Картотека прогулок. Лето / июнь - старшая группа
учебно-методический материал

Гольская Оксана Геннадьевна

 

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Картотека прогулок: лето /июнь

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!

Вашему вниманию предлагаются подробные посезонные планы работы по экологическому воспитанию детей в старшей группе ДОО в рамках УП.02.01 Подготовка к летней практике.

Цели:

  • продолжать формировать у детей представления о жизни растений, животных, птиц, и насекомых летом;
  •  расширять и обобщать представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла и влаги;
  • закреплять знания детей о лесе как сообществе животных, растений, птиц и насекомых;
  • учить различать съедобные и ядовитые грибы, травянистые растения, ягоды;
  • формировать понятие о культурных и дикорастущих растениях;
  • познакомить с трудом людей летом;
  • формировать навыки ухода за живыми объектами в «уголке природы» и на участке;
  • воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД

          Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

       Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

          Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

       «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

          ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.

                                                                                                                                                                          

 С уважением, О. Г. Гольская.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточки прогулок в летний период времени для старшей группы

Карточка №1

Наблюдение за пауком

Цель: расширение и закрепление знаний детей о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях: польза и вред паука.

Ход наблюдения

На кусты туман набросил

Золотистые шелка,

На опушке, возле сосен,

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно

Нить прядет, сплетая сеть,

Чтоб над стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь.

Обращаю внимание детей на блестящую на солнце паутину. Кто здесь живет? Чуть трогаю паутину стебельком. Сразу же выбегает паучок. Он сделал паутину- сеть, ловит в нее насекомых. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет еще плести паутину. Предлагаю детям понаблюдать и ответить на вопросы:

Как выглядит паук? (круглое тело и длинные тонкие лапки)

Как он передвигается? (передвигая всеми лапками по парно)

Где живет и чем питается? (ловит мух и живет в паутине)

Как паук ловит насекомых? (они прилипают к паутине, которую сплел паук)

Есть ли враги у паука? (да, это птицы, потому что они питаются пауками)

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде:

Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. Если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой. Паук приносит пользу тем, что ловит мух и комаров. Бывают ядовитые пауки, которых ни в коем случае нельзя трогать. Например, паук-тарантул, он ядовитый, но использует свой яд для защиты и для добычи пищи.

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину. Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Трудовая деятельность: уборка веток на участке.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры: «Караси и щука» - учить детей ходить и бегать врассыпную, по сигналу прятаться за камешки, приседая на корточки; «Попади в обруч» - формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м. «С кочки на кочку» - закреплять умение перепрыгивать с одного кружка на другой, продвигаясь вперед, с уменьшением размера круга.

Индивидуальная работа

Прыжки со скакалкой

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся). 

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: обручи, скакалки, детские лопаты и ведра.

Карточка №2

Наблюдение за одуванчиком

Цель: знакомство детей с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится,
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

В   начале июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

Задаю детям вопросы и загадываю загадки:

Как выглядит одуванчик? (сначала желтый, а потом белый и пушистый)

Как распространяются его семена? (с помощью ветра)

Знаете ли вы, что одуванчики могут предсказывать погоду? (если одуванчик днем закрылся, - значит, будет дождь)

Почему говорится, что у одуванчика два платья? (потому что с желтого одуванчик становится белым)

А когда он отцветает -
Непременно улетает!
Только дунь на "сарафанчик" -
Улетает ... ! (Одуванчик)

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Из цветков одуванчика люди варят очень вкусное и полезное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный. Обижать одуванчики нельзя – им больно, они живые.

Трудовая деятельность 

Подмести тропинку около участка.

Цель: продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности.

Подвижные игры

«Бездомный заяц» - совершенствовать двигательные умения и навыки детей. «Сбей мяч» - совершенствовать умение метать мешочки с песком, сбивая ими мячи. «Классы» - учить прыгать на двух и одной ноге, сохраняя равновесие при приземлении.

Индивидуальная работа

Прыжки в длину с места (не менее 80 см).

Цель: учить отталкиваться и приземляться при прыжке в длину с места.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: мячи малого размера, мелки, обручи, конструктор.

Карточка №3

Наблюдение за бабочкой

Цель: формирование у детей представлений о внешнем виде бабочки, образе жизни, её значении в природе.

Ход наблюдения

Я у жёлтой бабочки,
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, жёлтой краской,
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко, 
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!

Воспитатель предлагает понаблюдать как красиво, весело порхают пестрокрылке красавицы-бабочки: и жёлтые лимонницы, и тёмно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. Рассмотреть внешний вид бабочек, части тела, узнать, чем они питаются. Бабочки на своих крыльях переносят пыльцу с одного цветка на другое, тем самым опыляя их. Но есть и вредные бабочки, такие как моль, которые селятся в доме и едят вещи людей.
Подводит детей к выводу, что бабочки отличаются по величине и окраске крыльев. А такие бабочки как белянка и листовертка – это вредители сада и огорода.

У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. У них две пары крыльев. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной  пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.
У бабочек 6 ног при помощи, которых они держатся на цветах и передвигаются по ним.
У них есть усики и хоботок, свёрнутый спиралью. Сидя на цветке, бабочка развёртывает хоботок, опускает его внутрь цветка и пьёт нектар.
Бабочки перелетают с цветка на цветок, так они переносят цветочную пыльцу. На опылённых растениях будет больше семян.

Бабочка Махаон одно из самых красивых насекомых амурской области. Она отличается разноцветным окрасом. При этом форма крыльев у нее необычная. Сейчас уже их не так много. Она внесена в красную книгу. Потому что их уничтожают люди, из-за того, что они портят урожай. В ее окрасе можно увидеть: желтый, коричневый и красный цвета.
Трудовая деятельность.

Предложить детям собрать мусор (палки, ветки, бумажки) на участке.
Цель
: воспитывать желание учувствовать в совместной трудовой деятельности.

Подвижные игры

«Ровным кругом» - учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.

