кураторский час на тему " Правовая грамотность молодёжи"
классный час

разработка кураторского часа на тему правовая грамотность молодёжи. Рассматривается область семейного права

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семейное право957.19 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методическая разработка

Кураторского часа на конкурс

«Правовая культура молодёжи» по теме

«Закон о семье. Мир в семье»

Разработала: куратор группы, преподаватель общеобразовательной дисциплины

Гайдаржи Наталья Сергеевна

г. Строитель, 2024 г.

План проведения кураторского часа

Тема занятия « Закон о семье. Мир в семье»

Цели:

-повышение эффекта работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди студентов, формирование сознательного законопослушного поведения обучающихся, углубление и расширение знаний обучающихся о юридической ответственности за противоправные деяния, воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни, способствовать развитию гражданской и социальной ответственности как важнейшие черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране.

-Обеспечить усвоение обучающимися понятий «брак», «семья» в юридическом смысле, права и обязанности супругов, родителей и детей на основе Семейного кодекса Российской Федерации от № 223-ФЗ (далее – Семейный кодекс) и в контексте формирования устойчивого позитивного отношения к ценностям закона и семьи.

Задачи:

- Выделить признаки понятий «брак» и «семья» в юридическом смысле.

-Определить в соответствии с Семейным кодексом права и обязанности супругов, родителей и детей.

-Организовать обсуждение проблем, способствуя формированию позитивного отношения к закону и семье.

-Стимулировать учащихся к составлению кодекса своей семьи

Оглавление

#1042;ведение

#1054;сновная часть

#1047;аключение

#1051;итература

#1055;риложение

Введение

«Первые необходимые отношения, в которые

индивид вступает с другими, это семейные отношения.

Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону,

но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия»

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

2024 год объявлен в России Годом семьи. Он проводится в соответствии с указом президента России в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения семейных ценностей. Организационный комитет по проведению в России Года семьи возглавила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова. Среди ключевых задач Года семьи: создание условий для рождения первых детей в молодых семьях, укрепление репродуктивного здоровья, поддержка многодетных и многопоколенных семей, формирование здоровой моды на многодетную семью. Сегодня беседа нашего кураторского часа посвящена правовым семейным отношениям, для этого наша группа делится на 2 команды. Даётся время группам, чтобы выбрать капитанов и дать название командам.

С древних времен правители уделяли большое внимание регулированию семейных отношений с целью избегания конфликтов в семье на почве наследования имущества, отношений мужа и жены в случаях измены. Очень важно, что уже на этапе ранней истории актуальным был вопрос об устройстве ребенка-сироты в семью и его отношениях с неродными родителями.

Все вы понимаете, что в семье тоже существуют нормы жизни, и часть из них регулируется законом. Нормы семейного права регулируют общественные (семейные) отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью и т. д.

Вы уже достаточно взрослые, знание законов брачно-семейных отношений вам просто необходимо, т.к. принятие этих законов во многом будет определять нравственное здоровье вашей будущей семьи, отношения с супругом и детьми. Вы будете строить свой семейный дом из кирпичиков. И эти кирпичики – правила и законы семейной жизни.

Основная часть

Сейчас я предлагаю вам составить слова из заданных букв:

-ЯСЬМЕ

-АБКР

Команды составляют слова из букв ( семья, брак)

Как вы понимаете значение слова « семья» и « брак». Команды дают определение понятия «семья»

В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный с соблюдением установленных законом требований и порождающий права и обязанности супругов.

С 1 марта 1996 года в нашей стране действует Семейный кодекс – свод законов, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации.

А какие условия для вступления в брак в нашей стране?

Ответы учащихся

-достижение определённого законом возраста брачующихся( 18 лет)

- отсутствие других браков

- добровольное согласие вступления в брак

- отсутствие близких родственных связей

Почему нельзя вступать в брак с близкими родственниками?

Ответы учащихся

Риск заболеваний, обусловленных мутациями, возрастает в разы при близкородственном скрещивании. Механизм такой опасности изучен и достаточно прост. Мутации в генах происходят постоянно, большинство из них приводят к дисфункции гена. Часть из этих мутаций наследуется.

Может ли быть заключён однополый брак в нашей стране?

Ответ учащихся

Совершенно верно, однополые браки не могут быть заключены в нашей стране. В соответствии со ст. 1 Семейного кодекса брак – это брачный союз мужчины и женщины. Одной из важных функций семьи является репродуктивная функция – продолжение рода, рождение детей. Однополый брак не выполняет данной функции. Религии отвергают подобные отношения, указывая в этом случае на явное грехопадение людей.

Как вы считаете, кто является главой семьи?

Ответы учащихся

Юридического определения в семейном кодексе « глава семьи» не существует. Это значит, что супруги имеют равные права в воспитании детей, Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимание и супруги вправе совместно решить, кто и за что отвечает в семье.

Сейчас я хочу предложить вам собрать норму закона семейного права из набора данных слов ( приложение 1)

  1. родителей, трудоспособные, обязаны, своих, дети, нетрудоспособных, содержать, совершеннолетние.
  2. родственниками, вправе, ребенку, с близкими, не, запретить, родители, общаться.
  3. возраста, признается, не, достигшее, 18, лицо, ребенком, лет,
  4. не, разными, допускается, братьев, лицами, и, сестер, усыновление

Скажите, пожалуйста, а какими правами обладает ребёнок?

Ответы учащихся

Вы правильно назвали права, которыми обладает ребёнок в нашей стране. Теперь я предлагаю вам послушать, какие главы и нормы Семейного кодекса регулируют данные права. Глава 11 Семейного кодекса соответствует требованиям международного документа Конвенции ООН о правах ребенка и устанавливает права несовершеннолетних детей. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (1-9-й класс) и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования (10-11-й класс).

Ребенок имеет право на защиту. Интересы ребенка представляют родители. Например, если учитель, тренер или прочее лицо проявляет к ученику неприязнь, грубит, кричит на него, то родители вправе и обязаны защитить ребенка.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Как вы думаете, права ребёнка и права взрослого человека одинаковы или отличаются?

Ответы учащихся

Да, есть права, которыми в одинаковой степени обладают и дети, и взрослые. Но есть права, которыми в большей мере обладают дети чем взрослые люди.

Как Вы считаете, ребенок, утративший родителей, имеет шанс обрести новую семью?

Ответы учащихся

Если дети в силу разных обстоятельств оказались без семьи, то у них есть надежда обрести новую семью. В соответствии с законодательством существуют следующие семейные формы воспитания: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. Чем же отличается каждая форма семейного воспитания.

В первом случае ребенок считается родным к усыновителям (они приравниваются к родным родителям). Во втором случае опекун (по отношению к ребенку в возрасте до 14 лет) и попечитель (по отношению к ребенку в возрасте от 14 до 18 лет) берут на себя ответственность за воспитание и содержание ребенка. Как правило, это близкие люди – старшие сестры, братья, тети, дяди, бабушки и дедушки.

Приемная семья воспитывает ребенка на основе договора. Труд приемных родителей оплачивается. В отличие от попечительства приемная семья образуется на длительный срок.

Как можно оценить поступок людей, решивших взять на воспитание неродного ребенка?

Ответы учащихся

Предлагаю вам решить кроссворд со словами, связанные с темой нашего занятия ( приложение 2)
1. Лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Первое слово- это подсказка, дальше вы сами заполняете кроссворд

Испокон веков в культуре любой народности существуют пословицы и поговорки о семье и семейных ценностях. Я предлагаю вам подобрать начало и концовку пословиц (приложение 3)

- вся семья вместе а) коли в семье вражда

- дерево держится корнями, б) так и душа на месте

-не будет добра в) счастливым быть

-семьей дорожить г) а человек семьёй

- согласную семью д) и дети не ленивы

-дети родителям е) и стены помогают

- родители трудолюбивы ж) не судьи

- в своем доме з) горе не берет

Завершить наше мероприятие мне хотелось бы притчей:

«Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.

Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
– На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.

Когда мимо проплывал корабль «Грусти», она попросилась к ней, но та ей ответила:
– Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.

Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала: «Любовь нарушит гармонию на моем корабле».

Рядом проплывала Радость, но она так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.

Но вдруг она услышала голос, где-то позади: - Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой. Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя.

Тогда она обратилась к Познанию: - Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?

Познание посмотрело на Любовь: - Это было Время.

- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?

Познание еще раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
- Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь»

Заключение

Сегодня мы соотнесли свое представление о том, какой должна быть семья с тем смыслом, который вложен в это понятие нашим государством. К каким же выводам мы сегодня пришли?

- Знание и принятие законов брачно-семейных отношений во многом будет определять нравственное здоровье вашей семьи, отношения с супругом и детьми.

- Создание семьи является очень ответственным делом, а значит гражданский брак не может считаться государством законным, т.к супруги освобождают себя от ответственности перед семьей.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий. Обществознание: 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  3. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова. «Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся10-11 классов общеобразовательных учреждений.
  4. пословицы и поговорки о семье и семейных ценностях
  5. ;nd=102038925/- Семейный кодекс Российской Федерации

Приложение №1 Нормы закона

#1088;одителей , трудоспособные, обязаны, своих, дети, нетрудоспособных, содержать, совершеннолетние.

#1088;одственниками, вправе, ребенку, с близкими, не, запретить, родители, общаться.

#1074;озраста, признается, не, достигшее, 18, лицо, ребенком, лет,

#1085;е, разными, допускается, братьев, лицами, и, сестер, усыновление

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих родителей.

Родители не вправе запретить ребенку общаться с близкими родственниками.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается.


Приложение №2

Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экономико-правовая грамотность"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экономико-правовая гармотность". Разработана совместно с преподавателем Глазыриной Ю.С. по дисциплинам: "Правовое обеспечение профессиональной деятель...

Презентация РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...

Презентация РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...

Статья РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...

Правовая культура молодёжи

Правовая культура молодёжи...