"На пороге взрослой жизни" Программа для работы с детьми 9-11 классов.
рабочая программа по теме
Наше ближайшее будущее станет таким, какие ценности сегодня впитают наши дети. Ценности человека, здоровья, семьи, общения, окружающей природы становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стран. К подобным ценностям надо подтолкнуть наших подростков не формально, а так, чтобы поиски смысла жизни они связали с ситуацией в окружающем мире.
Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за своё здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности.
Программа помогает сформировать у воспитанников процессы самовоспитания - сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения.
Путь восхождения ребёнка от воспитания к самовоспитанию, а значит, к воспитанности должен быть организован на взаимодействии этих двух систем - воспитания и самовоспитания. Такой подход особенно актуален в связи со сложной экономической и социальной ситуацией в стране, чем объясняется определённая рассогласованность позиций различных институтов воспитания, семьи, средств массовой информации.
Программа предназначена для работы с воспитанниками детских домов старшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_raboty_s_detmi_9-11_klassov.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Наше ближайшее будущее станет таким, какие ценности сегодня впитают наши дети. Ценности человека, здоровья, семьи, общения, окружающей природы становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стран. К подобным ценностям надо подтолкнуть наших подростков не формально, а так, чтобы поиски смысла жизни они связали с ситуацией в окружающем мире.
Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за своё здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности.
Важным условием развития является самовоспитание. Воспитание - внешнее воздействие на подростка, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием воспитания является самовоспитание. Только присваивая и проживая ценностные отношения, подросток воспитывается. Самовоспитание - важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Воспитывать без учёта механизмов самовоспитания сегодня малоэффективно. Многие замечательные усилия педагогов окажутся напрасными. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы "самости" на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
Программа помогает сформировать у воспитанников процессы самовоспитания - сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения.
Путь восхождения ребёнка от воспитания к самовоспитанию, а значит, к воспитанности должен быть организован на взаимодействии этих двух систем - воспитания и самовоспитания. Такой подход особенно актуален в связи со сложной экономической и социальной ситуацией в стране, чем объясняется определённая рассогласованность позиций различных институтов воспитания, семьи, средств массовой информации.
Программа предназначена для работы с воспитанниками детских домов старшего школьного возраста.
Цель программы:
Создание условий для нравственного развития личности, способной в дальнейшем к творческой деятельности, обладающей культурой общения с миром и окружающими людьми, способной к дальнейшему саморазвитию, самовоспитанию, имеющей необходимые для самостоятельной жизнедеятельности навыки социального опыта.
Программа предполагает решение следующих задач:
- Формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию различных видов деятельности – познавательная, социально-значимая, творческая;
- Повышение социальной активности подростков, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума путем вовлечения в соуправление жизнью детского коллектива;
- Формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности подростков;
- Развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;
- Научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций.
- Развивать уверенность в себе, способность убеждения, умение защитить свою точку зрения, способность к дискуссии.
- Способствовать развитию внутренней убежденности учащихся в повышении уровня внутренней личной культуры.
Содержание программы:
Программа данного курса создана с учётом социальной ситуации развития подростка. На фоне развития ведущей в подростковом возрасте социально - значимой деятельности происходит развитие психических новообразований данного возраста, охватывающих в этом периоде все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере. Центральные новообразования подросткового возраста: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство "взрослости", переоценка ценностей, автономная мораль.
Занятия строятся так, чтобы подростки изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, учитывали чувство удовлетворения и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий. С этой целью в логической цепи занятий предусматривается организация различных видов деятельности (познавательная, социально-значимая, творческая), процесс которых дает возможность каждому подростку применить свои знания, развить свою индивидуальность, а в результате – испытать эмоциональный подъем, чувство причастности к общему делу, к коллективу, ощущение радости, доставленной другим.
Первый блок программы " Я - личность" помогает ребёнку в познании и принятии самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, и в самовоспитании. В этом возрасте у подростков одной из важнейших социально-психологических характеристик является их способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осознанию своих поступков и поведения других людей. Подрастающий человек получает возможность задуматься о существующих человеческих потребностях и проанализировать свои потребности. Получая развёрнутую картину своей личности, он размышляет о своём месте в жизни, о смысле жизни; проверяет себя, включаясь в разрешение жизненных ситуаций – проб.
