Конспект урока "Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы"
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 9 Б
Урок №:
Дата: 23.04.18.
Тема: Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.
Цель: углубить знания о культуре речи.
Задачи:
Образовательные:
усвоить понятие «речевая ситуация», учить применять стили речи в зависимости от речевой ситуации и сферы общения, учить отличать стиль речи в тексте.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, развивать умение работать в паре, группе, самостоятельно, развивать культуру речи.
Воспитывающие: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, любви и уважения к родному языку.
Оборудование: раздаточный материал, проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент (1 мин).
«Мы не властны над речью других, но над собственной
речью мы властны, это наше зеркало,
и пусть оно не будет грязным».
В. Петровский.
2. Актуализация знаний (4 мин).
-Язык- важнейшее средство общения людей. Общаясь, мы пользуемся одновременно всеми языковыми средствами: звуками, морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями. Средства языка не существуют сами по себе, они реализуются только в речи, в речевом общении. Поэтому текст - это произведение речи.
-Именно текст сегодня станет самым главным героем нашего урока.
-Совсем недавно вы сдавали зачет по устной части ОГЭ, для себя вы сделали вывод о том, что важно быть грамотным не только в письменной, но и в устной речи.
- Как вы считаете, что нужно помнить, составляя свой устный текст и применяя его в беседе?
(Ответы учеников)
-Знание культуры речи, основе которой строится любая устная речь, входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить. В подтверждение этих слов послушайте, в чем заключаются требования современного этикета: человек должен обладать:
- во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
- во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
- в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
- в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.
-Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда приятно общаться. Д. Свифт однажды сказал: «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля». Как вы понимаете высказывание Свифта? Чтобы убедиться в наших догадках, обратимся к тексту.
3. Создание проблемной ситуации (3 минуты).
Работа в паре.
-Сейчас вы будете работать с раздаточным материалом в паре. У вас две минуты, чтобы ознакомиться с содержанием статьи, подчеркнуть незнакомые слова и обсудить с соседом по парте, можно ли прочитанное назвать текстом.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а и в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками и руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
« Вон человек, что скажешь ты о нём?»- спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нём плохого?»
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентом.
- О чём текст? Можно ли понять мысль автора?
- Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
- Что такое текст? Псевдотекст?
Псевдо (от греческого - «ложь» - это первая составная часть сложных слов, обозначающая «ложный, мнимый»
4. Практическая работа с новым материалом и обобщение ранее полученных знаний (15 минут).
- По каким признакам мы определяем текст?
( Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершённость, стилевое единство)
- Вспомним стили речи. Что мы учитываем при определении стиля речи?
1. Сферу использования
2. Цель речи
3. Характерные черты стиля
4. Жанры
5. Языковые средства
- выделить исходные тексты из псевдотекста при помощи цветных карандашей;
- определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;
- указать языковые средства.
1. Анализ текста художественного стиля. Стихотворение Р. Гамзатова
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»-
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нём плохого?»
СТИЛЬ – художественный
ЦЕЛЬ: эстетическое, эмоциональное воздействие посредством художественных образов
ТИП РЕЧИ- рассуждение в виде разговорного диалога
- Как вы узнали, что перед нами стихотворный текст? (рифма, ритм, разговорная интонация)
- Какие художественные средства использует автор? (АНТОНИМЫ: спросил- ответил, хорошего- плохого, СИНОНИМЫ: друг, товарищ, ПАРАЛЛЕЛИЗМ,
АНАФОРА, ИНВЕРСИЯ)
- Какую картину вы представили, читая стихотворение?
- Какова тема? О чём заставляет нас задуматься автор? (Об отношении к людям)
- Какова идея? Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему? ( Тот, кто дружески расположенный к встречному человеку, не будет его осуждать, не поняв, не разобравшись)
2. Анализ текста официально-делового стиля.
Глава 2 Статья 17 (Конституция Российской Федерации)
- В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
- Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
- Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
СТИЛЬ – официально-деловой.
ЦЕЛЬ: сообщение, передача деловой информации.
ТИП РЕЧИ: отсутствие описания, повествования
СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ: точность (не допускающая иного толкования);
предписывающий характер( использование инфинитива);
«обезличенность» ( нет глаголов и местоимений 1,2 лица);
отсутствие эмоциональности .
Языковые средства :
- использование официально-деловой лексики (право, свобода, гарантируются, гражданин)
- использование производных предлогов ( согласно принципам, в соответствии с Конституцией)
- предложения с однородными членами.
- Все ли слова понятны? Подберите синонимы:
Гарантируются- защищаются, обеспечиваются
Отчуждаемы- отчуждать. Отбирать
-Что главное в этом тексте?
3. Анализ текста публицистического стиля
Отрывок из статьи Д. С. Лихачёва «Письма о главном»
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а и в способностях
к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей:
в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками и руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентом.
СТИЛЬ – публицистический.
ЦЕЛИ : воздействие на читателя,
побуждение к осмыслению важной морально- этической проблемы, к определённым поступкам.
СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ:
- логичность( тип речи- рассуждение);
- образность (эмоциональность);
- призывность (страстность);
- общедоступность( для широкой аудитории);
- полемический характер (спор при обсуждении)
Языковые средства:
- лексика морали, нравственности;
- фразеологический оборот «белая ворона»;
- цитирование;
- лексические повторы;
- восклицательные, вопросительные предложения
- Какова тема текста ?
В словаре читаем: «Интеллигентный – образованный, культурный. Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры»
- Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С.Лихачёв?
