ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
материал
Современная действительность требует от человека как можно более полного понимания и адекватной оценки собственных способностей, умений, навыков и возможностей. Формирование компетенций и саморазвитие в период обучения в образовательной профессиональной организации, безусловно, является одним из важнейших условий личностно-профессиональной самореализации и успешности будущих молодых специалистов на рынке труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Елецкий лицей сферы бытовых услуг»
ДОКЛАД
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила:
мастер производственного
обучения высшей категории Боброва Е.А.
2022 г.
Современная действительность требует от человека как можно более полного понимания и адекватной оценки собственных способностей, умений, навыков и возможностей. Формирование компетенций и саморазвитие в период обучения в образовательной профессиональной организации, безусловно, является одним из важнейших условий личностно-профессиональной самореализации и успешности будущих молодых специалистов на рынке труда.
Проблема развития личности представляется актуальной в связи с социальными изменениями, происходящими в России. На протяжении последних десятилетий идея развития личности претерпела множество редукций, обусловленных ее адаптацией к нуждам традиционной образовательной практики. Первоначально идея «развития» была подменена идеей «формирования», рост личности стал интерпретироваться как управляемый извне, что противоречит сути развития личности как ее самодвижения. Далее процесс формирования личности был сведен к интериоризации социальных и предметных норм, а затем развитие стало трактоваться как усвоение суммы знаний, умений, навыков и моральных норм.
Современный этап развития психологической науки позволяет рассмотреть понятие «развитие личности» под новым углом зрения. Тенденция гуманизации общественной жизни привела к тому, что главной целью образовательных организаций признано становление личности, глубоко знающей себя, владеющей собой, саморазвивающейся и самореализующейся в гармонии с собой и обществом. Данные характеристики личности определяют в настоящее время перспективную линию ее развития.
Личность студента – это сложное социальное явление. Целостность личности достигается за счёт гармоничного развития его составляющих. Способность у студента более – менее досконально выполнять свои основные социальные функции зависит от целостности его личности. «Социальная зрелость – система качественного развития личности студента как целого, элементами которой является социальная активность, социальное самоопределение и социальная ответственность». Активность – оптимальный способ структурирования, моделирования и осуществления личностной деятельности, общения и поведения, при которой она приобретает качества более – менее автономной, целостной и успешно функционирующей системы в межличностном пространстве.
Активность студента как важное условие социальной деятельности и характеристика уровня социальной зрелости его личности возникает при взаимодействии сознания и социально-практической деятельности и оптимально развивается лишь в результате сочетания многих видов деятельности, с помощью которых у студента формируется творческое и ответственное отношение к достигнутых результатов в каждом из них.
Личность студента, ощущая на себе влияние среды и собственной деятельности, все же сохраняет относительную автономность в развитии своего собственного внутреннего мира, самосознания и самостановления. В потенциальной способности к осуществлению функций самоконтроля, саморегуляции и самосознания заключается активная жизненная позиция личности студента. Активное вхождение студента в сферу культурных ценностных и духовных достижений человечества, микросоциума происходит в случае выявления им активности и ответственности, согласованной с характером профессии или специальности, которой студент овладевает. Социокультурная деятельность студента зачастую сопровождается проявлением его активности в учебно-познавательной деятельности и во время прохождения практики. Формирование социальной позиции - это сложная система качеств его личности, регулирующей духовное и предметно – практическую деятельность студента с помощью имеющихся в ней установок, интересов, выборочного отношения к социальным ценностям и мировоззренческих критериев. Знания, которые получает студент, имеют личностную значимость, они превращаются в убеждения, становятся возможными мотивами поведения, и как результат находят своё выявление в практической деятельности.
Формирование элементов структуры социальной зрелости личности студента осуществляется в ходе его профессионального обучения. Интенсивность деятельности студента в этот период существенно влияет на критериальные характеристики социальной зрелости (социальную активность, социальную ответственность), которые получают соответствующую форму, что проявляется в различных уровнях социальной зрелости. Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришёл в учебное заведение, – их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, – ими можно управлять.
К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность и представления о профессиональном будущем.
Эти факторы во многом определяются общей атмосферой и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов.
По отношению к учёбе ряд исследователей выделяют пять групп.
К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них – необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно сравнивают, сопоставляют, обмениваются мнениями с товарищами.
Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности – лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.
К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются профессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно целенаправленное приобретение знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Они хорошо учатся по спецпредметам предметам и практикам, в то же время не проявляют интереса к дисциплинам учебного плана.
