Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
статья
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.
Психологический климат как термин часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_komfort_na_zanyatii_kak_uslovie_razvitiya_lichnosti_studenta.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.
Психологический климат как термин часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в учебном заведении и на уроке такой атмосферы, которая расковывает обучающихся, и в которой они чувствуют себя комфортно.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности студента.
Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит...
Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:
- неуверенность в себе
- повышенная утомляемость
- замедленность темпа деятельности
- повышенная потребность во внимании
- повышенная двигательная активность
- трудности в переключении с одной деятельности на другую.
- стойкая неуспеваемость
- отсутствие эмоциональной поддержки со стороны педагогов, родителей, одногруппников
- агрессивное, неуважительное, предвзятое отношение педагогов к студентам
- конфликты с учащимися
- напряженность, скука, отсутствие дисциплины на уроках
- сложность в усвоении предмета, завышенные требования к студентам
- наличие у педагога «любимчиков»
- когда педагог отвлекается от темы урока и др.
Психологический дискомфорт приводит к потере учебной мотивации, повышенной тревожностью, негативными эмоциями и другим негативным последствиям для развития личности.
Анкетирование
Проводилось исследование психологического климата в группах 1,2,3 курсов Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж». Студентам предлагалось оценить некоторые свойства психологического климата их группы и в целом в колледже и проставить баллы. Было опрошено 126 человек.
1. Сложность обучения оценили по 5ти бальной шкале:
баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
% чел | 3% | 6% | 10% | 44% | 30% | 6% |
2. Насколько интересно учиться в колледже?
баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
% чел | 1% | 0% | 3% | 13% | 53% | 29% |
3. Основной причиной психологической дискомфорта на занятиях может стать:
- Непонимание темы, плохое объяснение темы
- Негативное отношение преподавателя, неприязнь с его стороны, грубость
- Шум
- Внезапная контрольная работа
- Быстрая диктовка
- Не выученное домашнее задание
- А также: крик преподавателя, занижение оценок, публичный ответ на публике, холод в кабинете, недосып, скромность, ночные смены у работающих студентов.
4. На каких уроках Вы чувствуете себя психологически более комфортно: русский язык, литература, история, информатика, английский язык, физкультура, латинский язык, ММС, на всех.
5 .Оцените по 5 балльной системе качество Ваших отношений с одногруппниками ?
баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
% чел | 1% | 4% | 1% | 15% | 41% | 38% |
6. Чувства, с которыми я прихожу в колледж чаще всего:
спокойные, радостные | трудно сказать | раздражённые, беспокойные |
52% | 36% | 12% |
7. У меня никогда не было конфликтов с преподавателями:
да | не уверен | нет (были) |
57% | 17% | 26% |
8.Считают, что учителя хорошие, доброжелательные люди:
да | трудно сказать | нет |
70% | 27% | 3% |
9. Дружат и хорошо общаются с большинством ребят в своей группе:
да | не уверены | нет |
82% | 8% | 10% |
10. Иногда я испытываю в колледже такое беспокойство и раздражение, что могу прогулять уроки:
да | не уверены | нет |
10% | 14% | 76% |
11. Были такие случаи, что учителя, на мой взгляд, обращались со мной несправедливо:
да | иногда | нет |
32% | 32% | 36% |
12. Я с удовольствием посещаю все внеклассные мероприятия и люблю общаться с одногруппниками во внеклассной обстановке:
да | не уверены | нет |
53% | 40% | 7% |
13. Моё плохое настроение в колледже чаще зависит от общения с учителями:
да | трудно сказать | нет |
12% | 26% | 62% |
14. У нас в колледже часто происходят конфликты между учителями и учениками:
да | трудно сказать | нет |
4% | 36% | 60% |
15. Я считаю, что заслуживаю среди одногруппников более хорошего отношения к себе, чем есть сейчас:
да | не уверены | нет |
22% | 39% | 65% |
16. Среди моих одногруппников есть такие, с которыми я предпочитаю не общаться:
да | трудно сказать | нет |
48% | 20% | 32% |
17. Моя группа
Активна | Пассивна | инертна |
64% | 13% | 23% |
18. В моей группе присутствует деление на «привилегированных» и «пренебрегаемых»:
да | нет | не уверен |
17% | 55% | 28% |
Предложения от студентов по повышению психологического комфорта
- Чтобы на уроках было интересно
- Уменьшение учебной нагрузки (отмена, уменьшение домашних заданий, длинная перемена и т.п.)
