Главные вкладки
Картотека прогулок. Лето - старшая группа
учебно-методический материал
Картотека прогулок. Лето/ июль
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!
Вашему вниманию предлагаются подробные посезонные планы работы по экологическому воспитанию детей в старшей группе ДОО в рамках УП.02.01 Подготовка к летней практике.
Цели:
- продолжать формировать у детей представления о жизни растений, животных, птиц, и насекомых летом;
- расширять и обобщать представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла и влаги;
- закреплять знания детей о лесе как сообществе животных, растений, птиц и насекомых;
- учить различать съедобные и ядовитые грибы, травянистые растения, ягоды;
- формировать понятие о культурных и дикорастущих растениях;
- познакомить с трудом людей летом;
- формировать навыки ухода за живыми объектами в «уголке природы» и на участке;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
На мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе
P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД
Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."
ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.
ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.
С уважением, О. Г. Гольская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека прогулок: лето /июль. Старшая группа. | 74.54 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК. ЛЕТО /ИЮЛЬ
(УП.02.01 Подготовка к летней практике)
Старшая группа
Прогулка 1
Наблюдение за сезонным изменениям июль
Цель: закрепление знаний о взаимосвязи живой и неживой природы; обучения выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время; формирования представления о летнем месяце-июль.
Ход наблюдения
Предлагает послушать загадку:
Жаркий, знойный, длинный день,
Даже куры ищут тень,
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов,
Что скажи за месяц это?
-Ну, конечно же…(июль).
Вопросы к детям:
Какое время года? (лето) Какой месяц приходит на смену июню? (июль) Как светит солнце в это время? (очень светло и припекает) Какие летние забавы вы знаете? (купаться, игры на воздухе) Какая вода в реке? (тёплая) Какие осадки выпадают летом? (град, дождь)
Беседа:
Июль – середина лета, «макушка лета», «червень», «сердце лета». Это самая жаркая пора. Весь день печет солнце, оно поднимается высоко и заливает землю горячими лучами.
Для ребят июль – веселое и беззаботное время, разгар каникул, когда можно купаться, загорать на теплом песочке, удить рыбу, кататься на велосипеде, играть в веселые игры.
В саду поспели ягоды и фрукты, на огороде - овощи.
На Руси исконным названием среднего летнего месяца было червенъ, что означало красный, красивый (в старину говорили «червлёный»). Наравне с этим названием использовалось и другое – липень, данное июлю по всей видимости пчеловодами за массовое цветение липы. Жарче всего припекает солнце в этом месяце: «В июле хоть разденься, а всё легче не будет». Так что величали июль ещё и жарником, румянцем года, краснолетьем. И в самом деле, чем не краса лета! Тёплые звёздные ночи, пьянящее благоухание луговых трав, свежие овощи, аромат спелых ягод, купание в реках да лесных озерах, первые грибы… Травы медовые; хлеба наливные, есть где душе русской развернуться в труде да веселье. Праздники яркие один за другим следуют: Иван Купала, Петров день, Летняя Казанская с братчинами сытными, с хороводами да песнями, с ночными гуляньями.
А макушкой лета июль частенько называют и по сей день. «Всем лето пригоже, да макушке тяжело». За сенокосом пора начать хлеба убирать. Страда в разгаре, у сельского жителя каждый день на счету, всему свой срок: «до Петрова дня (12 июля) вспахать, до Ильина (2 августа) заборонить, до Спаса посеять». Работы хватает от зари до зари. Недаром еще одно название у месяца – страдень, или страдник. Вот и говорят издавна про середину лета: «не топор кормит мужика, а июльская работа», «в июле на дворе пусто, да на поле густо», «июль косит и жнет, долго спать не даёт». Усталость, тяжкая и приятная одновременно, ложится на плечи тружеников. «Макушка лета устали не знает».
Трудовая деятельность: сбор камней на участке.
Цель: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: предложить детям выложить композиции из мелких камешков.
Цель: развитие воображение, фантазию.
Подвижные игры:
«Сделай фигуру»
Цель: упражнять детей в умении быстро действовать по сигналу, двигаться подскоками, сохранять равновесие. Развивать воображение.
«Караси и щука»
Цель: упражнять детей в беге. Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа: упражнения с мячом.
Цель: продолжение выполнение упражнения с мячом; развивать быстроту бега.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки, машинки).
Прогулка 2
Наблюдение за продолжительностью дня.
Цель: ознакомление с продолжительностью дня, о том, какие изменения произошли с солнцем в вечернее время.
Ход наблюдения
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это – лето,
На все лето к нам пришло.
Оттого и каждый день,
Все длиннее, что ни день,
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Все короче и короче…
Вопросы к детям:
Почему летом так поздно темнеет? (потому что земля крутится) Почему утром, когда вы идете в детский сад светло? (потому что солнце встаёт рано) Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? (потому что солнце ещё не встала)
На картах и глобусах Земля выглядит ровно, с Северным полюсом чётко вверху и Южным полюсом внизу. На самом деле, наша планета наклонена на 23,4 градуса! Этот наклон и является причиной того, что летом дни более длинные, а зимой более короткие. У полушария, которое наклонено ближе всего к Солнцу, самые длинные, яркие дни, потому что оно получает более прямой свет от солнечных лучей.
Однако Земля не стоит на одном месте! Она вращается вокруг Солнца. Этот путь или орбита занимает у неё один год. Поскольку Земля слегка наклонена, одно полушарие будет ближе всего к Солнцу в течение части года. Но по мере того, как Земля продолжает вращаться вокруг Солнца, этот наклон приближает к нему другое полушарие. В Северном полушарии самый длинный день года, называемый летним солнцестоянием, происходит 21 июня, потому что именно тогда Северный полюс наклоняется ближе всего к Солнцу. Зимнее солнцестояние происходит 21 декабря, когда к Солнцу ближе всего Южный полюс, поэтому в северном полушарии самый короткий день в году.
Трудовая деятельность: коллективный труд на участке по уборке беседки
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
Подвижные игры:
«Пустое место»
Цель: развивать у детей выдержку, сдержанность, и способность владеть своим поведением в коллективе.
«Затейники»
Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.
