Дополнительная профессиональная программа «РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
календарно-тематическое планирование

Хворостина Елена Александровна

 Дополнительная профессиональная программа «РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА  В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Направленность: социально-гуманитарная. Уровень: базовый. Возрастная категория: обучающиеся 16-20 лет; воспитатели, музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений; сотрудники учреждений дополнительного образования. Срок реализации: 8 месяцев (36 часов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 36_rukovoditel_det.teatra_s_inklyuziey._sdelala.docx113.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАГНИТОГОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(Магнитогорский педагогический колледж)

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО:

Научно-методическим советом

Протокол № ________

от «___»________20___г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБПОУ «МПК»

_____________О.Ю. Леушканова

«___»________20___г.

Дополнительная профессиональная программа

«РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень: базовый

Возрастная категория: обучающиеся 16-20 лет;

воспитатели, музыкальные руководители

дошкольных образовательных учреждений;

сотрудники учреждений дополнительного образования

Срок реализации: 8 месяцев (36 часов)

Разработчик:

Хворостина Елена Александровна

Преподаватель театральных дисциплин

ГБПОУ «МПК»

Магнитогорск, 2023 г.

Содержание

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной профессиональной программы

  1. Пояснительная записка
  1. Обоснование актуальности и педагогической целесообразности дополнительной профессиональной программы
  2. Отличительные особенности дополнительной профессиональной программы
  3. Адресат дополнительной профессиональной программы
  4. Сроки реализации и объем дополнительной профессиональной программы
  1. Цель и задачи дополнительной профессиональной программы
  1. Содержание дополнительной профессиональной программы
  1. Учебный план обучения
  2. Содержание обучения
  3. Планируемые результаты освоения дополнительной профессиональной программы

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

Календарный учебный график

Материально-технические условия реализации программы

Кадровые условия реализации программы

Программно-методическое обеспечение

Формы аттестации, текущего контроля успеваемости

Оценочные материалы

Список литературы

Приложения

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной профессиональной программы

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Руководитель детского театрального коллектива в рамках инклюзивного образования» (далее - Программа) социально-гуманитарной направленности обусловлена востребованностью решения одной из важнейших задач, стоящей перед обществом и государством в настоящее время – это духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовка их к самостоятельной жизни. Формирование личности подрастающего поколения в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Образование является основным правом человека, и оно создаёт основу для более справедливого общества. Педагоги-практики неспециализированных образовательных учреждений сталкиваются с трудностями в организации услуг дополнительного образования детей с особенностями развития.

При организации психолого-педагогической работы с обучающимися в современных условиях необходимо учитывать основные тенденции развития социума, специфические черты детей с особенностями возможностей здоровья. Среди форм организации психологическо-педагогической работы в системе профессионального образования и в системе повышения профессиональной компетенции работников образования огромный потенциал имеет профессиональная программа «Руководитель детского театрального коллектива в рамках инклюзивного образования», так как она ориентирована обогащение знаний и профессиональных умений педагогических работников по социализации детей, имеющих особенности развития, средствами включения их в организованную, коллективную, творческую, театральную деятельность.

Программа включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление обучает принятию самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки, свободно говорить о своих проблемах и вести разговор со взрослыми. Инструментальное направление формирует умение осознавать чувства, причины поведения, последствия поступков детей с особенностями развития.

Обоснование актуальности и педагогической целесообразности профессиональной программы

Программа разработана в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 2012 № 273-ФЗ);
  • Приказа Министерства просвещения России от №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от №1726-р);
  • СанПиНа «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2014 № 41);
  • Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от № 01/2428 «Об организации работы по внедрению региональной целевой модели наставничества Челябинской области»
  • Устава ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

Программа актуальна необходимостью превращения жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности, где воспитание обучающегося начинается с формирования среды культурного общения, позволяющего учитывать особенности развития, состояния здоровья. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными потребностями.

В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающую любую дискриминацию учащихся, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности (Пугачев, А.С).

Актуальность проблемы развития инклюзивного образования связана, прежде всего, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Кроме роста количества детей с ограниченными возможностями, отмечается тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушения каждого отдельного ребенка.

Дети ограничены в общении, самообслуживании, передвижении. Их развитие во многом зависит от удовлетворения их потребностей другими людьми, а это составляет многогранный процесс социально-педагогической интеграции и процесса инклюзии, в частности в организации детских театральных коллективов.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность воспитательной и развивающей деятельности обучающихся с особенностями развития, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств, а именно, ответственности, самостоятельности, доброжелательности, милосердию. Реализуются новые подходы к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Слушатели программы получат теоретические и практические навыки взаимодействия с детьми, имеющими особенности развития средствами творческой театральной деятельности.

Новизна программы основана на комплексном подходе в подготовке слушателей к овладению набором знаний, умений и навыков, необходимых для реализации собственных образовательных потребностей, обогащения педагогического инструментария.

  1. Отличительные особенности дополнительной программы

Отличительная особенность программы заключается в возможности повышения профессиональной компетенции слушателей в практической деятельности.

В процессе обучения, слушатели приобретают умения и навыки, необходимые для достижения контактности, решения ситуаций общения с детьми с особенностями развития и их родителями.

Обучение представляет собой систему взаимосвязанных теоретических лекций, творческих заданий, деловых игр и тренингов, обсуждений и дискуссий на волнующие темы специфики инклюзивного образования, методики работы с детским театральным коллективом, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой детей, имеющих особенности развития, техники ведения разговора, спора с ними и их родителями (законными представителями).

  1. Адресат дополнительной программы

Осваивать дополнительную программу могут обучающиеся в возрасте 16-20 лет, а также работники дошкольных образовательных учреждений, сотрудники учреждений дополнительного образования. Группы формируются на добровольной основе из обучающихся ГБ ПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», а также из работников сферы образования (ДОУ, ДОО, УДО) РФ.

Сроки реализации, объем, форма, методы обучения дополнительной программы

Объем программы – 36 академических часов.

Нормативный срок освоения – 8 месяцев.

Форма обучения – очная.

Режим занятий – 18 учебных недель, 1 занятие в неделю, продолжительностью два академических часа. Каждое занятие сопровождается изучением нового материала, сбором материала, подбором литературы.