Второй блок программы «Я и другие люди» помогает сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру, на поиск важного и полезного в любой, в том числе и травмирующей, ситуации. Подготавливает воспитанников к социализации в обществе, у воспитанников не только формируются свои убеждения и жизненные ценности, но и умение защитить свою точку зрения, способность к дискуссии. Создаются условия для осмысления таких жизненных ценностей как любовь, семья, дети. Формируется позитивное отношение к своему будущему.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей подростков (диагностика, наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования, анкетирование, мини исследования);
- организация малых педагогических консилиумов;
- дискуссии, диспуты;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы;
- «круглые столы»,
- соревнования;
- викторины;
- интеллектуальные марафоны;
- социальные проекты;
- самостоятельная творческая деятельность;
- ведение дневников самовоспитания
Ожидаемые результаты: К моменту завершения работы над программой у воспитанников формируется:
- стремление осмыслить свои права и обязанности, оценить своё прошлое, обдумать своё настоящее, утвердить и понять самого себя.
Получая развёрнутую картину своей личности, подросток
- размышляет о своём месте в жизни, о смысле жизни;
- проверяет себя, включаясь в разрешение жизненных ситуаций – проб
Происходит формирование чувства взрослости как проявление самосознания.
подросток задумывается о существующих человеческих потребностях.
У воспитанников формируются коммуникативные навыки:
- Овладение способами взаимодействия с окружающими людьми,
- выступления с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
- овладение разными видами речевой деятельности;
- овладение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
- Освоение позитивных навыков общения с разными социальными группами.
В процессе реализации программы подросток усваивает следующие социальные роли:
Я - личность:
- Подросток осознает и принимает свои положительные и отрицательные качества, адекватно оценивает свои поступки; у него имеется потребность к развитию, он ставит цели по самоизменению и саморазвитию, а также совершает конкретные действия.
- У подростка сформирована саморефлексия – он осознает свои поступки в соответствии с социальной нормой; у него сформирована произвольность, он соблюдает нормы и правила общества.
- У подростка сформированы положительные ценности, интересы, идеалы, взгляды, имеется положительное мировоззрение.
Я – ученик
- Подросток умеет формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам; определять учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;
Умеет ставить реальные цели, изменять их при изменении условий; определять наиболее рациональную последовательность действий; самостоятельно планировать свои действия;
- Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и контролировать; соблюдать правила гигиены учебного труда.
Я – семьянин:
- Подросток имеет представление о семье, её составе, нормах общения; знает признаки благополучной и неблагополучной семьи, функции семьи.
- Подросток имеет представление о семейных статусах, полоролевых функциях; знает о правах и обязанностях родителей и детей.
- Подросток определяет составные части (источники) формирования семейного бюджета; выделяет основные статьи расходов; соотносит доходы и расходы; определяет доли различных расходов в домашнем бюджете.
- Подросток умеет планировать свою деятельность, доводят начатое дело до конца, знает критерии качества труда.
Я – здоровый человек:
- Подросток знает состояние своего здоровья: хронические заболевания, предрасположенность к тем или иным заболеваниям.
- Подросток знает способы сохранения своего здоровья и противостояния вредным привычкам.
- У подростка сформированы основы перинатальной культуры.
Тематическое планирование.
Блок 1. Я – Личность. (9 класс)
№ | Тема | Кол-во часов | Тип занятия |
1. | Индивид - личность - индивидуальность | 1 | Теоретическое |
2. | Мои потребности | 1 | Комбинированное |
3. | О ценностях и целях | 2 | Теоретическое |
4. | На пути к счастью | 1 | Практическое |
5. | Как я сам себя оцениваю, и как меня оценивают другие | 1 | Комбинированное |
6. | Моё лучшее Я | 1 | Практическое |
7. | Мой темперамент | 2 | Комбинированное |
8. | Мой характер | 1 | Комбинированное |
9. | Если ты – юноша | 1 | Теоретическое |
10 | Если ты – девушка | 1 | Теоретическое |
11. | Я и моё здоровье | 1 | Теоретическое |
12. | Я учусь планировать | 1 | Комбинированное |
13. | Как управлять собой | 1 | Занятие с элементами тренинга |
14 | Самовоспитание | 1 | Комбинированное |
15 | Письмо самому себе. | 1 | Практическое |
Я и другие люди. (10-11 классы)
Блок 2.