Индивидуальная работа: «Не сбей флажок».
Цель: обучения ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Самостоятельная игровая деятельность
Цель: обучения детей самостоятельно организовывать игры, объединяться в группы для совместных игр, учитывать интересы других детей.
Предложить детям сюжетно – ролевые игры «Шофёры», «Автобус».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Нарисуй на песке" — нарисовать на песке солнце.
Игра с песком и водой.
«Выкладываем и печатаем на песке», «Строим башню»
Цель: воспитания у детей желание совместно строить из песка.
Прогулка 3
Наблюдение за небом
Цель: развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку:
Как цветочки незабудки -
Нежно - голубое.
Иногда, как васильки,
А порой, как море!
Но бывают дни, когда,
Злится и темнеет,
Вот тогда меняет цвет -
Хмурится, чернеет.
Ночью - в ярких звездочках,
Днем - с лучистым солнышком!
С облаками, цвета снега...
Что же это? Это ж... (Небо.)
Вопросы к детям:
Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадку:
Какое время года? (лето). Какое небо бывает летом? (голубое, пасмурное) Что такое небо? (пространство над поверхностью земли).
Небо - это все видимое пространство над землей.
Беседа:
Какое сегодня небо? Небо голубое, ясное. Ярко светит солнышко. Иногда по небу плывут облака, похожие на птичьи перья. Облака могут быть малоподвижными и быстрыми, это зависит от силы ветра. Какой ветер летом? (теплый, ласковый).
А облака появляются следующим образом. Водяной пар, оседая на частичке в воздухе, превращается в капли или кристаллы льда, которые, собираясь вместе, и образуют облако. Чаще всего это происходит, когда горячий воздух поднимается от земли и наверху — в атмосфере — встречает холодный. Похожее на облако явление можно наблюдать и у поверхности земли.
Трудовая деятельность: ремонт ведерок, машин.
Цель: воспитывать любовь к труду, получать радость от выполненной работы.
Индивидуальная работа: Развитие движений в ходьбе приставным шагом.
Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).
Подвижные игры:
«Кто скорее доберется до флажка?»
Цель: развивать у детей выдержку, сдержанность и способность управлять своим поведением.
«Медведь и пчелы»
Цель: развить умение бегать в разных направлениях, ловкость, упражнять в лазании, воспитывать правильную осанку, приучать действовать организованно.
Рисование на асфальте.
Воспитатель предлагает детям нарисовать небо с облаками.
Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки, машинки).
Прогулка 4
Наблюдение за легковым автомобилем
Цель: продолжение различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.
Ход наблюдения
Пассажиров хоть немного,
Но работать мне не лень!
От порога до порога,
Ездить я готов весь день.
Пристегни ремень скорее!
В снег, и в дождь, и в грязь, и в пыль,
Всех надежней и вернее
Легковой автомобиль!
Вопросы к детям:
Какие виды транспорта вы знаете? (машина, троллейбус, автобус, грузовик) Чем отличается легковой автомобиль от грузового? (на легковой мы ездим, а на грузовой возят грузы) Чем отличается от автобуса? (это общественный транспорт) Что спереди у автомобиля? (Фары.) Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)
Беседа:
Еще у машины есть противотуманные фары. Они необходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя.
Кто управляет машиной? (Водитель.) Любой человек может управлять машиной? (Нет.)
Воспитатель загадывает загадку:
Их видно повсюду,
Их видно из окон,
По улице движутся длинным потоком,
Они перевозят различные грузы
И люди в них ездят.
За эту работу мы их полюбили.
Они называются ... (автомобили).
Давайте повторим правило безопасности на дороге.
Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем — водитель не может остановить машину сразу.
Проезжую часть переходить только в установленных местах по пешеходным переходам убедившись в том, что приближающийся транспорт слева и справа пропускает вас.
Стоящие у тротуара машины закрывают вам обзор дороги. Поэтому сначала нужно выглянуть из-за стоящей машины, оценить обстановку и убедившись в безопасности переходить.
Выйдя из автобуса или троллейбуса, не выбегайте из-за него на дорогу. Подождите, пока он отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.
При выходе из трамвая пройдите на тротуар, дойдите до ближайшего пешеходного перехода и перейдите проезжую часть.
Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.
Нельзя выезжать на проезжую часть, на скейтах и роликовых коньках.
Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.
Трудовая деятельность: подметание дорожек на участке
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
Подвижные игры: «Попади в обруч».
Цель: развитие меткость бросков.
«Дорожка препятствий»
Цель: учить детей преодолевать полосу препятствий на скорость, выполнять задания точно, качественно.
Индивидуальная работа: «Не потеряй мяч».
Цель: закрепления умение выполнять упражнение согласованно.
Игры с песком
Выкладываем и печатаем на песке «Делаем дорогу для машин».
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки, машинки).
Прогулка 5
Наблюдение за светофором
Цель: закрепление знаний о работе светофора, назначении цветового сигнала
Ход наблюдения
Хоть у вас терпенья нет, подождите красный свет!
Желтый свет на пути – приготовься идти!
Свет зеленый впереди – вот теперь переходи!
Вопросы к детям:
Зачем нужен светофор? (чтобы машины и пешеходы соблюдали правило дорожного движения) Какими цветами он горит? (красный, жёлтый, зелёный) На какой можно переходить пешеходу? (на зелёный)
Беседа:
Подвести детей к светофору на перекрестке. Рассказать, что мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много машин, и никто никому не мешает, это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую сложно, помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый.
Дети, а вы знаете почему именно эти цвета у светофора? (нет) Дело в том, что самые первый сигналы были разработаны вовсе не для машин – ими предстояло контролировать поезда. Красный цвет во многих культурах символизирует опасность и это неспроста. У него наибольшая длина волны в видимом спектре, потому и виден он на большем расстоянии, чем другие цвета. Красный означал "Стой" задолго до появления машин: он появился в незапамятные времена на семафорах, указывающих, свободны ли пути впереди.