Средний численный состав группы: до 15 человек в группе, согласно приказу «Об организации образовательной деятельности в учреждении». (Количество обучающихся в течение года может меняться по мере поступления).

Форма организации образовательной деятельности: групповая.

Типы занятий: теоретические, практические и комбинированные. Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.

Программа рассчитана на различный уровень подготовленности слушателей. Занятия идут последовательно друг за другом. На занятиях слушатели приобретают новые практические и теоретические знания, обогащают и расширяют имеющиеся. После каждого информационного блока проводятся экспресс тесты и опросы, где обучающиеся актуализируют все полученные знания.

Формы работы: лекции, деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, опросы, беседы.

Содержание программы базового уровня направлено на расширение диапазона профессиональных умений взаимодействия с детьми и их родителями (законными представителями), имеющими особенности развития.

Основные задачи обучения:

  1. Создание благоприятного психологического климата в коллективе для формирования и развития творческих и профессиональных способностей обучающихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных потребностей.
  2. Создание условий для мотивации личности к познанию, творчеству, труду, обогащению собственного профессионального инструментария.
  3. Развитие познавательной активности, самостоятельности.
  4. Формирование позитивной самооценки обучающихся.
  5. Воспитание собранности и дисциплинированности, чувства коллективизма, уважительного отношения к сверстникам.
  6. Формирование уважительного отношения к культуре как положительной основы для воспитания патриотических чувств.
  7. Способствовать сплочению коллектива единомышленников.

Ожидаемые результаты обучающегося базового уровня:

Предметные:

  • знание индивидуальных и эмоциональных особенностей детей, имеющих особенности развития и состояния здоровья (РАС: лёгкая и средняя степень, синдром Дауна: лёгкая и средняя степень, СДВГ, ДЦП: лёгкая и средняя степень, ЗПР, УО: лёгкая и средняя степень;
  • знание правил работы с группой детей, имеющих особенности развития;
  • знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • знание методов и приёмов работы с детским театральным коллективом
  • умение формулировать свою точку зрения и корректно и аргументированно отстаивать ее.

Метапредметные:

  • знание прав личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими;
  • умение сотрудничать с детьми, имеющими особенности развития и их семьями;
  • навыки снижения уровня конфликтности;
  • умение принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;
  • умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;
  • понимание необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность;
  • формирование потребности самоизменения и личностном росте.

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению и саморазвитию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование осознания уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Методы обучения:

  • наглядный метод (демонстрация с использованием мультимедийных средств, показ реальной работы);
  • электронное обучение (использование компьютерных технологий);
  • интерактивное обучение (совместная с педагогом и командная работа);
  • объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, объяснение, чтение технической литературы с использованием средств визуализации, практического показа способов деятельности);
  • репродуктивный метод (воспроизведение ранее полученных знаний и умений);
  • частично поисковый (беседа, постановка проблемных вопросов, решение познавательных задач с помощью педагога);
  • положительное подкрепление желаемого поведения.

Цель и задачи профессиональной программы

Цель: создание условий для расширения и обогащения педагогического инструментария слушателей и повышения компентности в области взаимодействия с детьми, имеющими особенности развития.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать умение видеть особенности развития детей, формулировать задачи взаимодействия и находить формы средства их реализации;
  • научить положительному самоотношению и принятию себя и других людей; научить рефлексивным умениям;
  • сформировать умение руководить театральным коллективом воспитанников, имеющих особенности развития

Развивающие:

  • развить положительные эмоции от осознания социальной значимости своего труда;
  • развивать волевые качества;
  • развить умение осознавать свои чувства, чувства своих воспитанников, причины поведения, последствия поступков;
  • развить искусство межличностного общения с различными категориями граждан.

Воспитательные:

  • мотивировать к социально значимой общественно полезной деятельности;
  • формировать социальную активность и дисциплину, инициативность, нравственность и трудолюбие;
  • формировать духовно-нравственные качества.

Содержание дополнительной программы

Учебный план

п/н

Наименование раздела, тема

Всего

Теория

Практика

Форма контроля/ аттестация

1

Вводное занятие. Знакомство. Знакомство с программой, выработка правил работы в группе. Правила общения. Входной контроль.

1

1

Всего

1

1

  1. Информационный модуль

Обзор современных педагогических технологий.

1

1

Тест. Приложение В

Особенности развития и общение с детьми с расстройством аутичного спектра (лёгкая и средняя степень)

1

1

Опрос

Особенности развития и общение с детьми с синдромом Дауна (лёгкая и средняя степень)

1

1

Опрос

Особенности развития и общение с детьми с задержкой психического развития

1

1

Опрос

Особенности развития и общение с детьми с умственной отсталостью (лёгкая и средняя степень)

1

1

Опрос

Особенности развития и общение с детьми с синдромом дефицита внимания и гипереактивностью (СДВГ)

1

1

Опрос

Круглый стол «Актуальность организации услуг дополнительного образования для детей, имеющих особенности развития»

1

1

Дискуссия.

Всего

7

7

2 модуль. Основы режиссёрского мастерства и культуры речи

п/н

Наименование раздела, тема

Всего

Теория

Практика

Форма контроля/ аттестация

Основы драматургии постановки детских театрализованных представлений

2

1

1

Реферат

Алгоритм написания сценария детского театрально-зрелищного представления

1

1

Сценарий

Специфика и методика построения детского театрально-зрелищного представления

2

1

1

Тест приложение Б

Оформление детских театрально-зрелищных представлений

2

1

1

Проект

Звуко-шумовое оформление детских театрально-зрелищных представлений

1

1

Сценарий

Культуре речи. Основы выразительного чтения литературных текстов

2

1

1

Тренинг

Всего

10

6

4

3 модуль. Особенности организации общения с детьми, имеющими особенности развития

Особенности организации общения с детьми РАС

2

1

1

Картотека коммуникационных игр и упражнений

Особенности организации общения с детьми ЗПР

2

1

1

Картотека коммуникационных игр и упражнений

Особенности организации общения с детьми СДВГ

2

1

1

Картотека коммуникационных игр и упражнений

Особенности организации общения с детьми УО

2

1

1

Картотека коммуникационных игр и упражнений

Особенности организации общения с детьми с синдромом Дауна

2

1

1

Тест приложение А

Всего

10

5

5

4 модуль. Взаимодействие с родителями

Стили родительского общения

2

2

Опрос

Особенности общения с родителями, воспитывающими детей с особенностями развития

3

2

1

Памятки

Всего

5

4

1

5 модуль. Итоговый

Творческий отчет о результатах прохождения программы. Итоговая аттестация.

