Методические рекомендации к практической работе по теме «Традиционное жилище»
учебно-методическое пособие

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, ведение студентами тетрадей для практических работ. Практическая работа включает познавательные задания по тексту документов. Работы выполняют функции изучения нового материала, развития навыков анализа, классификации, систематизации и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине

«История родного края» по профессии

43.01.09 «Повар, кондитер»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, ведение студентами тетрадей для практических работ. Практическая работа включает познавательные задания по тексту документов. Работы выполняют функции изучения нового материала, развития навыков анализа, классификации, систематизации и обобщения.

Методические рекомендации к практической работе по теме «Традиционное жилище»

Практическая работа рассчитана на 45 минут, включает анализ документа с заполнением таблицы. Работа выполняет функцию изучения нового материала, развития навыков анализа, классификации. Результаты оформляются в тетрадь для практических работ.

Задание: изучите предложенный текст. Заполните таблицу:

Элемент

Определение /

функциональное и сакральное значение

Материал, из которого изготовлен элемент

Изменения, новшества

Основой древнего русского жилища была клеть – простейшее четырёхугольное строение из брёвен, дошедшее в своей первобытной красоте и до наших дней. Клеть зимняя, приспособленная для тепла, отапливаемая печью, в отличие от холодной клети именовалась истбой, истопкой, от глагола «топить». Отсюда возникло и слово «изба».

Изба – это крестьянское жилище с русской печью, расположенное в сельской местности. Кроме того, на Белгородчине, как и везде в южнорусских губерниях, изба именовалась также хатой. Такое же жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

Крестьянские избы ставились в один или в два ряда – улицей.

На территории Белгородчины существовали различны типы поселений, известные в России с глубокой древности.

Деревня – небольшое крестьянское поселение без церкви.

Село – крупное крестьянское сление с церковью или помещичьей усадьбой.

Починок (заимка, займище, выселок) – маленькое поселение в один или в несколько дворов, недавно основанное.

Хутор – обособленный сельскохозяйственный участок с усадьбой владельца либо небольшой крестьянский посёлок.

Строя жилище, хозяин должен был не только поставить крышу над головой для себя и своей семьи. Надо было создать такое жилое пространство, чтобы в нём поселились жизненные блага, тепло, покой, любовь и счастье. Возведение избы обставлялось многочисленными обрядами и оберегами. Место для жилья выбиралось тщательно. Оно должно было быть сухим, высоким, светлым, удобным, рядом с водой. Ещё и счастливым, то есть уже обжитым, где благополучно жили люди. Начало стройки отмечалось обрядом жертвоприношения: под брёвна первого венца клали петуха, курицу или барана, часто череп коня. Смысл многих древних поверий давно утрачен. Однако и сегодня при строительстве дома предпринимаются охранительные меры: под все углы кладутся монеты, а в святой угол – ладан. Новостройка освящается, хозяева ставят в святой угол икону. Ночевать первую ночь в новом доме оставляют кошку, петуха или курицу.

Строительным материалом с древности служила древесина, поскольку в прошлом на Белгородчине произрастали в изобилии хорошие лиственные и хвойные леса. Избы возводили из сосны, липы, но преимущественно из дуба.

Более древние и примитивные избы могли состоять из одного помещения, выход из которого вёл сразу на улицу. К XIX веку повсеместно получили распространение так называемые двух- и трёхкамерные избы: имеется в виду, что в них два или три помещения. Основной частью было отапливаемое помещение прямоугольной или квадратной формы небольших размеров (5 на 5, 6 на 7 метров). К нему примыкали холодные сени, или сенцы. В трёхкамерном жилище сенцы соединяли тёплую часть избы и второе жилое помещение – клеть. Клеть не отапливалась, использовалась преимущественно как кладовая для хранния одежды, продуктов и для других хозяйственных нужд. С конца XIX века в нашей местности получили распространение избы-пятистенки. Пятистенок – это деревянный рубленый дом, разделённый посередине поперечной капитальной стеной. Благодаря пятой стене внутри было два изолированных помещения, в которые входили из общих сеней. В одном помещении ставили русскую печь, другое, без печи, оставалось чистым и называлось горницей.

