ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»
материал по теме
Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальной среды, ближайшего окружения и общества в целом.
Несмотря на относительную кратковременность этот период практиче¬ски, определяет дальнейшую судьбу человека. В нормальных социальных и психолого - педагогических условиях подросток не станет преступником.
Знание норм права способствует подготовке обучающегося к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.Взрослым необходимо всеми силами уберегать юных сограждан от жес¬токости, опасности совершения преступлений, риска быть жертвой преступ¬ных посягательств.
Поэтому в основу разработанной программы «Правовая культура моло¬дежи» - заложено знание о праве (какими правами наделяет нас закон, как защищает, обязывает или запрещает). Правовая культура - это составная часть культуры общества и личности. С помощью правового воспитания у че¬ловека развивается чувство уважения к праву и привычка соблюдать закон. Программа призвана активизировать интерес уча¬щихся к их собственным проблемам, решению которых и способствуют зна¬ния из области права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovaya_kultura_doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кинельский государственный техникум»
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Правовая культура молодёжи»
Руководитель кружка:
Мишина Татьяна Николаевна,
воспитатель ГБОУ СПО КГТ
г.Кинель 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы.
В России в новых условиях кардинально изменившегося общества в числе наиболее острых, стоят те проблемы, наличие которых негативно влия ет на перспективы страны и будущее нации. Проблемы эти актуальны для всего мирового сообщества - правовая и социальная защиты подрастающего поколения, поиск подходов стратегий противодействия беспризорности, наркомании и преступности среди несовершеннолетних.
Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер шение формирования характера и становление личности при активном влия нии социальной среды, ближайшего окружения и общества в целом.
Несмотря на относительную кратковременность этот период практиче ски, определяет дальнейшую судьбу человека. В нормальных социальных и психолого - педагогических условиях подросток не станет преступником.
Несовершеннолетние правонарушители - это обыкновенные дети, кото рые в результате неправильного воспитания и дурного примера становятся преступниками.
Наиболее распространенными видами преступления, совершаемые под ростками, являются кражи и другие виды хищения чужого имущества. Меч ты о легком обогащении «любым» способом приводят подростков к наруше нию законов - преступлениям. В последние годы многими людьми, особенно молодыми, утрачены при вычные жизненные ориентиры. Вера в духовные ценности, значительно ос лаблена. Семейные, производственные и иные связи, что существенно снижает уровень социального контроля. Деформация духовной жизни подрастающего поколения, в большей мере способствует проникновению по разным каналам, в подростковую сре ду, например, через средства массовой информации, бытовые контакты и т.д.
Стандарты повседневного поведения подростков несовместимы с традиционными ценными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков, как «нормы» жизни современного подростка). Очевидна прямая связь между насилием на телеэкране и ростом насиль ственных преступлений. Подростки охотно идут в рэкетиры, среди лиц школьного возраста распространено вымогательство (для материальной выго ды), «интересно, престижно, когда тебя боятся». Из-за высоких цен подросткам недоступно большинство форм досуга - клубы, спортивные секции, музыкальные школы, кружки и т.д.
Знание норм права способствует подготовке обучающегося к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Взрослым необходимо всеми силами уберегать юных сограждан от жес токости, опасности совершения преступлений, риска быть жертвой преступ ных посягательств. Поэтому в основу разработанной программы «Правовая культура моло дежи» - заложено знание о праве (какими правами наделяет нас закон, как защищает, обязывает или запрещает). Правовая культура - это составная часть культуры общества и личности. С помощью правового воспитания у че ловека развивается чувство уважения к праву и привычка соблюдать закон. Программа призвана активизировать интерес уча щихся к их собственным проблемам, решению которых и способствуют зна ния из области права. Особое место в программе отводится ознакомлению воспитанников со статьями семейного кодекса РФ, в которых говорится о правах детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспи тательных учреждениях социальной защиты населения травмирующим. К нему добавляется нежелание подчиняться новым требованиям по самооб служиванию, к учебе и т.д.
Данная программа рассчитана на обучающихся техникума 15-17 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.
К 16-17 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.