3

3

Фотоотчет, видео, презентация

Всего

3

3

Итого:

36

23

13

Содержание учебного плана

Вводное занятие. Знакомство. Знакомство с программой, выработка правил работы в группе. Правила общения. Игры на командообразование.

Теория: Знакомство с общим содержанием курса, правилами поведения, общения на занятиях. Знакомства с принципами работы в группе. Возможные цели применения командообразующих игр.

Практика: входной контроль, тестирование.

  1. Информационный модуль

Общая характеристика общения с детьми (норма) разных возрастов, как ведущего вида деятельности

Теория: Общение как деятельность регулируется мотивами и целями. Мотив представляет собой причину, побуждающую человека к определенной деятельности. Виды общения. Мотивы общения. Структура общения, как вида деятельности. Влияние развития общения на формирование личности.

Особенности развития и общение с детьми с расстройством аутичного спектра (лёгкая и средняя степень)

Теория: Дети с РАС имеют специфические особенности эмоционально-аффективной сферы и учебного поведения, такие как трудности установления взаимодействий и отношений как с детьми, так и со взрослыми; трудности анализа эмоционального контекста ситуации; выраженная эмоциональная и волевая незрелость; трудности восприятия фронтальных инструкций и заданий; трудности при необходимости работать самостоятельно; сниженный темп, работоспособность и продуктивность деятельности.

Особенности развития и общение с детьми с синдромом Дауна (лёгкая и средняя степень)

Теория: У детей с синдромом Дауна наблюдается умственная отсталость различной степени выраженности. Все дети с синдромом Дауна отстают в психомоторном развитии – у них снижена эмоциональная активность, они позже, чем их сверстники, начинают сидеть, ходить, говорить, речь их недоразвита, словарный запас бедный. Речевые нарушения связаны не только с недостаточностью интеллекта, но и с частыми нарушениями слуха и сниженным тонусом мышц.

Особенности развития и общение с детьми с задержкой психического развития.

Теория: Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма. У них отмечается: 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

Особенности развития детей с умственной отсталостью (лёгкая и средняя степень)

Теория: Умственную отсталость, негативно влияющую на психическое развитие маленького человека, диагностируют как в детском, так и в подростковом возрасте, если степень поражения мозга незначительная. Краткая характеристика видов умственной отсталости, каждый из которых имеет свои признаки и особенности поведения: легкая умственная отсталость; умеренная. Как правило, эти дети усваивают программу первых двух классов, не более. В подростковом возрасте они сталкиваются с проблемами в общении с одногодками из-за неспособности понять и усвоить основные социальные нормы.

Особенности развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью

Теория: Синдром недостатка внимания и гиперактивности – распространенное нарушение поведенческого характера у детей, мешающее их социализации, успеху в учебе. Причины, факторы возникновения, основная симптоматика. Особенности организации общения.

Круглый стол «Актуальность организации дополнительного образования для детей, имеющих особенности развития»

Теория: рассмотреть вопросы социализации детей с особенностями в развитии в условиях образовательного учреждения «норма». Отметить важность использования метода вовлечения детей в творческую, театральную деятельность в учреждениях дополнительного образования. Обмен опытом работы с категориями детей разных нозологий.

2 модуль. Основы режиссёрского мастерства и культуры речи

Основы драматургии постановки детских театрализованных представлений

Теория: Понятие о драме, действие в драме, драматический конфликт, композиция драмы, жанр как эстетическая категория, общее и особенное в сценарии театрализованного представления для детей. Тема, идея, замысел сценария театрализованного представления для детей.

Практика: просмотр отрывков и анализ детских спектаклей Театра кукол им. С. Образцова; «Четыре близнеца» Московский Драматический театр имени Рубена Симонова; «Дорога — длиною в век!» Театр «Уголок Дедушки Дурова»; «Наша Чукоккала», Театр кукол имени С. В. Образцова; «Малыш и Карлсон» Театр Сатиры, «Синяя птица», МХАТ им. М. Горького

Алгоритм написания сценария детского театрально-зрелищного представления

Теория: Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?» Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы и детского представления. Замысел сценария, Интересный сюжет. Законы театральной композиции: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Практика: разработка сценария детского досуга по теме «Здравствуй, новый год», «Однажды под ёлкой», «Удивительное путешествие Деда Мороза»

Специфика и методика построения детского театрально-зрелищного представления

Теория: Театр – доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей. Основы составления сценариев спектаклей, утренников для детей разных возрастных групп. Инсценирование. Подготовка детей к исполнению роли: разъяснительная беседа, анализ роли, актёрские этюды и упражнения, разучивание роли, разучивание диалогов, построение мизансцен, Формы организации театрализованных игр.

Практика: разработать педагогический проект «Колобок на новый лад»

Оформление детских театрально-зрелищных представлений

Теория: Основная роль театральных декораций – создание пространства для происходящего действия. Художественное оформление спектакля – сложный процесс, в который входят декорации, реквизит, бутафория, красочное оформление ширмы и задника сцены. Любой спектакль становится интереснее, гармоничнее, красочнее, если он оформлен декорациями. Декорация – это живописное, объёмное или архитектурное изображение общего вида и деталей места и времени (эпохи), где происходит сценическое действие. Декорации создают определенную атмосферу – настроение, ярче раскрывают события на сцене. Характеристика видов декораций: жесткие и мягкие. Виды декораций: игровые, повествовательные, живописные, конструктивистские, световые, динамические, метафорические, проекционные.

Практика: нарисовать эскиз декораций к сказке или любому другому произведению на выбор. Рисовать тем, чем будет удобно – красками, карандашами, фломастерами, пастелью и т.д. Защитить свой проект.

Звукошумовое оформление детских театрально-зрелищных представлений

Теория: Работу над шумовым оформлением театрализованного представления и спектакля можно условно разбить на несколько этапов:

1) шумовое решение — определение места и роли шумов в спектакле;

2) составление шумовой экспликации;

3) отбор и запись необходимых шумов;

4) работа с шумами в репетиционный период;

5) шумовое сопровождение спектакля.