Зеленый сигнал в железнодорожном сообщении первоначально был предупреждающим и означал "Внимание!", в то время как белый цвет говорил о том, что пути свободны и можно продолжать движение. Со временем значение зеленого цвета существенно изменилось. По длине волны он следует за красным и желтым в видимом спектре, то есть, его опять же легко увидеть на расстоянии. Существуют легенды, что для машинистов зеленый стал разрешающим сигналом после нескольких ужасающих катастроф: "рулевые" принимали звезды в ночном небе за белый сигнал и пришлось вносить логичные изменения.
Желтый цвет призывает к бдительности, поскольку он такой же заметный, как и красный. Начиная с рассвета автомобилестроения и до середины девяностых годов не все знаки "Стоп" были красными – многие наряду со знаками "Уступи дорогу" выкрашивались в желтый, поскольку увидеть алую "вывеску" ночью в плохо освещенной местности зачастую оказывалось невозможно. Со временем материалы и технологии развивались и красному цвету окончательно отдали право запрещать, в то время как желтый сделали предупреждающим. Вот почему в Штатах школьные автобусы, зебры и другие объекты внимания окрашены именно в этот колер.
Подвижная игра:
«Хитрая лиса»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
«Гори, гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Трудовая деятельность: убирания сухих веток на деревьях.
Цель: Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда и творчества.
Индивидуальная работа по физвоспитанию: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: развитие прыгучести, умение держать осанку.
Самостоятельная игровая деятельность. Выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки, машинки).
Цель: продолжение обучения детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.
Прогулка 6
Наблюдение за воробьем
Цель: углубление знаний об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем: «Чик-чирик (воробей)
Вопросы к детям:
Как выглядит воробей? (маленький, пушистый) Чем он питается? (растениями и насекомыми) Как передвигается? (на лапках) Как поет? (чик-чирик)
Беседа:
Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».
Трудовая деятельность: сбор мусора на участке
Цель: продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности
Подвижные игры:
«Удочка»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги.
«С кочки на кочку»
Цель: развивать ловкость, выносливость, закреплять навыки прыжков в длину.
Индивидуальная работа: «Попади в обруч».
Цель: упражнения в метании в цель.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом (грабли, формочки, ведёрки, лопатки, машинки) и по желанию детей.
Цель: продолжение обучения детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.
Прогулка 7
Наблюдение за стрекозой
Цели: расширение знаний о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее ... (стрекоза).
Вопросы детям:
Как выглядит стрекоза? (у неё есть 4 крылышка) Как она передвигается? (летает) Где живет стрекоза? (в водоёмах)
Беседа:
Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод,
Мы, быстрые стрекозы,
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.
Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками,
Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Подвижная игра:
«Охотники и зайцы»
Цель: упражнять в умении метать в подвижную цель, перелазить (перепрыгивать) через препятствие, быстро бегать.
«Медведи и пчёлы»
Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке, взбираться на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгивать на носки, на полусогнутые ноги, бегать врассыпную. Развивать ловкость, смелость, быстроту.
Индивидуальная работа: отбивание мяча от земли, пристраивание в колонны по сигналу.
Трудовая деятельность: привести в порядок песочницу.
Цель: воспитания умений доводить начатое дело до конца
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом (грабли, формочки, ведёрки, лопатки, машинки) и по желанию детей.
Цель: продолжение обучения детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.
Прогулка 8
Наблюдение за водой
Цель: обобщение с детьми об аккуратном обращении с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают.
Ход наблюдения
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут —
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут. Е. Стюарт
Вопросы к детям:
Какая вода бывает? (питьевая и нет) В какое состояния можно превратить воду? (в газообразную, твёрдую и жидкую) Можно ли пить воду с море, если нет, то почему? (нет, потому что оно солёное)
Беседа:
Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут.
"Какая вода?" — дети описывают воду.
Цель: обучение подбирать относительные прилагательные
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Игры с водой" — на прогулку выносится надувной бассейн или большая ванночка и набор игрушек для игр. Дети пускают кораблики, переливают воду в сосуды, купают кукол и т. п.
Трудовая деятельность: дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве.
Цель: разъяснять детям значимость их труда.
Индивидуальная работа по ФИЗО: пройтись босыми ножками по влажной траве и теплому песку.
Цель: побуждения на здоровый образ жизни.
Подвижная игра:
«Пустое место»
Цель: развивать у детей выдержку, сдержанность, и способность владеть своим поведением в коллективе.
«Хитрая лиса»
Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки, машинки).
Цель: продолжение обучения детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.
Прогулка 9
Наблюдение за рябиной
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о рябине. Развивать любознательность, интерес к природе. Воспитывать умение видеть красоту природы. По каким характерным признакам можно узнать рябину?
Ход наблюдения
Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глаза у ребят.
Красную ягоду дала мне рябина.
Думала, что сладкая, а она горчит.
То ли это ягода, просто не дозрела,
То ли рябина хитрая, подшутить хотела.
Вопросы к детям:
Кто из животных любит лакомится рябиной? (зяблики) Какие на вкус ягоды рябины? (кислые) Какого она цвета? (красная)
Беседа:
Это рябина, ветвистое дерево, растет почти повсюду, растет она и у нас в детском саду, она любит свет, растет деревцом, обильно плодоносит, это одно из любимых деревьев в народе и про него есть много песен и стихов. Красива она весной, в белом весеннем наряде, ее мелкие цветы издают душевный запах, летом ягоды медленно созревают под лучами солнца, птицы едят плоды рябины. Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку.
Поздней осенью листья рябины желтеют, краснеют и опадают, оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях всю зиму.
Подвижная игра: «Хитрая лиса»
Цель: развитие в беге, внимание, смекалку.
«Караси и щука»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, по сигналу прятаться за камешки, приседая на корточки. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа по ФИЗО: отбивание мяча от земли, пристраивание колонные по сигналу.
Трудовая деятельность: навести порядок на веранде.
Цель: воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 10
Наблюдение за росой
Цель: ознакомления детей с понятием «роса», поддерживать интерес детей к наблюдению в естественных условиях; развивать способность делать умозаключения и выводы.
Ход наблюдения
«Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём».