«Медведь и пчелы» - упражнять в беге, отрабатывать умение сохранять направление, не наталкиваясь друг на друга.

«У бабушки Маланьи» - соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Индивидуальная работа

Бег с высоким подниманием колена.

Цель: развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Перебрасывание мяча из одной руки в другую.

Цель: учить перебрасывать мяч из одной руки в другую и ловить его одной рукой.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: обручи, кегли, мячи, скакалки.

Карточка №4

Наблюдение за летним дождем
Цель: закрепление летних сезонных признаков, перемен, происходящих в неживой природе. 

Ход наблюдения

Жарко солнышко пылало, 

Млела знойная земля. 

Ночью туча набежала, 

Ждали дождика поля. 

Рады, рады все травинки, 

И колосья, и цветы, 

Что веселые дождинки 

Звонко льются с высоты. 

Дождик шумный и прохладный, 

Песня, полная чудес! 

На рассвете дышит жадно 

Напоенный влагой лес.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за летним дождем. Летний дождик тёплый, крупный. Если подует сильный ветер, дождь будет падать косо. Птички не поют, спрятались от дождя. Воспитатель предлагает прислушаться, как шумит дождь, стучат его капли по крыше домов, веранды.

Полезен ли дождь для растений? (очень) Предлагает понаблюдать за растениями сада, огорода после дождя.

Задаю детям вопросы:

Откуда берется дождь? (из туч)

Куда деваются лужи? (высыхают на солнце, превращаясь в пар)

Зачем нужен дождь? (чтобы полить растения, насытить воздух)

Обращаю внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой.

Предложить детям бросить в лужу камушек, что произошло с камушком? (утонул). Почему он на дне лужи? (потому что он тяжелый). Затем предложить опустить в лужу бумажный кораблик. Почему кораблик остался на поверхности лужи? (потому что кораблик легкий).
Трудовая деятельность 

Подмести в беседке на групповом участке.

Цель: воспитывать желание учувствовать в совместной трудовой деятельности.

Подвижные игры

«Хитрая лиса» - упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле. «Охотники и зайцы» - учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. «Не оставайся на полу» - учить прыгать на двух и одной ноге, сохраняя равновесие при приземлении.

 Индивидуальная работа

"Весёлые прыжки"
Цель: упражнять в прыжках через скакалку.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: детские лопаты и ведра, машины, кубики, кегли.

Карточка №5

Наблюдение за дождевым червем.
Цель: знакомство детей с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания. 

Ход наблюдения

Я смотрю на червяка.
Вижу мягкие бока,
Хвостик загнут, как крючок.
Что за милый червячок!
Только где же голова?
Где же глазик или два?
Червячка вокруг кручу,
Глазки я найти хочу.
Может, лучик ярким был,
И червяк глаза закрыл?

Червяк длинный, похож на веревочку, у него нет ног, головы, одно туловище, посередине имеется хорошо заметный поясок. Черви приносят большую пользу растениям: они перекапывают землю, рыхля ее, перемешивая, что очень важно для корневой системы травянистых растений.

Кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше.

Где это было? (во дворе дома, в огороде, на участке в саду)

Почему черви называются дождевыми? (потому что вылезают после дождя)

Когда легче всего можно их обнаружить? (при играх или работе с землей)

Загадываю детям загадку:

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)
Обращаю внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха.
Трудовая деятельность 

Полить песок в песочнице.
Цель: продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности.
Подвижные игры

«Встречные перебежки» - учить перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. «Ловишки» - учить бегать по площадке врассыпную с увёртыванием. «Кто выше?» - учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования.

Индивидуальная работа

Пройти по кривые дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. 

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: кегли, куклы, машины, кубики, мелки.

Карточка №6

Наблюдение за муравьями

Цель: расширение знаний об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Муравей — трудяга, редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится -
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь — никому не нужен
!

Загадываю детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Чем питаются? (соком растений)

Как называется муравьиный дом? (муравейник)

Много ли дорожек вокруг муравейника? (да, очень много)

Из чего муравьи строят свой дом? (земли, листьев, травы)

Какие враги есть у муравьев? (ежи, медведи, птицы)

Предлагаю понаблюдать за движением цепочки, передвигающихся к муравейнику. Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество вредных насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед. и уничтожают вредных насекомых. Кроме того, многие виды птиц питаются муравьями и без них не смогли бы выжить. Поэтому и наши леса не могут выжить без муравьев. Недаром их называют “санитары леса”. Но и вред они тоже приносят. Муравьи едят сладкие ягоды, которые люди выращивают в своих садах, так же они объедают лепестки бутонов, из-за чего они не могут цвести в полную силу.

Трудовая деятельность

Подмести бортики в песочнице.

Цель: воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Мышеловка» - закреплять умение бегать, не мешая друг другу; «Удочка» - учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги; «Школа мяча» - упражнять в умении бросать и ловить мяч из разных положений, двумя руками, правой и левой рукой.

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге

Цель: развивать координацию движений, умение держать равновесие

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: обручи, мячи, кегли, тазик, ванночка, пластмассовые уточки, рыбки, черепашки, дельфинчики, лодочки, маленькие мячики.

Карточка №7

Наблюдение за ромашкой

Цель: познакомить детей с лекарственным растением – ромашкой, разобрать ее строение; учить бережно относиться к растениям.

Ход наблюдения

Иду я в садик по тропинке,

Вижу солнце на травинке!

Но совсем не горячи

Солнца белого лучи!

Кто знает, как он называется? (Ромашка)

Воспитатель: правильно, это ромашка! Какого цвета сама ромашка и ее листья? (ответы детей)

давайте снова посмотрим на ромашку. Она похожа на солнышко. Как и солнце, она дарит нам радость. Серединка ромашки желтая, а лепестки белые. Стебель и листья зеленые. Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дороги, и даже на нашей клумбе. А еще ромашка – это лекарственное растение. Из нее заваривают чай и пьют.