- Хорошее оборудование, оснащение кабинетов техникой, мебелью, спортзал, создание современных лабораторий
- Адекватные учителя (не повышают голос, хорошо объясняют и т.п.)
- Зоны отдыха для студентов
- Отмена экзаменов
- Качественное питание, автоматы с едой, водой, шведский стол, фрукты и т.п.
- Интересные способы ведения уроков, хорошие взаимоотношения с учителями
И что немаловажно – для создания и поддержания положительного психологического климата на занятии сам педагог должен пребывать в состоянии психологического комфорта, чтобы передавать и генерировать позитивные эмоции.
У педагога факторами возникновения дискомфорта выступают:
- физическая и психологическая напряженность труда
- постоянное оценивание со стороны различных людей
- высокий уровень ответственности,
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся
- разные стили управления педагогическими кадрами.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «…Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.
Есть много приемов и методик, направленных на сохранение и оптимизацию психологического климата.
Для реализации этой задачи преподавателю можно использовать следующие моменты:
1. Создавать ситуацию успеха на занятиях. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода механизмом дальнейшего движения личности.
Для этого нужно 8 условий:
- Доброжелательность как основной принцип общения вносится в группу, в первую очередь, педагогом. Это он появляется в группе в «платье доброжелательности», а дети зеркально отражают такое отношение: мимика и пластика, интонация и лексика – все несет в себе благожелательность и расценивание партнера как достойного лица. И как только прозвучит агрессия в самой малой мере, педагог немедленно корректирует ситуацию, не допуская агрессию в адрес другого. Улыбки окружающих, интерес, подбадривание снимают психологическую зажатость, снижают страх перед неудачей.
- Высокая мотивация - «нам это очень важно, т.к…». Подчеркивание значимости задания немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
- Снятие страха – педагог говорит «Это совсем не трудно…», «Если даже не получится с первого раза, ничего страшного, мы вместе поищем другой способ решения…» или «Мы все тебе поможем…».
- Скрытая инструкция – это завуалированная помощь студенту, который должен научиться обходиться без помощи, опираясь на свои ресурсы. Педагог говорит «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…», «Здесь, вероятно, главное…», «Обычно удобнее начать с…».
- Авансирование – оглашение достоинств, которые еще не успел проявить студент, но которыми его наделяют окружающие. «У тебя, такого сообразительного/ находчивого/ способного/ воспитанного, непременно все получится!»
- Педагог может обеспечить благоприятное положение студента в системе групповых связей. Сюда относится выявление, публичное признание и подчеркивание в процессе общения достоинств студента. «Он (она) у нас» - парадигма такого рода операций. Педагог для каждого ребенка находит достоинство, которое можно огласить, опирается на него в ходе работы. Например, педагог говорит: «… у него своеобразное мышление», «… ведь она очень тонко чувствует несправедливость», «… эта милая дама не выносит вульгарного тона», «… такого веселого человека я не встречала давно». Такие реплики придают уверенность ребенку, определяют общее положительное к нему отношение всей группы.
- «Персональная исключительность» - очень тонкая операция: «только ты и мог бы…», «на тебя вся надежда…». Данная операция возлагает дополнительную ответственность.
- Педагогическое внушение – это интонационно – насыщенный, мимически оформленный, пластически отраженный способ убеждения учащегося в большой вере в него.
- Высокая оценка ДЕТАЛИ продукта деятельности – «Особенно хорошо у тебя получилось…», «Больше всего мне понравилось, как ты…».
2. С первого момента встречи с группой и на протяжении всей истории работы с нею педагог упорно внедряет идею взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу: если бы не каждый из нас, работа была бы иной и не столь интересной.
