Коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития 1 - 4 классы на 2019 - 2020 учебный год
рабочая программа
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому проблема своевременной коррекции речевых нарушений принимает актуальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_sayta.docx | 103.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Ханты – Мансийска
Коррекционный курс
«Логопедические занятия»
для обучающихся с задержкой психического развития
1 - 4 классы
на 2019 - 2020 учебный год
Учитель - логопед: Лопаткина Ю.А.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика коррекционного курса
- Описание места коррекционного предмета в учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
5. Содержание коррекционной работы.
6. Содержание коррекционного курса
7. Тематическое планирование.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Пояснительная записка
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому проблема своевременной коррекции речевых нарушений принимает актуальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.
Логопедическая работа в школе с обучающимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ЗПР в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 1 – 4 классов с ЗПР, обучающимся по адаптированным программам, имеющим речевое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи.
Коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения по развитию всех компонентов устной и письменной речи, развитию графо-моторных навыков для обучающихся с 1 - 4 класс, разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 .«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР в рамках ФГОС НОО ОВЗ (Вариант 7.1; Вариант 7.2.) (утв. приказ №341 от 02.09.2019 г.)
- Положение об адаптированной рабочей программе по учебному предмету (курсу) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ СОШ №2 (приказ № 322 от 02.09.2019 г.).
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
- Положение о логопедическом пункте МБОУ СОШ №2 (приказ № 167 от 05.05.2016 г).
- Учебный план МБОУ СОШ №2 на 2019-2020 учебный год.
Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.
Цель курса: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной нарушениями развития устной и письменной речи; создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей в соответствии с их реальными возможностями.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
2. Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
3 Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
4. Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;
5. Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
6. Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;
7. Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
- Общая характеристика учебного курса
Направления работы:
Диагностическая работа включает:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и с 15 – 30 мая).
- Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Коррекционно – развивающая работа включает:
- Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
- Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Консультативная работа включает:
- Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам связанных с особенностью логопедической работы.
- Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
В рамках часов учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2019-2020 учебный год, отведенных на внеурочную деятельность на коррекционный курс по развитию устной и письменной речи в 1 дополнительном и 1 классе отводится – 33 часа, со 2-4 классы - 34 часа. Коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма проведения занятий - групповая.
Адресат: Программа разработана для детей 1 - 4 классов, имеющих речевое заключение–нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи (соответствующим IV уровню речевого развития), предназначена для реализации в 2019-2020 учебном году.
Длительность программы: с детьми каждой возрастной категории проводится 2 занятия в неделю, групповые 1 класс 35 минут, групповые 2-4 класс 40 минут.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
1. Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам (с учётом индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ).
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
- Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
5. Содержание коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие всех компонентов устной и письменной речи у обучающихся с ЗПР.
Для обучающихся с ЗПР осваивающих коррекционный курс необходимо соблюдать следующие специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянное стимулирование познавательной активности;
Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС ОВЗ строится с учетом общедидактических и специфических принципов:
1.Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.
2.Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции.
3.Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта, типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
4.Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность. Все обучение проблемного ребенка строиться с опорой на «зону ближайшего развития».
5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации.
6. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
7. Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.
Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
- Содержание коррекционного курса
Данный курс представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Занятия на развитие устной речи чередуются с занятиями на развитие письменной речи. Курс допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков.
Основные направления работы
- Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Формирование связной речи:
Раздел «Предложение»:
- анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
- проводить качественный и количественный анализ предложений;
- обозначать границы предложений на письме;
- развивать умения распространять простые предложения;
- развивать инициативные формы речи: умение составлять развернутые и краткие ответы, задавать вопросы, рассуждать;
- через различные виды деятельности с деформированным предложением формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Раздел «Текст»:
- формировать умение определять тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного;
- развивать умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, наречия, местоимения, союзы;
- совершенствовать приемы мыслительной обработки текстов: деление по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов, составление плана;
- понимать, как составление плана помогает последовательно пересказывать;
- устанавливать логическую связь и последовательность, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины);
- предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
- Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными I приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
7. Тематическое планирование.