10 класс | |||
1. | Какой же я человек? | 1 | Теоретическое |
2. | С чего начинается личность? | 1 | Комбинированное |
3. | Нравственные заповеди Библии. Нравственные нормы и поведение людей. | 1 | Комбинированное |
4. | Как себя воспитать | 1 | Комбинированное |
5. | Как жить по своей программе | 1 | Теоретическое |
6. | Дневник самовоспитания. | 1 | Практическое |
7. | Основы общения | 1 | Комбинированное |
8. | Как избегать конфликтов | 1 | Комбинированное |
9. | Как избегать конфликтов | 1 | Теоретическое |
10. | От взаимопонимания - к самому себе | 1 | Комбинированное |
11. | Как стать честным? | 1 | Теоретическое |
12. | Справедливое отношение к себе и другим. | 1 | Комбинированное |
13. | Искусство милосердия. | 1 | Теоретическое |
14. | Человеческая порядочность. | 1 | Теоретическое |
15. | Что значит быть принципиальным? | 1 | Теоретическое |
16. | Встреча с творческой личностью. | 1 | Практическое |
11 класс. | |||
1. | Зачем все время учиться | 1 | Теоретическое |
2. | Что такое самосовершенствование? | 1 | Теоретическое |
3. | Умение работать. Как экономится время. | 1 | Комбинированное |
4. | Любовь и как ее сохранить? | 1 | Теоретическое |
5. | Моя семья. | 1 | Теоретическое |
6. | Потребление и творчество в семейной жизни. | 1 | Теоретическое |
7. | Мое здоровье – мое будущее. | 1 | Комбинированное |
8. | Основные проблемы семейных отношений. | 1 | Комбинированное |
9. | Бюджет семьи. | 1 | Практическое |
10. | «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» | 1 | Теоретическое |
11. | Искусство совмещать несовместимое | 1 | Теоретическое |
12. | Как нужно защищать свои убеждения. Этика поведения в спорных ситуациях. | 1 | Практическое |
13. | Лестница на вершину | 1 | Комбинированное |
14. | Что такое цель жизни? | 1 | Практическое |
15. | Родина моя – Россия. | 1 | Комбинированное |
Содержание программы.
Я - личность.
Занятие 1. Индивид - личность - индивидуальность
Содержание занятия
Создание условий для осознания подростком самого себя, осмысления сильных и слабых сторон своей личности. Рефлексия - обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир. Анализ подростками событий своей жизни.
Методики: "Я и окружающий мир", "Чем я отличаюсь от друга (подруги)", задание самому себе: попробуй дать личностную характеристику себе, оттенив её индивидуальность".
Занятие 2. Мои потребности.
Содержание занятия
Потребности - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от конкретных условий существования.
Уровень притязаний личности. Изучение подростками своих потребностей, знакомство со структурой основных человеческих потребностей. Формирование экологически оправданных потребностей.
Методики:
"Мои потребности и окружающий мир", "Кто ты?".
Занятие 3. О ценностях и целях.
Содержание занятия:
Осознание детьми целей, дающих человеку смысл жизни. Понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание того, что является для них самым значительным в жизни
Методики: "К чему люди стремятся в жизни", "Что было главным в жизни", разбор ситуаций – проб.
Занятие 4. На пути к счастью.
Содержание занятия:
Исследование психологами уровня счастья различных социальных категорий людей. Уровень удовлетворённости жизнью. Цель - мотивация как проявление потребностей личности.
Методики:
"Не в деньгах счастье?", "Как приступить к делу", "Куда же я иду", "Как сделать выбор", разбор ситуаций – проб.
Занятие 5. Как я сам себя оцениваю, и как меня оценивают другие.
Содержание занятия:
Что такое самооценка. Самооценка как регулятор поведения. Её связь с уровнем притязаний. Изучение подростками собственной самооценки. Формирование адекватной самооценки, установление гармоничных отношений между желаниями и возможностями.