Как это понять: садовая ромашка?

Как ухаживают за ромашкой?

Как вы догадались, что это ромашка, а не ирис, нарцисс или тюльпан?

Если в саду садовую ромашку поливают люди, кто же польет полевую ромашку?

А рыхлит ли кто-нибудь почву вокруг полевой ромашки?

Правильно поступают взрослые и дети, которые рвут растения?

Как же нам помочь растениям?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Трудовая деятельность

Помочь воспитателю поднять песок.

Цель: формирование желание выполнять посильные трудовые поручения.

Подвижные игры: «Сделай фигуру» - упражнять детей в умении быстро действовать по сигналу, двигаться подскоками, сохранять равновесие; «Кто лучше прыгнет?» - совершенствовать навыки детей в прыжках попеременно на одной и другой ноге, продвигаясь вперед с активными взмахами рук, поднимая ногу над коленом вперед; «Золотые ворота» - упражнять в ходьбе цепочкой.

Индивидуальная работа

Пройти по кривые дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: наборы для игр с песком: формы, ведра, лопаты, совки, сито, фигуры животных.

Карточка №8

Наблюдение за облаками

Цель: продолжать закреплять знания детей о том, как появляются облака, какие бывают виды.

Ход наблюдения
Что такое облака.
Может, это птичий пух? Может, это стаи мух?
Может, это ветерок вату в небо уволок?
Намокает в небе вата – проливает дождь куда-то.
Может, облако – овечка: шерсть закручена в колечки?
Может, чья-то борода – и пушиста и седа?
Что такое облака? Я не выяснил пока.

В облачный день воспитатель спрашивает у детей, что они видят на небе. Отмечает, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу.  Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они, то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.  Кучевые облака – означают хорошую погоду. Они белые и пушистые.

Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые, - признак ветреной погоды. Они плывут высоко в небе и состоят из кристалликов льда.

Воспитатель предлагает детям определить, какие облака на небе в день прогулки.

Посмотрите на небо, что вы видите?

А весной облака были такие же, как летом?

На что похожи облака?

В каком направлении плывут облака?

Исследовательская деятельность

Проследить, как передвигается по небу лёгкое облачко, как постепенно оно увеличивается, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает».

Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы. Найти облака, похожие на лодки, барашки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Трудовая деятельность

Помочь воспитателю полить цветник.

Цель: воспитывать желание выполнять посильные трудовые поручения.

Подвижные игры: «Бездомный заяц» - упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость; «Пожарные на ученьях» - совершенствование у детей физических навыков и умение действовать по сигналу «Охотники и зайцы» - учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

«Попади в круг».

Цель: развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: тазик, ванночка, пластмассовые уточки, рыбки, черепашки, дельфинчики, лодочки, маленькие мячики, сачки для вылавливания, стаканчики разного размера, воронка, камни, мерные ложечки, пипетки, трубочки.

Карточка №9

Наблюдение за солнцем
Цель: закрепить знания детей о Солнце, как о космическом объекте, а также источнике тепла и света для нашей планеты, учить наблюдать взаимосвязь живой и неживой природы, Солнца и всего живого на Земле.

Ход наблюдения.

За летним тёплым солнцем

Выгляни скорей в оконце

И подставь свои ладошки,

Чтоб поймать зайчат лукошко.

На травинке дремлют мошки

И улитка греет рожки,

Из-под листиков букашки

Тянут к солнышку мордашки.

Любит солнце паучок,

Червячок, жучок, сверчок,

Любят солнышко цветы,

Научись любить и ты!

Исследовательская деятельность

Положить два камня. Один — на солнце, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камень теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло.  Летом оно греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми (в облегчённой одежде, в головном уборе). Воспитатель предлагает отметить, что солнце стоит днём высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи коротки.

Солнце – это звезда, а наша Земля – планета. Все звезды, как и наше Солнце состоят из газов и излучают яркий свет и тепло, а планеты твердые, их поверхность не горячая, сами они не светятся, их освещают звезды, такие же как наше Солнце.

Солнце самая близкая к нам звезда, это можно судить по размерам его на небе и размерам других звезд. Свет Солнца яркий, небо светлое, поэтому свет далеких звезд в это время нам не виден. А когда наступает ночь и солнечные лучи скрываются за горизонт, мы можем увидеть другие далекие звезды на небе.

Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?

Почему вы чувствуете, что лето уже наступило?

Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

Для чего нужно в жаркую погоду одевать головные уборы (панамы, кепки)?

Во что одеты люди летом?

Где можно спрятаться от палящих лучей солнца?

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке площадки от веток.

Цель: воспитывать желание учувствовать в совместной трудовой деятельности.

Подвижные игры: «Попади в обруч» - упражнять в метании в цель; «Мышеловка» - учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу; «Белки в лесу» - учить детей лазить по гимнастической стенке, не пропуская реек, не спрыгивая.

Индивидуальная работа

Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2-3 раза) в чередовании с ходьбой.

Цель: учить прыгать на двух ногах на месте, мягко приземляясь на носки.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Оборудование: наборы для игр с песком: формы, ведра, лопаты, совки, сито, фигуры животных.

Карточка №10

Наблюдение за подорожником

Цель: познакомить с лекарственным растением — подорожником его строением и особенностями.

Ход наблюдения

Ты найдёшь его всегда,
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи,
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!

Это многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам.  Растение имеет корень, стебель, листья, прикорневую розетку. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Лечебные свойства имеют листья подорожника. Отваром из листьев промывают глаза, чистый свежий листок подорожника прикладывают к ранам, ожогам, укусам насекомых. Листья подорожника можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте.

Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли «Матерью всех трав» за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

В лечебных целях используют листья и семена. Из листьев делают настои, которые помогают при различных заболеваниях, а сок из молодых листьев, например, используют для улучшения пищеварения. Подорожник входит в состав многих лекарств.