К четвертой группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они не систематически посещают учебные занятия, не проявляют интереса к каким-либо дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы ещё не сформированы.
К пятой группе относятся лодыри и лентяи. Они пришли учиться по настоянию родителей или «за компанию». К учёбе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют задолженность по предметам.
Такое положение определяет время. Сегодня молодые люди сталкиваются с задачами, решение которых отсутствует в жизненном опыте родителей. Нет их в содержании обучения ни общеобразовательной школы, ни в выборе последующего учебного заведения. Нынешние молодые люди должны не просто самостоятельно отыскивать выход, но и обучаться умению решать новые, современные задачи. И если раньше «дисциплинированность», как послушание и следование укоренившимся образцам, более всего способствовала успеху, то сейчас обеспечить успех могут именно самостоятельность и оригинальность мышления.
Познавательные процессы студентов
Профессиональная подготовленность студента формируется вместе с совершенствованием чувствительности его органов чувств, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Например, чем точнее помнит и воспроизводит необходимые данные студент, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания (неумение переключать и распределять его), слишком сильная тенденция к автоматизму действий, слабость памяти могут привести к ошибкам, неточному выполнению задачи. Заботясь о совершенствовании у студентов ощущений, восприятий, положительных свойств внимания, представлений, памяти, можно повлиять на повышение их учебной и профессиональной деятельности. Важно, чтобы студенты не только расширяли свои знания, но и приучались сопоставлять новые данные и уже известные факты, рассказывать об изучаемых ими практических действиях и приёмах в области своей профессии, упражнялись в самостоятельном принятии решений. Развитию познавательных процессов помогает разъяснение значения инициативного отношения к своей профессиональной деятельности, ответов на вопросы. Вся образовательная среда влияет на профессиональное развитие ощущений, восприятий и внимание студентов. Разъяснение значимости будущей профессии, трудовых приемов, накопление знаний, практика выполнения самостоятельных и практических работ вызывает желаемые изменения в восприятиях студентов: хорошо подмечается то, что имеет отношение к будущей профессии.
Большое влияние на развитие ощущений и восприятий оказывают трудовые наглядные приемы, которые играют ведущую роль в будущей профессиональной деятельности.
При формировании внимания учитывается специфичность профессиональных требований как к вниманию в целом, так и его свойствам. Формирование внимания и его свойств у студентов предполагает воздействие на направленность их личности, волю, отношение к труду. Для этого нужно разъяснять им предстоящие профессиональные обязанности, выделение в этих ситуациях главного и второстепенного. Внимание и внимательность формируются у студентов в процессе активной учебной деятельности, благодаря собранности и организованности на всех занятиях.
Память студентов развивается в процессе их деятельности. Следует не только хорошо запомнить и сохранить в памяти необходимые в будущем знания и умения, но и быть всегда готовым к быстрому и точному их воспроизведению на практике. Важная роль в познании реального мира и сохранении опыта человека принадлежит представлениям. Чем ярче и богаче представления студента, относящиеся к его профессии, тем лучше он ориентируется в задачах деятельности, правильнее принимает и выполняет решения, направленные на достижение цели.
Представление о своей будущей работе является своеобразной внутренней моделью ожидаемых условий профессиональной деятельности, оказывающей влияние на процесс обучения студентов. Эти представления оказывают воздействие на выработку качеств, профессиональных навыков, на отношение студентов ко всему учебному процессу. Вместе с тем чем полнее у студента представления, требуемые его будущей профессией, тем успешнее он выполнит впоследствии свои обязанности. Для успешного развития полноты, правильности, ясности профессиональных представлений необходимы интерес и любовь студента к своей профессии. Поэтому очень важно ярко и убедительно разъяснять студентам социальную значимость их профессии, показывать ее эмоционально-привлекательные стороны.
Для формирования у студентов системы необходимых представлений очень важное значение имеет практическая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, мастер-классах, встречи с выпускниками, работодателями. На основе представлений, а также разнообразных знаний функционирует воображение. Нет ни одной профессии, занимаясь которой специалист мог бы обойтись без воображения. Воображение не является врождённым и постоянным качеством человека, как и другие психические процессы и свойства, оно развивается и совершенствуется. Сила и направленность его зависит от личности человека, мышления и памяти, от ранее полученных представлений и впечатлений, от трудового опыта. У студентов воображение развивается на основе накопления знаний, а так же в процессе творческой деятельности во всех ее проявлениях.