Шумовое решение театрализованного представления намечается обычно самим режиссером после того, как он создаст замысел своего произведения, разработает сценарий. Режиссер вводит в театрализованное представление шумы и звуки, руководствуясь своим замыслом постановки.

Неотъемлемой частью детской театрализованной деятельности является музыка. Она используется в качестве:

1. фона для сопровождения речи актеров (негромкая, ненавязчивая), а также создания атмосферы, соответствующей идее спектакля (лес – птицы, шелест деревьев, шум дождя, спокойная мелодия);

2. самостоятельного элемента спектакля (передача настроения, созданного игрой актеров (между эпизодами));

3. сопровождения танцевальных и вокальных партий;

4. звуковых эффектов.

Практика: разработать сценарий звукошумового оформления для сказки «Колобок на новый лад».

Культура речи. Основы выразительного чтения литературных текстов

Теория: Ученый-педагог М.А. Рыбникова считала, что «выразительно чтение - это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…» Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. Признаки выразительного чтения: умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Прочитать текст выразительно, значит: раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем; показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Практика: выразительное чтение произведений В. Маяковского, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова.

3 модуль. Особенности организации общения с детьми, имеющими особенности развития

Особенности организации общения с детьми РАС (расстройства аутичного спектра)

Теория: Все аутичные дети имеют право и потребность в образовании. С должным вниманием и помощью каждый из них способен раскрыться и познавать мир в данных ему природой пределах. Интеграционный маршрут ребенка с РАС в образовательной организации:

  • начальный этап (диагностика, определение задач и формы организации обучения учащегося с РАС);
  • этап индивидуального обучения;
  • этап включения в группу (мини-группа: 2-3 ребенка – 1-2 взрослых);
  • этап группового обучения (специализированный группа малой наполняемости (5-6 учащихся), частичная инклюзия, полная инклюзия).

Без усилий по созданию дружелюбной среды инклюзия не будет успешной. Создание дружелюбной среды предполагает:

  • работу с детьми по принятию особенностей сверстников (в том числе «Уроки доброты»);
  • обучение всего персонала, контактирующего с особенными учениками (от охранника до завуча);
  • работу с родителями (важный транслятор разных стереотипов).

Сложности в обучении аутичных детей:

  • затрудненное восприятие речи, особенно на слух;
  • ослабленная имитация (отчего учиться «из воздуха» как все дети они не могут);
  • специфические интересы (могут настолько поглощать ребенка, что он не видит широты окружающего мира);
  • слабое понимание социального контекста.

Практика: составить картотеку коммуникационных игр и упражнений.

Особенности организации общения с детьми ЗПР

Теория: У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения. В возрасте 5 - 7 лет дети с ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи. Дошкольники с ЗПР по собственной инициативе крайне редко обращаются к «чужому» взрослому за оценкой своей деятельности. Вместе с тем они очень чувствительны к ласке, доброжелательному отношению, сочувствию. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации.

Практика: составить картотеку коммуникационных игр и упражнений

Особенности организации общения с детьми СДВГ

Теория: Две трети детей с синдромом – это дети из семей высокого социального риска:

  • с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
  • с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
  • семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жестокое обращение с ребенком);
  • семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).

Необходимо изменить окружение ребенка в семье, школе и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций в том числе и средствами вовлечения в театральную деятельность; создание положительной мотивации, ситуаций успеха; коррекция негативных форм поведения (в частности, немотивированной агрессии).

Практика: составить картотеку коммуникационных игр и упражнений.

Особенности организации общения с детьми УО

Теория: Речевое развитие ребенка с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности характеризуется поздними сроками формирования функции, длительными периодами становления речевых механизмов и качественной неполноценностью реализации речевого высказывания. Дети плохо понимают жесты и не могут спонтанно овладеть коммуникативными жестами. Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, жесты, символы и др.) Типы вспомогательной и альтернативной коммуникации: система PECS – коммуникационная система обмена картинками; жестовый язык; интерактивные коммуникативные доски; коммуникационные карточки-подсказки; книги разговоров; коммуникационные устройства с синтезатором речи.

Практика: составить картотеку коммуникационных игр и упражнений.

Особенности организации общения с детьми с синдромом Дауна

Теория: Дети с синдромом Дауна обычно открытые, общительные и ласковые, поэтому их называют «солнечными», «вечными детьми». основные правила, как общаться с детьми с синдромом Дауна: Знаем, что это не болезнь; Принцип зеркала; Принцип любви; Принцип четкости; Терпение; Принцип объятия; Признание ребенка. Во время общения ребенок эмоционален. Он может остро выражать эмоции, выражать и менять резко эмоции - грусть, радость, смех. У него легко вызвать позитивную реакцию, но также легко расстроить. Суждения этих детей примитивны, абстрактное мышление слабое или недоступное. Речь развивается поздно, с дефектами, словарный запас беден. Тугоподвижность, плохая переключаемость, дети легко теряются в непривычной обстановке, или наоборот – слишком активны. Внимание неустойчивое, очень легко отвлекаемое. У детей относительно хорошо развита механическая память, которую необходимо постоянно развивать и как можно раньше начинать обучение по индивидуальным специальным программам.

Практика: составить картотеку коммуникационных игр и упражнений.

4 модуль. Взаимодействие с родителями

Стили родительского общения

Теория: Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили:

  • авторитарный (диктатура)
  • попустительский (невмешательство)
  • демократический (сотрудничество)
  • либеральный
  • индифферентный стиль
  • опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке)
  • хаотический стиль (непоследовательное руководство)

Практика: составить таблицу «Стили родительского общения» по образцу

Стиль общения

Характерные проявления

Рекомендации родителям по изменению стиля общения с ребёнком

Особенности общения с родителями, воспитывающими детей с особенностями развития

Теория: Работая в системе инклюзии, педагог сталкивается уровнями реагирования родителей на своего ребенка с особенностями развития:

1. Психологический. Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы.

2. Социальный. Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения.

3. Соматический. Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам. Стратегии поведения педагога.

Практика: разработать консультацию для родителей «Я общаюсь со своим ребёнком» (нозология на выбор).

5 модуль. Итоговый

Творческий отчет о результатах прохождения программы

Практика: слушатели программы представляю отчет, раскрывающий опыт работы с детьми, имеющими особенности развития (презентация, видеозапись отрывков детских спектаклей, этюдов, праздничных мероприятий и т.п.) представляют в письменном виде педагогический проект по теме.

