«Адаптация первоклассников к обучению в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ГКОУ РО Колушкинская специальная школа интернат»
«Адаптация первоклассников к обучению в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Сообщение подготовила воспитатель
Панченко Л.В.
2022г.
Начало обучения в школе-один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека-это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Каждый ребенок процесс адаптации переживает по своему. Первая четверть самая трудная.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. У детей плохо развита речь, слаборазвита мелкая моторика, неадекватные эмоции и т. д.
Первый год обучения в образовательном учреждении – переломный момент в жизни ребенка.
С поступлением его в образовательное учреждения меняется многое:
- место ребенка в системе общественных отношений;
- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;
- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);
- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;
- возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.
Основные функции воспитателя:
- Помощь детям в адаптации.
- Создание необходимых условий для обучения и воспитания в школе, для
проявления активности ребёнка (двигательной, интеллектуальной,
познавательной, социальной, творческой, поведенческой).
- Стимулирование усилий ребёнка, подростка по самопознанию, самооценке, самосовершенствованию, само регуляции.
- Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идет процесс формирования личности ребёнка.
- Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в школе в целом (межгрупповое, межличностное общение).
- Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.
- Регулирование взаимоотношений ребёнка с педагогами и взрослыми в школе и вне школы.
- Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.
- Целенаправленное и последовательное приучение
детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков.
- Ведение работы с детьми по профилактике вредных привычек.
- Ведение необходимой документации (ежедневные планы, дневники наблюдений, мониторинг уровня воспитанности).
Для того, чтобы ребята наиболее благополучно прошли период адаптации к школьной жизни мы в своей работе поставили следующие задачи:
1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
2) создание доброжелательной атмосферы в группе;
3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и соблюдении режима дня;
4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
5) создание предпосылок для групповой сплоченности.
В текущем году в школу поступило три обучающихся, воспитанника. (К, А,Т,М и Т.Д). Воспитательную работу в группе мы планируем с учетом психофизиологических возможностей каждого ребенка.
Социальная адаптация обучающихся – основное направление воспитательной работы, т.е. это один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами.
Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности.
Многие умения не присущи умственно-отсталому ребёнку. Личностные и деловые отношения между детьми и педагогами складываются весьма трудно и медленно. Дети недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива. Сложность состоит еще и в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности, а у многих первоклассников ведущей остаётся игра, и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу. Трудности также связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков (или полным отсутствием разговорной речи, понимание ограничено, пассивный словарь в пределах обиходно-бытовой тематики). Домашние задания в адаптационный период и в течение всего 1-ого класса не задаются. Согласно новым образовательным стандартам в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровье сберегающем подходе.
В самом начале наши первоклассники были шумными, крикливыми, непоседливыми, эмоционально возбудимыми. (К, А, и Т.М.).
(Т, Д,) был скованным, старался держаться незаметно.
В группе еще не устойчивые и разрозненные отношения, т.к. группа создана недавно. Дети не умеют работать и жить в коллективе. У детей из неблагополучных семей, в силу их внушаемости, эмоциональной неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки. (Т. М, Т.Д, К. А.). В целом поведение детей непредсказуемо.
Придя в первый класс, дети не имели представления о навыках самообслуживания: не знали, что такое мыть руки, чистить зубы (Т, М, и Т, Д,), как застегивать самостоятельно рубашку, брюки, пиджак, надевать правильно обувь (Т.Д). К концу четверти дети научились одеваться самостоятельно, застегивать пуговицы. (Кроме Т.Д) Приучаем детей правильно сидеть за столом, аккуратно есть, для большего восприятия и запоминания используем мультфильмы о поведении за столом, поговорки. Каждый ребенок знает свой шкафчик, тумбочку. Умеют навести порядок в тумбочке, только с помощью воспитателя. Все дети умеют пользоваться туалетными принадлежностями. Ограниченный словарный запас мешает точно выражать свои мысли; дети не умели слушать других, постоянно их перебивали. Мы формируем у детей навыки общения. У воспитанников возникают сложности в контакте с взрослыми и с другими детьми т.к. им еще трудно выполнять все требования правил школы-интернат. Для этого проводили мероприятия в игровой форме: «Учимся слушать друг друга», «Узнаем друг друга», «Назови меня», «Говорим и слушаем», «Правила обращения к учителю».