1 класс
№ п/п | Темы занятий | Основные виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Обследование | На каждом занятии артикуляционная гимнастика; упражнения на развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и памяти. | 2 |
2 | Урок знаний. Когда мы едины, мы непобедим | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. | 1 |
3 | Осень | Работа с простыми предложениями. Распространение простого двусоставного предложения. Работа над распространением и грамматическим оформлением простого предложения. Деление слов на слоги. Тренировочные упражнения и выделение ударного и безударного слога. Работа со словами обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета. Постановка вопросов. Словообразование. | 1 |
4 | Слово | Ориентируются в своей системе знаний- отличают новое от уже неизвестного | 1 |
5 | Деление слов на слоги | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слов. Словообразующая роль гласных. | 1 |
6 | Ударение | Выделение ударного слога | 1 |
7 | Пространственные представления | Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда. | 1 |
8 | Временные представления | Знать возраст свой и членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года | 1 |
Звуки и буквы | |||
Гласные I-го ряда | |||
9 | Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. | Развитие слухового внимания, фонематического восприятия | 1 |
10 | Звук [а] и буква А | Уметь четко произносить звук [а]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | 1 |
11 | Звук [у] и буква У | Уметь четко произносить звук [у]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | 1 |
12 | Звук [о] и буква О | Уметь четко произносить звук [о]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | 1 |
13 | Дифференциация звуков [а] -[о] | Уметь дифференцировать звуки [а] и [о] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию. | 1 |
14 | Звук [ы] и буква Ы | Уметь четко произносить звук [ы]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | 1 |
15 | Звук [э] и буква Э | Уметь четко произносить звук [э]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | 1 |
Гласные II-го ряда. Твердые и мягкие согласные. | |||
16 | Звук [и] и буква И | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной и. | 1 |
17 | Дифференциация звуков [ы] - [и] | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы]-[и]. Дифференциация гласных звуков [ы] - [и]. Соотнесение звуков с буквами. | 1 |
18 | Буква Я | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я. | 1 |
19 | Дифференциация звуков [а] - [я] | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]-[я]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами. | 1 |
20 | Буква Е | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | 1 |
21 | Дифференциация звуков [э] - [е] | Уточнение артикуляции звуков [э]-[е]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами. | 1 |
22 | Буква Ю | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | 1 |
23 | Дифференциация звуков [у] - [ю] | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [у]-[ю]. Дифференциация гласных звуков [у] - [ю]. Соотнесение звуков с буквами. | 1 |
24 | Буква Е | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | 1 |
25 | Дифференциация звуков [о] - [е] | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]-[е]. Дифференциация гласных звуков [о] - [е]. Соотнесение звуков с буквами. | 1 |
26 | Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова. | Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. | 1 |
Звонкие и глухие согласные | |||
27 | Звуки [с]- [с’] .Буква С | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
28 | Звуки [з]- [з’] .Буква З | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
29 | Дифференциация звуков [с]- [з] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [с]- [з] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
30 | Дифференциация звуков [с’]- [з’] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [с’]- [з’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с’] - [з’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
31 | Звуки [ж]- [ж’] .Буква Ж | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
32 | Звуки [ш]- [ш’] .Буква Ш | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
33 | Дифференциация звуков [ш]- [ж] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [ш]- [ж] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
34 | Звуки [в]- [в’] .Буква В | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
35 | Звуки [ф]- [ф’] .Буква Ф | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
36 | Дифференциация звуков [в]- [ф] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [в]- [ф] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в] - [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
37 | Дифференциация звуков [в’]- [ф’] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [в’]- [ф’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в’] - [ф’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
38 | Звуки [п]- [п’] .Буква П | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
39 | Звуки [б]- [б’] .Буква Б | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
40 | Дифференциация звуков [п]- [б] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [п]- [б] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
41 | Дифференциация звуков [п’]- [б’] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [п’]- [б’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [п’] - [б’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
42 | Звуки [т]- [т’] .Буква Т | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