Планируемые результаты освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

По окончании программы обучающийся будет владеть следующими знаниями, умениями, навыками:

Предметные:

  • знать особенности развития детей, имеющих особенности развития (в лёгкой и средней степени: ЗПР, УО, РАС, СДВГ, синдром Дауна);
  • знать основы режиссёрского мастерства и культуры речи;
  • знать особенности организации общения с детьми, имеющими особенности развития (в лёгкой и средней степени: ЗПР, УО, РАС, СДВГ, синдром Дауна);
  • знать стили родительского общения; специфику общения с родителями, воспитывающими детей с особенностями развития.

Метапредметные:

  • знать права личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими;
  • уметь сотрудничать;
  • снижать уровень конфликтности;
  • уметь принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

Личностные:

  • сформированное ответственное отношение к обучению и саморазвитию;
  • сформированное целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитое осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • сформированные коммуникативные компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
  • развитое моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
  • сформированное осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • сформированное осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, особенностям развития;
  • сформированная готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

Календарно-учебный график на 2023-2024 учебный год

Дата начала и окончания учебных периодов:

I полугодие с г. по г.;

II полугодие с г. по г.

Продолжительность занятий: обучающиеся 16-20 лет, а также музыкальные руководители, воспитатели ДОУ, работники учреждений дополнительного образования: 1 раз в неделю, 18 учебных недель.

Количество смен – 1.

Календарный учебный график составляется на учебный год для каждой учебной группы, обучающейся по программе.

Материально-технические условия реализации программы

Образовательная деятельность осуществляется в специализированном и оборудованном кабинете (мастерской):

  • Ноутбук – 1 ед.;
  • Проектор – 1 ед.;
  • Интерактивная панель– 1 ед.;
  • Интерактивная песочница– 1 ед.;
  • Объёмные мягкие модули (комплект);
  • Мелкие и крупные игрушки;
  • Кабинет, площадью не менее 50 кв.м.;
  • Столы. Стулья – по количеству участников программы.

Наполнение мастерской соответствует содержанию Инфраструктурного листа для оснащения конкурсной площадки Чемпионата (Отборочный этап) по компетенции "Дополнительное образование детей и взрослых" (основная категория).

Кадровые условия реализации программы

Педагогическая деятельность по реализации дополнительной профессиональной программы осуществляется лицом, имеющим высшее образование, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Специалист имеет опыт работы по направлению подготовки данной программы.

Программно-методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения:

  • Методические разработки детских развлекательно-праздничных мероприятий, спектаклей
  • План-конспекты занятий с детьми различных нозологий;
  • Картотеки развивающих, коммуникационных игр и упражнений по разным нозологиям;
  • Методические рекомендации по общению с детьми различных нозологий.

Презентационный и медиа материалы

  • Особенности организации общения с детьми РАС
  • Особенности организации общения с детьми ЗПР
  • Особенности организации общения с детьми СДВГ
  • Особенности организации общения с детьми УО
  • Особенности организации общения с детьми с синдромом Дауна

Формы аттестации, текущего контроля успеваемости

Освоение программы сопровождается текущим контролем успеваемости и итоговой аттестацией обучающихся. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводится в ходе учебных занятий в соответствии с учебным планом.

Проведение текущего контроля при зачислении на программу сопровождается проведением входного контроля, которая осуществляется на анализе заполнения обучающимися формы опросника. Далее процедура проведения текущего контроля осуществляется в процессе освоения основных образовательных модулей. Контроль проводится в форме наблюдения, опроса, тестирования и выполнения практических заданий.

Итоговая аттестация проходит в конце учебного года в форме выполнения или защиты творческого задания.

Виды контроля:

  • Текущий контроль. Контроль проводится в форме наблюдения и тестирования, позволяющих определить усвоение знаний по изучаемой теме, а также заинтересованность в приобретении и расширении знаний и умений в области традиционной народной хореографии, декоративно-прикладного творчества.
  • Итоговый контроль. Контроль за результатами обучения по окончании прохождения линии, аттестация по результатам проявленных активностей, либо выполнение творческого задания.

Методы отслеживания результативности

  • Педагогическое наблюдение;
  • Педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях, и т.п.

Оценочные материалы

Оценка практических работ выполняется по трем уровням:

  • высокий (работа сделана самостоятельно и без ошибок),
  • средний (работа содержит несколько ошибок, которые были устранены после замечаний преподавателя),
  • низкий (в работе сделано много ошибок и понадобилась помощь преподавателя).

Критериями данного параметра являются: глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.

Оценка уровня усвоения содержания образовательной программы осуществляется по следующим показателям:

  • степень усвоения содержания;
  • степень применения знаний на практике;
  • умение анализировать;
  • характер участия в образовательном процессе;
  • качество детских творческих «продуктов»;
  • стабильность практических достижений обучающихся.

Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области. Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия учащегося в деятельности.

Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу считать:

  • текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения;
  • положительные мотивы посещения занятий;
  • осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя;
  • оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение обучающимися знаний на практике;
  • наличие преемников и обучающихся, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.

Список литературы

  1. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме//Психологическая наука и образование. - 2005. - № С. 83-95.
  2. Лисина, М.Л. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с. 8-16
  3. Михальченко, К.А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире . – 2008. – №5. – С. 77-79.
  4. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование//Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 374-377.
  5. Романова, А.Н., Косьянова, Т.И., Киселева, Ю.И., Романова, Е.А., Диденко, А.В. Диагностика и коррекция перцептивных сенсорных и некоторых когнитивных нарушений у детей в условиях ДОУ//В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы Всеросс. науч.-практ. конф. по оздоровлению подрастающего поколения. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – С. 207-208.
  6. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989. – 64 с. 27-36
  7. Сунцова, А.С. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования/А.С. Сунцова ‒ М.: Форум, 2012. ‒ 208 с.
  8. Ярская-Смирнова, Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов/Е.Р. Ярская-Смирнова. – Саратов: Прогресс, 2006. – 110 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Проверочный тест «Психология общения»

1. Установите соответствие

1. Коммуникативная компетентность педагога

а) процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимся, порождаемый целями и содержанием совместной деятельности

