Методическая разработка занятия по математике для студентов 1 курса СПО, специальность "Сестринское дело" на тему: "Численные методы подготовки медицинских работников"
методическая разработка

В методической разработке приводятся примеры применения математике в педиатрии: оценка физического развития ребенка, расчет объема питания ребенка первого года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislennye_metody_podgotovki_meditsinskih_rabotnikov.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

Методическая разработка занятия

«Численные методы подготовки средних медицинских работников.

Приложение математики в педиатрии»

дисциплины

ОУД.04 Математика

специальность

34.02.01. Сестринское дело

Составитель: преподаватель Куприкова Н.К.

Серпухов, 2024

Тема занятия: Численные методы подготовки средних медицинских работников. Приложение математики в педиатрии

Цели занятия:

- учебная: научиться использовать основные математические методы решения задач в области профессиональной деятельности

- развивающая: развитие логического мышления, формирование научного мировоззрения

- воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучаемым темам

Оборудование: дидактический материал, справочные таблицы

Тип занятия: комбинированный

Ход занятия:

  1. Повторение разделов математики, которые будут использованы в течение занятия:

- Перевод весовых единиц из килограммов в граммы

- Нахождение процентов от числа

- Пропорции: нахождение неизвестных членов пропорции

- Нахождение части от числа

  1. Объяснение нового материала
  2. Разбор примеров решения задач
  3. Самостоятельная работа

Введение

Математика тесно связана не только с предметами общеобразовательного цикла, но и с клиническими дисциплинами, которые вы будете изучать в следующем семестре, в частности, с педиатрией.

Рассмотрим пример таких задач

«Мне кажется, что мой ребенок получает недостаточное количество молока. Как узнать, какое количество молока он должен получать?»

С такими вопросами пациенты могут обратиться к медицинской сестре.

Сегодня на занятии математики мы научимся пользоваться таблицами и формулами, необходимыми при расчете питания ребенка и научимся оценивать пропорциональность развития ребенка.

Вопросы для повторения:

  1. Переведите 3240 г в кг
  2. Переведите 5,7 кг в граммы
  3. Найдите 2% от 2000 г
  4. Найдите 5% от 3,5 кг
  5. Емкость мочевого пузыря трехмесячного ребенка 100 мл. Он заполнен на 40%. Сколько мл мочи находится в мочевом пузыре?
  6. Первоначальная масса равна 2700 г. Какая будет масса, если она увеличилась на 30%?
  7. Сколько % соли содержит раствор, если он получен из 50 г соли и

150 г воды?

Объяснение нового материала

Оценка пропорциональности развития ребенка

Численные показатели оценки роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела дают представление о физическом развитии ребенка.

  1. Рост ребенка

Процесс роста ребенка протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедляясь. Отставание в росте может свидетельствовать о недостаточном количестве сбалансированного полноценного питания, а также о различных хронических заболеваниях.

Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года.

У доношенных новорожденных рост колеблется от 46 до 60 см.

В среднем- 48- 52 см, но адаптивными показателями роста считаются- 50-52 см.

За первый год ребенок прибавляет в росте в среднем 25 см, так что к году его рост составляет в среднем 75- 76 см.

Месячная прибавка может колебаться в пределах 1 см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.

За второй год жизни ребенок вырастает на 12- 13 см,

за третий- 7- 8 см,

за четвертый- 6 см.

К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

Для определения длины тела ребенка можно пользоваться формулой:

до 4 лет: Р = 100 - 8(4- n), где n- число лет, 8- средняя ежегодная прибавка длины тела, см.

старше 4 лет: Р = 100 + 6(n- 4), где n- число лет, 6- средняя ежегодная прибавка длины тела, см.

Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5-7 лет и период начала полового созревания.

  1. Масса тела ребенка

Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600 до 4000 г и в среднем равна 3- 3,5 кг. Адаптивная масса тела составляет 3250- 3650 г. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается физиологическая убыль в массе до 5%. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.

Большая прибавка отмечается в первые 6 месяцев и меньшей к концу первого года. Масса тела ребенка к 4,5 месяца удваивается, к году утраивается. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

Начиная с 4 месяца прибавку массы тела ребенка за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца по 50 г или по формуле

, где М- ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, 50- ребенок прибавляет в массе тела на 50 г меньше за каждый последующий месяц жизни ребенка минус три.

Например, за девятый месяц жизни ребенок прибавляет в массе

 = 500 г

В среднем, к одному году масса тела ребенка равна 10- 10,5 кг.

Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и целого ряда внешних факторов. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, но требует анализа со стороны медицинского работника.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно

,

где М- ожидаемая масса, n- число лет.