43 | Звуки [д]- [д’] .Буква Д | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
44 | Дифференциация звуков [т]- [д] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [т]- [д] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
45 | Дифференциация звуков [т’]- [д’] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [т’]- [д’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т’] - [д’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
46 | Звуки [к]- [к’] .Буква К | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
47 | Звуки [г]- [г’] .Буква С | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
48 | Дифференциация звуков [к]- [г] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [к]- [г] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [к] - [г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
49 | Звуки [л]- [л’] .Буква Л | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
50 | Дифференциация звуков [л]- [л’] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [л]- [л’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [л] - [л’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
51 | Развитие речи: «Зимующие птицы» Развитие речи: «Перелетные птицы» | Расширять словарный запас существительных и глаголов по теме «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»; -Развитие фонематического представления; -Воспитывать заботливое отношение к птицам. | 1 |
Соноры | |||
52 | Звуки [р]- [р’] .Буква Р | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
53 | Дифференциация звуков [р]- [р’] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [р]- [р’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [р] - [р’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
54 | Развитие речи: «Транспорт» Развитие речи: «Професии» | научить составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа). | 1 |
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. | |||
55 | Дифференциация звуков [с]- [ш] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [с]- [ш] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
56 | Дифференциация звуков [з]- [ж] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [з]- [ж] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
57 | Звуки [ч] .Буква Ч | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
58 | Дифференциация звуков [ч]- [т’] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [ч]- [т’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч] - [т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
59 | Звуки [щ] .Буква Щ | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
60 | Дифференциация звуков [щ]- [с’] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [щ]- [с’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ] - [с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
61 | Дифференциация звуков [щ]- [ч] . | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [щ]- [ч] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ] - [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | 1 |
62 | Звуки [ц] .Буква Ц | Уметь четко произносить звук [ц] . Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой и символом. | 1 |
63 | Фронтальное обследование | 3 | |
ИТОГО | 66 часов |
2 класс
№ п/п | Темы занятий | Основные виды деятельности | Кол-во часов |
Фронтальное обследование. | На каждом занятии звуковой и слоговой анализ слов и развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и памяти. | 1 | |
Исследование письма и чтения. | 1 | ||
Исследование лексико-грамматического строя речи. | 1 | ||
Исследование связной речи. | 1 | ||
Звуки гласные и согласные. | Различать понятие «звук» и «буква». Различать гласные и согласные звуки. | 1 | |
Работа со словом. Слова- предметы. | Графическое изображение слов, обозначающие предметы. Постановка вопросов. | 1 | |
Слова- действия. Слова- признаки. | Различать слова, обозначающие действие и признаки предметов. Постановка вопросов. | 1 | |
Анализ слов в предложении. | Анализ и синтез слов в предложении. Различать понятия «слово» и «предложение». | 1 | |
Разбор предложений по составу. | Графическое изображение предложений. Главные члены предложения. | 1 | |
Состав слова: корень. | Дать понятие о составе слова «корень». Выделение корня в словах. | 1 | |
Родственные слова. Приставка, окончание. | Дать понятие о родственных словах, подбор родственных слов. Образование родственных слов с помощью приставок. Выделение приставок и окончаний в словах. | 1 | |
Образование слов с помощью приставок. | Образование родственных слов с помощью приставок. Выделение приставок. | 1 | |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. | Образование мн. числа существительных с помощью окончаний «ы» и «и». | 1 | |
Разделительный мягкий знак. | Соотносить произношение и написание «ь» знака. | 1 | |
Дифференциация приставок и предлогов. | Различать приставки и предлоги на слух и на письме. | 1 | |
Ударение. Ударные и безударные звуки. | Правильно ставить ударение. Работать над ритмико- слоговой структурой слова. | 1 | |
Постановка ударения в словах. Выделение безударных гласных в слове. | Нахождение в словах ударных слогов. Выделение безударных гласных в слове. | 1 | |
Деление слов на слоги. | Делить слова на слоги. Определять количество слогов в словах. Изменение слов так, чтобы получилось в слове два, а затем три слога. | 1 | |
Правила переноса слов по слогам. Слогообразующая роль гласных. | Правильное деление слов по слогам. Составление схем и выделение гласных. | 1 | |
Большая буква в именах и фамилиях людей. Различение понятий: имя- фамилия. | Различать понятия: «имя» и «фамилия». Тренировочные упражнения по написанию имен собственных | 1 | |
