 12.03.25 | Панченко Л.В. | |
27. | «Мой домашний питомец». | Рисование | 19.03.25 | Панченко Л.В. | |
28. | «Её величество Вежливость». | Беседа с элементами ролевой игры. | 02.04.25 | Панченко Л.В. | |
29. | «Ветка березы с сережками». | Аппликация способом скручивания и вырезания. | 09.04.25 | Панченко Л.В. | |
30. | Рисунки на экологическую тематику (в рамках экологического месячника). | Выставка. | 16.04.25 | Панченко Л.В. | |
31. | «Весёлые игрушки – герои сказок» | Лепка | 23.04.25 | Панченко Л.В. | |
32. | «Памятник в нашей деревне». | Экскурсия к памятнику в с. Колушкино. | 30.04.25 | Панченко Л.В. | |
33. | Акция «Пока горит свеча» (в рамках месячника патриотического воспитания). | Конкурс рисунков. | 07.05.25 | Панченко Л.В. | |
34. | «Угадай, что где растет». | Дидактическая игра на экотропе (станции «Сад за окном»). | 14.05.25 | Панченко Л.В. | |
35. | «Правила поведения на каникулах». | Беседа по т.б. | 21.05.25 | Панченко Л.В. |
Духовно-нравственная деятельность.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма проведения | Дата прове-ния | Ответственный | Примечание |
1. | «В поисках клада» | Квест -игра | 05.09.24 | Звычайная Е.В. Педагог организатор Ревенко У.В. | |
2. | «Знай и уважай ПДД» (в рамках месячника профилактики ДДТT). | Мультимедийная презентация-тренинг. | 12.09.24 | Звычайная Е.В. | |
3. | «Батюшка Покров –укрой землю добром» | Праздник | 19.09.24 | Звычайная Е.В. | |
4. | «День добрых дел» | Акция | 26.09.24 | Звычайная Е.В. Педагог организатор Ревенко У.В. | |
5. | «Учитель, имя твое я славлю». | Утренник. | 03.10.24 | Фирсова Т.Д. Молчанова Л.Н. | |
6. | «Что можно и нельзя». (Т.Б. во время игры на свежем воздухе) | Игровое занятие | 10.10.24 | Звычайная Е.В. | |
7. | Показ мультфильма «Школа хороших манер». | Правила поведения в общественных местах. | 17.10.24 | Звычайная Е.В. | |
8. | Сказкотерапия. «Как лисичка с бычком поссорилась». | Чтение с обсуждением. Игровой момент. | 24.10.24 | Звычайная Е.В. | |
9. | «Волшебные средства взаимопонимания». | Дидактические игры и упражнения. | 07.11.24 | Звычайная Е.В. | |
10. | «Москва-столица Российского государства». | Беседа с использованием видеоматериала. | 14.11.24 | Звычайная Е.В. | |
11. | «Конвенция» в рисунках (в рамках правового месячника). | Информационный час. | 21.11.24 | Звычайная Е.В. | |
12. | «День государственного герба» | Беседа с применением мультимедийного материала. | 29.11.24 | Звычайная Е.В. | |
13. | «День добровольца (волонтера)» | Акция «Помоги, то рядом» | 05.12.24 | Педагог организатор Ревенко У.В. | |
14. | Полезные советы от Тётушки Совы (просмотр мультфильма о Конституции РФ). (в рамках месячника «Новый год у ворот»). | Информационный час с использованием видеоматериала. | 12.12.24 | Звычайная Е.В. | |
15. | Фестиваль сказок «Добро побеждает зло». | Час поэзии. Чтение сказок. | 19.12.24 | Звычайная Е.В. | |
16. | «Новогодняя шкатулка». | Игра –фантазия. Мероприятие в рамках месячника | 26.12.24 | Звычайная Е.В. | |
17. | «Внешний вид учащихся-лицо школы»». | Рейд | 16.01.25 | Звычайная Е.В. | |
18. | «Что такое дружба». | Воспитательное занятие. | 23.01.25 | Звычайная Е.В. | |
19. | «Мой класс – моя семья». (В рамках года семьи) | «Семейный вечер» (чтение книг, игры настольные) | 30.01.25 | Звычайная Е.В. | |
20. | «Времена года». | Игровой час. | 06.02.25 | Звычайная Е.В. | |