Вопросы к детям:
Проведите рукой по траве. Что вы чувствуете? (она мокрая) Что это такое? (вода) На что похожи эти капли, как она образуется? (незнаем)
Беседа:
Днём солнце подогревает землю, траву, кусты. Вечером всё постепенно остывает, лёгкий тёплый воздух поднимается от земли. Вместо него опускается холодный, прикасаясь к холодным предметам, он охлаждается. Влага в воздухе, которую не видно, в виде пара прозрачного, прикасается к холодным предметам, охлаждается и превращается в капельки росы.
Послушайте загадку:
Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса.
Как зовут ее? (Роса)
Давайте посмотрим, как капли катаются по листу и не мочат его.
Хорошо в лесу утром пить росу.
Наклонить цветок и отпить глоток.
Колокольчик – чашка, блюдечко – ромашка» Л. Николенко
Капельки росы пьют птицы, насекомые, она нужна растениям. Посмотрите на тропинки, есть ли на них роса? А знаете почему? Тропинки и земля дольше сохраняют тепло, а на траве и растениях, которые остыли – образуется роса. Как вы думаете, почему говорят «роса да туман живут по утрам»? к утру прохладнее всего становится. Есть такая примета – если утром роса сильная, это к хорошей погоде.
Подвижная игра
«Мы веселые ребята»
Цель: упражнять в беге в различных направлениях, закрепить умение двигаться быстро, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость.
«Гуси — лебеди»
Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа: развитие движений перепрыгивания через брёвна
Цель: воспитание с помощью движений бережное отношение к природе; упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.
Трудовая деятельность: уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитания положительное отношение к труду.
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Цель: продолжение обучения детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.
Прогулка 11
Наблюдение за лесными дарами – грибами и ягодами
Цель: закрепить знания детей о лесных растениях, вспомнить названия грибов — съедобных и ядовитых.
Ход наблюдения
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это... (сыроежки). В. Степанов
Вопросы к детям:
Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) Какие грибы вы знаете? (маслята, сыроежки, подосиновики) Что делают из ягод? (варят компот) Какие ягоды ваши любимые? (крыжовник, малина, клубника)
Беседа:
Сбор грибов и ягод – это увлекательный досуг, который вдвойне приятен, ведь ваш «улов» еще и очень полезен для здоровья! Разберемся, какую пользу вы принесете своему организму и какой вред рискуете нанести.
Лечебные свойства грибов
Начнем с того, что это просто вкусно! А употребление грибов осенью еще и помогает укрепить иммунитет и противостоять сезонным вирусам.
Некоторые даже лечатся грибами. Это называется фунготерапия – одна из разновидностей народной медицины, в основе которой лежит сохранение полного комплекса активных веществ, содержащихся в грибах. Для этого из них делают отвары, настои и экстракты.
Но и в традиционной медицине грибам отведена важная роль – активное применение в фармацевтике. Даже за антибиотики мы должны быть благодарны грибам: пенициллин и стрептомицин получают из плесневых грибов!
Перейдем к конкретике и начнем с короля грибного царства – белого гриба (он же боровик). В боровиках рекордное количество полезных белков: в килограмме белых грибов протеинов больше, чем в килограмме говядины.
Еще одно полезное свойство белых грибов – наличие никотиновой кислоты (витамин РР), необходимой для здоровья сердца! Также в боровиках содержатся соли железа, цинк, йод, медь и витамин B1.
Грузди – это практически единственный источник витамина D неживотного происхождения. Обычно этот витамин мы получаем из молочных продуктов, печени трески и от солнечных лучей. Кроме того, грузди отлично справляются с профилактикой почечных и легочных заболеваний.
Большую дозу витаминов А, В1, В2, цинка и селена вы получите из лисичек. Эти грибы полезны для селезенки и общего иммунитета организма. Доказана их польза и при диабете.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Выложи на песке» — выложить грибок и ягодку на песке из разнообразных пробочек.
Игры с формочками и песком.
Индивидуальная работа по ФИЗО: Ходьба с наклонами.
Цель: развитие виды ходьбы.
Подвижная игра
«Не оставайся на полу»
Цель: развивать ловкость, быстроту, увертливость.
«Кто лучше прыгнет?»
Цель: развивать быстроту движения, ловкость, учить прыгать точно на определённое место.
Трудовая деятельность: работа с метлой.
Цель: обучения видеть результат своего труда.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Цель: продолжение обучения детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.
Прогулка 12
Наблюдение за божьей коровкой
Цель: уточнение представлений детей о внешних особенностях божьей коровки, местах ее обитания, воспитание интереса к насекомым.
Ход наблюдения
Загадать детям загадку:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это… (божья коровка).
Вопросы к детям:
Предложить детям поискать божью коровку. Как выглядит божья коровка? (красная с чёрными точками) Какая она? (подбор определений). Почему её назвали Божьей коровкой? (предположения детей)
Беседа:
Попросить детей внимательно обследовать место, где обнаружится божья коровка, обязательно выяснить, есть ли там солнце, ползает насекомое или сидит. Некоторое время дети ищут жучков самостоятельно, а когда находят, воспитатель вместе с ними осматривает места, где обнаружены божьи коровки, выслушивает сообщения детей.
На каких местах - солнечных или теневых - чаще можно встретить божью коровку? Почему насекомые вылезли на солнце? Что они делают?
Сообща дети приходят к выводу: божья коровка - это насекомое, она - маленькая, изящная, красивая, воздушная, яркая с черными точками на спинке, хорошо заметная, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах; на зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю, а сейчас почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что ползают и летают, уже отогрелись и ищут корм. Значит, насекомое следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как, дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым.
Свое название божья коровка получила за свой кроткий нрав. Она очень мирное существо не кусается, не царапается, не щиплется. Защищается только тем, что будучи схвачена, выпускает жидкое «молочко». Поэтому и называют её коровкой. «Молочко» - едкая на вкус и неприятно пахнущая жидкость, которая делает этих насекомых несъедобными для птиц и животных.
Трудовая деятельность: уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитания положительное отношение к труду.
Индивидуальная работа: развитие движений в прыжке через предмет.
Цель: упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.
Подвижные игры:
«Парный бег»
Цель: развивать быстроту движения, ловкость, учить прыгать точно на определённое место.
«Мышеловка»
Цель: развитие двигательной активности детей.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Цель: продолжение обучения детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.