Массу тела ребенка после 10 лет в кг рассчитывают по формуле

И.М. Воронцова

Масса тела детей старше 10 лет = Возраст  3 + последняя цифра числа лет

Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни

 Таблица 1

Возраст, месяц

Прибавка роста за месяц, см

Прибавка роста за истекший период, см

Месячная прибавка массы тела, г

Прибавка массы тела за истекший период, г

1

3

3

600

600

2

3

6

800

1400

3

2,5

8,5

800

2200

4

2,5

11

750

2950

5

2

13

700

3650

6

2

15

650

4300

7

2

17

600

4900

8

2

19

550

5450

9

1,5

20,5

500

5950

10

1,5

22

450

6400

11

1,5

23,5

400

6800

12

1,5

25

350

7150

  1. Пропорциональность развития ребенка

Соотношение между массой тела и ростом (массоростовым показателем МРП) показывает какая масса приходится на 1 см длины массы тела. В норме у новорожденных МРП составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела имеют значение правильные пропорции тела.

Окружность головы при рождении больше окружности груди. Окружность головы у доношенных детей в пределах от 33,5 до 37,5 см, в среднем 35 см.

Ежемесячная прибавка окружности головы в первые 3-5 месяцев составляет 1- 1,5 см, затем 0,5- 0,7 см. За последующие 3 месяца окружность головы увеличивается на 3 см. К году окружность головы увеличивается на 10- 12 см и достигает 46- 48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1- 3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см, к 6 годам она равна 50- 51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5- 6 см.

Для характеристики физического развития ребенка имеет значение оценка особенностей его грудной клетки.

У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33- 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5- 2 см в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15- 20 см, после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см, а в школьном- на 1- 2 см в год.

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1- 11 лет

Таблица 2

длина тела, см

масса тела, кг

Окружность грудной клетки см

мальчики

девочки

75

9,2-11,5

46,7-51,1

45,8-50,0

80

10,0-12,2

47,9-52,0

46,7-51,0

85

10,7-13,1

48,8-53,0

47,7-51,9

90

12,1-14,4

49,7-54,2

48,6-52,9

95

13,3-15,8

50,6-55,2

49,5-53,9

100

14,3-17,1

51,8-56,3

50,6-55,1

105

15,8-18,6

53,0-57,8

51,8-56,7

110

17,2-20,1

54,5-59,0

52,8-58,1

115

18,8-21,7

55,7-60,6

54,1-59,6

120

20,5-24,2

57,3-62,4

55,4-61,1

125

22,4-26,8

58,9-64,3

56,8-62,9

130

24,6-29,8

60,4-66,4

58,5-65,1

135

26,9-32,8

62,4-68,7

60,4-67,4

140

29,4-36,3

64,2-71,0

62,4-70,1

145

32,4-40,2

66,8-73,5

64,1-72,4

  1. Вскармливание новорожденного ребенка

Кормление доношенного ребенка 6-12 раз в сутки «по требованию». В первые 6 дней расчет питания не производится.

Расчет суточного количества пищи по формуле Финкельштейна:

, где n- число дней жизни (до 14), умножаем на 70, если вес при рождении меньше 3200 г, умножаем на 80, если вес при рождении 3200 г и более.

Расчет суточного количество пищи по формуле Зайцевой (первые 7-9 дней жизни):

2% от массы тема при рождении умножить на n, где n- число дней жизни ребенка)

Объемный способ расчета объема пищи для детей зависит от массы тела.

Ребенок должен получать молоко в размере:

От 2 до 6 недель- 1/5 массы своего тела

От 6 недель до 4 месяцев- 1/6 массы своего тела

От 4 до 6 месяцев- 1/8 массы тела

Энергетический расчет учитывает калорийность пищи- на 1 кг массы тела ребенка необходимо

¼ года- 120 ккал в сутки (502 кДж)

½ года- 115 ккал в сутки (481 кДж)

¾ года- 110 ккал в сутки (460 кДж)

1 год - 100 ккал в сутки (418 кДж)

1 ккал= 4,183 кДж

1000 мл молока содержит 2929 кДж (700 ккал)

Разбор примеров решения задач

Рассмотрим примеры решение задач

Пример 1.

При рождении масса тела ребенка 3,2 кг, рост 51 см. Вычислите массу тела и рост ребенка в 10 месяцев

Решение:

Прибавку роста и массы тела у детей первого года жизни можно посмотреть в таблице 1.

Прибавка веса за 10 месяцев по таблице составляет 6400 г.

Значит, вес ребенка в 10 месяцев равен 3200+6400=9600 г

Прибавка роста по таблице за 10 месяцев составляет 22 см, значит, рост ребенка в 10 месяцев равен 51+22=73 см

Ответ: 9600 г, 73 см.