Дифференциация А –Я. | Согласование сущ. с прилаг. в роде и числе. Правописание безударных гласных в словах. Различие гласных в словосочетаниях и предложениях. | 1 | |
Дифференциация О -Ё. | Различать гласные о-ё устно и на письме. | 1 | |
Дифференциация У-Ю. | Различать гласные у -ю на слух и на письме. Словообразование. Работа с предложениями и текстом. | 1 | |
Дифференциация Ё -Ю. | Различать гласные ё -ю на слух и на письме. Образование слов с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. | 1 | |
Дифференциация Ы-И. | Различать гласные ы -и устно и на письме. | 1 | |
Звонкие и глухие согласные. | Дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и с помощью тактильных ощущений. | 1 | |
Дифференциация З-С. | Различать з-с на слух и на письме. Предлоги (в, на, с, из.) Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Б-П. | Различать б-п на слух и на письме. Составление словосочетаний. Согласование глаг. наст. вр. с сущ. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Т-Д. | Различать т-д на слух и на письме. Приставки и предлоги пространственного значения. | 1 | |
Дифференциация В-Ф. | Различать в-ф на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Г-К-Х. | Различать г-к-х на слух и на письме. Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация С-СЬ. | Различать с-сь на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Ш-С. | Различать ш-с на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Ш-Ж. | Различать ш-ж на слух и на письме. Согласование сущ. с глаг. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Ж-З. | Различать ж-з на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. и глаг. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Ж-Щ. | Различать ж-щ на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. и глаг. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация К-Г. | Согласование глаг. наст. вр. с сущ. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Ц-С. | Различать ц-с на слух и на письме. Согласование глаг. наст. вр. с сущ. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация С-Х. | Различать с-х на слух и на письме. Антонимы. Многозначные слова. Согласование слов в предложение. | 1 | |
Дифференциация Ц-Т (ТЬ). | Различать ц-т-ть на слух и на письме. Распространение предложений. | 1 | |
Дифференциация Ц-Ч. | Различать ц-ч на слух и на письме. Образование слов увеличительного значения. | 1 | |
Дифференциация Ч-Щ. | Различать ч-щ на слух и на письме. Образование слов увеличительного значения. | 1 | |
Дифференциация С-Щ . | Различать с-щ на слух и на письме. Образование слов увеличительного значения. | 1 | |
Дифференциация С-Ч. | Образование слов увеличительно-ласкательной формы. Выделение суффикса. Подбор синонимов. | 1 | |
Дифференциация Ч-Ш. | Различать ч-ш на слух и на письме. Подбор антонимов. Составление и распространение предложений. | 1 | |
Дифференциация Ч-ТЬ. | Различать ч-ть на слух и на письме. Изменение предложений по образцу. Понимать смысл скороговорок и загадок. | 1 | |
Работа с деформированным текстом. | Определение количества предложений в тексте. | 1 | |
Беседа по сюжетной картинке «Ранняя весна» | Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | |
Дифференциация Ч-ТЬ-СЬ. | Различать ч-ть-сь на слух и на письме. Образование глаголов. Составление словосочетаний (существительные и глаголы). | 1 | |
Дифференциация Щ-СЬ. | Различать щ-сь на слух и на письме. Выделение из текста щ-сь. Выделение из текста главной мысли. Пересказ по вопросам. | 1 | |
Дифференциация Ш-Щ. | Различать ш-щ на слух и на письме. Образование слов с помощью суффиксов: -онок,-ата,-ята. Составление предложений по картинкам. Выделение из текста главной мысли. Пересказ по вопросам. | 1 | |
Дифференциация Ж-С. | Различать ж-с на слух и на письме. Выделение из текста главной мысли. Согласование глаг. буд. вр. с существ. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Ш-Ж-С. | Различение ш-ж-с звуков и букв на слух и на письме. Согласование глаг. наст. вр. с существ. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Р-РЬ. | Различать р-рь на слух и на письме. Согласование глаг. пр. вр. с существ. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Л-ЛЬ. | Согласование глаг. пр. вр. с существ. в роде и числе. | 1 | |
Дифференциация Р-Л. | Согласование глаг. наст. вр. с существ. в роде и числе. | 1 | |
Различение Р-РЬ-Л-ЛЬ в рассказах. | Развитие связной речи. Выделение главного из текста. Пересказ текста. | 1 | |
Устное сочинение-описание отдельного предмета. | Развитие связной речи. Составление текста - описание, используя план, опорные слова и словосочетания. | 1 | |
Контрольный диктант. | Проверка ЗУН. Контрольное списывание. | 1 | |
Работа с деформированным текстом | Расположение частей рассказа последовательно. | 1 | |
Контрольное чтение. | Проверка техники чтения. | 1 | |
Работа с рассказом «Ласточки». | Составление плана рассказа и рассказывание по плану. | 1 | |
Работа с текстом «Морж». | Составление плана и выделение главного из текста. | 1 | |
Работа с текстом «Белка». | Работа над текстом –описания. | 1 | |
Прямое и переносное значение слов. | Определять прямое и переносное значение слов. | 1 | |
Исследование грамматического строя речи. | 1 | ||
Фронтальное обследование. | 2 | ||
ИТОГО | 68 часов |
3 класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | |
Основные виды деятельности | |||
1 | Обследование | На каждом занятии артикуляционная гимнастика; упражнения на развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и памяти. | 1 |
2 | Предложение | Научить писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи, предложенных и самостоятельно составленных текстов | 1 |