- Какова идея текста?
- Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?
- Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?
- Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?
-Какие тексты об интеллигентности мы можем составить, используя разговорный и научный стили? Подумайте об этом, опираясь на таблицу «Стили речи». Работаем в паре. (Заслушиваются предложенные варианты).
-Языковые нормы являются обязательными для всех говорящих,
они зафиксированы в учебниках и справочниках. Однако в жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда говорить одинаково просто нельзя, порой это может вызвать смех. К примеру, какую реакцию окружающих может вызвать такое обращение: «Милостивый государь, не соблаговолите ли Вы передать некоторую сумму наличных денег для оплаты стоимости проезда в этом замечательном автобусе?»
С точки зрения нормы и литературности обращения, всё правильно. Но, согласитесь что-то здесь не так. Что, как вы думаете?
- Всё дело в том, что язык, как и любая знаковая система, может претерпевать некоторые изменения в зависимости от сферы использования или ситуации. Что такое речевая ситуация?
Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.
- Почему так важно учитывать не только стиль речи, но и речевую ситуацию?
Речевая ситуация обычно строится на трех китах: ГДЕ, С КЕМ, ЗАЧЕМ.
5. Закрепление полученных знаний (12 минут) .
- Итак, замысел успешного общения формирует конкретная речевая ситуация. Сейчас мы попробуем произнести одну и ту же фразу с различной целью.
«У меня важная деловая встреча»
1 ряд: используйте фразу с целью отказа.
Например, намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино («У меня важная деловая встреча, поэтому я не могу пойти с вами)
2 ряд: иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение.
3 ряд: данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность (партнёры обещают нам новые проекты, новые перспективы).
-Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего.
-Представьте еще одну речевую ситуацию. Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в этой ситуации?
-В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты видишь свою классную руководительницу. Проходя мимо, ты вежливо говоришь: «Здравствуйте, Елена Алексеевна!» Допущена ошибка (какая?) Или всё в порядке?
- Ты входишь в класс. Учителя нет в классе, только дети. Какие слова ты произнесёшь? Дай побольше ответов. Что, с твоей точки зрения, вежливо? Что не совсем вежливо? Какие варианты неприемлемы?
- Ситуация изменилась. В классе учитель и дети. Какие слова ты произнесёшь, входя в класс?
***Составьте спонтанные диалоги, разыгрывая речевую ситуацию. Для работы можно воспользоваться памяткой:
Чтобы успешно общаться, нужно соблюдать правила поведения во время беседы.
В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.
Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюблённым болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…А вот у меня…»
Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
Не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.
- Встреча одноклассников спустя 20 лет.
- Ситуация в очереди в магазине. Покупатель хочет сдать товар обратно в магазин.
6. Рефлексия (1 минута).
-Как вы считаете, почему важно учитывать стиль речи и речевую ситуацию?
Воспользуйтесь правом голоса: для этого поднимите микрофон вверх.
7. Домашнее задание. Составить текст на тему «Оренбургские степи» в любом из стилей (1 минута).
8. Итог урока (3 минуты).
-Заканчивая сегодняшний урок, хотелось бы еще раз сделать акцент на самом главном: неважно, каким стилем языка вы пользуетесь и в какой речевой ситуации вы находитесь, самое главное – оставаться тактичным и вежливым. Сегодня у вас есть уникальная возможность, которая, кстати, появляется часто, но только мы редко ей пользуемся. Сейчас, именно сейчас, поблагодарите одного из присутствующих за какую-то определенную ситуацию.
Чтобы успешно общаться, нужно соблюдать правила поведения во время беседы.
В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.
Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюблённым болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…А вот у меня…»
Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
Не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.
Чтобы успешно общаться, нужно соблюдать правила поведения во время беседы.
В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.
Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюблённым болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…А вот у меня…»
Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
Не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.
Чтобы успешно общаться, нужно соблюдать правила поведения во время беседы.
В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.
Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюблённым болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…А вот у меня…»
Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
Не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.
Чтобы успешно общаться, нужно соблюдать правила поведения во время беседы.
В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.
Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюблённым болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…А вот у меня…»
Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
Не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а и в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками и руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
« Вон человек, что скажешь ты о нём?»- спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нём плохого?»
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентом.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а и в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками и руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
« Вон человек, что скажешь ты о нём?»- спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нём плохого?»
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Функциональные стили речи"
Это открытый урок по "Культуре речи", "Русскому языку" и "стилистике" по теме "Функциональные стили речи", включающий в себя план, лекцию и приложения с презентацией, тестом, таблицей. Цели и зад...
Контрольная работа « Язык и речь. Функциональные стили речи»
Контрольная работа по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи». 2 варианта по 15 вопросов. ...
Тест по разделу "Язык и речь. Функциональные стили речи"
Тест по разделу "Язык и речь. Функциональные стили речи"...
14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"
Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...
Методическая разработка урока русского языка "Функциональные разновидности русского литературного языка"
Тема урока: Функциональные разновидности русского литературного языка. Публицистический стильЦели урока:Пополнить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка;развитие образ...
Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения раздела «Функциональные стили литературного языка» (Художественный стиль)
Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения раздела № 8 "Функциональные стили литературного языка" ."Изобразительно-выразительные средства языка и речи"....
Функциональные стили речи и их особенности
Материал предназначен для обобщения знаний студентов по учебной дисциплине Русский язык для студентов, получающих среднее (полное) образование в пределах основной образовательной программы СПО. ...