Методическая разработка занятия по обществознанию для студентов СПО"Социальная структура группы"
методическая разработка

В среднем профессиональном образовании на изучение социальной сферы в обществознании на первом курсе отводится 12 часов. Разговор о группе, групповых взаимоотношениях, становлении коллектива важен для студентов. На данном занятии ставятся задачи ситематизации теоретических знаний и выполнение практических заданий с целью формирования общих компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

ГАПОУ Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна

Методическая разработка занятия

по дисциплине

БД.04 Обществознание

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ

2024г.

Методическая разработка занятия «Социальная структура группы» составлена на основе рабочей программы и тематического плана по общеобразовательной учебной дисциплине «Обществознание».  

 

(Рассмотрена и утверждена на заседании предметно-цикловой комиссии  общеобразовательного        цикла  ГАПОУ Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна

Протокол № __ от «__»________ 2024г.)

Составитель: Байсакова Р.Р. преподаватель

           Цели учебного занятия

Обучающая

  • систематизировать знания обучающихся по теме «Социальная сфера»
  • закрепить навыки, умения работать с учебным материалом
  • приобщить обучающихся к самостоятельной творческой и исследовательской работе,
  • подготовить обучающихся к самооценке и рефлексии

Развивающая

  • способствовать развитию логического мышления;
  • способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности
  • способствовать развитию умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
  • способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать

Воспитательная

  • стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;
  • стремиться к воспитанию чувства уважения к одногруппникам, взаимопомощи и командной работы

Вид занятия:  Обобщающее, интегрированное занятие

Ресурсы учебного занятия

Материально- технические:  Рабочие тетради, тетради для практических работ, дидактические материалы, компьютер, мобильная связь, памятки.

Основная литература:  Важенин А.Г. Обществознание. Для профессий СПО

Дополнительная литература:  Боголюбов Г.Б. Обществознание. 10-11 кл.

Электронно- информационные: https://www.bing.com/ck/a?!&&p Тесты по обществознанию Онлайн Тест Пад

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Блиц-опрос. Фронтальный устный опрос. Термины по социальной сфере:

социум, социальная (с) группа, квазигруппа, личность, социализация, с. стратификация, с. дифференциация, с. статус, люмпены, маргиналы, с. роль, с. мобильность,  с. нормы, девиантное поведение, с. конфликт, с. санкции, семья, этнос, молодежь.

  1. Задание.

Составить коллективный устный рассказ «Социальная сфера общества»,  используя инфографику.

  1. Доклады. 1) Я или мы? Взаимодействие людей в обществе.

                      (Гиздатуллина Алина)

                 2) Современная молодежь. (Закирова Рената)

  1.  Демонстрация и анализ-оценка результатов Онлайн-тестирования по теме Социальная сфера. Социальная сфера. 11 класс - Онлайн тест | Online Test Pad

  1. Анализ инфографики «Социальная группа». Составить индивидуальный рассказ - 10 предложений по инфографике. Взаимопроверка (парная работа).

  1. Просмотр социального ролика «Мы разные».

  1. Доклады 1) Я и моя социальная роль. (Сургучева София).

                           2) Влияние характера человека на его взаимоотношения с          

                               окружающими людьми. (Ишмухаметова Айгузель)

  1. Социальная характеристика группы Л1.

Существует пять базовых групповых ролей, которые играют члены группы: лидер, эксперт, рядовой, отвергаемый, оппозиционер (ролевая структура любой человеческой группы). А также может быть «любимчик», «шут», «отшельник», «мученик».  Человек должен стремиться к расширению играемого им репертуара ролей. В идеале он должен побывать во всех ролях, только тогда он познает самого себя и мир вокруг себя.