С первых дней обучения мы знакомит детей с режимом дня, правилами поведения во время уроков, на переменах, в различных школьных помещениях- столовой, комнате гигиены. («Как вести себя на уроках», и др.) Так, например, необходимо научить детей ходить строем во время передвижения по спальному корпусу. Конечно, в силу психологических особенностей некоторых детей, сразу возникают трудности. Такие дети, как Т.Д, не могут самостоятельно держаться в строю. Поэтому я стараюсь, чтобы он шел рядом со мной, держа его за руку и каждый раз проговаривая кто за кем идёт. К.А. и Т.М. –дети не вполне организованные, поэтому идут в середине строя.
Используя художественное слово, в игровой форме стараемся прививать навыки самообслуживания. Например: рассказ – «Для чего нам нужно мыло», «Твой носовой платок», «Умеешь ли ты себя вести», «Давай жить дружно», «В стране волшебных слов», а также игровые методы, метод приучения (т.е. постоянный показ и упражнения в необходимых навыках), наглядный материал. Это позволило научить детей самостоятельно мыть руки, пользоваться носовым платком или салфеткой, выполнять такие требования воспитателя и учителя, как: приветствовать стоя взрослых, входящих в класс, вставать в строй, правильно вести себя в школе, столовой, в спальне, содержать свое рабочее место в порядке, убирать игрушки.
Для развития познавательных интересов активно включаем в воспитательный процесс подвижные и развивающиеся игры, спортивные часы, прогулки по экологической тропе, ознакомительные экскурсии по школе (Где находится доктор, столовая, туалет и др.), инструктажи по. т. б, беседы, различные игры для сплочения детского коллектива, изготовление поделок, рисунков. («Осенние фантазии»)
В процессе игр дети находят общие интересы, формируются дружеские взаимоотношения. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. В процессе игры между детьми возникают симпатии, общие интересы, способствующие развитию дружеских отношений и пониманию друг друга. («Морская игра», «Кто лишний», «Съедобное- несъедобное», «Загадки»)
Изучаем особенности характера ребенка. Не пренебрегаем и различными способами невербального общения- обнять ребенка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребенка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относиться.
Проводим работу с психологом Панченко Т. Ю., наблюдает за детьми в процессе деятельности, дает свои рекомендации. Также поддерживаем тесную связь с доктором Мелкумян И. Г. Получаем от нее рекомендации о состоянии здоровья детей. Совместная деятельность с классным руководителем Визоргиной Л.Н. позволяет достичь желаемых результатов. Мы обмениваемся информацией, даем рекомендации друг другу для успешной адаптации детей к новым условиям.
Дальнейшая наша цель – продолжить прививать навыки самообслуживания, воспитывать чувство коллективизма, развивать духовно-нравственные качества, способствовать формированию личности.
Список использованной литературы
1. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. / Т.В. Костяк. М.: Академия, 2008 г.
2. Основы специальной психологии: учебное пособие [По ред. А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г.
Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013г.
3. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика-пресс,1993 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории о...
Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 классы
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслит...
ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...
Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс
Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...
Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2
Программа Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адапти...
Особенности социокультурной и профессиональной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учреждениях СПО (опыт работы ГБПОУ РО «НТТ»)
Адаптация - процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в разнообразной учебной, производственной и социально-значимо...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
СОГЛАСОВАНА:Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. УТВЕРЖДЕНА:И.о. директора________Агинова С.Б. Адаптированная дополнительная общеобразовательная...