3 | Упражнения в разборе предложения по членам предложения | Способствовать развитию умения разбирать предложение по членам предложения | 1 |
4 | Коллективное составление рассказа «Золотая осень» | Создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» | 1 |
5 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? что делает? | Уточнить представление учащихся об особенностях текста; развивать умение правильно употреблять предложения в тексте | 1 |
6 | Последовательный пересказ текстов ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. | Учить устанавливать причинно-следственные связи с опорой на предметные картинки, слова- действия. Слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на занятии. | 1 |
7 | Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. | Создать условия для актуализации знаний учащихся о гласных звуках и буквах, обозначенных гласные звуки; совершенствовать умения определять слоги в словах, правильно переносить слова с одной строки на другою, правильно определять букву для обозначения на письме безударного гласного звука в словах. | 1 |
8 | Звуки и буквы. Гласные е,е,ю,я. | Развивать умение отличать звук от буквы; углубить знание о роли гласных букв е,е,ю, я. | 1 |
9 | Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки. | Создать условия для актуализации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначенных согласные звуки, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; совершенствовать умения правильно обозначать на письме парные по звонкости-глухости согласные звуки в конце слова и перед согласными, ударный гласный звук после шипящих. | 1 |
10 | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам | Формировать умение составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь заголовка с темой текста; развивать фонематический анализ слов в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. | 1 |
11 | Мягкий знак –показатель мягкости согласного звука | Научить обозначать мягкость согласного при помощи мягкого знака согласных звуков; обогащать словарный запас, упражнять в подборе прилагательных. | 1 |
12 | Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ | Развивать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков с гласными и ,а, у. | 1 |
13 | Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА | Развивать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков с гласными и ,а, у. | 1 |
14 | Правописание слов с сочетаниями ЧУ-ЩУ | Развивать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков с гласными и ,а, у. | 1 |
15 | Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН | Формировать умение писать сочетания чк -чн без мягкого знака | 1 |
16 | Мягкий знак- показатель мягкости между согласными | Тренировать в обозначении мягкости согласного при помощи мягкого знака в середине слова между согласными | 1 |
17 | Мягкий знак –показатель мягкости согласных в середине слова | Закрепить знания детей о смягчении при помощи мягкого знака. | 1 |
18 | Разделительный мягкий знак | Совершенствовать умение писать слова с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами. | 1 |
19 | Пересказ описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Текст «Березка» | Совершенствовать навыки фонематического анализа. Воспитывать бережное отношение к живой природе; развивать активный и пассивный словарь. | 1 |
20 | Разделительный твердый знак и его употребление на письме | Ознакомить с правилом написания разделительного ъ. | 1 |
21 | Предложение, словосочетание | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я. | 1 |
22 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. | 1 |
23 | Восклицательные предложения | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. | 1 |
24 | Изложение | Совершенствовать умение оформлять предложения в письменной речи. | 1 |
25 | Работа над ошибками | Проверка ЗУН | 1 |
26 | Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы) | Умеют отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать с опорой на вопросный план, составлять полные предложения –объяснения лексического значения слова. | 1 |
27 | Главные и второстепенные члены предложения | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. | 1 |
27 | Словосочетание | Владеют способностями понимать учебную задачу занятия, отвечает на вопросы, обобщать собственные представления; слушают друг друга и ведут диалог, оценивают свои достижения на занятии. Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. | 1 |
28 | Чем отличается словосочетание от слова | развивают связную речь на примере составления рассказа о режиме дня. Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию | 1 |
29 | Развитие речи: «Охрана здоровья. Режим дня» | развивают связную речь на примере составления рассказа о режиме дня. Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию | 1 |
30 | Развитие речи: «Охрана здоровья. Кожа –надежная защита организма» | Развивают связную речь на примере составления правил гигиены. | 1 |
Состав слова | |||
31 | Корень | знают определение корня, умеют выделять его в слове; | 1 |
32 | Однокоренные и (родственные) слова | Знают что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор | 1 |
33 | Понятие об окончании и его роли в языке | Знают понятие о окончании, умеют выделять его в слове | 1 |
34 | Тест | Проверка ЗУН | 1 |
35 | Развитие речи: «Охрана здоровья. Уход за ногами» | Развивать память на основе упражнений в запоминании о воспроизведении | 1 |
36 | Развитие речи: «Здоровье и питание» | Развивать умения работать внимательно, сосредоточенно. Обогащать словарь учащихся | 1 |