Задаю детям вопросы и загадываю загадку:

Как называется растение, которое мы рассмотрели? (подорожник)

Из каких частей состоит? (корень, стебель, листья, соцветие)

Где чаще всего растет подорожник? (около дорог, тропинок)

Где лучше его собирать? (в лесах, парках, подальше от дорог)

Трудовая деятельность

Уборка крупного мусора на участке

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Уголки» - учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего; «С кочки на кочку» - закреплять умение перепрыгивать с одного кружка на другой, продвигаясь вперед, с уменьшением размера круга; «Серсо» - упражнять в метании, ловле и согласованности движений.

Индивидуальная работа

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):

«Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: пирамидки, вкладыши, мозаики.

Карточка №11

Наблюдение за работой дворника

Цель: развитие умение видеть целесообразность трудовых действий и оценивать результаты труда; расширить знания детей о содержании работы дворника.

Ход наблюдения

Встанет дворник на заре,
Все очистит во дворе,
И кусты обрежет сам.
Красота на радость нам!

Предлагаю детям обратить внимание на работу дворника.

Работа дворника начинается рано утром. В работе дворника используются разные орудия труда.  

Какое время года? (лето)

В обязанности дворника входит очистка закрепленной территории от мусора и отходов, а также от листвы, снега и льда. Как изменилась работа дворника летом? (нужно косить траву и убирать ее) 

Почему профессия называется — дворник? (потому что он убирает двор)

От добросовестного труда дворников всецело зависит состояние улиц и дворов. Дворник должен быть трудолюбивым, сильным, ответственным, аккуратным, терпеливым, выносливым.

Ребята, а какие вы знаете пословицы о труде и чистоте? Давайте мы их вместе вспомним.

Чисто жить - здоровым быть.

Терпенье и труд - все перетрут.

Чистота - залог здоровья!

Пчела мала, да и та работает.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Загадываю детям загадки:

Стоят в один ряд
Острые пальчики,
Цап - царапки.
Подбирай охапки.
(Грабли)
Много дружных ребят

На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –

Только пыль вокруг клубится.

(Метла)

Трудовая деятельность

Помощь дворнику в подметании тропинок.

Цель: расширять представления детей о труде взрослых, результатах их труда, его общественной значимости.

Подвижные игры: «Караси и щука» - развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость; «Классы» - учить прыгать на двух и одной ноге, сохраняя равновесие при приземлении; «Гори ясно» - упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки.

Индивидуальная работа

Ходьба перекатом с пятки на носок.

Цель: закреплять умение осознанно выполнять движения

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, цветная бумага, природный материал.

Карточка №12

Наблюдение за липой

Цель: Познакомить детей с особенностями дерева липы. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста деревьев.

Ход наблюдения

Я густой, кудрявой, вырасту на славу, - примечай меня!

Я медовым цветом расцветаю летом, - береги меня!

А в денек горячий в тень тебя я спрячу, - поливай меня!  

Ливень льет порою, я от ливня скрою, - не ломай меня!

Хорошо обоим нам расти с тобою, -  полюби меня!     

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на удивительное дерево, которое растет на территории детского сада. Рассмотреть строение ствола, цветы липы и вдохнуть их аромат. Дерево с мелкими листьями, кора темно-коричневая.

Цветут липы в июне. Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек. И не спроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы стали свободнее, все внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
А какой мед получается! Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных.

А цветок - на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

В конце лета у лип вместо беловатых душистых цветков зреют плоды – орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет.

Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

Почему липу называют «царицей лета»?

Как нам узнать липу среди других деревьев?

Какого цвета ствол у липы?
Как называется мед, собранный на липе?
Как вырастает новое дерево липы?
Как используют липу люди, чем оно полезно?

Трудовая деятельность

Смести мусор со скамеек, столов.

Цель: продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые упражнения.

Подвижные игры: «Парный бег» - учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы; «Медведь и пчелы» - упражнять в беге, отрабатывать умение сохранять направление, не наталкиваясь друг на друга; «Попади в обруч» - учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой левой рукой прицеливаясь.

Индивидуальная работа

Метание предметов на дальность (не менее 5-9 метров).

Цель: учить сочетать замах с броском при метании.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: скакалки, мячи разные по размеру, кегли, кольцеброс.

Карточка №13

Наблюдение за ветром

Цель: продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер; познакомить со свойствами ветра; учить давать характеристику ветру: сильный-слабый, теплый-холодный;

Ход наблюдения

Осторожно ветер,
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.

Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.

И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то,
Вперегонку с пылью.

Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создаёт ветер.

В древние времена, когда еще не было приборов, скорость и силу ветра определяли по местным признакам: на суше - по верхушкам деревьев, отклонением дыма из труб, в море - за действием ветра на воду и паруса судов. Была разработана 12-бальная шкала. Она позволяет определить силу ветра в баллах, а затем и его скорость. Если ветра нет – штиль, если ветер едва колышет листья деревьев, называют тихим, есть умеренный ветер и сильный ветер, шторм и ураган-когда достигается 12 баллов

Какие бывают ветры по силе?

Сегодня есть ветер? Какой?

Какой ветер бывает летом, а какой зимой?

Исследовательская деятельность

При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

Трудовая деятельность

Помочь воспитателю прополоть цветник.

Цель: воспитывать желание выполнять посильные трудовые поручения.

Подвижные игры: «Мы весёлые ребята» - учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием; «Удочка» - учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги; «Ворон» - двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни.

Индивидуальная работа

Упражнение с мячом.

Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: наборы для игр с ветром: вертушки, султанчики.

Карточка №14

Наблюдение за березой.

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю её нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую…

Воспитатель предлагает детям обратить внимание, какая красивая берёзка растёт на участке детского сада.

Берёза – это дерево, которое олицетворяет русскую природу. Это дерево - символ России.

Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. У всех берёз необычная кора. Берёзу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестойБереста – это защитный слой дерева, от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть чёрные чёрточки. Они называются чечевички, через них берёза дышит. Но берёзка не только красивое, но и полезное дерево.  Берёза дает чистый воздух (кислород), лечит от болезней, поит полезным соком. Настой почек употребляют как лекарство.

Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

Как нам узнать берёзу среди других деревьев?

Какого цвета ствол у берёзы?

Какие части берёзы вы ещё знаете?

Какого цвета ветки?

Зачем корень дереву?

Какого цвета на ней листья?

Как можно ласково назвать берёзу?

Чем полезно это дерево?

Трудовая деятельность

Помочь воспитателю прорыхлит землю вокруг цветов.

Цель: воспитывать желание выполнять посильные трудовые поручения.

Подвижные игры: «Коршун и наседка» - учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления; «Не оставайся на полу» - учить детей бегать по залу врассыпную, запрыгивать на кубы, скамейки без помощи рук, спрыгивать с них легко на носки полусогнутые ноги; «Шарик с горки» - учить детей катать шарики от настольного тенниса с горки и бегать за ним, передавать эстафету.

Индивидуальная работа

Прыжки в длину с разбега (примерно 100 см)

Цель: учить правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться при прыжке в длину с разбега.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, цветная бумага, природный материал.

Карточка №15

Наблюдение за кукушкой
Цели: расширение знаний детей о птицах – кукушке, ее повадках и пользе; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Никогда е строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет.

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Правильно, это кукушка, прислушайтесь, можно услышать ее «Ку-ку». Оперенье кукушки серое с чёрными и белыми полосами. Далеко в лесу разносится звонкое «ку-ку». Это кукует кукушка. Песню кукушки слышали почти все, а вот увидеть эту птицу трудно: кукушки обычно прячутся на самой макушке высокого дерева, в густых зеленых ветвях. Кукушка не умеет гнезда вить, поэтому свои яйца она подкладывает другим птицам. Кукушки — плохие родители, но нашим лесам они приносят большую пользу: ведь эти птицы уничтожают мохнатых гусениц, которых другие пернатые не трогают. А мохнатые гусеницы, особенно гусеницы шелкопряда, опасные враги леса — они поедают листья, стебли и почки растений, и лес может засохнуть.

Оказывается, кукушка не может выкормить свое потомство, потому что питается мохнатыми, ядовитыми гусеницами, которыми птенцы питаться не могут. Вот и приходится приемным родителям выкармливать чужого птенца мошками и комарами. Ребята, как вы думаете, почему горихвостки, пеночки не замечают в своем гнезде чужого яйца? По окраске яйца кукушки и этих птиц очень похожи. Окрепнув, кукушонок выбрасывает остальных птенцов и остается единственным в гнезде. Он постоянно просит есть, быстро растёт и становится больше своих родителей.

Как кукушки относятся к своим детям?

Почему они оставляют свои яйца в других гнездах?

Какую пользу приносят кукушки?

Трудовая деятельность

Подмести тропинки на участке.

Цель: воспитание трудолюбия, ответственность за выполненную работу. 

Подвижные игры «Гуси-лебеди» - совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания; «Кто скорее добежит до флажка» - учить детей бегать с одной стороны площадки на другую, преодолевая препятствия; «Солнце» - действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом.

Индивидуальная работа.

Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад,

через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

Цель: учить сохранять равновесии при приземлении.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: куклы и пупсики разных размеров, коляски, кроватки с постельными принадлежностями, кукольная посуда, машины, рули.

Карточка №16

Наблюдение за прохожими

Цель: учить детей видеть и различать изменения в одежде в зависимости от погоды и времени года.

Ход наблюдения

Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится.

Задаю детям вопросы.

Какое сейчас время года? (лето)

Почему все сняли тёплую одежду и стали одеваться легко? (потому что на улице стало жарко). Чем отличается зимняя одежда от летней одежды? (летняя одежда более легкая, тонкая).

Для чего люди носят головные уборы (панамы, кепки)? (чтобы не получить солнечный удар). Предлагаю детям обратить внимание на прохожих, на изменение во внешнем виде людей. Посмотреть на одежду друг друга, во что одеты дети.

Загадываю детям загадки (Одежда).

Меня на голову надень,
И бегай в самый жаркий день,
А снимешь - недовольна мама.
Я - шапка летняя .. (Панама)

Что же летом на ногах? -
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену... (Босоножки)

Кто мало кушает конфет,
И не любит тортики,
Летом будет очень стройным,
И наденет... (Шортики)

Зимой наденешь шапку, шубку,
А летом что? - Футболку ... (Юбку)

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Бездомный заяц» - учить детей быстро бегать, стараясь осалить убегающего; «Беги к флажку» - учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя; «Сбей кеглю» - учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям.

Индивидуальная работа

Метание мяча на дальность (не менее 5–9 м).

Цель: Учить сочетать замах с броском при метании

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: деревянные или мягкие кубики, кирпичики, призмы, пластины, дощечки.

Карточка №17

Наблюдение за радугой после дождя
Цель: закреплять элементарные представления детей о причине возникновения радуги; познакомить детей с народными приметами о радуге; закреплять представления детей об основных цветах радуги.
Ход наблюдения

Дождик кончился, и солнышко взошло.
И на небе чудо произошло,
Протянулась в небе радуга-дуга,
Серые и тучные пронзая облака.
Переливаясь разными цветами,
Под солнечными яркими лучами,
Радует она всех нас всегда,
И небо украшает радуга-дуга!

Появляется радуга, только если одновременно идёт дождь и светит Солнце. Солнечные лучи попадают в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики – вот так и образуется радуга! Интересно, что радуга всегда появляется с противоположной стороны от Солнца и, чтобы увидеть радугу надо встать спиной к Солнцу.

Почему люди всегда радуются, когда видят радугу?

Как вы думаете, что означает слово «радуга»?