2. Педагогическое общение

б) типичная система приемов воздействия на других, умения и навыки педагога

3. Стиль педагогического общения

в) это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, вырабатывать совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих протекание коммуникативного процесса

2. Соотнесите педагогическую функцию и умения педагога

1. «Открытие» ребенка на общение

а) умение педагога просить помощи у ребенка

2. «Соучастие» ребенку

б) умение подавать информацию с позиции «Мы»

3. «Возвышение» ребенка

в) умение задавать вопросы детям

  1. Определите три основных значения общения со взрослым в развитии дошкольник

а) в большей степени способствует воспроизведению социального опыта

б) дает чувство защищенности, безопасности

в) в большей степени способствует формированию адекватной самооценки

г) в большей степени способствует усвоению социального опыта

д) стимулирует творчество, инициативность

е) приобщает к общественным нормам

  1. Установите соответствие возраста и формы общения ребенка со взрослым

1. младенчество

а) внеситуативно - личностное,

2. ранний возраст

б) внеситуативно - познавательное

3. младший дошкольный

в) ситуативно-деловое

4. старший дошкольный

г) ситуативно-личностное

  1. Установите соответствие возраста и основную роль взрослого

1. младенчество

а) «Эрудит»

2. ранний возраст

б) «Мама»

3. младший дошкольный

в) «Учитель»

4. старший дошкольный

г) «Умелец»

7. Выделите главный мотив общения старшего дошкольника

а) личностный

б) познавательный

в) деловой

  1. Определите форму общения по речевому высказыванию детей:

«Ольга Петровна, почитайте нам книжку!»

а) ситуативно-деловое

б) внеситуативно - познавательное

в) внеситуативно – личностное

  1. Выделите доминирующий тип отношений со сверстниками младших дошкольников

а) конкурентные

б) личностные

в) пассивно-позитивные

  1. Установите соответствие возраста и формы общения ребенка со сверстниками

#1088;анний возраст

а) внеситуативно - деловое

#1084;ладший дошкольный

б) ситуативно-деловое

#1089;тарший дошкольный

в) эмоционально - практическое

  1. Установите соответствие возраста и потребность в общении ребенка со сверстниками

#1088;анний возраст

а) в уважении и признании

#1084;ладший дошкольный

б) во внимании и поддержке

#1089;тарший дошкольный

в) в сотрудничестве

  1. Определите наиболее конструктивный способ разрешения конфликта между детьми

Ситуация. Катя (4года) играла с куклой, подошла другая девочка и схватила куклу, возник конфликт между детьми.

а) «Я не разрешаю играть с этой куклой, пока вы не договоритесь»).

б) «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы оба хотите играть одной куклой. Как же теперь быть?»);

в) «Отдай куклу Кате или играйте вместе»);

  1. Определите наиболее конструктивный способ разрешения конфликта между детьми

Ситуация. Миша (6 лет) играл с машинкой, подошел другой мальчик и схватил машинку, возник конфликт между детьми.

а) «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь».

б) «Я думаю, Миша расстроен. Правда, Миша? Вы оба хотите играть одной машинкой. Как же теперь быть?»);

в) «Отдай машину Мише или играйте вместе»;

  1. Определите три стратегические позиции педагога в общении

с детьми РАС

а) поддержка и похвала ребенка

б) выплеск физической энергии

в) поддерживать позитивное отношение к другим

г) избегать соревновательных моментов

д) снимать мышечное напряжение (релаксация)

е) игнорировать демонстрацию детьми негативного поведения

  1. Определите три стратегические позиции педагога в общении с детьми с синдромом Дауна

а) поддержка и похвала ребенка

б) выплеск физической энергии

в) поддерживать позитивное отношение к другим

г) избегать соревновательных моментов

д) снимать мышечное напряжение (релаксация)

е) игнорировать демонстрацию детьми негативного поведения

16. Определите цель коммуникативной игры «Ласковушки»

а) развивать лидерские качества (общительность, открытость, эмпатийность, и т. д.)

б) развивать позитивное отношение к другим людям (сверстнику)

в) повысить самооценку детей, их уверенность в себе

17. Определите цель коммуникативной игры «Комплименты»

а) развивать лидерские качества (общительность, открытость, эмпатийность, и т. д.)

б) развивать позитивное отношение к другим людям (сверстнику)

в) повысить самооценку детей, их уверенность в себе

Приложение Б

Тест «Основы режиссуры»

I – вариант

1. Режиссура - это:

А) философская школа.

Б) искусство построения психотерапевтической беседы.

В) искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством зрелища.

Г) право быть самым главным.

2. Основателями МХАТа были:

А) Кантаяма

Б) И.Авербах

В) К.С. Станиславкий

Г) В.И. Немирович-Данченко

3. Катарсис- это:

А) гипнотический сон

Б) состояние внутреннего очищения, наступающее после сильных переживаний и потрясений.

В) смысл жизни.

Г) абстинентный синдром.

4. Воображение - это:

А) фаза быстрого сна.

Б) иррациональная воля.

В) процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Г) умение концентрировать волю.

5. Событие – это

А) Действенный факт пьесы, меняющий поведение героев

Б) То, что ещё не случилось.

В) Эманация идеи.

Г) Совместное существование индивидуумов.

6. Психофизический процесс, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами – это…

А) деградация

Б) дисциплина.

В) действие.

Г) режиссерское средство.

7. Какие из этих пьес написал А.П.Чехов?

А) «Чайка»

Б) «Три сестры»

В) «Слепые»

Г) «Дети солнца»

8. Идейно-эмоциональное поле, возникающее из взаимоотношений актёра, автора и зрителя - это…

А) Асцилограмма.

Б) Психомоторика.

В) Идея.

Г) Атмосфера.

9. Автор книги «Зеркало сцены».

А) Компаниец В.

Б) Гришковец Е.

В) Товстоногов Г.

Г) Эфрос А.

10. Кто из ниже перечисленных не является актёром.

А) Таиров А.

Б) Никулин Ю.

В) Миронов А.

Г) Додин Л.

II – вариант

1. Искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством зрелища – это

А) Режиссура.

Б) Садоводство.

В) Диагноз.

Г) Эвфемизм.