Главным инструментом плотника до недавних времён оставался топор. Топором мастер и ствол обтешет, и доску выгладит. При ударе топор уплотняется и сплющивает древесину, и в неё труднее проникает влага. А пила, появившаяся значительно позже, разлохмачивает древесные волокна и делает их уязвимыми для гнили. Для тепла стены конопатили паклей или мхом.

Как и повсюду в южнорусских губерниях, на Белгородчине крыша крестьянской избы возводилась четырёхскатной. Со скатов стекала вниз дождевая вода, а зимой сползал снег, н повреждая кровлю.

Кровельным материалом издревле служил тёс (длинные, вытесанные из бревна доски) или дранка (сосновые дощечки). В XVIII веке чаще стали использовать солому и тростник. Впоследствии соломенные крыши на селе стали основными.

Преобладающими в регионе вплоть до начала XX века были позёмные хаты, называемые так, поскольку они ставились прямо на грунт, без фундамента. Поэтому полы в них были земляные. Они получили широкое распространение в южнорусских губерниях с мягким, тёплым климатом. Песок плотно утрамбовывали, смазывали толстым слоем глины, смешанной с мелко нарезанной соломой и коровьим навозом. Перед праздником земляной пол обязательно смазывали свежей глиной и посыпали жёлтым песком. Деревянные полы в белгородской деревне ещё и в первые десятилетия XX века были редкостью. Пол, по народным представлениям, - это граница между миром земным и потусторонним. Под полом живёт домовой, добрый домашний дух, который по ночам приходит в избу погреться. В подполье может появиться вернувшийся с того света мертвец.

На территории современной Белгородчины преобладали так называемые чёрные или курные избы, отапливаемые печью по-чёрному, то есть без трубы. Дым при топке выходил в открытую дверь и окна, поднимался к крыше и зависал там. От этого стены вверху покрывались чёрной копотью. Крестьянки перед праздниками чистили и мыли стены, откуда ипошло выражение «мыты избы, мыты хаты». Только с появлением в XVIII веке потолка дымовое отверстие стали делать вверху. После протапливания печи входную дврь закрывали, отверстие в потолке затыкали тряпкой.

Во второй половине XIX века широко распространение в крае получил новый тип русской печи. Дым из неё вытягивался через деревянный, обмазанный глиной кожух, «кубарь», протянутый от печи до стены в сени. К нему в сенях присоединяли такой же кожух, который выводили наверх на крышу. Белые избы, отапливаемые печью с трубой, по-белому, появились на нашей территории в тот ж период. В качестве печных труб стали использоваться глиняные изделия местных гончаров.

В народных представлениях и поверьях печь занимала важное место. Если в постройке не было печи, она не считалась жилым помещением. В сознании людей печь связывалась с родным домом, семьёй, предками, с образом женщины, матери. Печь обогревала жилище, в ней готовили пищу, на ней спали, к ней приносили младенца посл крещения, к ней обращались в заговорах, когда лечили больных.

Печь топили дровами берёзовыми, они считались лучшими по качеству, ольховыми, осиновыми, кленовыми, черёмуховыми. Сосну брали редко: она использовалась главным образом как строительный материал. В степных селниях, гд рядом не было леса, в топку шла солома, камыш, стебли подсолнечника и даже лузга. Но тепла от такого топлива было немного, и помещание быстро выстуживалось. Кроме того, топить соломой было убыточно для хозяйства, ведь его требовалось очень много и на корм, и на подстилку для скота.

