Урок по теме "Опасные ситуации в жилище"
план-конспект урока

Попова Валентина Геннадьевна

Разработка урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока32.79 КБ
PDF icon Презентация676.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Опасные ситуации в жилище»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с распространенными опасностями в жилище и с их причинам.
  • Выработать алгоритм действий при возникновении некоторых опасных ситуаций (если остановился лифт, если захлопнулась дверь).
  • Развивать инициативу и активность  на уроке.
  • Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в жилище.

Оборудование:

  • учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

II. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, какие опасности могут подстерегать человека в городе и в сельской местности.

Индивидуальная работа учащихся.

Работа по карточкам. Приложение 1.

Работают 6 учеников, которые садятся за первые парты. Работают в течение 5 минут.

Фронтальная работа с классом.

- Дома вы подготовили краткие рассказы  на темы: «Что произойдет в вашем населенном пункте, если в течение трех дней будет полностью отключена электроэнергия?» и «К каким последствиям могут привести продолжительные ливневые дожди в вашем населенном пункте?» Давайте  послушаем.

Учитель спрашивает  и оценивает 4-х  учащихся.

III. Введение в тему урока

- А, сейчас, послушайте стихотворение и постарайтесь ответить, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Слайд 2.

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

Ответы учащихся.

- Да, сегодня мы будем говорить о доме, как о жилище человека. Каждый из вас живет в квартире, в которую вы возвращаетесь после школы. Там вас ждут ваши любимые игрушки и вещи. Там тепло и уютно. Там встречают вас  родные лица. Там вы находитесь в безопасности.

- О доме есть поговорка. Попробуем ее прочитать. Слайд 3.

«Мой дом – моя крепость». Объясните значение данной поговорки. Ответы учащихся.

- Нам кажется, что мы в своем доме, квартире будем в полной безопасности. Так ли это? Статистика детских травм показывает, что большинство увечий несовершеннолетние получают в бытовой обстановке. Бытовые травмы составляют 57%, как правило, это ожоги и переломы. Получается, что наше жилище не безопасно.

IV. Сообщение темы и цели урока

- Какие же опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих опасных ситуаций? Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

- Итак, тема урока: «Опасные ситуации в жилище». Слайд 1. Чтобы вернуться к слайду 1, необходимо навести указатель мыши на желтый кружок в нижнем правом углу слайда.

Запись числа и темы урока в тетрадь.

V. Изложение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

- В нашем доме, квартире могут произойти разные опасные ситуации. Причинами этих опасных ситуаций могут стать три группы факторов. Слайд 4.

Чтобы перейти на слайд 4, необходимо навести указатель мыши на дом.

Группы факторов:

  • природные (морозы, наводнения, жара, ураганы, землетрясение и т.д.);
  • социальные (нарушение техники безопасности, нарушение правил обращения с приборами и механизмами, асоциальное поведение людей и т.д.);
  • техногенные (технические аварии: прорыв труб, повреждение газопровода, нарушение работы системы отопления и т.д.)

 Запись в тетрадь.

VI. Самостоятельная работа учащихся

- Сейчас,  я предлагаю поработать  по группам.

1 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны природными факторами.

2 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны социальными факторами.

3 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны техногенными факторами.

Учащиеся работают в течение 3 минут, затем идет обсуждение.

Подводя итог ко всему сказанному, учитель демонстрирует слайды 5 – 8.  Учащиеся дописывают примеры опасных ситуаций в тетрадь.

VII. Физкультминутка        Слайд 9.

- А, сейчас, выполним гимнастику для глаз. Повторяйте движения глазами по стрелкам по 5 раз.

VIII. Продолжение изложения нового материала

- Давайте обратимся к нашим учебникам и выполним задание 4 с.30. Работа с учебником.

Решение ситуационных задач.

Задача  4 А. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать?  Ответы учащихся.

Подводя итог, учитель демонстрирует слайд 10.

Алгоритм действий в данной ситуации:

  • Не паниковать!
  • Нажмите кнопку вызова диспетчера и сообщите о ситуации.
  • Если нет, звоните в службу спасения, родным, друзьям, которые смогут сообщить о происшествии в аварийную службу.
  • Если телефона под рукой нет, кричите и зовите на помощь.

- Давайте ознакомимся с правилами пользования лифтом, чтобы не попасть в другие опасные ситуации, связанные с ним. Чтение учебника с.29-30 по цепочке.

Задача 4 Б. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно? Ответы учащихся.

Подводя итог, учитель демонстрирует слайд 11.

Алгоритм действий в данной ситуации:

  • Попросить  у соседей дождаться родителей.
  • Попросить соседей сообщить родителям о случившейся ситуации.
  • Припомнить, не остались ли включенными плита и т.д. и сообщить родителям.
  • Можно позвонить в  службу спасения, обратиться в полицию.

IX. Закрепление

- Теперь проверим, как вы усвоили материал. Выполним задание. Слайд 12.

Задание.

Причинами опасных ситуаций в жилых помещениях могут быть различные факторы. Найдите соответствие между фактором и характеристикой.