21. | «Чтобы иметь друга, надо быть им». | Час общения. | 13.02.25 | Звычайная Е.В. | |
22. | Чтение А. Митяева «Почему армия всем родная». | Час чтения. | 20.02.25 | Звычайная Е.В. | |
23. | Просмотр фильма «Солдатик» о детях войны | Просмотр фильма | 27.02.25 | Звычайная Е.В. | |
25. | «На балу у Золушки» | Конкурсная программа, конкурс рисунков. | 06.03.25 | Звычайная Е.В. | |
26. | «Хлеб – всему голова» (в рамках месячника по профориентации). | Воспитательное занятие. | 13.03.25 | Звычайная Е.В. | |
27. | «Что такое правила хорошего тона?» | Дидактическая игра. | 20.03.25 | Звычайная Е.В. | |
28. | Сказка «Маша и медведь». | Сказка вслух. | 03.04.25 | Звычайная Е.В. | |
29. | «Моё. Твоё. Чужое» (профилактика воровства). | Обсуждение проблемных ситуаций. Просмотр мультфильма «Фунтик и огурцы» | 10.04.25 | Звычайная Е.В. | |
30. | Игра путешествие по станциям «В страну здоровья!» (1-5кл) | Игра путешествие | 17.04.25 | Педагог организатор Ревенко У.В. | |
31. | «Будь природе другом» ( в рамках месячника по экологии). | Занятие практикум. | 24.04.25 | Звычайная Е.В. | |
32. | «Праздник весны и труда» | Творческая мастерская из природного материала на песке | 01.05.25 | Звычайная Е.В. | |
33. | «С праздником ветеран». | Общешкольное мероприятие. | 08.05.25 | Звычайная Е.В. | |
34. | «Мужество останется в веках» | Час чтения литературы о ВОВ. | 15.05.25 | Звычайная Е.В. | |
35. | «Назови ласково». | Игра забава. | 22.05.25 | Звычайная Е.В. |
Трудовая деятельность. Профориентация.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма проведения | Дата прове-ния | Ответственный | Примечание |
1. | «Найди фрукт» | Квест -игра | 06.09.24. | Педагог организатор Ревенко У.В. | |
2. | «Наша школа лучше всех». | Операция по благоустройству двора. | 13.09.24 | Звычайная Е.В. | |
3. | Операция «Уют». Наведём порядок в спальнях. | Практическая работа (отработка правил хранения личных вещей). | 20.09.24 | Звычайная Е.В. | |
4. | День воспитателя | Изготовление открыток, рисование. | 27.09.24 | Звычайная Е.В. | |
6. | «Учитель, имя твое я славлю» | День учителя: акция поздравление учителей. | 04.10.24 | Звычайная Е.В. | |
7. | «В стране чистюль». | Игровое занятие (труд в быту). | 11.10.24 | Звычайная Е.В. | |
8. | «Я дежурю по спальне». | Практическое занятие. | 18.10.24 | Звычайная Е.В. | |
9. | «Осенний лист». | Трудовой десант. | 25.10.24 | Звычайная Е.В. | |
10. | «Что такое труд?» | Беседа. Использование мультимедийного материала. | 08.11.24 | Звычайная Е.В. | |
11. | «Я помощник». | Уборка в тумбочках и бельевом шкафу. | 15.11.24 | Звычайная Е.В. | |
«Особенности труда жителей родного края». Знакомство с разными профессиями нашего края. | Видеопутешествие. | 29.11.24 | Звычайная Е.В. | ||
12. | «Осенние хлопоты» | Работа на территории. | 22.11.24 | Звычайная Е.В. | |
13. | «Красивое, аккуратное – это мое!» | Беседа-практикум (элементы глажки одежды). | 06.12.24 | Звычайная Е.В. | |
14. | «Чем пахнут ремесла?» | Час чтения Н.Носов «Заплатка». | 13.12.24 | Звычайная Е.В. | |
15. | «Новый год идет к нам в гости». | Выставка творческих работ Мероприятие в рамках месячника нравственного и эстетического воспитания | 20.12.24 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
18. | Уход и уборка за вещами, обувью, стирка ,глаженье, мелкий ремонт одежды. | Практическое занятие | 10.01.25 | Звычайная Е.В. | |