37 | Проект «Режим дня. Составление меню» | Развивают связную речь на примере составления рассказа о режиме дня. Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию | 1 |
38 | Общие понятия о приставке | Знают определение приставки, ее роль; умеют отличать приставку от других частей слова, знают приставки с единообразным написанием, умеют образовывать слова с заданными приставками, знают порядок действий для нахождения приставки в слове. | 1 |
39 | Общие понятия о суффиксе | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. | 1 |
40 | Образование слов с помощью приставок | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. | 1 |
41 | Образование слов с помощью суффиксов | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | 1 |
42 | Упражнения в разборе слов по составу | Развивать умение разбирать слова по ставу и подбирать слова к заданным схемам | 1 |
43 | Тест | Проверка полученных знаний на занятии | 1 |
44 | Устное сочинение . Составление рассказа по вопросам к картинке. Сюжетная картинка «Еж» | Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, определять и раскрывать тему текста, собирать материала по теме. | 1 |
45 | Антоним | Практическое овладение учащимися подбором антонимов. Работа со словарем | 1 |
46 | Синоним | Практическое овладение учащимися подбором синонимов. Работа со словарем | 1 |
47 | Омоним | Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи и узнаванию среди других лексических групп слов | 1 |
48 | Многозначные слова | Способствовать развитию распознавать в речи многозначностью слов. Прямое и переносное значение слов . Работа со словарем | 1 |
49 | Фразеологизм | Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащать речи учащихся фразеологизмами. | 1 |
50 | Образные слова и выражения. Загадки | Формировать умения определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного употребления образных слов и выражений | 1 |
Предложение, словосочетание | |||
51 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения | Познакомить учащихся с особенностями предложений по цели высказывания; совершенствовать знания учащихся об особенностях повествовательного, вопросительного и побудительного предложения. | 1 |
52 | Восклицательные предложения | Углубить знания детей об интонации предложений, развивать умение правильно произносить предложения, передавая то или иное чувство. | 1 |
53 | Изложение | Формировать умение передавать содержание рассказа, используя основные вопросы; развивать умение сравнивать слова, близкие по смыслу, и точно употреблять их в предложении. | 1 |
54 | Работа над ошибками | Развивать умение исправлять ошибки; учить редактировать текст | 1 |
55 | Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы) | Учить устанавливать последовательный пересказ с опорой на вопросы. Слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на занятии. | 1 |
56 | Главные и второстепенные члены предложения | Познакомить с ролью главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать знания о связи слов в предложении | 1 |
57 | Словосочетание | Формировать понятие «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков. | 1 |
58 | Чем отличается словосочетание от слова | Создать условия для ознакомления со словосочетанием; показать сходство и различие слова и словосочетания, выполняющих номинативную функцию; способствовать формированию навыка написания слов с изученными орфограммами. | 1 |
59 | Развитие речи: «Охрана здоровья. Режим дня» | Научить детей составлять свой режим дня; закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения | 1 |
60 | Развитие речи: «Охрана здоровья. Кожа – надежная защита организма» | Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями; прививать гигиенические навыки по уходу за кожей. | 1 |
Состав слова | 1 | ||
61 | Правописание слов с безударными гласными в корне | Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне | 1 |
62 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Историческое чередование в корне | Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, наблюдать над историческим чередованием звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный в корне. | 1 |
63 | Ударения в слове | Звучание одного и того же звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменением формы слова, подбор однокоренных слов) | 1 |
64 | Безударная гласная проверяемая ударением | Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. | 1 |
65 | Сложные слова | Проверка усвоения орфографических навыков. Выделять сформированность действий самоконтроля | 1 |
66 | Проверочная работа | Развивать умение исправлять ошибки; учить редактировать текст | 1 |
67 | Фронтальное обследования | 2 | |
ИТОГО | 68 часов |
4 класс
№ п/п | Темы занятий | ||
Основные виды деятельности | Кол-во часов | ||
1 | Обследование | 1 | |
2 | Предложение | Предложение – основная единица речи, выражающий законченную мысль. | 1 |
3 | Анализ предложения | Закрепить понятие о предложении, грамматически правильном построении предложения; продолжать работу над деформированном текстом. | 1 |
4 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | Познакомить с ролью главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать знания о связи слов в предложении. | 1 |
5 | Знаки препинания в конце предложения | Научить писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов | 1 |
6 | Виды предложений по интонации | Формировать умения видов предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), знаки препинания в конце предложения; классифици ровать предложения по интонации; обосновывать знаки препинания в конце предложений | 1 |
7 | Виды предложений по цели высказывания | Формировать умения видов предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) | 1 |
