План работы с одаренными детьми
календарно-тематическое планирование

Жаппасбаев Аманкос Сагинтаевич

План работы с одаренными дельми разработан на три года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План работы с одаренными детьми35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 2»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

ПО МАТЕМАТИКЕ

Учитель:Жаппасбаев А.С

2024 год

Рабочая программа с одаренными учащимися разработана в соответствии с: основной образовательной программой среднего общего образования МОАУ «Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 2».

Актуальность разработкипрограммы

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе. Одним из пунктов школьной программы «Одарённые дети» является выявление способных учащихся. В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.

Основные задачи:

  • Выявление и развитие у учащихся математических способностей
  • Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • Формирование навыков перевода различных задач на язык математики;
  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • Создание банка данных одаренных детей.

Концепции программы

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
  • одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;
  • остро воспринимают общественную несправедливость;
  • устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
  • не могут чётко развести реальность и фантазию;
  • имеют хорошо развитое чувство юмора;
  • постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока недоступны. С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учащихся.
  • Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
  • Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
  • Поддержание интереса, любознательности.
  • Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания занимательности, необычности, широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т. д.

Методика работы:

  • технология проблемного обучения, проективного обучения, исследовательские, поисковые, практические методы работы, дискуссии, собеседования, обучение в малых группах и т.д. Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.

Компоненты программы

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Реализация программы проходит в 3 этапа

1этап – учащиеся 5-6 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступениорганизуется участие в «Международном конкурсе-игре «Кенгуру», в различных проектах.

2этап – учащиеся 7-8 классов. На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к математике с помощью кружковых занятий и факультативных занятий. Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, успешно выступают в Международном конкурсе-игре «Кенгуру», Всероссийской олимпиаде «Инфоурок».

3этап – учащиеся 9, 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отводится профильному обучению учащихся. На элективных и консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 и 11 классов проходят тестирование «Кенгуру – выпускникам», принимают участие в олимпиадах «Сириус», создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.

Объединяющим фактором всех возрастных групп является:

  • проведение «Недели математики», во время которой охвачены различными мероприятиями все учащиеся школы с 1 по 11 класс;
  • научно-исследовательская работа по предмету, которая побуждает учащихся интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательскую деятельность как технологию организую на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум),во внеурочное время (домашние исследования, моделирование), в школе (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ учащихся).

Программа реализации концепции рассчитана на 3 года: 2024-2025 г.
2025- 2026г.

2026- 2027г.

1 этап - диагностико-прогностический (2024-2025г.)

Цель: создание банка данных одаренных детей; карты результативности.

На этом этапе проверяется индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

2 этап - деятельностный (2025- 2026г.)

Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.

На этом этапе проводится экспертиза обучаемых программ для детей повышенного уровня обучаемости. Внедряются методы проектирования, развивается научно- исследовательская деятельность ученика.

3 этап - констатирующий (2026- 2027 г.)

Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования,

Успешная сдача экзаменов ГИА. Совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.


Ожидаемые результаты

1. Личностные

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Сформированность толерантности сознания.
  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

2. Метапредметные

  • Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
  • Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.

3. Предметные

  • Овладение логическими операциями и основами комбинаторики;
  • Сформированность основ социально-критического мышления;
  • Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;
  • Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся;
  • Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад;
  • Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах регионального и федерального уровней.

Формы контроля

  • Учёт посещаемости занятий.
  • Создание каждым учеником данной группы портфолио.
  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
  • Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.

Нормативно-правовое сопровождение

  • Закон РФ «Об образовании» от 2013

Реализация программы.

ПЛАН

организации работы с одарёнными учащимися на 2024/2025 учебный год

Цель:

Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

Выявлять, развивать детскую одаренность и осуществлять адресную поддержку детей в соответствии с их способностями.

Расширять возможности для участия способных и одаренных школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.

Работа с учащимися

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1

Диагностика одарённости учащихся

Классные руководители

Сентябрь

2

Обновление банка данных одарённых учащихся

Заместитель директора по УР

Сентябрь

3

Организация факультативных занятий для развития математических и лингвистических способностей по запросам учащихся 5-11 классов.

Заместитель директора по ВР

До

4

Организация объединений по интересам для развития творческих и спортивных способностей учащихся 5-11 классов.

Заместитель директора по ВР

До

5

Составление и утверждение программы работы с одарёнными учащимися на 2021/2022 учебный год

Заместитель директора по ВР

Сентябрь

6

Организация дополнительных занятий по подготовке к олимпиадам и ЦТ

Учителя математики

Сентябрь

7

Проведение первого этапа олимпиады по финансовой грамотности среди учащихся школы

Заместитель директора по УР

Сентябрь - октябрь

8

Проведение школьного этапа олимпиад по математике Участие в муниципальном этапе олимпиад по математике

Заместитель директора по УР

Октябрь - ноябрь

9

Участие учащихся 5-11 классов в районных, областных и всероссийских интеллектуальных конкурсах, дистанционных олимпиадах по математике.

Заместитель директора по УР

Учителя математики

Сентябрь - май

10

Участие учащихся 5-11 классов в конкурсах художественной самодеятельности, тематического творчества

Заместитель директора по ВР

Сентябрь - май

11

Участие учащихся 5 – 11 классов в конкурсах работ исследовательского характера

Заместитель директора по УР

Учителя математики

Сентябрь - май

12

Проведение интеллектуальных и творческих мероприятий в рамках тематической Декады педагогического мастерства

Заместитель директора по УР

Учителя математики

Февраль

13

Обсуждение ученических творческих работ на заседаниях МО

Заместитель директора по УР

Руководители МО

Сентябрь – май

14

Организация участия во всероссийских предметных конкурсах

Заместитель директора по УР

Учителя математики

Сентябрь - май

15

Организация работы школьных факультативов, объединений по интересам

Заместитель директора по ВР

Сентябрь

16

Проведение совместных (учащиеся, педагоги, родители) творческих отчётов о проделанной работе

Заместитель директора по УР

Один раз в четверть

Работа с педагогами

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1

Вводная диагностика на начало учебного года. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми

Педагог - психолог

Сентябрь

2

Заседания школьных методических объединений педагогов «Организация научной, исследовательской деятельности учащихся»

Заместитель директора по УР

Август - сентябрь

3

Планирование работы на год с высокомотивированными учащимися

Учителя математики

Сентябрь

4

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными учащимися:

-олимпиады по предметам;

-интеллектуальные и творческие конкурсы и иные мероприятия

Заместитель директора по УР

В течение учебного года

5

Размещение на школьном сайте учебно-методических материалов по работе с одаренными детьми

Заместитель директора по ИКТ

В течение учебного года

6

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми:

-выступление педагогов на совещаниях, заседаниях педагогических советов;

-участие в работе методических объединений

Учителя математики

В течение учебного года

7

Анализ итогов работы с одарёнными учащимися

Руководители МО

Учителя математики

В конце учебного года

Работа с родителями одаренных детей

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1

Организация необходимой педагогической работы среди родителей способных учащихся:

-собеседование с родителями;

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям;

-привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования

-проведение педагогическихконсультаций с родителями повопросам: круг интересовучащихся,трудности вучёбе,

индивидуальныхспособностей

-родительские собрания.Примерная тематикародительскихсобраний:

«Детская одаренность: путиразвития способностей младшихшкольников»;

«Формирование учебноймотивации»;

«Развитие интеллектуальныхспособностей и творческогомышления младшихшкольников»;

«Легко ли быть одареннымребенком».

Администрация

Классные руководители

Учителя математики

В течение учебного года

2

Поддержка и поощрение родителей одарённых детей в ходе ежегодного публичного торжественного мероприятия «Последний звонок»

Администрация

Классные руководители

Май 2025

Источники:

Ӏ.Нормативно-правовая база организации работы с одарёнными детьми .

1 Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт .

2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт .

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»..

4. Концепция поддержки одаренных детей. Режим доступа: [

ӀӀ. Основные понятия: индивидуальность, способность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей.

1. Азарова Л.Н. Работа с одаренными детьми. - Москва, 2010

#1048;ванова Е. А Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение. - Москва 2006 год.

3. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов. Начальная школа.- #8470; 1

4. Савенков А.И. Проблемы и психология детской одаренности. - М., 2010.

5. Уласевич С.А. Одарённые дети. - Москва. 2008 год.

6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми в школе.

Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...

Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)

Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми

В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...

Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.

Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...