Два или три окна одинакового размера располагались на фасаде избы, и одно – на боковой стороне. Благодаря этому один угол в избе оказывался наиболее светлым и удобным, наслучайно он назывался красным. Так называемые волоковы окна появились в славянском наземном срубном жилище уже в IX – X веках. Они задвигались по пазам в брёвнах сруба доской-волоком. Такие окна сохранялись вплоть до середины XIX века. В более богатых избах уже с XVIII века появляются окна косящатые – с остеклённой рамой, разделённой на 5 – 6 частей, с косяками и оконницами. Окно стеклилось кусочками слюды, бычьего или рыбьего пузыря, а с конца XIX века – стеклом, что считалось особой ценностью. Открывать окна в избе было невозможно. Помещение проветривали через входную дверь или печную трубу. На холодное время вторых, зимних рам не предусматривалось. Зимой окна снаружи закрывали снопами из соломы, стеблей подсолнечника или кукурузы.

По народным представлениям, окно символизировало границу между внутренним миром жилища и внешним враждебным миром. Даже в наши дни окна кропят святой водой, рисуют мелом кресты на их верхней части, особенно на Святки.

В крестьянском быту Белгородчины установились общерусские строгие традиции рационального использования небольшого внутреннего пространства избы. Каждый угол, каждое место имели своё определённое назначение. Повсюду примерно пятую, а то и четвёртую часть помещения занимала русская печь. Печи были глинобитные. Лишь с конца XIX века их стали чаще делать из обожжённого кирпича. Печь всегда ставили справа или слева от входа. По диагонали от печи, в южной или юго-восточной части помещения находился красный или святой угол. Именно здесь размещалась божница с иконами и лампадкой. Здесь же стоял обеденный стол – предмет особого почитания. В народном сознании он уподоблялся церковному алтарю. Стол называли «Божьей ладонью», протянутой людям и дающей хлеб насущный. Поэтому в красном углу и за столом подобало вести себя, как в церкви.

Всякий гость, ступивший на порог, первым делом снимал шапку, и, перекрестившись, кланялся образам, а лишь потом здоровался с  хозяевами. И только после их приглашения он мог пройти к столу.

Обстановка в избе была очень простой и безыскусной. Стол, лавки, скамейки, сундуки, небольшие шкафчики крестьяне мастерили сами. Покупная мебель была большой редкостью. Характерной особенностью русских изб в далёком прошлом были деревянные полати, устраиваемые вдоль стен на высоте человеческого роста. В украинских хатах нашего края, как правило, полатей не было.

Ниже полатей располагались широкие лавки, которые наглухо прикреплялись к стенам. То есть лавки были неподвижными в отличие от скамей, которые можно было при необходимости передвинуть. Лавка играла особую роль в русской обрядности. К примеру, отправляясь в дальнюю дорогу, обязательно нужно было молча посидеть несколько минут на лавке около двери – на счастье и удачу. Каждая лавка имела своё название. Длинная лавка, расположнная вдоль всей фасадной стены, называлась бабьей, долгой или передней. Именно на неё усаживали дорогого гостя, желанных сватов. Это место хорошо освещалось тремя окнами, поэтому именно тут женщины и девушки работали: пряли, шили, вышивали. Кроме того, на бабьей лавке спали, приставив к ней скамью.

Лавка мужская располагалась вдоль стены, где была дверь в сени. Это был длинный ящик, открываемый сбоку, для хранения инструментов. Здесь мужчины работали: плели лапти, коорзины, сети, чинили сбрую. Место между фасадной стной и печью занимал широкий деревянный настил для спанья – примост. Под примостом зимой держали новорождённых телят, ягнят, козлят. А под лавками в лукошках – домашних птиц, высиживающих яйца: гусй, уток, индюшек, кур. Лишь на рубеже XX – XX веков появились деревянные кровати кустарной работы. Дети и старики пользовались привилегией спать на печи. В край лежанки нередко вмазывали толстый деревянный брус – задаргу, за которую хватались руками, когда взбирались на печку.

Всё пространство вокруг печи в народе называлось бабьим кутом. Вёдра, вынутый из печи горшок, испечённый хлеб ставили на широкую кутную лавку около печи. Рядом на полу обычно стояла лоханка.

Посудная лавка или полка шла выше других лавок от печи к передней стене дома. На ней стряпухи хранили разную посуду. В нашем крае эту лавку обычно закрывали ситцевой занавеской.

Возле печи располагалась вся кухонная утварь: рогачи (ухваты) для горшков и чугунков, чапли для сковородок, деревянная хлебная лопата, помело для чистки печи, коромысло для вёдер. Тут же на пристенных полках находилась вся повседневная посуда, в основном глиняная и деревянная. Праздничная посуда хранилась в шкафчике-посавце.

Перед праздниками изба преображалась: в красном углу вешали нарядные тканые и вышитые полотенца. Нередко рушниками украшали всю переднюю стену. Стол застилали узорной скатертью. На стне у кровати вешали домотканый шерстяной ковёр. Вышитыми предметами нарядно убирали саму кровать. Полы устилали яркими половиками.

Вплоть до конца XIX века основным источником света в избе была лучина – тонкая длинная щепка, подготовленная особым способом. Кое-где в деревнях пользовались самодельными коптушками – маленькими плошками с налитым туда маслом и опущенным фитилём. С середины 1860-х годов у зажиточных хозяев стали появляться кросиновые лампы. Широко распространились они лишь в начале XX века.

Увеличние плотности населения во второй половине XIX века, вырубка и расчистка лесов под сельскохозяйственные и другие угодья привели к резкому сокращению дубовых лесов в крае. Дуб, как основной строительный материал, подорожал. Поэтому крестьяне были вынуждены строить избы из недостаточно качественных пород деревьев, а беднейшие семьи – даже из плетня. Чтобы укрепить и утеплить тонкие стены, русские стали обмазывать их изнутри и снаружи толстым слоем глины, смешанной с соломой и навозм, и белить. Эта традиция бытовали во всех южнорусских губерниях. У украинского народа она была известна уже в XI -  XIII веках. На рубеже XIX – XX веков хаты в русских и украинских селениях уже почти ничем не отличались. Появились избы, возводимые по новым технологиям и из другого материала: избы-столбянки, которые могли быть глинобитными и саманными, то есть сложенными из самодельного кирпича из глины с примесью навоза, соломы, иногда конопляных волокон или конского волоса. Сравнительно поздно в сельском строительстве стал использоваться обожжённый кирпич. Это могли себе позволить только зажиточные крестьяне. Для сбережения тепла кирпичи выкладывали в несколько рядов. Толщина стен достигала 70 – 80 см, иногда и больше.

В XX веке, в связи с коренными переменами в жизни селян и под влиянием городской культуры, строительство жилища на селе получило дальнейшее развитие. Массовое возведение домов на фундаменте особенно интенсивно происходило в 1960 – 1970 годы. Разнообразие планировки новых домов явилось творчеством самих застройщиков. В нём находят отражение старые и новые традиции, как общерусские, так и каждого определённого района и селения Белгородской области

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1. Белгородоведение: учебное пособие для СПО [Электронный ресурс] / К.С. Дроздов, В.Н. Замулин, А.А. Крисанов. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 210 с.

2. Города и сёла Белогорья/: Шебекинский, Волоконовский, Валуйский, Вейделевский, Ровеньский районы / Карабутов А.Н., Кряженков А.Н., Пчелинов-Образумов А.А. – Рыбинск, Медиарост, 2018. – 176 с.

3. Белгород / Лимаров А.И. – Рыбинск: Медиарост, 2018. – 256 с.

4. Природный мир Белогорья / Арбузова М.В., Соколов А.Ю. – Рыбинск: Медиарост, 2016. – 204 с.

5. История Белгородчины / Коннов Ю.В., Папков А.И., Сарапулкин В.А. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 116 с.

6. Традиции и народное творчество Белгородчины / Жиров М.С., Жирова О.Я. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 116 с.

Дополнительные источники:

  1. Кулакова Е. В цвету трава – косить пора // Крестьянская Русь. – 2016. - №24. – С. 7.
  2. Кулакова Е. Огород – для всех доход// Крестьянская Русь. – 2018. - №23. – С. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народная кухня»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПреподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письмен...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народный костюм»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народные ремёсла и промыслы»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"

Методические рекомендации к практическим  работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"...