Особая роль в программе отводится ролевым играм, где ребятам предла гается играть роли судьи, присяжных заседателей, адвоката, прокурора, об виняемого. Ведь в жизни нам приходится осваивать разные социальные роли.
В процессе обучения, закрепления и осмысления правовой информации предлагается использование метода решения несложных практических задач по отраслям права. Чтобы правила должного поведения, правовые нормы не казались подросткам, оторванными от реальной жизни и абстрактными, в беседы, лекции включаются примеры из жизни. Умение отстаивать свои права, да и просто приобрести навыки общения, уверенного поведения поможет диспут. В педагогическом процессе предпочтительны формы обучения, которые обеспечивают посильные умственные нагрузки и усвоение знаний.
Раскрытию творческих способностей помогают освоение (вживание в образ) роли в игре, выпуски стенгазет.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание обучающимися отрицательного поведения; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения; независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль над поведением.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Проводится занятия - один раз в неделю, по одному учебному часу. По плану на некоторые темы предусмотрено по два учебных часа на занятие.
Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, обучающиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу сверстников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает если обучающиеся включены в игру. В игре подросток действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Цель игры - сделать серьезный напряженный труд интересным для обучающихся.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате реализации программы должна быть решена задача правового воспитания: формирование умений, навыков и привычек правомерного поведения.
Обучающиеся должны:
1. Знать: основные законы нашего государства, структуру власти, основы государственного, конституционного, гражданского, семейного, уголовного, административного, избирательного права; основные юридические термины; права и обязанности гражданина России.
2. Уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текс трудового соглашения и т.д.).
3. Объяснять факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение.
4. Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества.
5. Иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.
6. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом; определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
7. Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан.
8.Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
9.Объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий.
10.Уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров.
П Л А Н
работы кружка «Правовая культура молодёжи»
на 2012-2013учебный год
ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере регулируемой правом.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить обучающихся с основами гражданского, семейного, трудового и уголовного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.
2.Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.
3.Формировать у обучающихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.
4.Помочь обучающимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.
5.Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
Место проведения: читальный зал библиотеки ГБОУ СПО КГТ
Использование ИКТ на мероприятии:
компьютер, проектор, принтер, экран, цифровой фотоаппарат, DVD проигрыватель, CD, DVD диски.
СЕНТЯБРЬ 2012 г. | ||||
Дата | Мероприятия | Время | Место проведения | Ответственный |
06.09 | Зачем нам необходимо знать | 17-00 | Читальный | Мишина Т.Н. |
законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников) | зал (библиотека) | |||
13.09 | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | 17-00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
20.09. | Лекция: «Гражданские, политические, экономические, социальные права человека и основные обязанности». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
27.09 | Встреча с участковым. Обзор событий в районе. | 17-00 | Актовый зал | Мишина Т.Н.. участковый инспектор полиции Нургалиев А.А. |
ОКТЯБРЬ 2012 г. | ||||
4.10. | Беседа: «Какие законы России и международные правовые акты обеспечивают защиту прав и достоинств и ценности личности несовершеннолетних». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
11.10. | Лекция: «Что такое государственная защита прав и свобод человека и гражданина? Каково содержание правовой культуры, как происходит реализация права?» | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
18.10 | Судебное разбирательство. Разгадывание кроссворда. | 17-00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
25.10. | Беседа: «Содержание правоспособности и дееспособности, с какого возраста они наступают, ограничение дееспособности граждан». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
НОЯБРЬ 2012 г. | ||||
1.11 | «Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка). | 17-00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
8.11. | Лекция: «Каково соотношение права и морали? Заповеди Божьи и государственные законы. Моральная и уголовная ответственность человека» | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
15.11 | Царство Закон | 17-00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
22.11 | Царство беззаконие. | 17-00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
29.11 | Закон для нас. Закон внутри нас. | 17-00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