Методики:
"Шкала самовосприятия", "Примите себя! ", методика Л.М.Митиной "Кто я?"
Занятие 6. Моё лучшее Я.
Содержание занятия:
Изучение подростками собственной самооценки. Формирование адекватной самооценки, установление гармоничных отношений между желаниями и возможностями. Осознание целей самовоспитания.
Методики:
"Моё лучшее Я", "Лесенка", «Представление Я»
Занятие 7. Мой темперамент.
Содержание занятия:
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения. Изучение подростками своего темперамента. Типы темперамента. Интроверт. Экстраверт. Эмоциональная подвижность. Методики:
"Тест Айзенка" (подростковый вариант), работа со схемой характеристик темперамента по И.П.Павлову.
Занятие 8. Мой характер.
Содержание занятия:
Характер как совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Черты характера. Волевые качества личности. Воля - упорство, настойчивость в деятельности, в преодолении встречающихся препятствий. Изучение подростками своих волевых качеств. Как воспитывать силу воли. Приёмы развития воли: психологический настрой, преодоление трудностей. Активизация самовоспитания.
Методики:
Тест, "Каков Ваш характер", тест "Волевой ли Вы человек?", задание самому себе: "Наметь программу развития твоей воли: пять - шесть главных недостатков характера, которые можно было бы устранить каждодневным усилием воли.
Занятие 9. Если ты – юноша.
Содержание занятия:
Психологические различия юношей и девушек. Что такое мужественность, и как она формируется в юноше. Установки в любви. Сексуальное воздержание.
Методики:
"Портрет твоего идеала настоящего мужчины", "Кодекс мужской чести", разбор ситуаций - проб.
Занятие 10. Если ты – девушка.
Содержание занятия:
Психологические различия юношей и девушек Что такое женственность, и как она формируется в девочке с детства. Установки в любви. Сексуальное воздержание.
Методики:
"Портрет твоего идеала настоящей женщины", составление списка "Женские достоинства", разбор ситуаций - проб.
Занятие 11. Я и моё здоровье.
Содержание занятия:
Здоровье как необходимая база для достижения жизненных целей: поступления в колледж, университет; успешной учёбы и профессиональной карьеры. Зависимость красивой внешности от состояния здоровья.
Методики: "Что зависит от меня", "Мои поступки", "Совет Д.Карнеги "Начни с себя"
Занятие 12. Я учусь планировать.
Содержание занятия:
Изучение подростками своей готовности к неожиданным изменениям в жизни, к активным действиям. Осознание необходимости уметь планировать свои действия. Предъявление требований к самому себе. Как научиться планировать.
Методики: Мой запас прочности. Как претворить мечты в реальность.
Занятие 13. Как управлять собой.
Содержание занятия:
Длительные и кратковременные психические состояния. Стрессы, утомление. Изучение подростками своего состояния с точки зрения утомления. Умение регулировать своё психическое состояние, управлять чувствами.
Методики:
"Почему я устаю", "Рекомендации специалистов"
Занятие 14. Воспитание самого себя.
Содержание занятия:
Самовоспитание как целенаправленное действие самого человека; намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Самовоспитание как относительно самостоятельный процесс, а также результат воспитания. Знакомство с гуманистической технологией самовоспитания (по В.Г. Маралову), которая включает в себя:
- искоренение в себе страха, зависти, уныния;
- прояснение своей проблемы, её смысла;
- определение своего направления "движения";
- свободный выбор нравственной цели;
- собирание своего образа - Я: способности, возможности, умения;
- культивирование положительных чувств, веры в свои силы, надежды на преодоление препятствий, усилия на самопостроение своих действий;
- гармония любви к себе и чувства власти над временем;
- осознанный выбор конкретной задачи, которую надо решить, устремлённость к решению задачи;
- способность найти темпоритм творческого действия;
- умение корректировать программу своих действий;
Методики: Самоанализ, "Интервью у самого себя", " Выбор цели, или золотая рыбка", Методика "Осознание сильных и слабых сторон своей личности.
Занятие 15. Письмо самому себе.
Содержание занятия: Письма самому себе, обращённые в будущее.
Методики: практическая работа.
Я и другие люди.
10 класс.
Занятие 1. Какой же я человек?