Прогулка 13
Наблюдаем за солнцем
Цель: развитие представлений о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.
Ход наблюдения
День длится долго, ночи короткие, светлые.
Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко! Г. Ладонщиков
Вопросы к детям:
Какое солнце? (жёлтое, тёплое) Можно ли увидеть солнце вечером? (нет, потому встаёт луна) Можно ли долго загорать на солнце? (нет потому, можно получить солнечный ожёг)
Беседа:
Помимо вращения земли вокруг солнца (календарный год) земной шар вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси происходит за 24 часа, которые называют сутками.
При этом находясь на поверхности Земли мы не ощущаем движения земного шара, а лишь можем наблюдать его, исходя из видимого перемещения солнца, звезд, относительно Земли.
Условно, время суток делится на несколько частей:
Утро - начинается с рассвета неба на его восточной части и восхода солнца из-за горизонта.
День - движение солнца по небосклону с востока на запад.
Вечер - заход солнца на западе неба и постепенно утихающие цвета заката.
Ночь - темное время суток. В это время солнце проходит с другой стороны земного шара относительно нас.
Так как Земля состоит из континентов, находящихся по обе стороны земного шара, то время суток в каждой части Земли разное. Так если Нью-Йорке еще длится ночь, то в Лондоне уже наступило утро, в Москве разгар дня полдень, а в Петропавловск-Камчатском уже вечер.
Что интересно, еще недавно считалось, что движение земного шара вокруг оси равномерно, однако, позже ученые высчитали неточности и оказалось, что неравномерность во вращении все же присутствует. Эти неравномерности связаны с небольшим колебанием земного шара при вращении (условно покачивание Земли, в терминологии - нутация), но эти изменения столь малы (менее 0.001 с), что в составлении календаря не учитываются.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Выложи узор» — потрогать, нагрелись ли камешки, песок и т.д. Выложить узор из камешков на песке.
Трудовая деятельность: сбор природного материала.
Цель: разъяснять детям значимость их труда.
Индивидуальная работа по ФИЗО: подбросить и поймать мяч.
Цель: обрабатывание приемов подбрасывания и ловли мяча двумя руками.
Подвижная игра:
«Школа мяча»
Цель: закрепить умение детей выполнять разные действия с мячом. Развивать координацию движений, глазомер, ловкость.
«Серсо»
Цель: учить детей бросать деревянные кольца, стараясь их забросить на «кий» (деревянная палка), развивать ловкость, глазомер.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 14
Наблюдение за дождем, грозой и радугой.
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
Ход наблюдения
Первый гром прогремел,
Туча пронеслась,
Чистой влагой дождя
Травка напилась.
С. Дрожжын
Вопросы к детям:
От куда берётся дождь? (с небо, с туч) Опасна ли для человека гроза? (да) А что бывает после дождя? (радуга)
Беседа:
Понаблюдать с детьми за летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце, спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупредить, что, если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Капает дождь». Рисовать карандашом, мелом под приговорку.
Цель: вырабатывание единый ритм, темп, соотношение голоса с действием.
Трудовая деятельность: полить цветы в группе.
Цель: воспитывать ценностное отношение к собственному труду.
Индивидуальная работа по ФИЗО: Упражнение на развитие координации движения с применением мешочков и стаканчиков.
Цель: развития координации движений.
Подвижная игра
«Забрось мяч в кольцо»
Цель: продолжать учить детей бросать мяч в вертикальную цель (кольцо). Развивать глазомер, точность броска.
«Уголки»
Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 15
Наблюдение за пауками
Цель: закрепить знания о насекомых, их образом жизни, условиями для жизни.
Ход наблюдения
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит —
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит… Е. Стюарт
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши — муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
Вопросы к детям:
Чем питаются насекомые? (травой) Кто питается ими? (птички) Какая польза от них и вред? (предположения детей) Какие виды пауков вы знаете?
Беседа:
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов.
«Угадай по описанию» — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают.
Цель: обучения в составлении описательного рассказа, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Построй муравейник» — построить из сухих травинок.
Трудовая деятельность: рыхлить почву.
Цель: воспитания любви к труду.
Индивидуальная работа по ФИЗО: ползание по бревну.
Подвижная игра
«Классы»
Цель: пропрыгать на одной ноге по всем классам, не пропустив ни одного.
«Затейники»
Цель: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 16
Наблюдение за приметами июля
Цель: развитие у детей мышление и память путём игровых технологий; формировать умение воспитанников устанавливать причинно-следственные связи; развивать речь; воспитывать доброжелательное отношение к природе, к окружающей среде.
Ход наблюдения
По тропиночке идет золотое лето.
Переходит речку вброд, птицей свищет где-то.
Ходит-бродит по росе, по цветному лугу,
Носит радугу в косе, заплетенной туго.
Н. Зидоров
Приметы о природе в июле
- Если в июле много осота – ждите холодной зимы, много щавеля – к теплой зиме.
- Лилия утром едва поднялась над водой – к дождю.
- Паук вышел из гнезда и мастерит новую паутину – к хорошей погоде.
- Ласточки задевают крыльями поверхность воды — к дождю.
- Вороны взвиваются в небо — к ненастью.
Вопросы к детям:
Какая пора года на улице? (Ответы детей: лето). По каким приметам вы узнали лето? (Ответы детей: светит яркое солнце, тепло, летают бабочки, травка зелёная, дует теплый ветер). Почему вы радуетесь лету? (Ответы детей: весело, тепло, можно долго гулять на улице).
А что можно делать летом? (Дети отвечают: кататься на велосипеде, загорать, купаться, играть с мячом, прыгать со скакалкой и т.д.).
Подвижные игры:
«Парный бег»
Цель: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы.
«Мышеловка»
Цель: развитие двигательной активности детей.
Трудовая деятельность: ребята, осмотрите, как жарко на улице, и наши цветы на клумбе начинают вянуть. Их нужно срочно полить. (Дети берут лейки с водой и поливают цветы) Как похорошели наши цветочки им тоже стало весело, как и нам.
Цель: воспитание трудолюбие и усердие.
Индивидуальная работа: (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):
«С кочки на кочку», «Перейди речку».