8 | Однородные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | 1 | |
9 | Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных-слов действий. | Создать условия для составления и записи текста по рисунку. | 1 |
10 | Имя существительное как часть речи | Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени существительного как части речи, роли имени существительного в речи; к учебной деятельности, способствовать развитию умений различать оттенки значений имен существительных. | 1 |
11 | Имя существительное Окончания существительных | Определять роль имен существительных в речи в предложении. Находить имена существительные с предлогами | 1 |
12 | Число имени существительного | Научатся устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными | 1 |
13 | Род имени существительного | Определять род имен существительных, согласовывать их с другими частями речи в роде и числе | 1 |
14 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Получат возможность научиться: осознать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; Научатся писать без ошибок. | 1 |
15 | Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. | Формировать умения выборочно пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей в тексте, составлять план рассказа и использовать составленный план при выборочном пересказе. | 1 |
16 | Краткий пересказ. составление плана пересказа. | Формировать умение составлять полные предложения- объяснения лексического значения слова, кратко пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план при кратком пересказе. | 1 |
17 | Имя прилагательное как часть речи | Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи, роли имени прилагательного в речи; к учебной деятельности, способствовать развитию умений различать оттенки значений имен прилагательных. | 1 |
18 | Изменение имени прилагательного по родам и числам | Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи, роли имени прилагательного в речи; к учебной деятельности, способствовать развитию умений различать оттенки значений имен прилагательных. | 1 |
19 | Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского ,женского и среднего рода | Получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; Научаться: писать без ошибок, применять орфографические правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов. | 1 |
20 | Глагол как часть речи | Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках глагола как части речи, роли глагола в речи; определять глаголы и по вопросам и по обобщенному лексическому значению. | 1 |
21 | Неопределенная форма глагола | Научаться распознавать глаголы приводить примеры слов данной части. | 1 |
22 | Изменение глагола по числам, по времени | Научаться распознавать глаголы приводить примеры слов данной части. Ставить вопросы к глаголам. определять роль глаголов в речи и в предложении. | 1 |
23 | Глаголы прошедшего времени | Формировать представления учащихся о признаках глагола как части речи. научатся определять времена глагола | 1 |
24 | Спряжение глаголов | Научаться распознавать глаголы приводить примеры слов данной части. Ставить вопросы к глаголам. определять роль глаголов в речи и в предложении. | 1 |
25 | Имя числительное как часть речи | Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени числительного как части речи, роли имени числительного в речи; к учебной деятельности, способствовать развитию умений различать оттенки значений имен числительных. | 1 |
26 | Наречие как часть речи | Создать условия для актуализации знаний учащихся о наречий как части речи, роли имени наречия в речи . | 1 |
27 | Значения наречий | Создать условия для актуализации знаний учащихся о наречий как части речи, роли имени наречия в речи . | 1 |
28 | Однозначные и многозначные слова | Способствовать развитию распознавать в речи многозначностью слов. Прямое и переносное значение слов . Работа со словарем | 1 |
29 | Прямое и переносное значения слов. Пути переноса значения слов. | Формировать умения определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного словоупотребления; воспитывать интерес к языковым явлениям | 1 |
30 | Омонимы | Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи и узнаванию среди других лексических групп слов | 1 |
31 | Антонимы. Подбор антонимов к слову | Практическое овладение учащимися подбором антонимов. Работа со словарем | 1 |
32 | Нахождение антонимов в тексте | Формировать умение находить антоним к словам различных частей речи; расширять активный и пассивный словарный запас. | 1 |
33 | Синонимы. Подбор синонимов к слову. | Создать условие для ознакомления с синонимами. Практическое овладение учащимися подбором синонимов. Работа со словарем | 1 |
34 | Нахождение синонимов в тексте. обоснование выбора синонимов в тексте. | Создать условия для обучения нахождению слов- | 1 |
35 | Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов. | Формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи, редактировать текст, устраняя повторяющиеся слова. | 1 |
36 | Сложные слова | Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. | 1 |
37 | Образование сложных слов путем слияния двух корней. | Формировать умения и навыки образования новых слов путем слияния двух корней. | 1 |
38 | Лексическое значение слова. Определение лексического значения слова. | Формировать умение определять лексическое значение слова по толковому словарю; расширять словарный запас по теме: «Месяцы года». | 1 |
39 | Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте. | 1 | |