        Факторы                                        Характеристика факторов

1. Природный                                 А. Повреждение канализационной системы

2. Техногенный                                 Б. Морозы и ураганы

3. Социальный                                В. Хулиганство

                                                Г. Игра с огнём

                                        Д. Землетрясение

                                        Е.  Электрозамыкание

                                        Ж. Мошенничество

Ответы: 1- Б, Д; 2- А, Е; 3- В, Г.

Х. Подведение итогов урока

- Сегодня мы вспомнили, какие  опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих ситуаций.

- Я вам напомню один из важнейших  уроков ОБЖ: в каждой опасной ситуации есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания.

- Будьте внимательны! Изучайте ОБЖ.

XI. Домашнее задание        Слайд13.

  • Параграф 6.
  • Вопрос 2 с.30 (устно).
  • Задания 1, 2 с.31 (по выбору).

Используемые материалы:

  • Настрой на урок:

http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062

  • Стихотворение «Дом» Агнии  Барто:

 http://www.childlib.ru/dep-resourses/Year-of-the-Family-1.htm

  • Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов и др. под ред. Ю.Л. Воробьева, - Москва: Астрель, 2015.
  • Рабочая тетрадь по ОБЖ: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» под редакцией Ю.Л. Воробьева: 5-й кл./ Р.Г. Драновская. – М.: Астрель, 2013.

Приложение 1.

Карточка 1.                                         Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

Укажите стрелками, какие из перечисленных характеристик, с точки зрения безопасности жизни, относятся к городскому жителю, а какие к сельскому жителю.

1. Этот житель вынужден быть мастером на все руки,         

чтобы поддержать свое хозяйство.                                        

2. Этот житель часто оказывается беспомощным, когда

надо поменять прокладку в водопроводном кране или                 ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ

починить электрическую розетку.

3. Этот житель редко работает рядом с домом, поэтому

каждый день по дороге на работу и домой подвергается

опасности как пешеход, пассажир или водитель.

4. Этот житель знает не только своих соседей, но порой

и всех жителей в населенном пункте.

5. Этот житель часто не знает своих соседей по лестничной

клетке, а это помогает преступнику легко проникнуть в дом         СЕЛЬСКИЙ  ЖИТЕЛЬ

и уйти незамеченным.

6. Этот житель чаще подвергается опасности там, где                  

собирается много народа, так как незначительное

происшествие в таком месте может привести к панике.

Ответ:

ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ – 2, 3, 5, 6.

СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ – 1, 4.

…………………………………………………………………………………………………….

Карточка 2.                                         Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

Укажите стрелками, какие из перечисленных опасностей относятся к городу, а какие к селу.

1. Большая зависимость от природных условий

(засуха, наводнение и т.д.)                                                        ГОРОД

2. Загрязнение окружающей среды вредными выбросами

предприятий и транспорта.

3. Интенсивное движение транспорта.

4. Плохие дороги и большие расстояния, затрудняющие

своевременный приезд служб спасения.

5. Много людей с асоциальным поведением и дурными

намерениями.

6. Наличие большого количества коммунальных сетей и                 СЕЛО

коммуникаций с возможностью аварий на них.

Ответ:

ГОРОД – 2, 3, 5, 6

СЕЛО – 1, 4.

…………………………………………………………………………………………………….

Карточка 3.                                         Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

Вставьте пропущенные слова, пользуясь словами - помощниками.

 (Слова – помощники записаны в именительном падеже, если это имена существительные, и в неопределенной форме, если это глаголы. Подставляя их в предложения, меняйте падеж и форму, если это необходимо).

1. В большом городе каждый день человек должен преодолевать большие _______________________________________.

2. Интенсивное движение городского транспорта увеличивает вероятность возникновения

________________________________________________________________.

3. При большом скоплении людей и построек наводнение или землетрясение намного ____________________________ в городе, чем в ________________________ местности.

4. В городе много опасных для ______________________________ промышленных объектов.

5. В городе человек зависит от работы ___________________________________________.

6. Высокая концентрация _________________________________ характерна для городов.

СЛОВА – ПОМОЩНИКИ: бытовые службы; расстояния; опаснее; здоровье; правонарушители; сельская; автодорожное происшествие.

Ответ:

1 – расстояния; 2 – автодорожного происшествия; 3 – опаснее, сельской; 4 – здоровья; 5 – бытовых служб;

6 – правонарушителей.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентации к уроку "Виды жизненных ситуаций. Классификация ЧС"

Презентации: "ЧС экологического характкра", "Техногенные катастрофы"...

Практическое занятие "Экология жилища"

Что же такое экологическая безопасность? В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятом ГД в 1999 году, экологическая безопасность ...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Традиционное жилище»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Творческий проект " Чум - традиционное жилище оленеводов"

Северная Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью, величием и людьми, живущими на этой земле. Народы Севера всегда имели свои понятия и представления о жизни. В суровой бо...

Творческий проект " Чум - традиционное жилище оленеводов"

Северная Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью, величием и людьми, живущими на этой земле. Народы Севера всегда имели свои понятия и представления о жизни. В суровой бо...

Учебное пособие .Описание жилища и учебного заведения

Данное пособие предназначено для углубленного изучения материала по практическому занятию №4 для обучающихся всех профессий и специальностей 1 курса.Целью данного пособия является формирование навыков...