Пример 2.

При рождении масса ребенка 3,2 кг, рост 51 см. Вычислите массу тела и рост ребенка в полуторагодовалом возрасте

Решение

Массу ребенка после 1 года жизни можно вычислить по формуле

, n- число лет

Найдем массу тела ребенка в 1 год. По таблице прирост массы за 12 месяцев составляет 7150 г. Значит масса тела в 1 год равна

3200+7150=10350 г.

Следовательно, масса тела в возрасте 1,5 лет в кг равна

М= 10,350 + 2 (1,5 – 1) = 10,350 + 1= 11,350 кг

Если расчет производить по формуле Р = 100 - 8(4- n), где n- возраст ребенка, то рост ребенка равен 100 – 8  (4 - 1,5) = 80 см

Ответ: 11,350 кг; 80 см

Пример 3

Определите массу тела и рост ребенка в 11 лет

Масса тела детей старше 10 лет = Возраст  3 + последняя цифра числа лет

Масса тела равна 11 3 + 1 = 34 кг

Рост ребенка вычислим по формуле Р = 100 + 6(n- 4), где n- число лет, 6- средняя ежегодная прибавка длины тела, см.

Отсюда рост ребенка равен 100 + 6

Ответ: 34 кг; 142 см

Пример 4

Рассчитайте объем питания 8-ми месячного ребенка, если он родился с массой тела 4200 г и масса тела увеличивалась согласно табличным данным.

Решение:

Объемный способ

Объем питания 8-ми месячного ребенка должен составлять1/8 массы тела.

Найдем массу тела ребенка. За 8 месяцев прибавка массы тела согласно таблице 1 должна составлять 5450 г. Поэтому масса тела ребенка равна

4200 + 5450 = 9650 г

Объем питания равен 9650     1200 мл

Задания для самостоятельной работы

  1. Рассчитайте массу тела и рост ребенка в 6 месяцев, если масса тела при рождении 2900 г, рост 50 см
  2.  Масса тела ребенка при рождении 3600 г. Рассчитайте массу тела в возрасте 1 года и 2 лет.
  3. Оцените физическое развитие ребенка в возрасте 3 лет по таблице 2, если масса тела при рождении 4500 г и масса тела и рост ребенка увеличивались согласно формулам.
  4. Рассчитайте объем питания 3-х месячного ребенка, если масса тела при рождении 3500 г.  
  5. Рассчитайте объем питания 6-ти месячного ребенка, если масса тела при рождении 3800 г, и в первые три месяца масса тела увеличивалась согласно табличным данным, а 5-й и 6-й месяц масса тела увеличивалась по 750 г.  

Заключение

Итак, мы рассмотрели примеры задач, в которых прослеживается связь между математикой и медицинской практикой. Решение профессиональных задач требует, в том числе, и навыков различных вычислений. Знание математической терминологии, использование метода пропорций, вычисление процентов, умение пользоваться формулами и таблицами необходимо будущему медицинскому работнику в профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
  2. Дружинина И.В. Математика для студентов медицинских колледжей. М.: Лань. 2019
  3. http://ru/wikipedia.org/wiki- Википедия- свободная энциклопедия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для корнкурса "Забытая война" Методическая разработка занятия по истории для 1 курса на тему "Первая мировая война"

Данная разработка применяется на занятии 1 курса СПО при изучении(обобщении)  материала  о 1 мировой войне. Занятие построено в виде лекции с элементами дискуссии, т.к. предполагается, ...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Методическая разработка занятия "Профессия медицинского работника"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального государственного образо...

Методическая разработка занятия по фармакологии для студентов имеющих инвалидность по слуху в рамках инклюзивного образования

Разработка показавает различные методики  эффективного обучения  студентов имеющих инвалидность по слуху....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по профессии «Повар, кондитер» ПМ 02. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИпо профессии «Повар, кондитер»ПМ 02. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообра...

Методическая разработка занятия-конкурса по типу "КЕЙС-стади" на тему "Алгоритм оказания медицинской помощи при спазмофилии" со студентами специальности "Лечебное дело"

Методическая разработка практического занятия-конкурса по теме: «Алгоритм оказания медицинской помощи при спазмофилии. Неотложная помощь при ларингоспазме» составлена в соответствии с ФГОС...

Методическая разработка занятия по обществознанию для студентов СПО"Социальная структура группы"

В среднем профессиональном образовании на изучение социальной сферы в обществознании на первом курсе отводится 12 часов. Разговор о группе, групповых взаимоотношениях, становлении коллектива важен для...