План работы с одаренными детьми
календарно-тематическое планирование
План работы с одаренными дельми разработан на три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы с одаренными детьми | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Учитель:Жаппасбаев А.С
2024 год
Рабочая программа с одаренными учащимися разработана в соответствии с: основной образовательной программой среднего общего образования МОАУ «Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 2».
Актуальность разработкипрограммы
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе. Одним из пунктов школьной программы «Одарённые дети» является выявление способных учащихся. В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.
Основные задачи:
- Выявление и развитие у учащихся математических способностей
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- Формирование навыков перевода различных задач на язык математики;
- Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- Создание банка данных одаренных детей.
Концепции программы
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
- одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;
- остро воспринимают общественную несправедливость;
- устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
- не могут чётко развести реальность и фантазию;
- имеют хорошо развитое чувство юмора;
- постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока недоступны. С точки зрения их развития такие попытки полезны.
- Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учащихся.
- Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
- Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
- Поддержание интереса, любознательности.
- Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания занимательности, необычности, широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т. д.
Методика работы:
- технология проблемного обучения, проективного обучения, исследовательские, поисковые, практические методы работы, дискуссии, собеседования, обучение в малых группах и т.д. Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.
Компоненты программы
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Реализация программы проходит в 3 этапа
1этап – учащиеся 5-6 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступениорганизуется участие в «Международном конкурсе-игре «Кенгуру», в различных проектах.
2этап – учащиеся 7-8 классов. На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к математике с помощью кружковых занятий и факультативных занятий. Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, успешно выступают в Международном конкурсе-игре «Кенгуру», Всероссийской олимпиаде «Инфоурок».
3этап – учащиеся 9, 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отводится профильному обучению учащихся. На элективных и консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 и 11 классов проходят тестирование «Кенгуру – выпускникам», принимают участие в олимпиадах «Сириус», создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.
Объединяющим фактором всех возрастных групп является:
- проведение «Недели математики», во время которой охвачены различными мероприятиями все учащиеся школы с 1 по 11 класс;
- научно-исследовательская работа по предмету, которая побуждает учащихся интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательскую деятельность как технологию организую на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум),во внеурочное время (домашние исследования, моделирование), в школе (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ учащихся).
Программа реализации концепции рассчитана на 3 года: 2024-2025 г.
2025- 2026г.
2026- 2027г.
1 этап - диагностико-прогностический (2024-2025г.)
Цель: создание банка данных одаренных детей; карты результативности.
На этом этапе проверяется индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
2 этап - деятельностный (2025- 2026г.)
Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.
На этом этапе проводится экспертиза обучаемых программ для детей повышенного уровня обучаемости. Внедряются методы проектирования, развивается научно- исследовательская деятельность ученика.
3 этап - констатирующий (2026- 2027 г.)
Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования,
Успешная сдача экзаменов ГИА. Совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты
1. Личностные
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Сформированность толерантности сознания.
- Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
2. Метапредметные
- Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
- Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
3. Предметные
- Овладение логическими операциями и основами комбинаторики;
- Сформированность основ социально-критического мышления;
- Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;
- Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся;
- Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад;
- Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах регионального и федерального уровней.
Формы контроля
- Учёт посещаемости занятий.
- Создание каждым учеником данной группы портфолио.
- Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
- Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.
Нормативно-правовое сопровождение
- Закон РФ «Об образовании» от 2013
Реализация программы.
ПЛАН
организации работы с одарёнными учащимися на 2024/2025 учебный год
Цель:
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
Выявлять, развивать детскую одаренность и осуществлять адресную поддержку детей в соответствии с их способностями.