  1.  Анализ результатов анкетирования.
  • Диагностика сплоченности студенческой группы.
  • «Климат в коллективе» (Анкета для студентов)

  1.  Практические задания на организованность и внимание:
  • разделиться на 2 подгруппы;
  • каждой подгруппе  построиться по росту;
  • каждой подгруппе встать в 2 ряда: 1-осень, зима, 2- весна, лето
  • повернуться к друг другу, придумать (вспомнить) и сказать вместе бодрую речевку (о дружбе).

  1.  Задание. Составить рисунок-схему «Я и моя группа».  Анализ. 

  1.  Задание. Составить коллективный рисунок «Группа Л1»  на доске 25 элементов рисунка.  Самоанализ. 

Формирование коллектива. Развитие чувства "Мы»: доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать одногруппнику; сотрудничать и действовать сообща; согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; разрешать конфликтные ситуации.

  1.  Творческие работы студентов. Стихи о специальности логистика.

  1.  Рефлексия. Подведение итогов.

  1.  Завершение занятия. Гимн логистов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Несколько советов, которые помогут вам стать коллективом

  • Будьте дружелюбны, отвечайте на приветствия, знакомьтесь.
  • Не занимайте позицию постороннего наблюдателя.
  • Поддерживайте общие идеи, особенно, если они конструктивные.
  • Не пытайтесь казаться лучше, чем вы есть. Не приписывайте себе лишних заслуг и достоинств.
  • Не подводите одногруппников. Если вы договорились вместе готовиться к семинару или экзамену и распределили вопросы, выполняйте свою часть качественно.
  • Поддерживайте хорошие отношения с активом студенческой группы. Именно эти люди задают общий тон в коллективе.  

Памятка (рекомендации) для достижения согласия

  • Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.
  • Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта.
  • Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
  • Избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.
  • Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.

Памятка для анализа процесса принятия группового решения

  • Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?
  • Появился ли лидер?
  • Кто участвовал в обсуждении, а кто нет?
  • Кто оказывал влияние?
  • Какова была атмосфера в группе?
  • Стремилась ли группа включить каждого в процесс решения?

Рисунок «Я и группа»

  • является не столько отражением реальной внутригрупповой структуры отношений, сколько
  • отражением «видения» автора рисунка этих групповых отношений,
  • своего места в системе этих отношений и, в конечном итоге,
  • отражением отношения автора рисунка к группе как целому.


На основании вышеизложенного подхода к анализу проективного рисунка были выделены следующие критерии, позволяющие диагностировать отношение участника к группе:
Особенности изображения группы (группа не структурирована; группа разбита на подгруппы; группа изображена как единое целое).
Месторасположение «Я» относительно группы (в центре группы; в группе (среди других); на периферии группы; вне группы; в одной из подгрупп).
Соотношение размеров «Я» и других членов группы (изображение «Я» по величине превосходит изображение других членов группы; величина «Я» равна величине других членов группы; величина «Я» меньше величины других членов группы).
— Сочетание параметров рисунка «Я и группа» дало основание для выделения пяти типов отношений к группе: 

  • отношение к группе как к «референтной»,
  • эгоцентричное отношение к группе,
  • отстраненное отношение к группе,
  • отношение к группе как к «нереферентной» и
  • непонимание личностью своего места в структуре группы.

 «Климат в коллективе» (Анкета для студентов)

1. Оцените ваше состояние здоровья (в процентах).

2. С кем у вас бывают конфликты:

  1. с преподавателями,
  2. с администрацией,
  3. со студентами,
  4. с родителями.

3. Где вы обычно разряжаетесь

  1. дома,
  2. в учебном заведении,
  3. на прохожих,
  4. в транспорте,
  5. где-то еще.

4. Часто ли вы болеете:

  1. 1 раз в месяц,
  2. 1 раз в семестр,
  3. чаще,
  4. болею редко.

5. Как вы считаете: у вас сплоченный коллектив?

  • да,
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

6. Раздражает ли вас характер и тональность критики со стороны педагогов,

классного руководителя, администрации?

  • да,
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

7. Принимали ли вы участие в разработке программы развития вашего учебного

заведения или каких-либо других частных программ?