Содержание занятия:
Основы методики самопознания и самоанализа. Приёмы самопознания: наблюдение за собой, критический анализ результатов наблюдения; сопоставление себя с другими; сопоставление собственной самооценки с оценками других людей; самоанализ (в письмах, дневниковых записях); самохарактеристика; оценка окружающих явлений и самооценка.
Методики:
"Девиз", "Визитная карточка", "Интервью", методика исследования самоотношения (по С.Р.Пантелееву), "Незаконченный тезис (люблю: - ненавижу)".
Занятие 2. С чего начинается личность?
Содержание занятия:
О пробуждении интереса к себе, своей жизни и самовоспитанию. Коллективный поиск ответов на вопросы:
- Может ли человек сам сформировать свой характер?
- Каждому ли доступно самовоспитание?
- Знаком ли ты с методами самовоспитания?
- какими нравственными качествами ты хотел бы обладать в первую очередь?
- От каких нежелательных качеств, привычек ты хотел бы избавиться?
- Что ты читал о самовоспитании?
Методики: Дискуссия по теме занятия.
Занятие 3. Нравственные заповеди Библии. Нравственные нормы поведения людей.
Содержание занятия: Что такое Библия. Десять заповедей жизни человеческой. Библия как основа нравственности.
Методики: Рассказ «Великая книга». Беседа «Нравственные заповеди Библии». Практическое задание «Правила поведения на основе нравственных заповедей».
Занятие 4. Как себя воспитать. Средства и приемы самовоспитания.
Содержание занятия: Средства и приёмы самовоспитания. Постановка цели: составление конкретной программы самовоспитания на месяц, год, несколько лет, на всю жизнь; очерчивание круга идеалов; составление правил, которым надо всегда неукоснительно следовать.
Методики: "Мудрые мысли", "Психологический настрой", "Правила жизни"
Занятие 5. Как жить по своей программе.
Содержание занятия: Десять заповедей человечности (по Д.С.Лихачёву). Знакомство с дневниками Л.Н.Толстого. Обсуждение алгоритма программы самовоспитания (примерного перечня вопросов к составлению своей программы самовоспитания).
Методики: Чтение и анализ отрывков из книг серии "Жизнь замечательных людей", из художественных произведений, дневниковых записей. Начало работы по составлению своей программы самовоспитания на основе примерной формы программы (по С.Б. Елканову). "Дневник самовоспитания".
Занятие 6. Дневник самовоспитания.
Содержание занятия: Реализация программы: ведение календаря-ежедневника, дневник; самообязательства; Контроль и анализ: анализ прожитого дня, анализ отношений с людьми, контроль чувств и эмоций, саморегуляция поведения, самооценка хода самовоспитания. Выбор помощников и единомышленников.
Методики: "Дневник самовоспитания". Инструкция к заполнению дневника самовоспитания: "Открой дневник самовоспитания. Уточни свои цели и задачи. Напиши новые, если они возникли. Отметь, какие шаги ты сделал для достижения поставленных ранее целей".
Занятие 7. Основы общения.
Содержание занятия: Познакомить, со способами расположить к себе людей, описанные в книге Д.Карнеги. Развивать интерес к самопознанию, самосовершенствованию. Воспитывать доброжелательное отношение, внимательность, сопереживание к другим людям.
Методики: "Приятно ли со мною общаться", игра - перевоплощение "Если бы я был" анализ круга своего общения по заданной схеме, письмо самому себе: "Напишите письмо, которое Вы хотели бы получить, разбор ситуаций – проб."Дневник самовоспитания". Инструкция к заполнению дневника самовоспитания: "Открой дневник самовоспитания. Уточни свои цели и задачи. Напиши новые, если они возникли. Отметь, какие шаги ты сделал для достижения поставленных ранее целей".
Занятие 8 - 9. Как избегать конфликтов.
Содержание занятия: Понятие "конфликтная личность". Необходимость гармонизации общения. Способы разрешения конфликта. Выявление качеств, необходимых для продуктивного общения. Общение и уверенность в себе. Общение - необходимый компонент жизни личности, средство самоосуществления, психологической помощи другим.
Методики: "Конфликтная ли Вы личность", "Метод групповой оценки", разбор ситуаций - проб, "Дневник самовоспитания".
Занятие 10. От взаимопонимания - к самому себе.
Содержание занятия: Взаимопонимание. Развитие доверия, открытости, умения слушать Принятие человека. Внутренняя позиция.
Методики: "Ступени взаимопонимания", методика самоанализа: "Пять шагов к себе" (по М.В. Зюсько), осознание себя в настоящем и будущем с помощью проективного рисунка.
Занятие 11. Как стать честным?
Содержание занятия: Честность – философская категория или жизненная необходимость?
Методики: Как стать честным. Дискуссия «Всегда ли люди говорят правду». Беседа «Как люди становятся честными». Практическое задание «Правила честного человека». Работа в подгруппах – разбор жизненных ситуаций.
Занятие 12. Справедливое отношение к себе и другим.
Содержание занятия: Нужна ли людям справедливость? Анализ своего поведения и свих поступков.
Методики: Беседа «Зачем нужна справедливость». Дискуссия «Как научиться быть справедливым». Практическое задание «Письменный самоанализ своих поступков».
Занятие 13. Искусство милосердия.
Содержание занятия: Что такое милосердие? Кто нуждается в милосердии?
Методики: Беседа «За бортом общества». Мини-сочинение «Что такое милосердие». Практическое задание – подготовка коллективного творческого дела по оказанию помощи престарелым и инвалидам.
Занятие 14. Человеческая порядочность.
Содержание занятия: Порядочность- неспособность к низким поступкам. Что подразумевается под человеческой порядочностью? Анализ своего поведения.
Методики: Упражнение «Дополни предложение: порядочный человек – это…». Беседа «Нравственные нормы порядочности». Решение проблемных ситуаций. Практическое задание «Дневник самовоспитания».
Занятие 15. Что значит быть принципиальным.
Содержание занятия: Принципиальность – придерживание твердых принципов.
Методики: Беседа «Что такое принципы человека, и каких принципов поведения придерживаетесь вы и почему». Практическое задание «Твои принципы поведения». Анализ жизненных ситуаций.
Занятие 16. Встреча с творческой личностью.
Содержание занятия: Биография, нравственные принципы и правила поведения творческой личности - встреча с руководителем ВИА Чирковым С.А.
11 класс.
Занятие 1. Зачем все время учиться?
Содержание занятия: Ученье свет, а не ученье тьма. Беседа-диспут.
Методики: Беседа «Почему человек стал человеком». Дискуссия «Должен ли человек учиться в течение всей жизни?». Практическая работа «Мои трудности».
Занятие 2. Что такое самосовершенствование?
Содержание занятия: Совершенство - высшая степень какого-нибудь положительного качества.
Методики: Беседа «Самосовершенствование – основа успешной жизненной карьеры человека». Анализ ситуаций
Занятие 3. Умение работать. Как экономить время?
Содержание занятия: Организация планирования, анализа, а также рефлексия, самооценка своей деятельности.
Методики: Беседа «Что значит уметь работать?» Работа с таблицей учета времени. Практическое задание «План повышения успеваемости». Притча о времен. Вручение «Золотых правил экономии времени».
Занятие 4. Любовь и как ее сохранить.
Содержание занятия: Любовь- чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Влюбленность-это испытание страстной любви.
Методики: Блиц-опрос «Что такое любовь». Беседа «Любовь и влюбленность». Игра «Ассоциации». Разбор жизненных ситуаций.
Занятие 5. Моя семья.
Содержание занятия: Семья – как ценность.
Методики: Беседа «Для чего человеку семья». Мини-сочинение «Моя будущая семья».
Занятие 6. Потребление и творчество в семейной жизни.
Содержание занятия: Потребности - основной источник активности человека творчество-создание новых ценностей
Методики: Дискуссия «Творцы и потребители».
Занятие 7. Мое здоровье – мое будущее.
Содержание занятия: Здоровье как необходимая база для достижения жизненных целей: создания семьи и рождения здоровых детей. Формирование перинатальной культуры. Осознание зависимости здоровья от образа жизни и вредных привычек.
Методики: Беседа с медицинским работником.
Занятие 8. Основные проблемы семейных отношений.