2. В.И. Немирович-Данченко и К.С.Станиславский были основателями …

А) Ф. К. «Кубань»

Б) ЦСКА

В) ГОСТИМа

Г) МХАТа.

3. Символ - это:

А) отсутствие образа

Б) черепно-мозговая травма

В) образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений.

Г) марка машины.

4. Процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений - это

А) Кино.

Б) иррациональная воля.

В) Воображение

Г) Коллапс.

5. Действенный факт пьесы, меняющий поведение героев – это

А) конфликт.

Б) Действие.

В) Сверхзадача.

Г) Событие.

6. Действие – это…

А) Психофизический процесс, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами.

Б) обязательное для всех членов творческого коллектива подчинение твердо установленному порядку.

В) постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Г) режиссерское средство увеличения емкости мизансцены.

7. Какие из этих пьес написал А.Н. Островский?

А) «Чайка»

Б) «Три сестры»

В) «Гроза»

Г) «Снегурочка»

8. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе – это…

А) Жанр.

Б) Бюджет.

В) Архитектоника.

Г) Фарс.

9. Автор книги «Моя жизнь в искусстве».

А) Компаниец В.

Б) Гришковец Е.

В) Станиславский К.

Г) Эфрос А.

10. Кто из ниже перечисленных не является режиссёром.

А) Таиров А.

Б) Высоцкий В.

В) Миронов А.

Г) Вахтангов Е.

III – вариант

1. Театр – это

А) Род искусства.

Б) Дом где, живут актёры.

В) Здание в центре города.

Г) Место, куда ходят всем классом.

2. Настоящая фамилия К.С. Станиславского:

А) Иванов

Б) Петров

В) Алексеев

Г) Шмаков

3. Творчество - это:

А) повторение пройденного.

Б) процесс создания новых ценностей.

В) состояние скуки.

Г) времяпрепровождение.

4. Конфликт – это…

А) Острое столкновение различных двух и более: мнений, суждений, задач и т.д.

Б) Это молчаливая война.

В) Противостояние зрителя, актёра и режиссёра.

Г) Результат борьбы.

5. Реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача. Это - …

А) Гражданская позиция.

Б) Эпигонство.

В) Сценическая условность.

Г) Сквозное действие

6. Какие из этих пьес написал Ж.Мольер?

А) «Тартюф»

Б) «Три сестры»

В) «Слепые»

Г) «Мещанин во дворянстве»

7. Жанр – это…

А) способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе.

Б) идейно-эмоциональное поле, возникающее из взаимоотношений актёра, автора и зрителя.

В) постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Г) режиссерское средство увеличения емкости мизансцены.

8. Сценография – это…

А) организация театрального пространства, среды, в которой существует спектакль.

Б) Процесс познания, творческое состояние любой профессии.

В) Единство интеллектуальных, волевых и художественных качеств, направленных на реализацию замысла роли, спектакля, представления.

Г) последовательность показа событий, фактов, поступков героев в художественном произведении.

9. Автор книги «Мастерство актёра и режиссера».

А) Компаниец В.

Б) Гришковец Е.

В) Захава Б.

Г) Эфрос А.

10. Кто из ниже перечисленных не является актёром.

А) Таиров А.

Б) Станиславский К.

В) Миронов А.

Г) Немирович-Данченко В.

IV – вариант

1. Вид искусства; творческий коллектив, труппа, дающие спектакли; особый тип здания, предназначенный для театральных представлений – это

А) Палеолит.

Б) Сумасшедший дом.

В) Театр.

Г) Эмфизема.

2. Алексеев являлась настоящей фамилией …

А) Чехова

Б) Станиславского

В) Горбачёва

Г) Точиева

3. Смысл - это:

А) выбор цели

Б) разновидность потребности

В) отношение действия к мотиву

Г) внутренний раздражитель.

4. Острое столкновение различных двух и более: мнений, суждений, задач и т.д. – это…

А) Это молчаливая война.

Б) Конфликт

В) Противостояние зрителя, актёра и режиссёра.

Г) Результат борьбы.

5. Сквозное действие – это…

А) нравственный принцип, связанный с общечеловеческими представлениями о правде и лжи, о справедливости.

Б) организация театрального пространства, среды, в которой существует спектакль.

В) Результат выполнения правильного, осмысленного, продуктивного действия.

Г) это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача.

6. Какие из этих пьес написал У.Шекспир?

А) «Король Лир»

Б) «Гамлет»

В) «Слепые»

Г) «Мещанин во дворянстве»

7. Атмосфера – это…

А) Психофизический процесс, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами.

Б) Идейно-эмоциональное поле, возникающее из взаимоотношений актёра, автора и зрителя.

В) постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Г) режиссерское средство увеличения емкости мизансцены.

8. Импровизация – это…

А) Приверженность заведенному порядку, методу работы, вошедшему в привычку; отсутствие активности.

Б) Непредвиденный, внезапный момент исполнения, без предварительной для этого подготовки.

В) Определенный образ известной личности создаваемый средствами массовой информации, литературы, зрителями, самим индивидом.

Г) разноголосица, нарушение гармонии, разлад, разногласие.

9. Автор книги «Репетиция-любовь моя».

А) Компаниец В.

Б) Гришковец Е.

В) Гройсман М.

Г) Эфрос А.

10. Кто из ниже перечисленных не является режиссёром.

А) Таиров А.

Б) Мейерхольд В.

В) Миронов А.

Г) Вахтангов Е.

Ключи к тестовым заданиям по режиссуре

Вариант/№вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I – вариант

в

в, г

б

в

а

в

а, б

г

в

а, г

II – вариант

а

г

в

в

г

а

в, г

а

в

б, в

III – вариант

а

в

б

а

г

а, г

а

а

в

а, г

IV – вариант

в

б

в

б

г

а, б

б

б

г

в

Приложение В

Тест на знание современных педагогических технологий

  1. Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию «педагогическая технология».
  • Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, принципов, целей, содержания, форм, методов и средств обучения.
  • *Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
  • Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
  • Последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач, как планомерное решение и воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

2. Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству?

  • *Совершенное владение педагогической техникой.
  • Совершенное знание своего предмета.
  • Совершенное владение педагогическими методами.
  • Все ответы верны.

#1063;то означает термин «технология?

  • «технос» - прогресс.
  • «техне» - искусство, «логос» - учение.
  • «техникос» - высокая техника.
  • «технология» - образование.