В старину радугу называли «райская дуга». В народе верили, что она приносит счастье! Увидеть радугу считалось хорошим предзнаменованием, а проехать или пройти под ней сулило счастье и успех. Двойная радуга приносит удачу и исполняет желания! Если радуга с ярко выраженным жёлтым цветом и не ярким голубым направлена с востока на запад – это означает, что скоро наступит хорошая погода; если радуга на востоке – к тёплой сухой погоде; если радуга высокая и крутая – к ветру; если радуга крутая, низкая и на западе – к дождю. Ребята вспоминают слова стихотворения – подсказки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Какие цвета имеет радуга?

Почему она появляется на небе?

Как ее можно увидеть?

Трудовая деятельность

Уборка в песочнице.

Цель: продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры: «Парные перебежки» - прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом; «Белки в лесу» - учить детей лазить по гимнастической стенке, не пропуская реек, не спрыгивая; «Баба - Яга» - продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

Индивидуальная работа

Челночный бег 3 раза по 10 м.

Цель: развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: обручи, мячи, кегли, тазик, ванночка, пластмассовые уточки, рыбки, черепашки, дельфинчики, лодочки, маленькие мячики.

Карточка №18

Наблюдение за божьей коровкой.

Цель: Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки, ее пользе и вреде.

Ход наблюдения

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И лететь умеет ловко,

Это… (божья коровка).

Про какого жучка мы с вами сегодня будем говорить?

Почему этот жучок получил такое название?

Да, люди считают, что божья коровка приносит удачу, уничтожает вредных насекомых, тлю. У божьей коровки маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жёсткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой чёрной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, жёлтого) цвета с тёмными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой

поверхности. Божью коровку легко узнать по однотонному туловищу с цветными вкраплениями. Свое название этот жук, получил из-за того, что по окраске напоминает корову, кроме того, в случае опасности эти насекомые выделяют из коленных суставов желтоватую жидкость с резким запахом, в народе ее называют «молочком», а «божья» – из-за его безобидности. На самом деле божьи коровки – хищники. Они питаются тлей, мучнистыми червецами, белокрылками и другими мелкими насекомыми, которые истощают растения. Когда божья коровка откладывает яйца, она специально прикрепляет их туда, где больше всего паразитов. Как только личинки появляются из яиц, они сразу набрасываются на добычу. Личинки обычно овальные, немного суженные на концах. Они ярких цветов: желтые, оранжевые и черные. Личинки очень прожорливы, но взрослые особи еще прожорливее. Божьи коровки приносят огромную пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредителей.

 Сколько чёрных точек на спине жучка?

За это называют семиточкой.

С каким грибом можно сравнивать божью коровку? (мухомором)

 Почему божью коровку называют доктором Айболитом?

Божья коровка поедает вредных насекомых. 
Спинка в веснушках, ах как неловко и покраснела божья коровка.

Божья коровка улети на небо, принеси нам хлеба, чёрного и белого, только не горелого. 
Подвижные игры: «Краски» - учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу; «Пожарные на ученье» - учить детей лазить по гимнастической стенке удобным способом, не пропуская реек и не спрыгивая; «Поймай мяч» - учить детей ловить мяч на лету, подпрыгивая вверх.

Трудовая деятельность

Подмести пол в беседке.

Цель: воспитание трудолюбия, ответственность за выполненную работу.

Индивидуальная работа

Прыжки через скакалку.

Цель: продолжать учить детей правильно прыгать через скакалку.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: тазик, ванночка, пластмассовые уточки, рыбки, черепашки, дельфинчики, лодочки, маленькие мячики, сачки для вылавливания, стаканчики разного размера, воронка, камни, мерные ложечки, пипетки, трубочки, аптечная «груша», мочалки, губки.

Карточка №19

«Что такое воздух?»

Цель: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Ход наблюдения

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет,

Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным…

Воспитатель задаёт детям вопросы:

 Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнём глубоко – глубоко, а затем выдохнем.

 Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух)

Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна. Воздух есть везде и на воде, и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера.

Для здоровья человека полезен только чистый воздух. А грязный воздух вызывает разные болезни у людей.

 Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас).

 Почему мы его не видим?

 Почему называем его невидимкой? (Воздух – лёгкий, невидимый).

Как доказать, что мы дышим?  Воспитатель предлагает детям поднести свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?  (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).

 Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

Воспитатель загадывает детям загадки.

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)     

Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке.

Цель: воспитание трудолюбия, ответственность за выполненную работу.

Подвижные игры

«Пустое место» - учить детей быстро бегать наперегонки в противоположные стороны. «Не оставайся на полу» - учить детей бегать по залу врассыпную, запрыгивать на кубы, скамейки без помощи рук, спрыгивать с них легко на носки полусогнутые ноги. «Мяч водящему» - учить детей ловить мяч, брошенный водящим руками, не прижимая к груди.

Индивидуальная работа

Бег в среднем темпе на 80-120 м. (2-3 раза) в чередовании с ходьбой.

Цель: развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: обручи, кегли, мячи, скакалки.

Карточка №20

Наблюдение за сорокой
Цель:  расширять представления детей о сороке, формировать умения распознавать ее по характерным признакам, вызывать желание наблюдать за поведением птиц.

Ход наблюдения

Непоседа пестрая,

Эта хищница болтлива,

Птица длиннохвостая,

Воровата, суетлива,

Птица говорливая,

Стрекотунья, белобока,

Самая болтливая.

А зовут ее…(сорока)

Сама сорока разноцветная. Голова, шея, грудь и спина черные с фиолетовым или синевато-зеленым отливом, а живот и бока белые. Также часто белые концы крыльев.

Сорока может сидеть как на самых высоких и тонких ветках, так и среди зелени, чтобы ее не было видно. Прислушайтесь, как стрекочет сорока: она сидит одна, стрекочет, а мы слышим, как будто несколько птиц ведут разговор.