Цель: вырабатывание координации движений.
Самостоятельная игровая деятельность — дети строят песочный замок (используются наборы для игр с песком.)
Прогулка 17
«Что нам лето подарило?»
Цель: Закрепление представления детей о растительном мире (прогулка проводится в виде экскурсии по участку).
Ход прогулки:
«Ребята, лето красное, лето жаркое с нами дружит. Давайте пойдем по участку, посмотрим, что нам лето подарило?»
Вопросы к детям:
Дети идут, отмечают: вся земля покрыта…Чем? (Зеленой травой, травушкой муравушкой шелковой). А в траве растут цветы. Какие? (Дети уточняют их название, цвет).
«Посмотрите, какие нарядные стоят деревья, все покрыты листьями. Ласковый ветерок подует, и листочки…. Что делают? (Дети отвечают: радуются, шепчутся, смеются). Вот какое лето красное, щедрое.
У каждого человека есть своё любимое время года. Я больше всего люблю лето,
и не только потому, что оно приносит нам долгожданные каникулы.
Летом становится по-настоящему тепло и солнечно. Лето - самое лучшее время для путешествий. Мы с семьёй часто устраиваем небольшие вылазки на природу за город.
Летом природа полностью раскрывается в своей красе. Можно бесконечно любоваться красотой лугов и лесов, пойти в лес по ягоды и грибы, а какие дивные цветы нам дарит лето. Кроме того, открываются новые возможности, не доступные нам зимой, осенью или весной.
Летом вода становится тёплой и можно купаться, загорать. Кроме того, созревают многие фрукты и ягоды, которые я очень люблю.
Я люблю лето и всегда жду его с нетерпением. Ведь летом природа оживает и даёт нам почувствововать жизнь в полной мере.
Индивидуальная работа: составить описательный рассказ о березе.
Воспитатель: а что лето еще нам подарило – посмотрим?
«Лето нам подарило и красивые цветы на клумбе. Какие цветы вы знаете, назовите» (дети стоят вокруг клумбы и называют цветы, уточняют их цвет).
Труд на участке: "В гостях у Золушки".
(Дать детям палочки и предложить порыхлеть землю вокруг цветов).
Цель: воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Подвижная игра:
«Бездомный заяц»
Цель: учить детей бегать быстро, стараясь занять домик. Развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.
«Классы»
Цель: развивать умение прыгать на одной (правой или левой) ноге, толкая перед собой предмет.
Игра с песком и водой.
Цель: воспитания у детей желание совместно строить из песка.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 18
Наблюдение за ромашкой.
Цель: расширять знания детей о ромашке и ее полезных свойствах.
Ход наблюдения
Прочитать детям стихотворение о ромашке.
Расцвела в саду ромашка-
Белоснежная рубашка,
Лепесточки раз и два...
Все резные кружева.
Настя в садик прибежала
И ромашку увидала,
И захлопала в ладоши:
"Ой, какой же он хороший!
Этот беленький цветочек
Пересадим мы в горшочек".
Мама ласково сказала:
"А в горшочке места мало.
Пусть растет в саду ромашка-
Белоснежная рубашка,
Здесь и солнце, и вода,
Пусть цветет в саду она!"
(Л. Некрасова)
Предложить детям найти ромашку среди других растений и описать ее внешний вид: стебель, листочки, лепестки.
Рассмотреть с детьми ромашку: цвет стебелька, листьев, лепестков, сердцевины, форму цветка.
Вопросы к детям:
Как найти ромашку среди других цветов? (имеет белые листья с жёлтой сердцевиной) Какой формы и цвета лепестки у ромашки? (они овальной формы, белого цвета) Чем целебна ромашка? (против воспалений)
Ромашка — одна из самых нежных и по-детски наивных цветов, которую любят как взрослые, так и дети. Букет ромашек порадует любую девушку или женщину, ведь они всегда напоминают нам что-то чистое, легкое, радостное родом из детства. Ромашки можно встретить в дикорастущем виде, но большую известность она получила в качестве цветочной композиции в флористических магазинах.
Трудовая деятельность: полить растения в цветнике.
Цель: продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности
Индивидуальная работа: учить девочек перебрасывать друг другу волан с помощью ракетки. Подбрасывать над собой волан с помощью ракетки.
Цель: развивать движения в игре.
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин»
Цель: уточнять знания детей о работниках магазина, о покупателях, о значение товара для повседневного спроса.
Подвижные игры:
«Сбей мяч»
Цель: закреплять умение детей метать мешочек в горизонтальную цель правой и левой рукой, соблюдая технику броска.
«Сбей кеглю»
Цель: учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу броска.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 19
Наблюдение за грозой
Цель: учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; развивать познавательные и психические процессы, умение связно излагать свои мысли, формировать понятие о различных явлениях природы; обращать внимание детей на признаки приближения грозы.
Ход наблюдения
Подходила – грохотала,
Стрелы на поле метала.
Нам казалось – шла с бедой,
Оказалось – шла с водой.
Подошла да пролилась –
Вдоволь пашня напилась!
(Туча дождевая.)
Вопросы к детям:
Как выглядит гроза? (как световое облако) Какие загадки и стихи вы знаете про грозу? (ответы детей) А по каким признакам из стихотворения вы поняли, что это туча дождевая? (грохотала).
Беседа:
Гроза – комплексное атмосферное явление, необходимой частью которого являются многократные электрические заряды между облаками или между облаком и землей (молнии), сопровождающиеся звуковым явлением – громом.
ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ
Жарко солнышко плыло,
Млела знойная земля.
Ночью тучка набежала,
Ждали дождика поля.
Рады, рады все травинки,
И колосья, и цветы,
Что веселые дождинки
Звонко льются с высоты.
Дождик, шумный и прохладный,
Песня, полная чудес!
На рассвете дышит жадно
Напоенный влагой лес. Т. Днепровская
Индивидуальная работа: (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):
«С кочки на кочку», «Перейди речку».
Цель: вырабатывание координации движений.
Подвижные игры:
«Ловишки».
Цель: совершенствование умений двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
«Уголки»
Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего.
Трудовая деятельность: очистка беседки от веток и камней.