19. | «Покормим птиц зимой». | Час развлечения. Катание с горки. Экскурсия познавательная (по эко тропе «Птичья столовая» | 17.01.25 | Звычайная Е.В. | |
20 | . «Личная гигиена с доктором» | Беседа с доктором | 24.01.25 | Звычайная Е.В | . |
«Чудесные поделки из соленого теста» | Ручной труд. | 31.01.25 | Звычайная Е.В | ||
21. | «День герои войны» | Видеопоказ | 07.02.25 | Звычайная Е.В. | |
22. | «Наводим порядок в вещах». | Практическое занятие. | 14.02.25 | Звычайная Е.В. | |
23. | Мелкий ремонт одежды «Раз стежок, два стежок» | Занятие по рукоделию. | 21.02.25 | Звычайная Е.В. | |
24. | «Угадай профессию». | Электронная викторина. | 28.02.25 | Звычайная Е.В. | |
25. | «Милые женщины» | Праздничный концерт, посвященный 8марта | 07.03.25 | ||
26. | «Женский день-8 марта». | Утренник. | 14.03.25 | Звычайная Е.В. | |
27. | «Труд-основа жизни человека» | В рамках месячника трудового воспитания и профориентации | 21.03.25 | Звычайная Е.В. | |
28. | «Знакомство с миром профессий» (в рамках месячника по профориентации). | Виртуальна экскурсия. | 28.03.25 | Звычайная Е.В. | |
29. | Работа на пришкольном участке. | Трудовой практикум. | 04.04.25 | Звычайная Е.В. | |
30. | «День космонавтики» | Конкурс рисунков | 11.04.25 | Звычайная Е.В. | |
31. | «Озеленим нашу клумбу». | Экологическая акция. | 18.04.25 | Звычайная Е.В. | |
32. | «Уборка закреплённой территории». | Практикум. | 25.04.25 | Звычайная Е.В. | |
33. | Облагораживание школьной территории. | Трудовой десант | 02.05.25 | Звычайная Е.В. | |
34. | Митинг «Это праздник со слезами на глазах». | 09.05.25 | Звычайная Е.В. | ||
35. | «Школьный двор». | Акция по уборке двора. | 16.05.25 | Звычайная Е.В. | |
36. | «Минутки безопасности». | Просмотр и обсуждение мультфильма | 23.05.25 | Звычайная Е.В. | |
37. | «Учебная книга - наш друг!» | Практическое занятие в школьной библиотеке. | Звычайная Е.В. |
Культурно - досуговая деятельность.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма проведения | Дата прове-ния | Ответственный | Примечание |
1. | Отдых на свежем воздухе. | Игра «Третий лишний». | 07.09.24 | Панчено Л.В | |
2. | «Веселые старты» (в рамках месячника по профилактике ДДТТ). | Спортивное мероприятие. | 14.09.24 | Панчено Л.В | |
3. | «В здоровом теле, здоровый дух». | Игры, эстафеты на свежем воздухе. | 16.09.24 | Панчено Л.В | |
4. | «Знает каждый безопасность это важно!» | Электронная викторина. | 21.09.24 | Панчено Л.В | |
5. | «Со скакалкой я дружу». | Игры на свежем воздухе. | 28.09.24 | Панчено Л.В | |
6. | «Листопад, листопад, листья жёлтые летят…» | Экскурсия – наблюдение (по эко тропе станция «Сад за окном»). | 05.10.24 | Панчено Л.В | |
7. | «Веселый урожай» | День урожая. Осенняя ярмарка. Выставка поделок из природного материала. | 12.10.24 | Педагог организатор Ревенко У.В. | |
8. | «Багряный лист на землю тихо лег» | Праздник осени. Конкурсная программа «Мисс осень» | 19.10.24 | Педагог организатор Ревенко У.В. | |
9 | «Правила поведения в общественных местах» | Показ мультфильма «Школа хороших манер» | 26.10. 24 | Панченко Л.В. | |
«День народного единства» | Видео показ | 09.11.24 | |||
10. | «Добрая суббота» | Акция | 16.11.24 | Педагог организатор Ревенко У.В. | |
10. | День осенних именинников» | Праздничный вечер | 23.11.24 | Педагог организатор Ревенко У.В. Воспитатели | |