Содержание занятия: Составные семейного счастья, основные проблемы семейных отношений.
Методики: Упражнение «Продолжи предложение: семейное счастье – это …». Влюбленные и супружеская пара – в чем различие. Беседа «Как достичь семейного счастья». Проблемные ситуации. Заключительное слово «Советы молодым»
Занятие 9. Бюджет семьи.
Содержание занятия: Что такое бюджет семьи. Доходы и расходы семейного бюджета.
Методики: Беседа «Бюджет семьи. Основные составляющие бюджета». Упражнение «Расходы семьи». Практическое задание «Как планировать бюджет?»
Занятие 10. « От тюрьмы и от сумы не зарекайся»
Содержание занятия: Формирование умения делать выводы из исходных суждений.
Методики: Дискуссия «Может ли умный и честный человек разориться и попасть в тюрьму».
Занятие 11. Искусство совмещать несовместимое.
Содержание занятия: Как принять правильное решение в ситуации выбора, в сложной жизненной ситуации.
Методики: Блиц-опрос: Допустим, что завтра у вас сочинение по литературе, нужно серьезно подготовиться, а сегодня вас пригласил товарищ на день рождения. Как вы поступите? Беседа «Как нужно решать проблемы?». Учимся принимать правильное решение – решение ситуаций-проб. Решение жизненных проблем.
Занятие 12. Как надо защищать свои убеждения.
Содержание занятия: Анализ собственного поведения. Нужно ли иметь свои убеждения. Как их защитить.
Методики: Беседа «Что такое убеждения?». Решение проблемных ситуаций, связанных с ситуацией защиты своих убеждений. Памятка «Способы защиты своих убеждений».
Занятие 13. Лестница на вершину.
Содержание занятия: Основные правила успешности.
Методики: Беседа «Этапы достижения цели. Промежуточные цели и результаты». Практическое задание «План жизни на ближайшие пять лет»
Занятие 14. Цель жизни?
Содержание занятия: Беседа «Что такое цель жизни и зачем она нужна?».
Методики: Мини-сочинение «Цель моей жизни».
Занятие 15. Моя Родина – Россия.
Содержание занятия: Родина, отечество, родная страна. А для вас Родина-это… В чем заключается активная гражданская позиция? Что значит быть патриотом своей страны.
Методики: Блиц-опрос «Являешься ли ты патриотом своей страны?». Дискуссия «Будущее страны зависит от молодых?».
Литература:
Потапов С, Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим.- М: АСТ-Пресс,1999.
Караковский В.А. Как быть с воспитанием? - М.: Открытая школа, 1997
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - С. 47-65
Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогическое общество России, 1997.
Щуркова Н. Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны
эффективного взаимодействия. СПб. 2006.
Прутченков А. С. Необычный задачник для обычного гражданина: Сб. задач и заданий для подростков и старшеклассников. – М.: Ариант, 1996. – 64 с.
Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Метод. разработки социал.-психол. тренингов. – М.: Новая шк., 1996. – 143 с.
Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
Ефимов В. Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции — цель нравственного воспитания. М., 2001.
Рувинский Л. И. Нравственное воспитание подростков. М., 2001.
Гребников И.В. Этика и психология семейной жизни - М.; Просвещение, 1990.
Ковалев С.В. Психология современной семьи - М.; Просвещение, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ По теме: «Здоровыми шагами во взрослую жизнь»
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большого количества людей страдает от наличия вредных привычек. Данная разработка предназначена для у...
Классный час: На пороге взрослой жизни
Классный час:На пороге взрослой жизни. Презентация...
Работа с детьми в эстетическом классе ДМШ № 1 г.Усть-Катава пр.Григорьян Т.Н. 2010-2012г.
Слайд-шоу конкурсных выступленийhttps://youtu.be/10el5mTZheA...
Методическая разработка профориентационного тренинга для выпускников "На пороге взрослой жизни"
Одним из актуальных направлений профориентационной работы с выпускникамипрофессионального образования является подготовка их к дальнейшему трудоустройству, обучению грамотно презентовать себя, умению ...
Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».
Цель: создание условий для формирования у выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....
«Взрослая жизнь - взрослая ответственность»
Презентация к классному часу " Взрослая жизнь- взрослая ответственность"...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"...