3. Основной принцип отношения к студентам - уважение человека. Педагог выступает в роли защитника интересов студентов. Уважение индивидуальности со временем становится одним из сильнейших принципов жизни группы, если педагог с самого начала начнет подчеркивать уникальность, непохожесть, удивительность неповторимости человека и пробуждать интерес у учащихся к каждому члену группы. Подчеркивая индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого студента, педагог тем самым формирует одно из наивысших ценностных отношений – интерес к другому. При таком условии личность студента свободно выявляет себя, проявляя свои мысли, оценки, свободно выстраивая свое поведение. В обстановке интереса к другому человеку всегда благоприятно самочувствие каждого. Вопрос пресловутой дисциплины, которой часто не может добиться педагог, отпадает сам по себе, если имеется интерес у детей к другому человеку: им интересен каждый, они слушают каждого, воспринимают каждого, в том числе и преподавателя.
4. Допускается право каждого на ошибку, неудачу в деятельности, поведении. Ошибка исправляется и, исправленная, забывается, неудача используется как отправной пункт будущей удачи. В группе нет «хороших студентов» и «плохих студентов», с позиции такого отношения к человеку. Все проходят через неудачи и удачи, успех и неуспех – таков закон жизни. При такой постановке дела взаимоотношений в группе улетучивается зависть, и быть внимательным к человеку становится естественной нормой совместной деятельности, если педагог направляет внимание детей на самочувствие другого.
*Педагог одобрительно встречает высказанную мысль учеником, предлагает аплодисментами встретить удачное высказывание… мальчик, услышав аплодисменты, вдруг закрывает лицо руками и так стоит некоторое время. Потом, растерявшись от собственной реакции, сбрасывает руки и стоит счастливый… Так сильно, оказывается, действует одобрительное внимание окружающих.
5. Еще одно условие – помощь друг другу. Студент отвечает, не справляется с заданием, но остальные ожидают, не тянут рук вверх, показывая превосходство над отвечающим, они ждут его слов «нужна помощь».
6. Нужно видеть хорошее в детях, говорить, что вам нравится работать в группе. Очень важно, чтобы студенты были уверены в вашем добром к ним расположении. Только нельзя притворяться, нельзя говорить этого без действительного расположения к ним.
7. Исследование влияния разных форм обращения. Произнесите «дети», «ребята», «дамы и господа», «друзья», «будущие специалисты», «уважаемая группа», «замечательная группа», «прекрасная группа прекрасных людей» и др.; проследите за реакцией студентов на разность обращений и меру их расположенности к совместной работе после такого обращения. Ищите формы обращения, которые нравятся вашим ученикам.
8. Подчеркивание исключительной роли, которую играет каждый из учащихся, будучи членом группы, тем самым положение каждого значительно повышается и укрепляется. Педагог, входя в аудиторию, охватывает взглядом группу, замечая сразу отсутствие кого – либо, тут же сожалеет об отсутствии.
9. Пробовать вносить коррективы в обустройство учебного пространства: переставить столы так, чтобы студенты могли видеть лица друг друга.
Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке
- Педагог должен входить в класс с хорошим бодрым настроем
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый студент с начала и до конца был занят делом.
- Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
- Педагог должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
- Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
- Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
- Мотивируйте оценки знаний: студенту следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
- Заканчивать урок общей оценкой работы группы и отдельных студентов. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
- Замечайте и отмечайте малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
- Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будьте великодушным, умейте прощать.
- Хвалите в присутствии коллектива, а прощайте наедине.
- Не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
- Оценивайте не поступок, а не личность.
- Предоставьте возможную самостоятельность студенту на занятии. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.
Все эти приемы и условия помогают оптимизации психологического климата в коллективе, а значит помогают в реализации стремления к здоровьесберегающему пространству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-дидактический проект Развитие личности студента для подготовки квалифицированного кадра по профессии «Оператор связи»
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного об...
Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"
В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...
Методическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках профцикла как условие социализации личности студента»
Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социа...
Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.
A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...
Доклад "Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности 08.02.01"
Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...
ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Современная действительность требует от человека как можно более полного понимания и адекватной оценки собственных способностей, умений, навыков и возможностей. Формирование компетенций и саморазвитие...
Доклад. Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций
Доклад на тему "Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций" подготовлен для выступления на ПЦК...