Для стимулирования и развития воображения в профессиональной деятельности помогают наглядные приемы: видеофильмы, презентации, различные схемы, рисунки. На занятиях ставятся перед студентами такие задачи, которые позволяют проявить самостоятельность, находчивость, творчество. Определённый результат достигается тогда, когда студент анализирует свои практические действия, оценивает их самостоятельно, мысленно соотносит их с будущей практической деятельностью.
Творческий подход к решению задач невозможен без широкой мобилизации и правильного применения имеющихся знаний и умений, разностороннего анализа текущей информации сопоставления различных способов ее использования. Поэтому студентов необходимо включать в активную учебно - познавательную деятельность, создание проблемных ситуаций путём самостоятельного решения той или иной задачи или путём сообщения преподавателем сведений, необходимых для решения данной проблемы.
Таким образом, познавательную активность студентов стимулируют: проблемность в обучении, самостоятельный поиск ответа на вопрос, активное участие во взаимной оценке выполненных работ, соотнесение результатов собственной деятельности с образцом управления преподавателем познавательной деятельностью студентов.
Понятие обучаемости
Обучаемость – это общая способность личности к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков. Обучаемость характеризует уровень психического развития человека, сформированность у него обобщённых способов действий. Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важно при этом эффективно использовать сенситивные периоды развития личности – периоды наибольшей предрасположенности человека к усвоению определённых сфер социального опыта. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима обучающемуся для достижения заданного результата.
Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность. Одним из основных показателей перспектив развития студента является способность к достижению цели, путем самостоятельного поиска и решения поставленных задач.
Студент как субъект учебной деятельности
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. Согласно периодизации возрастного развития Д. Б. Эльконина, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Однако она продолжает оставаться одним из основных видов активности и в последующие возрастные периоды – подростковый и студенческий. В этом смысле учебную деятельность можно определить в качестве деятельности субъекта по овладению обобщёнными способами решения жизненных задач и саморазвитию, осуществляемую путём решения учебных задач, специально поставленных преподавателем. Учебная деятельность осуществляется на основе внешнего контроля и оценки со стороны преподавателя, но постепенно они переходят в самоконтроль и самооценку обучающегося.
Учебная деятельность, как и всякая другая, мотивирована, целенаправленна, предметна, имеет свои средства осуществления, свои специфические продукт и результат. Среди всех других видов деятельности учебная деятельность выделяется тем, что ее субъект и предмет совпадают: она направлена на самого обучающегося – его совершенствование, развитие, формирование как личности благодаря осознанному, целенаправленному освоению им общественного опыта. Деятельность обучающегося ориентирована на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщённых способов действий и умение адекватно и творчески применять их в разнообразных ситуациях.
Важнейшие предпосылки формирования у студента интереса к получению знаний, умений, навыков – понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что обучающийся имеет возможность проявлять в обучении умственную самостоятельность и инициативу. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать обучающегося, тогда как преподнесение готового материала без постановки определённых проблем не вызывает у студентов интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения. Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к обучению является использование педагогом таких вопросов и задач, которые требовали бы от обучающихся активной поисковой деятельности. В этом случае студенты сами убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения уже усвоенных знаний новыми способами.
Для формирования интереса важны также новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство их со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных обучающимся объектах. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания. Всестороннее использование прежде усвоенных знаний – одно из основных условий проявления интереса к учению, студентам важно чувствовать их необходимость на протяжении всего периода обучения. В противном случае велик риск не только их забывания, но и формирования у них безразличного отношения к этим знаниям, зарождения сомнений в их необходимости.
Наша задача остается главной - это личностное развитие обучающихся, их становления с учетом индивидуально -психологических особенностей, создание условий для социально значимой деятельности студентов, формирование профессиональной идентичности и профессиональной ответственности, совершенствование самоконтроля, самооценка для осознанного выбора дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование умений и навыков на занятиях производственного обучения по профессии электрогазосварщик."
доклад на педагогические чтения...
Доклад "Формирование исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации"
Цель исследования - обобщить опыт формирования исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета.Исследовательская компетенция - это такая совокупность знаний, исследо...
Доклад: "Формирование УУД на уроках химии"
создание методического инструментария, который бы позволил формировать УУД на уровне предмета химии в 8 классе и соответствовал требованиям ФГОС;реализация уровневой дифференциации; формиро...
Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника"
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни....
Презентация к докладу:"Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)"
Музей - мощный фактор реализации приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основой которых является формирование базовых национальных ценностей как стержня ...
Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"
Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...
доклад «Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка студентов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления».
доклад на цикловой комиссии «Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка студентов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления»....