Цель: воспитания трудолюбие и умение работать коллективно.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 20
Наблюдение за вороной
Цель: развивать интерес и любовь к природе; формировать реалистическое представление о птицах; расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания; пополнять словарный запас.
Ход наблюдения
Ворона – птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны целыми днями разыскивают себе пищу на дворах, обследуя мусорные ящики, помойки, свалки. Интересно посмотреть на их важную походку, когда они шагают, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге. Подойдя к куче с пищевыми объедками, вороны ворошат ее и извлекают клювом слежавшиеся, нередко обледеневшие картофельные очистки, селедочные головки, кости с остатками мяса, куски хлеба и другие съедобные пищевые отбросы. Найдя подходящий для себя корм, ворона взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что поддается обработке клювом с помощью лап.
Ворона так названа за черный цвет оперения, который по-старинному называется «вороной». Можно заметить, что вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. В природе, за пределами города, ворона поедает различных насекомых (жуков, муравьев), а также грызунов, птенцов, яйца различных птиц, ящериц, лягушек, рыб, молодняк домашней птицы. Из растений вороны предпочитают зерна культурных злаков, семена ели, полевого вьюнка. Зимой питаются в основном отбросами.
Приметы: вороны летают стаями и непрерывно каркают – к дождю.
Вопросы к детям:
Что входит в основу рациона ворон? (они всеядны) Каким качеством отличается ворона? (злопамятные) Сколько выделяется подвидов ворон? (5)
Подвижная игра:
«Забрось мяч в кольцо»
Цель: продолжать учить детей бросать мяч в вертикальную цель (кольцо). Развивать глазомер, точность броска.
«Дорожка препятствий»
Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами.
Трудовая деятельность: уборка дорожки от сухих веток.
Цель: формировать трудовые навыки.
Индивидуальная работа: бег на скорость
Цель: упражнять в беге на скорость, развивать чувство соперничества.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 21
Наблюдение за садовыми кустарниками малины
Цель: дать представление о садовом кустарнике - малина.
Ход наблюдения
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят эти бусы,
Дети, птицы и медведи (малина).
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет (смородина).
Вопросы детям:
Где растут кустарники? (в лесу) Какие ветки, листья, ягоды у садовых кустарников? (они разные, но чаще всего с шипами, чтобы защищать себя) Для чего их выращивают? (кушать, варить варенья) Почему малину называют лесной? (потому что её любят медведи, и так её и называют медвежьей).
Малина – листопадный кустарник семейства розовые. Имеет многолетнее корневище, из которого развиваются прямостоячие двухгодичные стебли, достигающие высоты 2 м. Листья овальные, черешковые, сложные, с 3–7 яйцевидными листочками, сверху темно-зелеными, снизу беловатыми, опушенными мелкими волосками. Цветки белые, некрупные, собраны в небольшие соцветия на верхушках ветвей. Плод малины – сложная костянка с тонким нежным ароматом, как правило, красного цвета, но встречаются сорта желтого и даже черного цветов. На вкус плоды малины очень сладкие. Ягоды малины – как садовой, так и дикорастущей – едят свежими, со сливками или молоком, варят варенье, мармелад, джемы, пастилу, компоты, кисели, соки. Из малины готовят наливки, настойки, вина, ликеры, напитки, квас. Ягоды заготавливают на зиму, перетирая с сахаром (сырое варенье), а также сушат.
Подвижная игра:
«У медведя во бору»
Цель: развивать бег, внимание, ловкость, смекалку.
«Колечко»
Цель: воспитывать любовь к фольклору, развивать саморегуляцию и произвольность поведения.
Индивидуальная работа по ФИЗО: прыжки через скакалку.
Цель: развивать ловкость.
Трудовая деятельность: полив огорода.
Цель: приучать ответственно относится к своим обязанностям.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 22
Наблюдение за ласточками
Цель: продолжение знакомства с многообразием птиц; расширять представления о жизни птиц летом; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память; учить самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Ход наблюдения
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет.
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Вопросы к детям:
Где ласточки строят гнёзда? (под крышей дома) Как поёт ласточка? (щебечет) Каких птиц вы ещё знаете? (воробей, ворона, сорока)
Беседа:
Обратить внимание на поведение ласточек. У ласточек стремительный полет, его легко отличить от полета других птиц. Перед дождем ласточки летают низко над землей. Почему? (Ласточки питаются насекомыми, схватывая их на лету. В сухую погоду насекомые летают высоко. А перед дождем во влажном воздухе крылышки насекомых впитывают влагу и делаются тяжелее, поэтому они и летают у самой земли, за ними и опускаются ласточки.)
Поговорки и пословицы: «Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает»; «По крупице птица собирает, а сыта бывает».
Подвижная игра:
«Брось флажок».
Цель: обучения выполнять действия строго по сигналу воспитателя.
«Гори, гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки.
Трудовая деятельность: вместе с воспитателем на огороде поправить грядки, выполоть сорняки.
Цель: разъяснять детям значимость их труда.
Индивидуальная работа: спрыгивание с пенька на двух ногах.
Цель: закрепление умение приземляться на согнутые ноги.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 23
Наблюдение за пчелами
Цель: систематизирование представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, способы передвижения, и защиты от врагов).
Ход наблюдения
Над цветами кто летает, сок цветочный собирает,
В домик свой его несет, из него готовит мед? (Пчела.)
Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила, а зовут ее… (пчела).
Беседа:
ПЧЕЛКА
Работать малой пчелке
Нисколечко не лень,
С цветочка на цветочек
Летает каждый день.
На много километров
От дома путь идет,
Но умненькая пчелка
Всегда свой дом найдет. Н. Мигунова
Обратить внимание на то, как пчелы перелетают от одного цветка к другому. Понаблюдать за этими насекомыми. Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами. С глубокой древности пчела стала для человека полезным насекомым. У пчелы есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета, с их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Сильные челюсти пчелы – их называют жвалами – помогают насекомому размягчать воск. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.
Пчела может больно ужалить, если ее потревожить. В ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Поэтому надо быть очень осторожными рядом с пчелами, чтобы не стать невольно виновниками смерти этого замечательного, трудолюбивого насекомого.