Расширять возможности для участия способных и одаренных школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Работа с учащимися
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1 | Диагностика одарённости учащихся | Классные руководители | Сентябрь |
2 | Обновление банка данных одарённых учащихся | Заместитель директора по УР | Сентябрь |
3 | Организация факультативных занятий для развития математических и лингвистических способностей по запросам учащихся 5-11 классов. | Заместитель директора по ВР | До |
4 | Организация объединений по интересам для развития творческих и спортивных способностей учащихся 5-11 классов. | Заместитель директора по ВР | До |
5 | Составление и утверждение программы работы с одарёнными учащимися на 2021/2022 учебный год | Заместитель директора по ВР | Сентябрь |
6 | Организация дополнительных занятий по подготовке к олимпиадам и ЦТ | Учителя математики | Сентябрь |
7 | Проведение первого этапа олимпиады по финансовой грамотности среди учащихся школы | Заместитель директора по УР | Сентябрь - октябрь |
8 | Проведение школьного этапа олимпиад по математике Участие в муниципальном этапе олимпиад по математике | Заместитель директора по УР | Октябрь - ноябрь |
9 | Участие учащихся 5-11 классов в районных, областных и всероссийских интеллектуальных конкурсах, дистанционных олимпиадах по математике. | Заместитель директора по УР Учителя математики | Сентябрь - май |
10 | Участие учащихся 5-11 классов в конкурсах художественной самодеятельности, тематического творчества | Заместитель директора по ВР | Сентябрь - май |
11 | Участие учащихся 5 – 11 классов в конкурсах работ исследовательского характера | Заместитель директора по УР Учителя математики | Сентябрь - май |
12 | Проведение интеллектуальных и творческих мероприятий в рамках тематической Декады педагогического мастерства | Заместитель директора по УР Учителя математики | Февраль |
13 | Обсуждение ученических творческих работ на заседаниях МО | Заместитель директора по УР Руководители МО | Сентябрь – май |
14 | Организация участия во всероссийских предметных конкурсах | Заместитель директора по УР Учителя математики | Сентябрь - май |
15 | Организация работы школьных факультативов, объединений по интересам | Заместитель директора по ВР | Сентябрь |
16 | Проведение совместных (учащиеся, педагоги, родители) творческих отчётов о проделанной работе | Заместитель директора по УР | Один раз в четверть |
Работа с педагогами
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1 | Вводная диагностика на начало учебного года. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми | Педагог - психолог | Сентябрь |
2 | Заседания школьных методических объединений педагогов «Организация научной, исследовательской деятельности учащихся» | Заместитель директора по УР | Август - сентябрь |
3 | Планирование работы на год с высокомотивированными учащимися | Учителя математики | Сентябрь |
4 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными учащимися: -олимпиады по предметам; -интеллектуальные и творческие конкурсы и иные мероприятия | Заместитель директора по УР | В течение учебного года |
5 | Размещение на школьном сайте учебно-методических материалов по работе с одаренными детьми | Заместитель директора по ИКТ | В течение учебного года |
6 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми: -выступление педагогов на совещаниях, заседаниях педагогических советов; -участие в работе методических объединений | Учителя математики | В течение учебного года |
7 | Анализ итогов работы с одарёнными учащимися | Руководители МО Учителя математики | В конце учебного года |
Работа с родителями одаренных детей
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1 | Организация необходимой педагогической работы среди родителей способных учащихся: -собеседование с родителями; -определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям; -привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования -проведение педагогическихконсультаций с родителями повопросам: круг интересовучащихся,трудности вучёбе, индивидуальныхспособностей -родительские собрания.Примерная тематикародительскихсобраний: «Детская одаренность: путиразвития способностей младшихшкольников»; «Формирование учебноймотивации»; «Развитие интеллектуальныхспособностей и творческогомышления младшихшкольников»; «Легко ли быть одареннымребенком». | Администрация Классные руководители Учителя математики | В течение учебного года |
2 | Поддержка и поощрение родителей одарённых детей в ходе ежегодного публичного торжественного мероприятия «Последний звонок» | Администрация Классные руководители | Май 2025 |
Источники:
Ӏ.Нормативно-правовая база организации работы с одарёнными детьми .
1 Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт .
2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт .
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»..
4. Концепция поддержки одаренных детей. Режим доступа: [
ӀӀ. Основные понятия: индивидуальность, способность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей.
1. Азарова Л.Н. Работа с одаренными детьми. - Москва, 2010
#1048;ванова Е. А Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение. - Москва 2006 год.
3. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов. Начальная школа.- #8470; 1
4. Савенков А.И. Проблемы и психология детской одаренности. - М., 2010.
5. Уласевич С.А. Одарённые дети. - Москва. 2008 год.
6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми
обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...
Работа с одаренными детьми в школе.
Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...
Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)
Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...
Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"
Цели работы с одаренными детьми• выявление одаренных детей по предмету;• создание условий для ...
Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми
В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...
Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.
Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...
Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС
Технологии обучения, методы и приемы....