11. | «День государственного герба» | Беседа с применением мультимедийного материала | 30.11.24 | Звычайная Е.В. | |
13. | «Делай доброе дело» участие в областном фестивале «Мне через сердце виден мир». | Декада инвалидов. Выставка поделок. | 07.12.24 | Панчено Л.В Звычайная Е.В. | |
14. | «Герои отечества» | Тематическая беседа-диспут. | 14.12.24 | Панчено Л.В | |
15. | «Новогодняя праздничная программа»». | Праздничная дискотека с игровой программой | 21.12.24 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
18. | «Зимние забавы» | Игры на свежем воздехе | 11.01.25 | Панченко Л.В. | |
19. | День зимних именинников. | Праздничный вечер. Поздравление именинников. | 18.01.25 | Панченко Л.В. | |
20. | «Найди меня!» | Спортивный досуг. | 25.01.25 | Панченко Л.В. | |
«День юного героя антифашиста» | Выставка поздравительных стенгазет посвященного дню защитника отечества | 08.02.25 | Панченко.Л.В. | ||
22. | «День зимних именинников» | Подвижная игра. | 15.02.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. Воспитатели | |
23. | Школьные спортивные соревнования по пионерболу, посвященного Дню защитника Отечеству | Праздничные соревнования | 22.02.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
24. | «Дом для книг». | Экскурсия в школьную библиотеку. | 01.03.25 | Панченко Л.В. Полуэктова О.В | |
26. | «Подготовим улицы к лету». | Акция | 02.03.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
27. | Весенний субботник | Акция | 15.03.25 | Панченко Л.В. | |
28. | «Найди клад» | Игра-путешествие по станциям | 05.04.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
29 | День космонавтики «Путешествие по галактике» | Конкурс рисунков | 12.04.25 | ||
30. | «Море волнуется» | Игры на природе | 19.04.25 | Панченко Л.В | |
31. | День весенних и летних именинников. | Досуговое мероприятие | 26.04.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
32. | «Окна победы» | Проект | 03.05.25 | ||
33 | «Школьный двор». «Охрана природы - твоя обязанность». | Акция по уборке двора. Экскурсия- практикум по эко тропе (ст. «Святой источник»). | 10.05.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
34. | «Подвиг героя» (в рамках патриотического месячника) | Вертушка. Заключительное мероприятие месячника. | 17.05.25 | Панченко Л.В. | |
35. | «Съедобное-не съедобное» | Дидактическая игра | 24.05.25 | Панченко Л.В. |
Оздоровительная и экологическая деятельность.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма проведения | Дата прове-ния | Ответственный | Примечание |
1. | «Найди меня» | Развивающая игра | 08.09.24 | Звычайная Е.В | |
2. | «Знайте, дети всей земли-пожары детям не нужны!!!» | Видео лекторий. | 15.09.24 | Звычайная Е.В. | |
3. | «Природа и человек». | Акция по сбору лекарственных трав. | 22.09.24 | Звычайная Е.В. | |
4. | «Что такое хорошо и что такое плохо». | Устный журнал | 29.09.24 | Звычайная Е.В. | |
5. | «В здоровом теле, здоровый дух». | Подвижные игры на свежем воздухе. | 06.10.24 | Звычайная Е.В. | |
6. | «Обязательно для прочтения» | Чтение сказок А.С.Пушкина | 13.10.24 | Звычайная Е.В. | |
7. | «Золотая осень» | Конкурс рисунков, поделок. | 20.10.24 | Звычайная Е.В | |
8. | «Страна волшебная – здоровье» (в рамках месячника ЗОЖ). | Беседа с элементами игры. | 10.11.24 | Звычайная Е.В. | |
9. | «Азбука безопасности». | Мультимедийный час. | 17.11.24 | Звычайная Е.В. | |