#1063;то такое технологическая карта?

  • Единый процесс разработки определённой продукции.
  • *Технический документ, отображающий последовательность технологических операций производства определённой продукции.
  • Показатель процесса выполнения работы производителя.
  • Порядок реализации технологических операций.

#1063;то такое стимулирование учения?

  • Требование хорошо учиться.
  • *«Подталкивание» школьников к успешному учению.
  • Преодоление лени.
  • Борьба с плохими привычками, мешающими учиться.

6. Из приведённых примеров найдите правильный ответ: инновации – это…

  • Внесение новшеств на урок.
  • *Нововведение, изменение внутри системы.
  • Проведение урока нетрадиционным методом.
  • Все ответы верны.

7. Как считает И.Г.Агапов, «критическое мышление» – это…

  • *педагогическая технология, ориентированная на развитие у учащихся навыков работы с текстом, на овладение всеми видами звучащей и письменной речи, на взаимодействие со сверстниками по поводу данного текста.
  • сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации.
  • умственная деятельность, при которой особое внимание уделяется анализу, сравнению, толкованию, применению, инновациям, решению проблемы или оценке хода мысли.
  • Критическое суждение человека относительно условий и результатов опыта способно направить желание и интересы личности по правильному пути.

8. Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению.

  • Словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные.
  • *Продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща.
  • Лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща.
  • Убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты.

#1050; какому обучению относятся три фазы: вызов, осмысление, размышление?

  • К обучению на уроке.
  • *К обучению критическому мышлению.
  • К обучению самостоятельности.
  • К обучению ведения дискуссии.

#1044;айте определение понятию «нестандартный урок».

  • *Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
  • Организация обучения, при которой учитель ведёт занятия по твёрдому расписанию с применением современных методик.
  • Нововведение.
  • Инновации.

#1057;пециально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых – это…

  • Преподавание.
  • Учение.
  • Образование.
  • *Обучение.

12 Что такое учение?

  • Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
  • *Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
  • Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
  • Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.

13. Предметная поддержка учебного процесса – это…

  • *Средство обучения.
  • Форма обучения.
  • Метод обучения.
  • Приём обучения.

#1042;ыберите методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.

  • Педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
  • Беседа, лекции, диспуты, метод примера.
  • *Соревнование, поощрение, наказание.
  • Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, учебные требования, поощрение и порицание.

15. К какому понятию относится это определение? Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

  • *Дидактическая игра.
  • Мозговая атака.
  • Обучение сообща.
  • Дискуссия.

16. Из приведённых вариантов ответов определите принципы педагогических технологий.

  • *Научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность.
  • Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
  • Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
  • Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.

#1063;то такое объяснительно-иллюстративный подход к обучению?

  • *Это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
  • Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
  • Методы формирования сознания и опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля за поведением и деятельностью учащихся.

#1053;айдите правильное определение понятию педагогическая технология.

  • Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
  • Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
  • Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
  • *Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.

19. Преимущества педагогической технологии:

  • Выработка учебных целей.
  • *Гарантированное достижение запланированных результатов обучения.
  • Описание учебного процесса.
  • Использование эффективных методов обучения.
  • Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие основные принципы:
  • *Гуманизм, сотрудничество, свободное воспитание.
  • Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
  • Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
  • Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.

#1063;то отражает принцип интерактивности дистанционного обучения?

  • *Закономерность дистанционных контактов не только слушателей с преподавателями, но и слушателей между собой.
  • Необходимость предварительной подготовки слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
  • Составление индивидуальных планов обучения, в том числе и выполнения недостающих начальных знаний и умений.
  • Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, использованием различных технических средств.

21. Что означает принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий?

  • *При проектировании, создании и организации системы дистанционного обучения необходимо оценить целесообразность применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
  • Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
  • Целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
  • Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.

22. Что называется обучением?

  • *Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых.
  • Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
  • Объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
  • Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний.

23. Что называется педагогическим процессом?

  • *Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
  • Внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
  • Это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания, развития, формирования, преподавания и учения.
  • Процесс активной деятельности личности.

24. Необходимо ли планировать проведение специальных «мотивационных» моментов на уроке с детьми, имеющими особенности развития?

  • Не обязательно.
  • Нет.
  • *Да.
  • Смотря по обстоятельствам.

25. Что такое организация процесса обучения?

  • Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний.
  • *Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
  • Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели.
  • Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

26. Технология модульного обучения разрабатывается на основе принятых принципов:

  • *Деятельности, паритетности, технологичности, системного квантования, мотивации, модульности, проблемности, когнитивной визуальности.
  • Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
  • Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение.
  • Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.

27. В чём заключается принцип деятельности модульного обучения?

  • *Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
  • Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
  • Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
  • Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.

28. Дайте определение понятию технология воспитания.

  • *Направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов.
  • Отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
  • Направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей.
  • Наука, изучающая особенности воспитательной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в рамках инклюзивного образования на тему "Представление информации, языки, кодирование"

Специфика применения педагогических технологий в инклюзивной группе.Планирование урока в инклюзивной группе включает в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно-развивающие задачи, преду...

Открытый урок в рамках инклюзивного образования на тему "Представление информации, языки, кодирование"

Специфика применения педагогических технологий в инклюзивной группе.Планирование урока в инклюзивной группе включает в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно-развивающие задачи, преду...

Особенности обучения английскому языку студентов с нарушениями слуха в интегрированной группе в рамках инклюзивного образования

Презентация содержит интерпретацию термина "инклюзивное образование", стратегии обучения иностранному языку учащихся с нарушениями слуха....

Рабочая программа дополнительной профессиональной программы "Пользователь ПК"

Программа «Пользователь ПК» рассчитана на возрастную аудиторию от 25 до 50 лет и направлена на овладение пользовательскими навыками при работе на ПК и офисной техникой. Программа напр...

Методическая разработка занятия по фармакологии для студентов имеющих инвалидность по слуху в рамках инклюзивного образования

Разработка показавает различные методики  эффективного обучения  студентов имеющих инвалидность по слуху....

Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации по теме «Повышение квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров филиалов ОАО «РЖД»

Целью ДПП повышения квалификации являются ознакомление с моделью профессиональных компетенций Дирекции тяги, повышение знаний о состоянии локомотивного хозяйства компании и основных направлениях его р...