40 | Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами. | Формировать умение узнавать слово по толкованию его лексического значения; учить работать с орфографическим словарем. | 1 |
41 | Этимология слов. Работа с этимологическим словарем. | Учить работать с этимологическим словарем; обогащать словарный запас по теме «Части тела». | 1 |
42 | Пословицы и поговорки. | Формировать понятия «пословица», «поговорка»; осознание афоризма пословиц, поговорок; обогащать пассивный и активный словарь учащихся пословицами и поговорками. | 1 |
43 | Сочинение «Веселые каникулы» | Учить написать сочинение, передавать ее содержание; совершенствовать умение правильно писать слова . | 1 |
44 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении | Формировать умение редактировать текст; развивать орфографическую зоркость. | 1 |
45 | Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. | Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста. | 1 |
46 | Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. | Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе. | 1 |
47 | Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа. | Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе. | 1 |
48 | Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера и использованием графических (знаковых) схем | Формировать умения собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений; закреплять представления об осени и весне. | 1 |
49 | Согласование имени прилагательного с именем существительным | Научатся образовать имена прилагательные от имен существительных по вопросам | 1 |
50 | Согласование имени существительного и глагола в числе | Научаться устанавливать связь имен прилагательных с именем существительным | 1 |
51 | Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде | Умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде | 1 |
52 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе | Научаться устанавливать связь имен прилагательных с именем существительным | 1 |
53 | Текст. Тема текста. | Обобщить знания детей о тексте; работать над определением текста | 1 |
54 | Работа с деформированными текстами. | Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике. | 1 |
55 | Текст –рассуждение | Формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства. | 1 |
56 | Текст- описание | Формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства. | 1 |
57 | Сравнение П-Т по начертанию и звучанию. | Нахождение и сравнение данных букв. | 1 |
58 | Работа с деформированным текстом. | Работа над развитием речи. | 1 |
59 | Однородные члены предложения. | Выделение однородных членов. | 1 |
60 | Однородные члены предложения и союзы но, а, и. | Составление предложений с союзами. | 1 |
61 | Проверочная работа №2. | Проверка ЗУН. | 1 |
62 | Антонимы и синонимы. | Различение слов- антонимов и синонимов. Нахождение и подбор к заданным словам. | 1 |
63 | Контрольный диктант. | Проверка навыка письма под диктовку. | 1 |
64 | Обследование | 1 | |
ИТОГО | 68 часов |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В ходе проведения занятий логопед соблюдает права участников, сохраняет конфиденциальность. Родители имеют право отказаться от занятий.
Сферы ответственности, права и обязанности участников программы прописаны в следующих документах:
1. Должностная инструкция учителя - логопеда.
2. Соглашение с родителем на проведение занятий (заявление).
Требования к условиям реализации программы:
- Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционно-развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
- Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях).
- Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил).
Список литературы
№ п/п | Автор(ы) | Название | Издательство | Год издания |
1 | Ястребова А.В. Бессонова Т.П. | Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). | М.: «Когито-Центр» | 1996 |
2 | Инструктивное письмо Минобра-зования России | «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» | от 14.12. 2000№2 | |
3 | Волкова Л.С. | Логопедия | М.:«Владос» | 2004 |
4 | Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. | Организация логопедической работы в школе. | М.: «ТЦ Сфера» | 2007 |
6 | Лалаева Р.И. | Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда. | М.:«Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС» | 1999 |
7 | Воронкова В.В. | Учебник 5 класса специальных (коррек-циионных) образовательных учреждений 8 вида | М.: ВЛАДОС | 2006 |
Дополнительная часть.
№ п/п | Автор(ы) | Название | Издательство | Год издания |
1 | Поваляева М.А. | Справочник логопеда | Ростов-на-Дону «Феникс» | 2008 |
2 | Мазанова Е.В. | Коррекция акустическойдисграфии | М.: Издательство ГНОМ | 2013 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического урока для учащихся 3 класса с задержкой психического развития "Корень слова"
Представлен конспект урока в 3 классе для учащихся с ЗПР по теме " Корень слова" . Разработка конспекта дана с учётом всех требований ФГОС....
Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов: 1....
Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)
Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических...
Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития «Путешествие на планету Речи» 1 класс
Цель занятия: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью, с использованием ИКТ....
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса.
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса. Программа по литературе для 9 ...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития
Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с задержкой психического развития
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта...