Статья - применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии
статья на тему
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя данную технологию на учебных занятиях, педагог развивает личность студента, формирует его коммуникативную компетенцию, обеспечивает комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 13.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Н. Портнягина, мастер производственного обучения ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего», е-mail: pl10@mail.ru
Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя данную технологию на учебных занятиях, педагог развивает личность студента, формирует его коммуникативную компетенцию, обеспечивает комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования обучающихся [1, с.62].
Методы и приемы технологии РКМЧП могут широко использоваться и на внеурочных мероприятиях. В качестве примера остановлюсь на разработке классного часа «Рецепты выживания», приуроченного празднованию дня Победы.
На этом внеурочном мероприятии были использованы следующие методы и приемы технологии РКМЧП. В целях актуализации и определения целей классного часа использовался прием «Верные/неверные суждения». Так, студентам были предложены утверждения, среди которых им предстояло выбрать правильные и ложные утверждения, например:
1. Первые полевые кухни появились в начале ВОВ.
2. Кулеш – это жидкая каша и густой суп.
3. Суррогатный хлеб состоял из дефектной ржаной муки, целлюлозы, солода, жмыха, обойной пыли, отрубей, соевой муки и др.
На этапе подведения итогов классного часа мы еще раз вернулись к этим суждениям и проверили их правильность. Так, например, некоторые студенты были убеждены, что в состав суррогатного хлеба не может входить обойная пыль и целлюлоза, а первые полевые кухни появились только в начале Великой Отечественной войны.
С целью более глубокого погружения в тему классного часа была использована стратегия «Зигзаг». Все студенты были разделены на три группы, каждой из которых было предложено проработать текст в соответствии с одной из тем: 1) История полевых кухонь, 2) Фронтовое меню, 3) Питание в блокадном Ленинграде. Студенты должны были выполнить это задание по следующему алгоритму:
- Внимательно прочитайте текст.
- Подчеркните ключевые (главные) слова.
- Приготовьте текст к пересказу.
- Составьте один «толстый» и один «тонкий» вопрос по тексту.
Далее, изучив материал, студенты перераспределились в группы другого состава и рассказали друг другу новый материал. Этот метод позволил включить студентов в процесс взаимообучения, а также способствовал в соответствии с ФГОС СПО формированию таких общий компетенций, как:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В целях контроля усвоения знаний использовался прием «Толстые/тонкие вопросы». В процессе работы с текстами студенты подготовили два вопроса: «толстый», предполагающий развернутый ответ, и «тонкий», предполагающий однозначный ответ. Так, например, студентами по первой теме были составлены такие вопросы:
- Каково назначение полевых кухонь? (Полевые кухни предназначены для приготовления пищи и организации питания в походных условиях, на удаленных объектах, в военных частях);
- В каком году появились полевые кухни? (в 1898 году).
Умение формулировать, задавать вопросы – одна из ключевых компетенций, которой должны обладать студенты.
На этапе рефлексии для установления обратной связи был использован прием «Синквейн», дающий возможность подытожить полученную информацию, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства самовыражения. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом – в паре и затем индивидуально. Студенты могут составлять синквейн на занятии или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала, творчески переработать важные понятия темы; создает условия для раскрытия творческих способностей студентов [2, с.132].
Таким образом, технология РКМЧП позволяет включать студентов в такие виды деятельности, которые создают условия для развития критического мышления обучающихся и формирования общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО.
Библиографический список
1. Киргинцева А.Е. Технологии критического мышления на занятиях по иностранному языку // Среднее профессиональное образование (Приложение). - 2015. - №3. - С. 62-66.
2. Шпилевая С.Н. Разработка внеаудиторного мероприятия «Внимание - туберкулез» // Среднее профессиональное образование (Приложение). - 2015. - №3. - С. 126-132.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.
Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...
Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".
В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...
Доклад "Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»"
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и форма...
Презентация "Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»"
Раскрываются некоторые приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»...
Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.
Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной системы...
Педагогический проект: "Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".
1.Введение. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задача...