Сорока полезная птица, так как уничтожает вредных насекомых, гусениц и мышей. А хищницей её называют, потому что сорока поедает яйца и птенцов других птиц. Живёт сорока в лесу и плетет свое гнездо в густых зарослях молодого леса на кустах или деревцах. Гнездо это из прутьев в виде шара, и влетает она в него сбоку. Гнезда птиц нужно беречь. Может случиться так, что ты идешь по лесу, лугу, а за тобой перелетает ворона или сорока. Они все видят: ты нашел гнездо птицы и решил посмотреть, что там - яйца или птенцы. Ты ничего особенного не сделал - только посмотрел, но этим ты оказал плохую услугу той птице, чье гнездо нашел. Птица спрятала, замаскировала гнездо в траве, а теперь его увидела сорока. Ты отойдешь, а она съест яйцо или птенца и разорит гнездо.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Приходилось ли вам находить гнездо?

Трогали вы гнездо?

Надо ли искать гнездо, если вы увидели, что птица выпорхнула из травы и села неподалеку? Почему птица не улетает, а перелетает с места на место?

Трудовая деятельность

Подмести скамейки на участке.

Цель: воспитание трудолюбия, ответственность за выполненную работу. 

Подвижные игры

«Карусель» - учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу в соответствии с текстом. «Кто скорее доберется до флажка» - учить детей действовать по сигналу, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, подлезать под дугу удобным способом, бегать на перегонки. «Медведь» - продолжать учить стремительному бегу.

Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Цель: закреплять умение легко ходить.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: детские лопаты и ведра, машины, кубики, кегли.

Карточка №21

Наблюдение за воробьями 
Цель:
 углублять знания о птице – воробье, особенностях внешнего вида, и о его жизни.

Ход наблюдения: 

Коротка моя песенка, вот:

Чик-чирик!

Другой никакой я не знаю.

Зимовать не улетаю,

А под крышей обитаю.

Увидев добычу, я вмиг

С крыши за нею слетаю.

Прыг-скок! Чик-чирик!

Не робей! Я бывалый … (воробей).

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

Они любят устраивать свои жилища в близи человека. Причина в том, что так они защищаются от хищников, им проще находить себе пропитание и всегда есть место для гнезда. В деревне воробьям особенно нравится сооружать свои домики за ставнями старых деревянных домов или под крышей. А в городах под козырьком подъезда или балкона.

Как выглядит воробей?

Чем он питается?

Как передвигается?

Как поет?

Трудовая деятельность

Расчистка огорода от мусора.
Цель:
 воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца. 
Подвижные игры: «Ловишки - перебежки» - учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу.

«Брось за флажок» - учить детей метать мешочки в даль правой, левой рукой из-за головы стараться чтобы мешочек улетел как можно дальше. «Угадай, кто зовёт?» - развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.  
Индивидуальная работа 

Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.

Цель: учить сохранять равновесие.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: наборы для игр с песком: формы, ведра, лопаты, совки, сито, фигуры животных.

Карточка №22

Наблюдение за тополем
Цель:
 познакомить с тополем (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета). 

Ход наблюдения.

Н. Головина «Метель в жару»

Среди лета - белый снег!

Кружится метелица!

Среди лета - белый снег!

По дорогам стелется.

Тридцать градусов жары, чудеса, и только,

Танцует снег у двора то кадриль то польку.

Снег играет с детворой, да смеётся над жарой!

Тополь хлопает листвой, пух летит над головой.

 Как называется это дерево?

Какое оно?

Ствол прямой, кора серая, морщинистая, она защищает дерево от повреждений, с помощью ствола и веток к листьям и плодам поступает вода и питательные вещества, как мы можем проверить, что в дереве есть жидкость- это сок жизни дерева, надломить веточку и со временем увидеть капли. Корни они находятся в земле, без корней дерево не сможет жить.

Когда распускаются листочки, то кажется, что тополь надел зелёную шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются серёжки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева). Тополь хорошо очищает воздух, корни дерева достают влагу из земли, он дает много тепла. Древесина тополя мягкая, лёгкая, из неё изготовляют бумагу, спички, игрушки, делают фанеру: строительный материал. 

Понаблюдать за распространением семян тополя, за летящим белым пухом. Попробовать подуть на серёжки и семена тополя: насколько должен быть сильным ветер, который их переносит? На что похожи серёжки? (на мохнатых гусениц). Проверить, остаётся ли на листьях тополя пыль (листья этого дерева очень гладкие, поэтому вся грязь легко смывается с них во время дождя.) 

Трудовая деятельность
Помочь воспитателю прополоть цветы в цветнике на участке группы.
Цель: формирование желание выполнять посильные трудовые поручения.
Подвижные игры
«Затейники» - учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. «Медведи и пчёлы» - учить детей лазить по гимнастической стенке, взбираться на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгивать на носки на полусогнутые ноги, бегать врассыпную. «Серсо» - учить детей бросать деревянные кольца, стараясь их забросить на «кий» (деревянная палка), развивать ловкость, глазомер.

Индивидуальная работа
Ходьба приставным шагом.
Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: мячи малого размера, мелки, обручи, конструктор.

Карточка №23

Наблюдение за прохожими

Цель: формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по внешнему виду и по сезонным изменениям.

Ход наблюдения

Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится.

Воспитатель задаёт детям вопросы.

Какое сейчас время года?

Почему все сняли тёплую одежду и стали одеваться легко?    

 Как изменилась температура воздуха с приходом лета?

 Вспомните, как люди одевались зимой, весной?

Чем отличается зимняя одежда от летней одежды?

Солнце, какое, как оно светит?

 Для чего люди носят головные уборы (панамы, кепки)?

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на прохожих, на изменение во внешнем виде людей. Предлагает посмотреть на одежду друг друга, во что одеты дети.

Загадывает детям загадки (Одежда).

Меня на голову надень,
И бегай в самый жаркий день,
А снимешь - недовольна мама.
Я - шапка летняя .. (Панама)

Что же летом на ногах? -
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену... (Босоножки)

Кто мало кушает конфет,
И не любит тортики,
Летом будет очень стройным,
И наденет... (Шортики)

Зимой наденешь шапку, шубку,
А летом что? -
Футболку ... (Юбку)

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке.

Цель: воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Гуси - лебеди» - учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. «Кто сделает меньше прыжков» - учить детей прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. «Сороконожка» - совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом.

Цель: продолжать выполнять упражнения с мячом.

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: обручи, мячи, кегли, тазик, ванночка, пластмассовые уточки, рыбки, черепашки, дельфинчики, лодочки, маленькие мячики.

Карточка №24

Наблюдение за собаками в природе

Цельзакрепление знаний о домашних и бездомных собаках; способах приспособления к окружающей среде; воспитание чувства ответственности за тех, кого приручили; способствовать безопасности во общении с бездомными собаками.

Ход наблюдения

Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака.
Есть их множество пород.
В будке пес своей живет.
Сторожить умеет дом,
Весело вилять хвостом.
На чужих он громко лает и хозяев охраняет.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как называется жилище собаки? (будка)

Чем питается? (собака любит косточки, корм, еду, которую готовит человек)

Какие породы собак вы знаете? (овчарка, пекинес, такса, шпиц)

Как называются детеныши собаки? (щенки)

Какую пользу людям приносят собаки? (охраняют дом)

Чем отличается домашняя собака от бездомной собаки?

Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо.

Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его!

Однажды я встретил бездомную кошку.

Как ваши дела? Ничего, понемножку.

Я слышал, что вы тяжело заболели?

Болела… Так значит, лежали в постели?

Бездомной, мне некуда ставить постель.

Как странно, — я думал, — «Что в мире огромном нет места Собакам и кошкам бездомным».

А. Дмитриев. Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них нехорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвал, и на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия. Им очень плохо живётся на улице, поэтому не нужно бросать своих домашних животных. Бездомные собаки могут быть опасными, потому что охраняют свою территорию от незнакомцев. А ещё они могут болеть различными заболеваниями. Например, блохи и лишай. А самое опасное заболевание, которое могут переносить животные- это бешенство. Будьте осторожны прежде чем подходить к незнакомой собаке.

Трудовая деятельность.

Уборка территории участка группы от мусора.

Цель: воспитывать культуру трудовой деятельности.

Подвижные игры

«Уголки» - учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего.

«Белки в лесу» - учить детей лазить по гимнастической стенке, не пропуская реек, не спрыгивая.

«Шарик с горки» - учить детей катать шарики от настольного тенниса с горки и бегать за ним, передавать эстафету.

Индивидуальная работа

Прыжки со скамейки (30 см)

Цельзакреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков. 

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: пирамидки, вкладыши, мозаики.

Карточка №25

Наблюдение за небом
Цель: развитие умения различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.

Ход наблюдения

Загадываю детям загадку
Как цветочки незабудки -
Нежно - голубое.
Иногда, как васильки,
А порой, как море!
Но бывают дни, когда,
Злится и темнеет,
Вот тогда меняет цвет -
Хмурится, чернеет.
Ночью - в ярких звездочках,
Днем - с лучистым солнышком!
С облаками, цвета снега...
Что же это? Это ж... (Небо.)

Какое время года? (лето)

Какое небо бывает летом? (голубым, ясным и чистым, серым и хмурым)

Что такое небо? (небо - это все видимое пространство над землей)

Какое сегодня небо? (голубое, ясное, без единого облачка)

Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Солнце встаёт рано утром на востоке и заходит вечером на западе. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем, и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок. Облака могут быть малоподвижными и быстрыми, это зависит от силы ветра.

Как погоду определить по небу?

Какой ветер летом?

Что есть на небе?

На что похожи облака?
Трудовая деятельность
Помочь воспитателю полить цветы в цветнике участка группы.
Цель: формирование желание выполнять посильные трудовые поручения.
Подвижные игры

«Сделай фигуру» - учить детей бегать врассыпную по залу, участку. «Пожарные на учении» - учить детей лазить по гимнастической стенке удобным способом, не пропуская реек и не спрыгивая. «Круги» - закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.

Индивидуальная работа

Ходьба приставным шагом
Цель: улучшать технику ходьбы

Самостоятельная деятельность детей.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, цветная бумага, природный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе общеразвивающей направленности по теме: "Я - человек".

  Цели: познакомить детей с линией жизни человека. Образовательные задачи: Показать изменения  человека в разные возрастные периоды его жизни. Познакомить с  понятиями «ли...

Конкурс методических разработок "Времен связующая нить:урок в школьном музее" для детей дошкольного возраста по теме "Знакомство с русским гостеприимством" в старшей группе

Я, Белякова Наталья Васильевна, педагог ГБОУ СОШ №1861 "Загорье" дошкольное отделение №1 хочу вас познакомить с интерактивным занятием в музее "Куделька" в рамках окружного конкурса "Времен связующая ...

Музыкально - литературный досуг " Весення капель" квн старшие группы

Музыкально – литературный конкурс КВН «Весенняя капель» старшие группы Звучит музыка, дети выходят в центр зала ( остальные сидят) 1.Пришла весна, весна – красна. Все пробудилось ото сна! 2.Все о...

Игра по развитию речи "Веселое лето" для младшей группы детского сада

Весёлая игра, направленная на развитие речи....

Методическая разработка " БЕЗОПАСНОЕ ЛЕТО" июнь 2018

Данная методическая разработка предназначена для классного часа в группе № 21 по профессии " Машинист локомотива"...

План работы на лето 2 младшая группа

МесяцМероприятия Июнь1.Консультация: «О летнем отдыхе детей»2.Памятки «Игры на развитие мелкой моторики детей 2-3 лет»3.Папка передвижка «Воспитатель грамотног...

Картотека прогулок. Лето / июль - старшая группа

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32066523","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 110px; height: 110px; float: left;","width":"480"}}]]Картотека...