10. | «Буря мглою небо кроет…» | Час поэзии. | 24.11.24 | Звычайная Е.В. | |
11. | «День неизвестного солдата» «День инвалидов» | Видео обзор | 01.12.24 | Панченко Л.В. | |
12. | «Забота о птицах». | Воспитательное занятие. | 08.12.24 | Звычайная Е.В. | |
13. | «Одевайся по погоде» | Дидактическая игра. | 15.12.24 | Звычайная Е.В. | |
14. | «Сбережем природу вместе». | Просмотр и обсуждение фильма об охране природы. | 22.12.24 | Звычайная Е.В. | |
15. | «Освобождение Тарасовского района от немецко-фашистских захватчиков» | Занятие в библиотеке | 12.01.25 | Панченко Л.В. Полуэктова О.В.(библиотекарь) | |
16. | «Кто такой чистюля?» | Беседа с доктором. | 19.01.25 | Звычайная Е.В. | |
17. | Час истории «Блокадный Ленинград» | медиопоказ | 26.01.25 | Спортивно-игровая программа 1-4 кл. | |
18. | «Сталинградская битва». | Видеопоказ | 02.02.25 | Звычайная Е.В. | |
19. | «Наблюдение за птицами». | Экскурсия по экотропе (Сад за окном). | 09.02.25 | Панченко Л.В. | |
20. | «Веселые старты» (в рамках месячника спортивно- патриотического воспитания) | Спортивные соревнования. | 16.02.25 | Звычайная Е.В. | |
21. | Зимние забавы. | Конструирование фигур из снега. | 23.02.25 | Панченко Л.В | |
22. |
| ||||
23. | «Зимующие птицы». | Занятие –экскурсия по экотропе (станция «Птичья столовая»). | 09.03.25 | ||
24. | «Спешите делать добрые дела» | Весенняя неделя добра | 16.03.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
25. | «Мы и наше здоровье» | Конкурс плакатов | 06.04.25 | Панченко Л.В | |
26. | «Про разные вредности» | Беседа о вреде курения с показом видеороликов. | 13.04.25 | Звычайная Е.В. | |
27. | «Добрые советы для вашего здоровья» | Мероприятие в рамках месячника Экологического воспитания и жизнеобеспечения «Жизнь дана на добрые дела» | 20.04.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
«Всемирный день здоровья» | Мероприятие в рамках месячника Экологического воспитания и жизнеобеспечения «Жизнь дана на добрые дела» | 27.04.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | ||
28. | «Окна Победы». | Акция украшения окон к Дню Победы | 04.05.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
29. | Литературный час «И словно все еще не кончен бой»: о прозе и фильмах о войне | Занятие с применением мультимедийного материала | 11.05.25 | Педагог-организатор Ревенко У.В. | |
30. | День весенних и летних именинников. | Поздравление именинников. Праздничный вечер. | 18.05.25 | ||
31. | 25.05.25 | Звычайная Е.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. "Перспектива" 1 класс
В Рабочую программу включены: программы по всем предметам 1 класса по программе "Перспектива"....
рабочая программа математика 5 класс мерзляк
планирование 5 класс математика Мерзляк...
Образовательная рабочая программа по хоровому классу для эстетического отделения ДШИ
Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходи...
Рабочая программа 2- 4 классы к УМК Вербицкой М.
Рабочая программа 2-4 классы к УМК Вербицкой М. составлена по всем требованиям ФГОС....
Рабочая программа для 3 класса по русскому языку программа "Школа России"
Предлагаю рабочую программу для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"
Предлагаю рабочие программы для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"
Предлагаю рабочие программы для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....