ДЕКАБРЬ 2012г. | ||||
6.12 | «Могут ли быть права без обязанностей» - круглый стол. | 17-00 | Читальный зал (библиотека) | Зам.директора по УВР, Мишина Т.Н. |
13.12 | Конституция - договор между гражданами. Основные статьи. Деловая игра «Мы - законодатели». | 17-00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
20.12. | Лекция: «Преступления против собственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних» | 17:00 | Актовый зал | Инспектор ПДН,Мишина Т.Н. |
27.12. | Ролевая игра «Суд над воровством» | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
ЯНВАРЬ 2013 г. | ||||
3.01 | «Свободный человек в свободном мире» - диспут. | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
10.01 | «Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних. | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
17.01 | Правительство. Структура власти. Структура государства. | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
24.01 | Лекция: «Избирательное право гражданина. Выборы - форма участия в управлении Государством» | 17:00 | Актовый зал | Мишина Т.Н. |
31.01. | Беседа: «Человек. Личность. Гражданин» | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
ФЕВРАЛЬ 2013 г. | ||||
7.12 | Учебная игра «Правовой статус ребенка». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
14.12 | Основы правовой культуры - тренинг. Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов). | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
14.02. | Лекция: «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
28.02. | Ролевая игра: «Суд над наркоманией». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
МАРТ 2013 г. | ||||
7.03 | Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение» | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
14.03. | Лекция: «Преступления против жизни и здоровья. Уголовная ответственность несовершеннолетних» | 17:00 | Актовый зал | Мишина Т.Н. |
21.03 | Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие). | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
28.03. | Беседа: «Преступление против свободы, чести и достоинства личности». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
АПРЕЛЬ 2013 г. | ||||
4.04 | «Жилищный кодекс РФ» - основные статьи. | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
11.04. | Лекция: «Половая неприкосновенность и половая свобода личности. Уголовная ответственность за изнасилование». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
18.04 | Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия). | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
25.04 | Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
МАЙ 2013г. | ||||
16.05. | Лекция: «Трудовое законодательство. Трудовой договор, документ при приеме на работу. Трудовая книжка. Трудовой стаж». | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
23.05 | «Кто станет магистром права?» правовая игра (итоговое занятие). | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
30.05. | Викторина: «Как ты знаешь свои права и обязанности?» | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
ИЮНЬ 2013 г. | ||||
06.06. | Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении. | 17:00 | Читальный зал (библиотека) | Мишина Т.Н. |
20.06. | Анкетирование слушателей лектория | 17:00 | Актовый зал | Зам.директора по УВР, Мишина Т.Н. |
Список используемой литературы:
1.Семёнова, Е.Ю., Черняева, В.Н.Образовательная программа системы дополнительного образования - методические рекомендации педагогу, работающему над созданием ав торской образовательной программы. [Текст]/ Е.Ю.Семёнова, В.Н.Черняева. Самара, 2002.- 340с.
2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
3. Никитин, А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. [Текст]/ А.Ф.Никитин. М.: ACT, 2001.-240с.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби. 2005.- 144 с.
5.Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации. М.:Проспект.2004, 344с.
6. Реализация Конвенции о правах ребенка в образовательных учреждениях. - М.: Педагогическое общество России, 2005.- 80 с.
7.Соколова, Я.В. Граждановедение7-9класс. [Текст]/ Я.В.Соколова. М.:КНОРУС, 2002.-280с.
8. Колесов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. [Текст]/ Д.В.Колесов. М.:Педагогика. 2004.-340с.
9.Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов. Издательство Гросс-Медиа 2006.-480с.
10.Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Федеральный закон: Выпуск 29 (104). - М.: Инфра-М, 2003. - 19 с.
11.Педчак, Е.П. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. [Текст]/ Е.П. Педчак . Р/на/Д.: Феникс, 2002. - 288 с.
12.http://www.consultant.ru/popular/family/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Статья: "Информационная культура молодёжи"
В 21 веке благодаря развитию компьютерных технологий информационное общество превратилось в реальность: человечество получило доступ к различным видам информации, возможность обращения к ним в режиме ...
Учащаяся молодёжь и возможности колледжа в организации работы по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Молодёжь и выборы....
Программа кружка Основы православной культуры
Цель программы: «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь студенту стать человеком нравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, ...
ПРОГРАММА «ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ»
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения студентов – ...
Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»
Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...
Правовая культура молодёжи
Правовая культура молодёжи...