Приметы: если пчелы роем гудят на цветущей рябине, завтра будет ясная погода; перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
Поговорки и пословицы: «Пчелка мала, а и та работает»; «За пчелкой пойдешь, до меда дойдешь».
Подвижная игра: «Медведь и пчелы».
Цель: закрепления навыки лазанья, умение быстро действовать по сигналу. Развивать ловкость.
«Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Трудовая деятельность: очистить песочницу от камней.
Цель: воспитания трудовые умения, работать коллективно.
Индивидуальная работа: хождение по шнуру.
Цель: сохранения равновесие, держать осанку.
Самостоятельная деятельность: выносной материал (грабли, формочки, ведёрки, лопатки).
Прогулка 24
Наблюдение за березой
Цель: формировать знания о том, что в коре березы есть вещество — бетулин, которое окрашивает ее в белый цвет; муравьи, бабочки-лимонницы, крапивницы, жуки, птицы (дятел, синицы, зяблики, малиновки, глухари), медведи любят березовый сок; к концу лета у березы на месте цветков образуются семена.
Ход наблюдения
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (берёза)
Вопросы к детям:
Сколько существует видов берёзы? (больше 100 видов) Из какой части берёзы получают дёготь? (из древесины) В какое время года собирают берёзовый сок? (весной)
Растет на всей территории Европы, даже на Британских островах и Испании. Типично наблюдать в Скандинавских странах, на Севере Европы и в восточной части Азии. Берёза – единственный вид лиственных деревьев, который может произрастать в Лапландии. Некоторые виды встречаются в Северной Америке и Дальнем Востоке.
Береза - наиболее распространенная древесная порода в России, можно сказать, что она произрастает практически по всей территории России. И поэтому, это дерево считается символом этой страны. Особенности древесины является заболонной породой. Сердцевина и заболонь рассеянно сосудистая, белого цвета, с легким желтоватым или красноватым оттенком, не отличающиеся друг от друга по оттенку по всему сечению. Годичные слои плохо заметны на всех разрезах. Сосуды мелкие, на поперечном разрезе невидимы и однородно рассеяны. Ранняя древесина обычно светлее. Пересеченные вдоль волокна на продольных разрезах создают тонкую, характерную для березы штриховатость. Текстура однородная, мелкозернистая с привлекательным атласным блеском.
Трудовая деятельность: сбор крупного мусора на участке.
Цель: побуждать к желанию трудиться.
Подвижные игры:
«Перебежки»
Цель: развитие выносливости детей, тренировка дыхательной системы (чем медленнее бег, тем лучше), тренировка мышечно-суставного аппарата.
«Хитрая лиса»
Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа: развитие движений в отталкивании при беге.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).
Самостоятельная деятельность с выносным материалом (грабли, формочки, ведёрки, лопатки) по желанию детей
Цель: продолжения учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.
Прогулка 25
Наблюдение за кошкой
Цель: закрепление знаний о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.
Ход наблюдения
Изворотливый и гибкий,
Между стоек ходит кот.
По порядку, без ошибки.
Все он стойки обойдет.
По душе коту работа,
Вероятно, потому,
Что уж больно неохота,
Взаперти сидеть ему!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка.)
Вопросы к детям:
Почему кошка — домашнее животное? (предположение детей) Как выглядит домашняя кошка? Чем питаются кошки? (мяско, сухой корм) Как называются детеныши кошки? (котята) Какие породы кошек вы знаете? (сиамские, шотландские, вислоухие) Какую пользу людям приносят кошки? Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки? (рысь)
Несколько интересных фактов о кошках:
- Если кошка стоит около вас с поднятым трубой и чуть подрагивающим хвостом – это выражение ее любви к вам.
- Кошка размахивает хвостом в том случае, когда она не может сделать выбор.
- От удовольствия кошки зачастую растопыривают пальцы, выпуская и втягивая когти.
- В дикой природе кошачьи держат хвост горизонтально или опущенным вниз, и только домашние кошки могут ходить, подняв хвост трубой.
- Домашние кошки друг с другом не общаются с помощью мяуканья. Этот «язык» они используют исключительно для общения с людьми.
- За свою жизнь кошка может принести до сотни котят.
Упражнение на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика «Кошки – мышки».
Трудовая деятельность: смести мусор со скамеек, столов.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры:
«Удочка»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.
«С кочки на кочку»
Цель: учить детей перебираться с одной стороны площадки на другую прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге.
Индивидуальная работа: развитие движений в подскоках.
Цель: закрепления навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).
Самостоятельная деятельность с выносным материалом (грабли, формочки, ведёрки, лопатки) по желанию детей.
Цель: продолжения учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе общеразвивающей направленности по теме: "Я - человек".
Цели: познакомить детей с линией жизни человека. Образовательные задачи: Показать изменения человека в разные возрастные периоды его жизни. Познакомить с понятиями «ли...
Конкурс методических разработок "Времен связующая нить:урок в школьном музее" для детей дошкольного возраста по теме "Знакомство с русским гостеприимством" в старшей группе
Я, Белякова Наталья Васильевна, педагог ГБОУ СОШ №1861 "Загорье" дошкольное отделение №1 хочу вас познакомить с интерактивным занятием в музее "Куделька" в рамках окружного конкурса "Времен связующая ...
Музыкально - литературный досуг " Весення капель" квн старшие группы
Музыкально – литературный конкурс КВН «Весенняя капель» старшие группы Звучит музыка, дети выходят в центр зала ( остальные сидят) 1.Пришла весна, весна – красна. Все пробудилось ото сна! 2.Все о...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Придумывание сказки "Приключение зайца".
Программное содержание: Учить детей придумывать сказку, не отступать от темы, не повторять сюжетов товарищей; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать пам...
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление рассказа по картине "Лошадь с жеребенком".
Программное содержание: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета и величины; закреплять умение строить предложение из заданных слов, ме...
Совместное развлечение с родителями старшей группы
"Книжкина больница"...
Картотека прогулок. Лето - младшая группа
Картотека прогулок: лето(УП.02.01 Подготовка к летней практике)Младшая группаУважаемые студенты, на мой взгляд, это важно! Советую Вам пройти по р...