Самообразование преподавателя СПО
статья

Самообразование преподавателя СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_ptsk_samoobrazovanie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

преподавателя Никоновой О В.

на заседании ПЦК

Тема: «Самообразование преподавателя СПО».

            "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д. Ушинский).

            «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»  А.С. Макаренко

Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!

          «Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся».

Российская общественность связывает деятельность современного преподавателя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации преподавателей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания преподавателем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.

             У современного преподавателя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую деятельность, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, пропитанную  как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к студенту. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат

            Совершенствование качества образовательного процесса в СПО, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.

            Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности, повышения уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

         Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

         Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

 - в профессиональной сфере (знание своего предмета);

  • в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);
  • в области расширения кругозора (правовые,   исторические знания, преодоление языковых барьеров,  овладение информационно – компьютерными технологиями, знание и применение здоровье сберегающих технологий);

-    в сфере педагогической психологии (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) и т.п.

        В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.

           Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:

 - Дистанционные курсы для педагогов.

 - Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары.

 - Дистанционные конкурсы.

 - Дистанционные эвристические олимпиады.

 - Педагогические форумы.

 - участие в проектах дистанционного образования

         Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

          С появлением в работе преподавателя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное – это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно.

              Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.

          Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

            В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений преподавателей – предметников и всего коллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает всех к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает учителей к самооценке и самоанализу.

          Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к преподавателю, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый преподаватель определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Педагог прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от неё. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», «просятся ли к нему в группу». Эта профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие.

         Самообразование  будет продуктивным в том случае, если преподаватель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

            Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):

 - недостаток времени;

 - состояние здоровья;

 - разочарование в результате имевшихся ранее неудач;

 - недостаточная поддержка со стороны администрации;

 - собственная инерция;

            Факторы, стимулирующее саморазвитие:

 - интерес к работе;

 - возрастающая ответственность за результаты труда;

 - пример коллег;

 - организация труда в учебном заведении;

 - внимание администрации к возникшей проблеме;

 - новизна деятельности;

 - обучение на курсах;

 - пример и влияние администрации;

 - организация методической работы;

 - возможность получения признания в коллективе.

          Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает:

 - научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  - посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  - участие в педсоветах, научно-методических объединениях;

  - посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  - теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

        Каждый преподаватель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий, внеклассные мероприятия.

    Личный опыт самообразования.

Мои мотивы:

• Профессиональная  потребность, в  которую включена ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Личностная потребность, которая  сказывается в желании творчества.

Мои направления самообразования:

• Профессиональное (предмет преподавания)

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• правовое

• историческое

• политическое

• информационно-компьютерные технологии

• интересы и хобби

      Мои источники знаний:

• Телевидение (передачи на каналах «Культура», «РБК», «RTG» и др.),

• Газеты, журналы («АиФ», «Мир новостей», «Экономист» и др.),

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.),

• Интернет, посещение библиотек города,

• Семинары и конференции (внутритехникумовские и региональные – личное участие и подготовка студентов),

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной форм,

• Посещение уроков коллег и участие  в обмене опытом на различном уровне,

• Периодическое проведение  самоанализа своей профессиональной деятельности,

• Дискуссии, совещания, участие в педсоветах,

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации,

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег, открытых внеклассных мероприятий (различных форм),  

• Организация внеклассной деятельности по преподаваемым дисциплинам (различные внеурочные открытые мероприятия, кружок),

• Изучение информационно-компьютерных технологий,

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты (Москва, Тула, Калуга),

• Курсы повышения квалификации,

• Участие (личное и обучающихся) в областных и дистанционных профессиональных конкурсах,

• Путешествия (по России и за рубеж).

      Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание преподавателя работать над собой и способность преподавателя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования

      Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,  сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.

Рубакин Н.А. , русский книговед, библиограф, популяризатор науки.

Литература:

1. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М.:ЦГЛ, 2011. – 128 с.

2. Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании ПЦК по теме: "Самообразование преподавателя СПО"

Доклад  содержит материал о значении  и способах самообразования педагога...

Программа самообразования преподавателя

Наименование программы: Использование метода проектов при преподавании экономических дисциплинРазработчик программы: Уласик Марина Геннадьевна, преподаватель спец. дисциплин.Цель программы: обеспечени...

План самообразования преподавателя спецдисциплин

Необходимость повышения профессионального уровня преподавателя диктуется спецификой  преподавательской деятельности, ее социальной ролью и реалиями и тенденциями непрерывного образования. Смысл с...

Программа самообразования преподавателя

Наименование программы: Технологии работы с информацией при изучении профессиональных модулей.Разработчик программы: Пушкина Вероника Александровна, преподаватель спец.дисциплин.Цель программы: ...

Презентация доклада на заседании областного МО "Самообразование преподавателя СПО"

Рассмотрение самообразования педагога как фактора повышения качества преподавания...

План самообразования преподавателя

Использование ИКТ и совершенствование методики обучения для развития познавательной деятельности обучающихся первых курсов....

Самообразование преподавателя как фактор повышения качества образовательного процесса

Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка как условие повышения качества образования.Понятие профессиональной компетентности учителя формулируется следующим образом: «влад...