  • да,
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

8. Чувствуете ли вы наличие в учебном заведении творческой атмосферы?

  • да,
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

9. Устраивает ли вас характер общения, сложившийся в коллективе?

  • да,
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

10. Есть ли в коллективе люди, с которыми вам не хочется общаться?

  • да,
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

11. Испытываете ли вы гордость оттого, что учитесь в этом коллективе?

  • да,
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

12. Есть ли в учебном заведении традиции, которые для вас очень значимы?

  • да (какие)__________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

13. Замечает ли администрация, педагоги студенты ваши достижения?

  • да (какие)__________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

14.Вы считаете, что между членами коллектива сложилось взаимопонимание?

  • да __________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

15. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга?

  • да,
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

16. Успехи и неудачи каждого находят заинтересованную поддержку членов коллектива?

  • да __________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

17. Текущие конфликты в коллективе не бывают затяжными:

  • да _________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

18. Вы с удовольствием принимаете участие в коллективных делах, занимаетесь

общественно-полезной деятельностью?

  • да ( в каких)__________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

19. Когда вы сталкиваетесь с недостатками, вы прямо говорите об этом?

  • да __________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

20. Любите ли вы шутить?

  • да __________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

21. Вас раздражает музыка?

  • да (какая)__________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

22. Вы обычно перебиваете собеседника в разговоре?

  • да __________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

23. В коллективе есть люди, которые вам:

  1. симпатичны,
  2. безразличны,
  3. антипатичны.

24. Часто ли ваши идеи и предложения используются в коллективе?

  • да (какие)__________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

25. Вы с удовольствием приходите и уходите из учебного заведения?

  • да __________________________
  • нет,
  • __________________________(иное мнение)

Анкета позволяет определить уровень и характер толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают, какие тенденции следует развивать и что требует переосмысления.

Диагностика сплоченности студенческой группы

(Определение индекса групповой сплоченности Сишора)

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: -19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе? 
   1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5). 
   2. Участвую в большинстве видов деятельности (4). 
   3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3). 
   4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2). 
   5. Живу и существую отдельно от нее (1). 
   6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1). 
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)? 
   1. Да, очень хотел бы перейти (1). 
   2. Скорее перешел бы, чем остался (2). 
   3. Не вижу никакой разницы (3). 
   4. Скорее всего остался бы в своей группе (4). 
   5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5). 
   6. Не знаю, трудно сказать (1). 
3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы? 
   1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 
   2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 
   3. Хуже, чем в большинстве классов (1). 
   4. Не знаю, трудно сказать (1). 
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством? 
   1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 
   2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 
   3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 
   4. Не знаю. (1) 
5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе? 
   1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 
   2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 
   3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 
   4. Не знаю (1). 

Обработка и интерпретация результатов теста «Уровни групповой сплоченности»
16 баллов и выше – высокий уровень групповой сплоченности; 

12–15 баллов – выше среднего; 

7–11 – средний; 

5–6 – низкий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия профессиональной направленности по дисциплине профессионального цикла МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и управления Пенсионного Фонда РФ».

Представлена авторская МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия профессиональной направленности по дисциплине профессионального цикла МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защ...

Методическая разработка занятия для воспитанников, относящихся к группе ЛОВЗ «Путь к успеху» (педагогическая технология «Мастерская»)

Методическая разработка занятия  для воспитанников, относящихся к группе  ЛОВЗ  «Путь к успеху» (педагогическая технология «Мастерская»)...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка занятия по фармакологии для студентов имеющих инвалидность по слуху в рамках инклюзивного образования

Разработка показавает различные методики  эффективного обучения  студентов имеющих инвалидность по слуху....

Методическая разработка занятия по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"

Методическая разработка для студента для организации самостоятельной работы на теоретическом занятии...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Коррупция как социальное явление"

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока или внеклассного воспитательного мероприятия по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся....